Оптимизация общения в семье (учет доминантности полушарий головного мозга в консультативной работе с...

Таким образом, если у сына все будет в порядке, интенсивность конфликта увеличится, а это угроза стабильности семьи. Ребенок в данном случае стабилизирует обстановку, уходя в «правополушарный тип» поведения. Чем хуже мальчик учится, тем больше времени мама и сын проводят вместе за уроками, тем меньше мама и папа выясняют отношения, тем стабильнее семья. Сначала эту зависимость видит только психолог, но с помощью циркулярного интервью (см. выше) эту зависимость начинают видеть все. Если психолог остается в линейной логике, то либо он может наладить учебу ребенка в школе на короткое время, либо у ребенка возникнет другое нарушение поведения или здоровья (психосоматика), которое будет стабилизировать семейную систему вместо неуспеваемости. Такие процессы были описаны неоднократно (Хейли), но не была установлена связь между межполушарным взаимодействием в семье. Необходимо психологу соблюдать в консультировании нейтральную позицию.


Пример семьи 2 типа: (Редко встречается)

          Мама                    Папа                               Ребенок

 




На первичной консультации мама (образование гуманитарное), не работает, домохозяйка. Придя на консультацию, сказала, что ребенок ее не любит, грубит, замкнут, весь в себе, муж тоже. При этом постоянно плакала, т.к. не может «пережить этого», почему это происходит, «сын ее отгоняет от себя, ссылаясь на занятость, свои дела. Они против нее объединились негласно».

Папа (исследователь, художник) дома почти не бывает. По словам жены имеет любовницу. Сыну все разрешает. Когда бывает дома все время молчит и смотрит телевизор. Живет ради ребенка с женой, помогает материально.

Сын Саша 13 лет просит дать ему самостоятельности, он знает Конвенцию о правах ребенка, хочет учиться, стать взрослым, помогать отцу. Гипотеза: Поведение сына сплачивает родителей и стабилизирует систему. Дети часто приносят себя в жертву стабильности. Запрос в результате консультации переформулирован на оказание помощи всей семье. Проведена работа по программе.

Пример семьи 3 типа (неполная семья): (аналогичен первому)

           Родитель                       Ребенок

 



                  

На прием с дочкой 2,5 лет пришла мама (по поводу того, что дочь не хочет говорить, хотя знает много букв). Во время беседы, девочка постоянно что-то показывала маме и дергала за руку, но мама не проявляла интереса к тому, что просила и показывала девочка. Она подходила и клала голову маме на колени, что оставалось незамеченным со стороны мамы. После некоторых безответных попыток, девочка заплакала. 

Мама, вытащила без слов игрушку из сумки, дала ребенку. Покрутив игрушку в руках, непродолжительное время, девочка бросила ее и снова заплакала. Мной был задан вопрос: «Как вы думаете, что хочет ребенок?» Мама затруднилась ответить. Было предложено обратить внимание на то, что девочка кладет голову на колени маме.  затем попробовать посадить ее на колени и погладить по голове. Мама выполняла указания и до конца консультации ребенок «воркуя» просидел, прислонившись к маме головой. Гипотеза: У ребенка развивается компенсаторно, становится доминирующим полушарие, противоположное родительскому. Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции, отсюда появляются определенные особенности в поведении ребенка, восприятии. Недостаток тактильного  контакта.

Замечено, что родителям, дети которых эмоционально - чувствительны (“правополушарные»), с большим трудом давалось игровое общение с ребенком. Так, когда было предложено поиграть с ребенком в игру “машинки на дороге”, то мама растерялась: “Так я не играла, даже когда сама была маленькой. У нее без меня лучше получится в игру такую поиграть, я обычно с ней в буквы играю, учимся читать”. Постепенно наблюдение за игровым общением вызвало у мамы интерес и желание включиться в игру.

В плане психокоррекционного воздействия необходимо проводить работу по изменению родительских отношений, связанную с их «потеплением». (Андрущенко )

Для проверки о компенсаторной функции одного из полушарий головного мозга у ребенка в семье была проведена консультативная работа с семьями с похожими запросами – неуспевание ребенка в школе, не удовлетворяющее родителей или учителей поведение. Возраст родителей не учитывался. Из 6 семей прошедших опрос по данной методике, выделены 3 полные семьи и 3 неполные.


Для большей валидности и надежности методики, проведено исследование семей на приборе «Активациометр», что помогает в выявлении доминирующих свойств полушарий головного мозга.


2.4. Апробация программы.

С каждой семьей проведена консультация по вышеописанной программе, гипотеза о компенсаторной роли доминантного полушария приемлема, так как у каждой семьи заметно улучшились отношения (с их слов, стали задумываться над тем, что происходит). Внешне поведение между членами семьи изменилось. 2001 года по февраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работа по разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе  описана апробация программы на примере работы с 6 семьями.

Для проверки полушарности головного мозга могут использоваться другие существующие не аппаратурные методы.

1 семья. (полная семья)

Показатели шкал активациометра

мамы Л= 19,8;      П=19,1

папы Л= 28,4       П=20,6                  Родители  - Л, Ребенок - П

ребенок Л=11,4;  П= 12,1

Мама (имеет 2 технических образования), всего у нее 3 детей, пришла с дочкой младшей 14 лет. Делает с ней уроки «из-под палки». Остальные дети уже взрослые.

Папа – основной «добытчик денег», дома почти не бывает, но когда приезжает, то «воспитывает всех с порога и собаке часто достается».

Дочь Люда любит мечтать, часто задумывается о чем-то, проявляет сильную зависимость к маме, прячется за ее спиной. Запрос – помогите ребенку.

Вся семья имела признаки нарушенного внутрисемейного общения: практически не было никакого семейного времяпрепровождения. Гипотеза: Снижение интеллектуальных возможностей ребенка детерминировано и носит временный характер, но только при условии изменения отношения к детям со стороны их семьи и проведения комплекса общеукрепляющей терапии. Необходимо проводить в семье психолого-педагогические мероприятия, если ребенок находится в патологических условиях личностного развития.

 Запрос был переформулирован как помощь всей семье. Проведено упражнение «Острова» (Приложение №4)

2 семья: (полная семья)

Показатели шкал активациометра

мама  Л = 24,7;     П = 26,7

папа   Л = 21,4;   П = 30,2                Родители -  П, Ребенок - Л

(папа - переделанный левша)

ребенок Л = 10,3  П = 10,1

1. На первичной консультации мама (образование гуманитарное), не работает, домохозяйка. Придя на консультацию, сказала, что ребенок ее не любит, грубит, замкнут, весь в себе, муж тоже. При этом постоянно плакала, т.к. не может «пережить этого», почему это происходит, «сын ее отгоняет от себя, ссылаясь на занятость, свои дела. Они против нее объединились негласно».

Папа (исследователь, художник) дома почти не бывает. По словам жены имеет любовницу. Сыну все разрешает. Когда бывает дома все время молчит и смотрит телевизор. Живет ради ребенка с женой, помогает материально.

Сын Саша 13 лет просит дать ему самостоятельности, он знает Конвенцию о правах ребенка, хочет учиться, стать взрослым, помогать отцу. Сбегал из дома один раз. Гипотеза . Уходы сына сплачивали родителей и стабилизировали систему. Дети часто приносят себя в жертву стабильности. Запрос в результате консультации переформулирован как помощь всей семье.

3 семья: (полная семья)

Показатели шкал активациометра

мама Л= 11,3        П= 10,8

          Мама – Л, Ребенок – П

ребенок Л=10,1    П= 11,1

Мама воспитывает сына одна, следит за каждым его шагом, каждой фразой, требует, чтобы не стеснялся говорить. Запрос – сделайте так, чтобы не зависел так от меня. Водит его сама на все кружки, куда сама его записала. Делает с ним все уроки вместе.

Сыну 13 лет, говорит, что ничего не хочет. Любит смотреть телевизор в тайне от мамы по ночам (активизация правого полушария) Гипотеза: мама чувствует себя нужной и необходимой, когда делает уроки с сыном. После проведения консультации гипотеза становится достоверной. Применены техники положительного переформулирования и запрос был переформулирован на помощь маме.

4 семья:     (неполная семья)

Показатели шкал активациометра

                                                          Мама          Ребенок


П

 

Л

 
мама Л=28,4         П= 21,7

ребенок Л=12,3    П=19,4

Мама (юрист по профессии) Пришла к психологу, чтобы выяснить, куда сын дел ее золотое кольцо. Недавно, сбежав из дома он прихватил его с собой. Ей рассказывать не хочет, но психологу должен рассказать. Маму интересуют «конкретные рекомендации», что делать с сыном.

Сын Андрей 14 лет сбежал из дома в деревню к бабушке, кольцо продал, чтобы было на что жить. Летом у бабушки в деревне – самое счастливое время, как говорит: «никто его не дергает, занимается сборкой мотоцикла». Любит рисовать. Проведена консультация с сыном и мамой сначала вместе, затем отдельно. Маме предложен опросник ДРО (детско-родительских отношений), затем опросник на полушарность в семье. После получения результатов, мама попросила дать ей рекомендации, как общаться с «правополушарным» ребенком, хотела знать его особенности, сказала, что он «не в нее пошел».

5 семья: (неполная)

Показатели шкал активациометра

мама Л= 38,2        П= 30,3

ребенок Л=9,6     П= 10,2                 Мама – Л, Ребенок – П

Ребенок девочка 2,5 года показания Активациометра могут быть с погрешностью, т.к. нажимала на клавиши не одновременно.

Мама (учится в институте МВД, работает в МВД), времени на ребенка почти нет, очень устает. Дочка пошла в садик, раньше сидела с бабушкой. Со слов мамы – все ее очень любят. Сказки не читают – некогда. Это вышеописанный  вариант семьи 3 типа стр.25

Предложено прослушать курс сказкотерапии для родителей, тактильный контакт.


6 семья (полная)

Показатели шкал активациометра

муж Л = 38  П= 21 (доминирует левое полушарие)

жена Л = 32 П= 27 (доминирует левое полушарие)

сын  Л = 26  П= 29 (доминирует правое полушарие)

          К психологу обратился отец (Геннадий) и муж семейства с вопросом «Что делать, чтобы сын так не переживал, когда мы ругаемся с женой?» После уточнений Геннадий объяснил, что сын болен, ему 19 лет, его зовут Саша. У Геннадия с женой Светланой возникают частые скандалы, она не довольна им все время, хотя деньги он в семью приносит. После скандалов состояние сына ухудшается. Со слов Геннадия «по образованию он инженер, работает на заводе снабженцем, Светлана- жена бухгалтер, зарабатывает мало, но на работе задерживается на долго, любит любовные романы и такие же фильмы». Сын учится в институте, но по причине болезни мало там бывает, требует ухода. Большую часть свободного времени отец посвящает сыну. На предложение психолога изложить свой вопрос в 3 предложениях спросил: «Можно мне завести любовницу, вы же видите какая у меня жена?». При проведении консультации на вопрос психолога «Что вы сейчас чувствуете?» часто отвечал объяснениями на тему…, рационализировал ответ, просил пояснить, чтобы было ему понятно, хотел записывать высказывания психолога. Был предложен  для него вариант составления «графика семьи», после того, как был составлен график, долго молчал, задумался и сказал, что что-то в этом есть, надо запомнить. Дано домашнее задание для активизации правого полушария: Записывать, что в данный момент чувствуете? Ритуал перед сном придумать: держать жену за руку, может быть вспоминать что-то или мечтать о будущем вместе и т.п.

Предложено ответить на вопросы опросника, были составлены графики, даны рекомендации по оптимизации общения и взаимодействию с ребенком, игры, проведены тренинги взаимодействия родителей с детьми.

         

2.5.  Результаты апробации программы.

Особенности доминирования того или иного полушария головного мозга позволяют увидеть многие проблемы и трудности, на которые жалуются клиенты, характер их взаимоотношений  с окружающими. Методика полушарности может помочь в раскрытии особенностей поведения одного из супругов.

Программа зарекомендовала себя эффективной в работе с семьями, желающими улучшить взаимоотношения и стабилизировать систему детско-родительских отношений, обращающимися со следующими запросами: нежелание ребенка делать уроки, нежелание ходить в школу, трудности с тем, чтобы вовремя вернуть ребенка домой, агрессивность, замкнутость.

Апробация программы показала, что эффективными оказались такие блоки программы как: упражнения, демонстрация «графика семьи» (после ответа на вопросы опросника), разыгрывание ролей.

Обсуждение с членами семьи «графика семьи» (своего рода «истории жизни»), право и левополушарных особенностей головного мозга, помогает понять клиенту смысл его истории жизни путем анализа разного количества деталей (с элементами когнитивной терапии). Обсуждение особенностей семьи помогает расширить диапазон восприятия разных жизненных событий.

Однако, существуют причины, по которым она может быть не эффективной:

-         редкое общение друг с другом членов семьи;

-         не всегда возможна работа сразу с обоими супругами в тренинге межполушарного взаимодействия (но можно создать группу семейной групповой терапии с похожими проблемами)- консультация, проводимая с людьми, заменяющих родителей, но не проживающих с членами семьи;

-         консультация семьи низкого интеллектуального уровня; с алекситимией (неумение описать чувства).

Полагаем, что в дальнейшем следует совершенствовать программу в плане расширения методик и техник для активизации того или иного полушария головного мозга, искать новые способы взаимодействия с членами семьи.

         










Заключение

Способность ребенка взять на себя функции лакмусовой бумажки – одно из ценных качеств, не до конца понятных некоторым родителям, да и психологам. «Все, что мы пытаемся изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих» (Юнг). Итак, мы разработали методику и осуществили ее апробацию. Программа зарекомендовала себя эффективной в работе с семьями, обращающимися с такими запросами: нежелание ребенка делать уроки, не хочет идти в школу или домой, агрессивность, замкнутость, желающими улучшить взаимоотношения и стабилизировать систему детско-родительских отношений. Однако, существуют причины, по которым она может быть не эффективной: редкое общение с ребенком; консультация, проводимая с людьми, заменяющих родителей, но не проживающих с членами семьи; консультация семьи низкого интеллектуального уровня; с алекситимией (неумение описать чувства). Полагаем, что в дальнейшем следует совершенствовать программу в плане расширения методик и техник для активизации того или иного полушария головного мозга, искать новые способы взаимодействия с членами семьи.

          Особенности доминирования того или иного полушария головного мозга позволяют увидеть многие проблемы и трудности, на которые жалуются клиенты, характер их отношений. Не всегда возможна работа сразу с обоими супругами, но методика полушарности может помочь в раскрытии особенностей поведения одного из супругов.

Несмотря на значительное количество данных, относительно влияния характера различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи на качество семейных взаимоотношений, этот фактор до сих пор не учитывался в консультативной работе с семьями. Еще не достаточно разработаны методики консультирования семьи с учетом упомянутых выше детерминант, но сделана попытка выявить и описать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи

Литература:

1.     Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. –М., 2000г. –с. 52-99

2.     Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в подростковом возрасте./ Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1991, №1, с 42-48.

3.     Ануашвили А.Н. Основы психологии. –М., 2001г. –с.13-39

4.     Арнаутова Е.П. Повторный брак матери и ее отношения с ребенком/Семейная психология и семейная психотерапия. 1997 -№1 – с.84-94

5.     Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. –Владивосток, 1988г.

6.     Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. –М., 2000г.

7.     Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома.

     –Екатеринбург, 1998г.

8.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб., 1992г.

9.     Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. –М., 1989г.

10. Боковикова А.М. Ред.; Основные направления современной психотерапии/ Семейная системная психотерапия/ сост. А.Я. Варга. –М., 2000. –с. 180-221

11. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. –М., 1981г.

12. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей.-М.,1990г.

13. Винникотт Д.В. Разговор с родителем. –М., 1995г.

14. Витакер К. За пределами психики.Терапевтическое путешествие. –М., 1999г. –с., 176-283

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты