Образ отца в представлении детей из неполных семей


2.2.2.Диагностика стиля родительского отношения в полных и неполных семьях

 По результатам (см. таблица3) исследования родителей детей из неполных семей можно говорить о том, что они относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к своему чаду (ведь именно это ребенку сейчас необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верит в высокие возможности своего ребенка.
 Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними много времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.
 Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них. Наибольшую оценку родители из двух групп получили по шкале «принятие — отвержение». Практически одинакова кооперация. Родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей. В целом можно сделать вывод, что различия у детей из полных и неполных семей в эмоциональном состоянии не могут быть связаны с особенностями отношений в семье, так как родители с любовью и заботой относятся к детям обеих групп.


 Таблица 3– Результаты теста-опросника детско-родительских отношений

семья

Принятие-отвержение

кооперация

симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизация

Семья не полная 1

7б (3,79%)

4б(12,29%)

4б(74,97%)

6б(95,76%)

7б(100%)

Семья не полная 2

7б (3,79%)

5б(19,22%)

4б(74,97%)

5б(83,79%)

5б(96,83%)

Семья не полная 3

7б (3,79%)

2б(5,67%)

3б(57,96%)

6б(95,76%)

2б(70,25%)

Семья не полная 4

12б(77,21%)

7б(48,82%)

6б(92,93%)

6б(95,76%)

2б(70,25%)

Семья не полная 5

19б(95,5%)

2б(5,67%)

6б(92,93%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Семья не полная 6

6б (0,63%)

3б(9,77%)

3б(57,96%)

7б(100%)

7б(100%)

Семья не полная 7 

6б (0,63%)

2б(5,67%)

1б(19,53%)

4б(69.30%)

2б(70,25%)

Семья не полная 8

19б(95,5%)

1б(3,46%)

4б(74,97%)

3б(53,87%)

0б(14,55%)

Семья не полная 9

10б(53,79%)

7б(48,82%)

3б(57,96%)

4б(69.30%)

1б(45,57%)

Семья не полная10

11б(68,35%)

6б(31,19%)

6б(92,93%)

4б(69.30%)

2б(70,25%)

Средний

%






Семья полная 1

10б(53,79%)

7б(48,82%)

6б(92,93%)

7б(100%)

1б(45,57%)

Семья полная 2

30б (100%)

7б(48,82%)

6б(92,93%)

6б(95,76%)

0б(14,55%)

Семья  полная 3

28б(100%)

7б(48,82%)

7б(96,65%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Семья полная 4

5б(0%)

8б(80,93%)

5б(86,63%)

3б(53,87%)

0б(14,55%)

Семья полная 5

4б(0%)

8б(80,93%)

6б(92,93%)

2б(32,13%)

0б(14,55%)

Семья полная 6

8б(12,02%)

8б(80,93%)

5б(86,63%)

4б(69.30%)

0б(14,55%)

Семья полная 7

31б(100%)

8б(80,93%)  

7б(96,65%)

4б(69.30%)

0б(14,55%)

Семья полная 8

20б(97,46%)

7б(48,82%)

4б(74,97%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Семья полная 9

27б(100%)

4б(12,29%)

4б(74,97%)

7б(100%)

2б(70,25%)

Семья полная10           

31б(100%)

8б(80,93%)  

4б(74,97%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Средний

%







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие этого можно сделать следующие выводы:

1.                 Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;

2.                 Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;

3.                 У детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из неполных семей. Такие показатели возможны из-за того, что ребенок еще не оправился от потери близкого, родного для него человека;

4.                 Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными;
Дети из неполных семей более общительны по сравнению с детьми из полных семей. Это говорит о том, что для детей из неполных семей важно общение, они даже стремятся к нему. Это может быть связано с тем, что дома им этого общения недостает (в силу различных причин).

5.                 Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить теперь с ней, ведь именно она заменяет ему папу. У них теплые, доверительные отношения, даже теплее чем у детей из полных семей.

6.                 Не каждый ребёнок из неполной семьи вообще смог представить себе кто такой папа и зачем он вообще нужен.

Приведенные выводы исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, дети, воспитывающиеся в разных типах семей, испытывают эмоциональные трудности. Эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполной семьи тяжелее адаптироваться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение к матери, вследствие отсутствия отца. При этом изучение материнского отношения к детям из данного типа семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
            В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает значительно больше, и даже появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка. Родители не всегда их осознают, и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые дети задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своего характера не могут обратиться за ответом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям.
           Бытуют самые разноречивые мнения о неполных семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо. Другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. Третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
По свидетельствам исследователей, дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, склонны к невротическим нарушениям и эмоциональной нестабильности. Это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть и в полной семье, и в неполной, и совершенно необязательно, что они непременно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и, наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
         Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребенка, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей

Список используемой  литературы:

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.

2. Алфеева Е. В. Особенности работы психолога с семьёй. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2000. – 60 с.

3.  Антонов А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А. И.Антонов, В. А Борисов. М, 1990.

4. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

5. Архиреева Т.В. семейная психотерапия. 2006.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/ А.Г.Асмолов. М.,2001.

7. Битянова М. Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. М., 1995

8. Богданович Л. А. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М. 1990.

9. Бодалев А. А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалев, В.В. Столин. М., 1989

10.             Боровикова Н. В. Тренинг зрелого отцовствования и материнствования / Н. В. Боровикова, www.rusmedserv.com/psychpregn/tr2.htm/

11.             Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980

12.             Винникот Д. В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. М., 1995.

13.             Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис… канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ. – 1986. – 206

14.             Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 – С 35.

15.             Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.

16.             Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.

17.             Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.-  №11. – С. 72-79.

18.             Дружинин В. Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. Екатеринбург, 2000.

19.             Евсеенкова Ю. В.,. Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен //Мир семьи

20.             Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы /О.Н. Истратова Т. В. Эксакусто – Изд. 5-е. – Ростов н./Д.: Феникс,2008.

21.             Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики,2004. – 320 с.

22.             Кочубей Б. И., Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.

23.             Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

24.             Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа 1990 № 9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты