7) скорость и точность сложных видов двигательных реакций, хорошая координация движений, лёгкость образования и переделки двигательных стереотипов.
Проявление психологических характеристик человека-оператора в деятельности
Современная система управления техникой и людьми может разделяться на 2 класса:
1) организационные системы (человек управляет коллективом людей)
2) технологические системы (человек выполняет операторскую деятельность, которая заключается во взаимодействии внешнего мира и управление ими).
Оператор-технолог – работает в работе немедленного обслуживания и совершает исполнительские действия согласно предписаниям программы.
Оператор-монипулятор – осуществляет функции сенсомоторной регуляции деятельности с элементами понятийного и образного мышления.
Оператор-наблюдатель – информационный поиск.
Оператор-исследователь – использование аппарата понятийного мышления и опыта процессов преобразования информации.
Оператор-руководитель – осуществляет непосредственное и опосредованное управление людьми.
Существуют 2 формы эмоционального состояния при напряжении:
1) тормозной тип (однообразная поза, угловатость, замедленность движений, резкое напряжение мимической мускулатуры, снижение порога восприятия, повышенная прикованность внимания к основному доминирующему субъекту)
2) возбудимый тип (гипер активность, суетливость. многословие, лёгкая отвлекаемость внимания, ускоренное течение процессов мышления, быстрая смена).
Инженерно-психологическое проектирование СЧМС. Распределение функций между человеком и машиной
ИП проектирование – процедура реализации требований к средствам, содержанию, условиям проектируемой системы, которые определяются физиологическими, психологическими, генетическими особенностями деятельности человека-оператора, т.е. согласование человека и техники как единой системы:
* структурное согласование с учетом рабочего положения человека (поле зрения, размещение тела…)
* функциональные связи с информационной системой человека (объём операторской памяти, особенности внимания…)
* размещение и форма пульта управления, размещение и форма прибора
* колич. сигналов, их длительность.
Согласно также, что человек и техника включают в себя также:
– профессиональные ориентации +консультации
– профессион. отбор
– профессион. подготовка.
Распределение функций между человеком и техникой (по принципу преимущества возможностей):
а) техника:
* стабильное выполнение однообразных действий, следование алгоритму
* скорость при вычислении
* объём памяти больше, быстрое нахождение нужной информации
* использование при передаче информационной энергии, к которой не чувствительны анализаторы человека
* не чувствительна к влиянию среды.
б) человек:
* способности к обнаружению и распознаванию сигналов даже при повышенном уровне шумов и маскировки
* возможности принимать самостоятельные решения
* индивид. стиль деятельности
* новые, нестандартные способы решения
* способы накапливать и использовать опыт
* творческий компонент в работе.
Т. е. основная задача техники - обеспечение высокоэффективной работы + освобождение человека от тех функций, к которым он наиболее приспособлен, чтобы дать возможность реализовать себя в труде как личность.
Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к средствам отображения информации
ИП требования – это требования СЧМС, определённые характеристиками человека и установленные для обеспечения его эффективности и безопасности деятельности.
Требования:
1) общий объём отображения (очень большой объём вызывает недопустимые затраты времени оператора на подготовку решения)
2) оперативный объём отображения (число тех элементов, которые относятся непосредственно к решаемой в данный момент задаче)
3) размеры оперативного поля зрения (т.е. объём зрительной фиксации). (Если знак предъявляется за её пределами – скочки, смена точек фиксации. Если повышенная плотность представленных объектов – мобилизуется внимание, сокращается время на поиск).
4) структура информационного поля (при хаотическом расположении – эффективность зрительного поля понижается; при специальной организации – повышается выполнение поисковых задач).
5) маршрут движения глаз
6) разнообразные элементы информационногополя (увеличение разнообразных знаков приводящих к увеличению времени поиска; частые ошибки затрудняют анализ)
7) количество эталонов (поиск по нескольким эталонам достаточно сложная задача; увеличение времени выполнения операций; необходима тренировка).
Индикация:
– красный (отказ, неисправность)
– мигающий красный (авария)
– жёлтый (предупреждение)
– зелёный (можно действовать)
– белый (рабочее состояние)
Подача:
* своевременно ограничение
необходимое количество
* в форме непосредственной пригодности для работы
*точности
* наглядность.
Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к органам управления
ИП требования – требования к СЧМС, определённые характеристики человека и необходимые для его эффективности и безопасности деятельности.
Органы управления – элементы рабочего места оператора, которые обеспечивают ввод исполнительных команд в машину.
1) ни одна рука оператора не должна быть перегружена
2) группировка в связи с последовательностью деятельности
3) те органы управления, которые используются более часто находятся в зоне лёгкой досягаемости
4) однородные и идентичные органы управления должны быть расположены одинаково на всех панелях данной рабочей системы
5) должно оказываться определённое сопротивление внешним воздействиям
6) окраска чёрного или серого цвета, для индикации – красный, зелёный, жёлтый, белый.
Индикаторы ничего не должны закрывать, и они должны быть расположены вблизи друг друга.
Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к организации рабочего места и рабочей среды
ИП требования к СЧМС обусловлены характеристиками и необходимы для его адекватности и безопасности деятельности.
Требования:
1) достаточно рабочего пространства
2) достаточные связи (зрительные, слуховые) между оператором-оборудованием, оператором-оператором
3) безопасное оптимальное размещение всех рабочих мест
4) оптимальное расположение оборудования (средства отображения и управления)
5) чётное обозначение органов управления индикаторов и т.д. для лёгкого их нахождения и опознавания
6) достаточно освещения (естественного и искусственного)
7) яркость (свет, цвет панелей, экранов и индикаторов)
8) допустимый уровень шума и вибраций
9) достаточно простая сборка и разборка оборудования
10) наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков
11) надёжная индикация об общем состоянии всей системы
12) учёт физических и химических условий.
Предмет и задачи психологии туда
Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда.
Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), как источник активности, направленной на объект.
Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс включающий предмет, средства, цели, задачи труда, правила исполнения работы и условия организации.
В.Н. Дружинин выделяет объект изучения психологии труда:
1) человек как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.
2) группа людей (бригада, экипаж, смена и др.)
3) система (человек-техника, человек-человек, человек-природа и т.д.)
Предмет психологии труда – психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом, условиями, организацией трудовой деятельности.
Выделяют 2 группы задач:
1) внутри научные (образуют структуру науки)
2) прикладные (формируют прямые и обратные связи, соединяющие науку и практику, психологию и производство)
Основные задачи:
*психологический анализ деятельности специалистов различного профиля – разработка методов и программа анализа, анализ ошибок, построение профессинограмм.
*изучение механизмов псих. регуляции трудовой деятельности в нормальных условиях и экстремальных.
*исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда, и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию.
* изучение особенностей функционирования состояний субъекта деятельности.
*изучение закономерностей взаимосвязи особенностей1 личности и характеристик деятельности.
* обоснование системы профессионально-психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии и т.д.).
*разработка психологических рекомендаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов.
*изучение процессов формирования и становления личности профессионала.
История становления и развития психологии труда как отрасли психологической науки
В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов.
В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде.
Оживление на психологическом фронте в России началось до 1 мировой войны с перевода работ американского рационализатора Тейлора.
В работах Тейлора заложены идеи, связанные с движением по научной организации труда.
1) Значительный этап в истории психологии труда начинается с возникновением в зарубежной науке – психотехники. Термин ввел Штерн в 1903 г.
Этим термином воспользовался американский психолог Мюнстерберг, выпустивший книгу «Психология и экономическая жизнь», «Основы психотехники».
Параллельно развивалось советская психотехника. Это направление в изучении и организации труда возглавляло психологами, которые провозгласили необходимость изучать труд с точки зрения психологии.
В 1927 Всероссийское психотехническое общество издает журнал «Психофизиология труда и психотехника». Изучаются конкретные виды труда, интерес к методам профотбора, подготовка кадров.
2) До 1935 основной задачей было повышение производительности труда, разработка методов научной подготовки кадров, привлечение внимания общественности к вопросам труда и трудовой подготовки.
С 1936 вышло постановление о педагогическом извращении в системах наркомпроса. Психология как наука была ликвидирована. Работы по психотехнике прекратились.
1936–1956 официально психология не существует. В 1955 в Москве состоялось совещание психологов, оно было организовано Московским институтом психологии. На этом совещании выделяется инициативная группа ученых интересующаяся проблемами и вопросами психологии труда.
Была поставлена задача о развертывании и координации работы в области психологии труда. Было принято решение о проведении работы в области психологии труда.
В 1957 начинается этап возрождения психологии труда (Левитов, Платонов, Архангельский).
Место психологии труда в системе наук о труде
Основными научными дисциплинами, занимающимися изучением трудовой деятельности человека: психология труда; инженерная психология; эргономика.
Психология труда – отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей проявления психической деятельности человека в различных видах труда, разработка рекомендаций по обеспечению эффективности и безопасности трудовой деятельности.
Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая занимается изучением информационного взаимодействия человека и техники с целью использования полученных сведений в проектировании, создании, эксплуатации в системе «человек-машина – среда».
Эргономика – комплексная научная дисциплина, которая на основании учета требований различных наук о труде занимается совершенствованием и проектированием трудовой деятельности с целью улучшения ее эффективности.
Изучение психологических аспектов в различных видах трудовой деятельности основана на достижениях различных отраслях психологии: социальная, дифференциальная, психология личности и психофизиология.
В психологии труда используются теоретические и методологические материалы наук: социологии, педагогики, физиологии, гигиены, медицины, информатики, кибернетики.
Науки, связанные с психологией труда группируются в три группы:
1) науки с первой степенью родства:
экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, профессиональная педагогика, часть медицины, история техники, часть полеантропологии (орудия труда).
2) науки со второй степенью родства – это те отрасли технических знаний, предметом которых является орудийное оснащение трудового процесса:
техническая эстетика, теоретические вопросы художественного конструирования.
3) науки третьей степени родства – здесь для психологии труда интересна информация для правильного понимания трудовой деятельности профессионалов, для составления профессиограмм: математика; математическая логика.
Психология труда и инженерная психология
Психология труда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.
Инженерная психология развивалась на основе психологии труда. Однако эти дисциплины имеют различные задачи.
Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая занимается изучением информационного взаимодействия человека и техники, с целью использования полученных сведений в проектировании, создании, эксплуатации «в системе «человек-машина-среда».
Цель психологии труда: повышение эффективности труда за счет совершенствования уже созданной и используемой техники.
Цель инженерной психологии: разработка психологических основ для проектирования и создания новой техники с учетом «человеческого фактора». Изучая систему «человек-машина», инженерная психология старается достичь их высокий эффективности и разрабатывает следующие психологические основы:
*конструирование и управление техникой.
*подбор людей, которые обладают необходимым уровнем индивидуально–психологических и профессиональных качеств для работы с определенной техникой.
*профессиональная подготовка людей для работы с техникой.
Методы исследования в психологии труда
Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию.
Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности.
Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:
1) анализ рабочих документов – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности.
2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора информации по содержанию деятельности.
3) хронометраж – для оценки временных параметров трудового процесса.
4) опрос, беседа, анкета – для получения письменной или устной информации от субъекта труда.
5) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач.
6) трудовой метод – для получения информации об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.
7) биографический метод – анализ жизненного и трудового пути.
8) физиолого-гигиенические методы – для изучения условий деятельности.
9) эксперимент (естественный и лабораторный) – для изучения психологических особенностей субъекта труда.
Наиболее важным является:
* метод профессиографии – анализ псих. особенностей трудовой деятельности, основанный на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.
Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма (описание различных объективных характеристик профессий) и психограмма (описание психологических характеристик субъекта деятельности).
Методы исследований в инженерной психологии
Инженерная психология пользуется широким ассортиментом методов и конкретных методик, которые сложились в психологической науке, а также других смежных с ней областях (кибернетики, лингвистики, теории информации и т.д.).
Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, которые направлены на выявление закономерностей информационных процессов системы человек-машина и деятельности человека-оператора; так и в инженерно-психологических испытаниях новых образцов техники профильных с целью оценки их соответствия свойствам человека.
Инженерно-психологические исследования обычно начинаются с анализа реально существующих систем человек-машина.
Здесь основными методами являются:
1. наблюдение, которое дополняется специальными измерениями (освещенность рабочих мест, контрольно-измерительные приборы и т.д.)
2. беседа с операторами
3. анкетирование
Особое внимание уделяется анализу мест в системе человек-машина, т.е. ошибок, которые были допущены операторами, несчастных случаев и аварий. В процессе наблюдения формируются вопросы которые требуют специального изучения, при проведении которого основным становится эксперимент (лабораторный и естественный).
В инженерной психологии используется моделирование системы человек-машина. Заканчивается инженерно-психологическое исследование рекомендациями, направленными на повышение эффективности и надежности системы человек-машина.
Также методы можно представить в виде двух групп:
а) количественные методы:
*экспертный (переработка информации, полученной от специалистов в данной области – сбор экспертных заключений, метод ранжирования, непосредственная оценка).
*моделирование (для получения основных представлений о характере деятельности человека и о возможности создания задуманной системы имитирования деятельности в условиях максимально приближенных к реальным) + инженерно-психологический эксперимент.
*математическое моделирование (исследование путем построение математических описаний деятельности, математических моделей и их изучений)
б) методы исследований:
*на человека налагается те функции которые он ранее выполнял в других трудовых системах.