Оптимизация общения в семье (учет доминантности полушарий головного мозга в консультативной работе с...

Конфликтные супружеские пары говорят мало и только о самом необходимом. Одна из наиболее частых тем – выяснение отношений, а иногда и без этого. Каждый предпочитает действовать в одиночку; при случае стремится обвинить другого.

С точки зрения доминантности полушарий головного мозга, благополучная семья та, которая не проявляет постоянно однонаправленные признаки лево или право полушарности. Ребенок должен иметь возможность развиваться не однополярно, развиваться не однобоко, компенсируя и стабилизируя бессознательно родителей. Часто родители причину детского нарушения видят только в ребенке.

Развитие в семье должно быть постоянным – без него брачные отношения становятся неустойчивыми. (Меньшутин В.П.)

Для благополучных семей характерен высокий уровень отношений в целом, высокая степень развития личностных качеств. У них высокая общая успешность реализации их целей, замыслов. Ведущая потребность благополучных семей – познание и расширение его.

1.1.2. Здоровая и дисфункциональная семья.

К. Витакер считает, что здоровая семья та, которая способна себя актуализировать, т.е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы. «Признаки здоровой семьи: способность воспринимать себя во времени и пространстве; способность осознать свое изменение; способность понять, что роли в семье изменяются и любая роль в различный момент времени и в различном месте может быть исполнена другим членом семьи… В подобной семье есть свобода объединения и обособления. В ней нет одного лица, ответственного за что либо, а тем более – ответственного за все». Понятно, что в здоровой семье тоже возникают проблемы, но она умеет и учится их разрешать.

 В процессе работы с семьями, в центре психолого-медико-социального сопровождения, мы создали определенную концепцию, основанную на практических данных.

Проводя консультации в Центре психолого-медико-социального сопровождения и  диагностическое обследование семейных пар, обратившихся за помощью, имеющих различные проблемы в детско-родительских отношениях, чаще всего работа проходит с дисфункциональными семьями, мы нашли у них много общего.

          Хочу подчеркнуть, что обращаются за помощью в центр, семьи с определенной спецификой взаимоотношений. Чаще всего это кто-то из членов семьи с просьбой или вопросом: почему ребенок не хочет учить уроки, не хочет идти в школу или сад, избегает общения со сверстниками, родителями, не слушает учителя, убегает из дома, и т.п.

          Это дисфункциональная семья, ее особенность – отрицать импульсы, стараться эмоции и их выражения втискивать в уже установленные рамки. Общение в таких семьях ригидное, а не спонтанное. Дисфункциональные семьи считают, что открытый конфликт может их разрушить. Поэтому они избегают разрешать конфликт, стараются его игнорировать, умолчать о нем. В конечном итоге семья застревает в какой-то точке становления и не может дальше совершенствоваться. Этот конфликт напоминает о себе позднее.
Цель психологического консультирования – вырваться из отношений дисфункциональной семьи и приблизиться к здоровой. Путь к этому идет через выработку у супругов умения принять различия друг друга, особенности, согласовать их.
          Как пишет В. Кемплер, психолог не должен находить за семью какие-либо новые способы взаимодействия, а тем более ценности. Его роль – это роль гида, ведущего к данным ценностям. Эту роль проводника психолог осуществляет во время общения с семьей. Психологическое консультирование помогает совершенствоваться, а происходит это только на основе опыта, приобретенного в процессе взаимодействия психолога и членов семьи.

1.2. Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения. Особенности правополушарных и левополушарных людей.

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции.

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга:

Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

В ситуации информационной перегрузки, невозможности выбора жизненно важного решения и внутреннего конфликта происходит запредельное повышение активности левого полушария, сменяющееся его защитным торможением. Торможение происходит тем быстрее, чем более «несвойственно» данное полушарие индивиду, то есть при преобладании естественной для него правополушарной активности. Наоборот, «левополушарные» индивиды более выносливы в плане мыслительного напряжения, но и здесь возможен предел, критическая точка, под влиянием длительно действующих перегрузок и чрезвычайных обстоятельств. Во всех случаях теряется жизнерадостность, сосредоточенность внимания, появляется чувство утомления и морального дискомфорта, нежелание что-либо делать, преодолевать препятствия. В то же время психические травмы, жизненные и семейные потрясения, испуги, неприятности и волнения способны перевозбудить активность правого полушария, которое начинает бесконтрольно (из-за подавленной активности левого полушария) генерировать беспокойство, тревогу, страхи. Перевозбуждение правого полушария приводит к нарушению биоритмов сна и бодрствования, непомерному расширению сферы неосознанных процессов (кошмарные сны, предчувствия беды). Аффект беспокойства и тревоги искажает присущие левому полушарию функции сознания и контроля, что делает невозможным анализ и критику происходящих событий. Так формируются навязчивые мысли, опасения и страхи. В свою очередь снижение активности правого полушария проявляется плохим настроением и печалью, расстройством биоритма сна и бодрствования, ослаблением чувства тела и сексуальных побуждений.

Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и леко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. «Правополушарные» склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. О лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира, у них лучше развита интуиция. Правополушарная активность связана с биоритмами, в том числе сна и бодрствования и с гипнабельностью. (эффективно внушение и релаксация для активизации психических резервов организма, мобилизации защитных сил).

Межполушарная активность меняется в зависимости от рода деятельности человека, его психического состояния.

Равнополушарный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Причем межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активизации левого полушария, правое быстрее вовлекается в работу. Учитывая эти данные мной выработана программы оптимизации общения в семье. Для оптимального взаимодействия в семье необходимо научиться использовать тот тип мышления, который является менее успешным.

Ученые установили, что у каждого человека одно из полушария является ведущим. Если у человека доминирует правое полушарие, то у него более развита эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то аналитичность ума преобладает над эмоциональностью.

У каждого человека доминирует в какой –то степени правое или левое полушарие, но многие люди не зная своих особенностей, не понимают, почему другому не нравится то, что нравится ему, почему я могу решить сложную задачу, а другой нет. Превалирование у человека одного из полушарий, специфическим образом отражается на особенностях поведения, интересов. Нет чистых «левшей» и «правшей», но в определенный момент жизни, ситуации могут проявляться доминантные функции. Переученный левша, часто не знающий, что он левша, в экстремальных условиях за рулем непроизвольно крутить руль левой рукой и попадает под встречный транспорт. (Семенович. А..В.)

Известные правополушарные люди: Жуков Г.К., Леонардо да Винчи, Ломоносов, Толстой Л.Н., Чарли Чаплин, Пушкин А.С.. Чистых левшей примерно 5-6%. Остальные 50 % населения являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества.

         

1.3. Психологическое равновесие в детско-родительских отношениях. Закон равновесия.

Человек – не просто биологическая сущность, а существо разумное и общественное. В ходе эволюции, по мере развития интеллекта и чувств, он научился руководствоваться не только позывами природы, но и более сложными побуждениями. Человек единственное существо, наделенное духовностью. Чем ниже уровень духовности членов семьи, тем с большей легкостью они следуют биологическому позыву.

 Жизнь в семье должна быть эмоционально насыщенной  и психологически комфортной. Как известно, все в этом мире стремится к равновесию. В любой семье происходит уравновешивание, но это может происходить за счет другого и в ущерб ему. Например, семья может сохранять равновесие, только за счет или во имя ребенка, а может держаться на ком-то еще из членов семьи.

          В центры психолого - медико - социального сопровождения г.Москвы в основном обращаются семьи, где нарушено равновесие в общении родителя и ребенка (позиции родителя  авторитарные, доминирующие, или попустительские, гиперопекающие), между членами семьи не происходит понимания. Родители, воспитывая ребенка часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получается полностью противоположная.

          Неадекватное, раннее средовое усиление ведущего, пусть и природного полюса латеризации головного мозга при условии недостаточного, опять же средового, раскрытия возможностей другого полюса приводит к следующему.

          При одностороннем усилении активности левого полушария мы видим напряженность психомоторных функций организма, неловкость, плохую координацию, недостаточную гибкость принимаемых решений и сомнения в правильности своих действий. Это дети, говорящие взрослыми фразами, интеллектуальные, но не способные быстро принимать решения, отказываться от второстепенного, моторно неловкие и скованные. Ввиду отсутствия непосредственности в контактах и неумения играть, принимать роли, им трудно быть долгое время в группе сверстников, к которым они относятся не по возрасту критически. В результате свои теоретические знания или «левополушарный опыт» они могут использовать только в общении со взрослыми.

          При одностороннем усилении активности правого полушария и недостатке возможностей левого полушария приходится убеждаться в эмотивности (повышенной эмоциональности) таких детей, предрасположенности к страхам, неустойчивости настроения и импульсивности. Преобладают и не редко все заменяют игровые интересы, спонтанное или «полевое поведение». Обычно они через некоторое время хорошо адаптируются в группе сверстников, но им, как правило, не хватает критичности и возрастного анализа своих поступков, как и усидчивости при обязательных интеллектуально насыщенных занятия.

Если оба родителя ориентированы на аналитическое, логическое восприятие (левое полушарие), то ребенок дабы уравновесить эту структуру, приобретает черты эмоционально – чувствительные (правое полушарие). Причем эти черты, при ригидности семьи усиливаются и как бы компенсируют недостающие у родителей вдвойне. Это случается в семьях, где не совершенствуется структура семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьи негибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному члену семьи. В данной концепции я рассматриваю семьи, которые по разным обстоятельствам не смогли сбалансировать свои отношения.

Часто происходит так, что родители с добрыми и благородными намерениями вступают со своими детьми  и друг с другом во взаимоотношения, полные непонимания и эмоциональной боли, противоположные их ожиданиям. Значит, между родителями и их детьми происходит что-то, что находится вне их контроля и осознавания, и это приводит к разрыву между добрыми намерениями и тем, что получается в результате. Очень важно найти тот неадекватный момент в общении, который мешает раскрыть наиболее полно внутренний потенциал каждого ребенка  достичь тех целей, которые ставят перед собой родители.


 Глава II  Разработка программы оптимизации общения в семье на основе знаний о доминантности полушарий. Выявление особенностей общения в семье.

2.1. Программа исследования     

Цели: разработать программу консультативной работы с семьями с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать фактор доминантности головного мозга с точки зрения его влияния на характер взаимоотношений в семье.

2.            Выявить и описать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий (П-Л, Л-П) у членов семьи.

3.            Разработать программу оптимизации общения в семьях с нарушениями жизнедеятельности, возникающими по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

4.            Произвести апробацию этой программы и оценить степень ее эффективности. Внести в программу необходимые изменения


Предмет исследования: Консультативная работа с семьями.

Объект исследования: семьи, члены которых обращались за психологической помощью в Центр психолого-медико-социального сопровождения СЗАО Министерства образования РФ. За период с марта 2001 года по февраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работа по разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе детально описана апробация методики на примере работы с 6 семьями. Выборка: полные и неполные семьи


2.2. Разработка программы оптимизации общения в семье на основе знаний о доминантности полушарий.

В процессе нашей работы в психологическом центре, у нас сложилась определенная логика работы по оптимизации семейного общения с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи. Логика эта в значительной степени опиралась и на осуществленный нами обзор литературы, относительно возможного влияния доминантности полушарий головного мозга на общение в семье. Но логику эту оказалось не так просто выявить и изложить в форме программы. Чтобы легче было отобразить нашу логику в форме программы, на первом этапе работы мы сочли необходимым зафиксировать 6 случаев нашей работы с семьями с учетом доминантности полушарий. Ниже приводим эти случаи.

          В современной семье наиболее часто можно встретить два вида ошибок, допускаемых родителями при воспитании детей:

1) Ребенка воспитывают авторитарно, строго требуя всех указаний со стороны взрослых. При этом, как правило не учитываются желания и возникающие чувства ребенка. Отношения строятся по принципу делового общения (левополушарное общение): поощрение является следствием хороших результатов в учебе, наказание – плохих. Важно то, что родители чаще и подробней останавливаются на ситуациях, когда ребенок неуспешен в чем-то. При этом негативно оцениваются не только результаты деятельности, но и личность ребенка, представляя ее как несостоятельную, неспособную. Например: “Ты глупый, потому что не смог решить простую задачу “. При таком стиле общения ситуация не решается конструктивно. Именно тогда, когда ребенку нужна поддержка и помощь со стороны близких людей, они занимают давящую позицию.

2)Члены семьи чрезмерно опекают свое чадо, считают его ценной собственностью, требующей бдительного присмотра. Всем своим поведением взрослые демонстрируют ребенку, что он маленький, слабый, не способный жить самостоятельно.

Таким образом, через воздействие на родителей (опекунов) можно добиться улучшения эмоционального состояния детей, семьи в целом.

Анализ результатов показывает: 1) трудности и конфликтность семейного общения ребенка, часто компенсируется привязанностью к животным, проявляется в устойчивости более ранних форм деятельности (предметно-игровая) 2) отсутствие взаимодействия в сфере общения с детьми другого возраста.

Чтобы приступить к терапевтической работе, необходимо изучить внутреннюю «семейную картину», установить уровень развития личностной сферы конкретного человека в семье, помочь активизировать мысли человека на тему семьи., оценить собственный семейный план.

Таким образом исходя из вышесказанного, составляется программа работы с семьями полными и неполными, правополушарного типа и левополушарного типа.

Проанализировав эти случаи мы начали разрабатывать программу по следующей логике:

1.     Проблема, с которой клиент столкнулся.

2.     Гипотеза, которую можно выдвинуть, применительно к этой проблеме, исходя из особенностей доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

3.     Алгоритм проверки гипотез в консультативной работе.

4.     Рекомендации по оказанию воздействия, применительно к каждой гипотезе


2.3. Программа консультационной работы семьями с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

Запрос (проблема) клиента

Консультативная гипотеза

Алгоритм работы в случае подтверждения гипотезы

1. Ребенок плохо учится, мама с ним занимается часами. (пример семьи 1 типа стр.30)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты