Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы)

Выделенные стадии условно соотнесены нами со стажем профессиональной деятельности, что позволило условно разделить выборку на группы :

§  первая группа - стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) педагоги со стажем работы 1 – 5 лет;

§  вторая группа – стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) педагоги со стажем работы 6 –10 лет;

§  третья группа - стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) педагоги со стажем работы 11 –20 лет;

§  четвертая группа - стадия профессионального мастерства (42 – 60 лет) педагоги со стажем работы более 20 лет.

Влияние профессиональной деятельности на человека прослеживается в исследованиях, направленных на изучение личности профессионала и становление субъекта профессиональной деятельности (А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Н.С. Глуханюк, Т.Л. Миронова, Г.С. Никифоров, А.А. Реан, Э.Ф. Зеер). Как показали результаты этих работ, профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации. В этом процессе происходят как позитивные, так и деструктивные изменения. Эти изменения базируются на рефлексивных процессах, которые способствуют развитию идентичности и профессионального самосознания (В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Д.В. Ронзин).


Выводы по главе 1:


1.     Идентичность выступает как сложный интегративный психологический феномен, который обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство (прил.1, табл.1). Мы исходим из того, что идентичность есть синтез характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде.

2.     Выделяются различные виды идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов «Я» (личная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных аспектов (сознательная или бессознательная идентичность), полного или частичного включения в группу (полная или частичная идентичность). Социальная идентичность характеризуется принадлежностью человека к определенной социальной группе (профессиональной, этнической, семейной, религиозной и др.).

3.     Изучение социальной идентичности направлено на понимание механизма отнесения человеком себя к какой - либо социальной группе, в частности, профессиональной.

4.     В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б. (приложение 2, табл. 2).

5.     На основе проведенного анализа различных подходов мы будим рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях.

6.     Профессиональная идентичность формируется в процессе профессионального становления личности.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


2.1 Описание выборки и организация исследования


Данное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №5» города Югорска. Общий объем выборки 61 человек в возрасте от 23 до 55 лет (из них трое мужчин остальные женщины), по национальности русские и татары, имеющие средний стабильный доход и пакет социальных льгот.

В исследовании принимали участие педагоги со стажем работы от года до 35- и лет, средний стаж педагогической деятельности 13,5 лет.

Исследование проводилось 23 марта 2005 г. с 11 утра до 13:00 согласно требованиям: по принципам сохранения тайны, не нанесения морального ущерба, на добровольной основе, анонимно.

Утренние часы, предоставленные для исследовательской работы, позитивно выгоднее тем, что психофизиологическое состояние в данный временной промежуток отличается работоспособностью, бодростью, отсутствием утомления, готовностью легко воспринимать и реагировать на получаемую информацию, что обуславливает объективность оценок и качество эксперимента в целом.

По указанию директора, было организовано собрание. Исследование проходило во фронтальной форме, в школьном классе, где не наблюдалось ничего, что могло бы стать причиной дискомфорта испытуемых. Освещенность соответствовала площади класса, внешних шумов не наблюдалось (транспорт, сильный ветер). Для получения наименьшего числа искажений в ходе исследования, испытуемый должен иметь личную заинтересованность в результатах диагностики. Данное исследование проходило в рамках аттестационной программы школы. Таким образом, мы достигли высокого уровня мотивации.

Каждому участнику исследования были предложены методики:

1.     Лири Интерперсональный диагноз – опросник личностный. Адаптированный Реан А.А. для анализа профессиональной идентичности педагогов.

2.     Личностный тест – опросник «Кто Я?», авторы М. Кун, Т. Макпартленд. Вариант обработки нестандаризированного самоотчета предложен Бурлачук Л.Ф., Морозовым С.М. [7, С.77-78].

Инструкция: «Уважаемые педагоги, в рамках аттестационной программы школы, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Перед вами две методики. Прошу обратить внимание на лист, где представлены характеристики личности и два бланка ответов, необходимо указать ваш возраст и стаж, фамилию и имя отчество укажите сокращенно. Ваша задача внимательно прочесть характеристики личности и заполнить два бланка ответов. В первом случае укажите, пожалуйста, те характеристики, которые соответствуют вашему реальному профессиональному образу «Я». Во - втором случае укажите, пожалуйста, те характеристики, которые соответствуют вашему идеальному профессиональному образу «Я», к которому вы стремитесь в процессе профессиональной деятельности ». Время выполнения 45 минут.

 «При выполнении второго задания, вам необходимо 10 раз ответить на вопрос «Кто Я?» ». Время выполнения 15 минут.

Не смотря на то, что перед началом исследования была дана четкая инструкция, в ходе диагностики задавались вопросы по поводу дальнейших действий, на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

После того как участники выполнили предложенные задания, мы произнесли слова благодарности, сделав акцент на важности проведенного мероприятия.


2.2 Методы и методики исследования


Анализ работ, посвященный изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер и др.) позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я – образе». Этот вывод был использован для формулирования требований к отбору методов исследования и включение в его программу тех, которые могли фиксировать характеристики профессиональных «Я – образов педагогов».

Методы исследования: опрос, тестирование, контент – анализ, математической обработки. Методики:

1. Лири Интерперсональный диагноз – опросник личностный. Разработанный Т. Лири в 1957г. и направлен на диагностику межличностных взаимоотношений и анализа идентичности. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я реального образа» и «Я идеального образа» (приложение 3). Для проведения данной процедуры требуется около 45 минут. Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:

1.     Властный – лидирующий.

2.     Независимый – доминирующий.

3.     Прямолинейный – агрессивный.

4.     Недоверчивый – скептический.

5.     Покорно – застенчивый.

6.     Зависимый – послушный.

7.     Сотрудничающий – конвенциальный.

8.     Ответственный – великодушный.

Теоретической основой методики является концепция Г. Салливана, в которой раскрывается определяющее значение оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит процесс персонификации, т.е. формирование личности.

Данную методику проверял автор русскоязычной версии Л. Н. Собчик в 1972г. на валидность конструктную путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири и характеристиками отраженными в профилях MMPI [7, с.160].

Надежность ретестовая от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке дать испытуемому оценку собственного «Я», имеют значения от 0,35 до 0,72.

В 1990г. вышло руководство к русскоязычной версии (Л. Н. Собчик) [7, с.158]. В 1999г. Реан А.А. адаптировал данную методику для анализа профессионального образа «Я».

2. Двадцати утверждений самоотношения тест – опросник личностный, вариант нестандаризированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Предназначен для исследования самоотношения. Данная методика была предложена М. Куном, Т. Макпартлендом в 1954г. [29]. Теоретической основой является концепция М. Куна, согласно основным постулатам, сущность личности можно определить через ответы на вопрос: «Кто Я такой?», обращенный к самому к себе. Вариант обработки, нестандаризированного самоописания с последующим контент – анализом, предложен Бурлачук Л.Ф., Морозовым С.М. в справочнике по психодиагностике [7, С.77-78].

 Испытуемый должен в течение 12 минут дать десять различных ответов на вопрос «Кто Я?». В инструкции говориться, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают.

Используемые в тесте категории контент – анализа были выделены на основе ряда исследований профессиональной идентичности Е.П. Ермолаевой. Таковыми являются: социальные группы (национальность, профессия, семья); личностные характеристики (физическое «Я», положительные качества «Я»); мировоззренческие позиции (философские, религиозные). Общая тенденция состоит в том, что различаются ответы по значимости, каких либо видов идентичности, для определенного профессионального сообщества.

Данную методику мы используем с целью выявления видов идентичности, включенных в структуру самосознания педагогов.

Важно отметить тот факт, что на данный момент не существует психодиагностического инструмента непосредственно направленного на измерение профессиональной идентичности. Изучение феномена возможно только через его составляющие компоненты: а) когнитивный (профессиональные знания и профессиональные убеждения, осознание профессионального «Я - образа»); б) эмоциональный (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»); в) поведенческий (стиль взаимодействия в профессиональной среде).


2.3       Результаты исследования профессиональной идентичности


Описание результатов по выделенным группам:

§  первая группа - педагоги в количестве 16 человек (от 23 до 25 -ти лет, средний возраст 24 года, со стажем работы 1 – 5 лет, средний стаж работы 2,7 года). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 9,9 по шкале «Альтруистичность». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 10,3 по шкале «Авторитарность»;

§  вторая группа – педагоги в количестве 15 человек (от 26 до 33 - х лет, средний возраст 30,6 лет, со стажем работы 6 –10 лет, средний стаж работы 8,5 лет). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 11,8 по шкале «Независимо - Доминирующий». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 8,8 по шкале «Авторитарность»;

§  третья группа - педагоги в количестве 16 человек (от 34 до 42 -х лет, средний возраст 37 лет, со стажем работы 11 –20 лет, средний стаж работы 16 лет). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 11 по шкале «Независимо - Доминирующий». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 14 по шкале «Сотрудничающий»;

§  четвертая группа - педагоги в количестве 14 человек (от 42 до 55 - и лет средний возраст 49 лет, со стажем работы более 20 лет, средний стаж работы 27,4 года). Максимальное значение в образе «Я реальное» Х ср.= 9,6 по шкале «Альтруистичность». Максимальное значение в образе «Я идеальное» Х ср.= 9,6 по шкале «Альтруистичность ».

В процессе обработки полученных данных обнаружили незаполненные бланки ответов, таким образом, из 61 бланка, 2 забраковали, общая сумма категорий для контент – анализа n=590.

Таким образом, мы получили:

Профессиональная идентичность – количество выборов 147 (25%).

Семейная идентичность – количество выборов 137 (23%).

Личностная идентичность – количество выборов 104 (18%).

Частичная идентичность – количество выборов 71 (12%).

Полоролевая идентичность – количество выборов 61(10%).

Гражданская идентичность – количество выборов 48 (8%).

Этническая идентичность – количество выборов 22 (4%).


2.4 Обсуждение результатов и выводы


Полученные результаты исследования профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы, мы обработали, применяя методы математической статистики, программы Excel.

Результаты диагностики межличностных отношений педагогов с различным стажем работы по методике Лири.


Таблица 5 Результаты диагностики по методике Лири

Группа

Возраст

Стаж работы

Тип межличностного взаимодействия педагогов в профессиональной сфере

Реальный «Я» образ

Идеальный «Я» образ

1.

23 -25 л.

1 – 5 лет

Альтруистический

Авторитарный

2.

26 -33 г.

6 – 10 лет

Независимо - доминирующий

Авторитарный

3.

34 – 42 г.

11 – 20 лет

Независимо - доминирующий

Сотрудничающий

4.

42 – 60 л.

20 лет и более

Альтруистический

Альтруистический


Одной из задач данной работы, мы обозначили исследование стилей межличностного взаимодействия педагогов с различным стажем работы.

Педагоги со стажем работы до пяти лет, видят себя ответственными по отношению к людям, деликатными, мягкими, добрыми, эмоциональными в отношениях к людям, проявляющими сострадание, симпатию. Предпочитают альтруистический стиль взаимодействия. Но в идеале педагоги до 10 – и лет работы стремятся к авторитарности.

Педагоги со стажем работы от 6 до 20- и лет, выделяют такие особенности, как черты самодовольства, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в коллективе. Стиль мышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью в независимо – доминирующем стиле межличностного взаимодействия. В этой возрастной группе мы обнаружили изменения, педагоги до 10 – и лет работы стремятся к авторитарности, после 11- и лет работы видят идеальным взаимодействием – сотрудничающий стиль.

Важно обратить внимание на результаты педагогов со стажем педагогической деятельности более 20-и лет, у них одинаковые представления о реальном и идеальном типе педагогического взаимодействия. Альтруистический тип межличностных отношений сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность, художественный тип восприятия, стиль мышления – целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, потребность производить приятное впечатление.

Мы предполагаем, что по мере увеличения стажа работы происходят изменения в качественных характеристиках профессиональной идентичности (изменении внешних и внутренних ориентиров тождественности, степени осознанности профессиональной идентичности).

Гипотеза исследования: существуют значимые различия в содержании профессиональной идентичности между группами педагогов с различным стажем педагогической деятельности.

В норме обычно нет значительных расхождений между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение или, неполное совпадение является условием роста личности, ее самосовершенствования.

Изучение тенденций изменения профессиональной идентичности у педагогов с различным стажем работы выявило, что идеальное «Я» служит эталоном, к тождественности с которым стремятся педагоги. Об этом свидетельствует расхождение «Я реального» и «Я идеального». Однако это расхождение говорит о неоднозначных тенденциях. Одна из них состоит в том, что педагоги со стажем работы до 5- и лет хотели бы в идеальном образе усилить черты авторитарности. Но если учесть, что авторитарный педагог не вписывается в идеи гуманистической и личностно – ориентированной педагогики, то такое устремление противоречит запросам сегодняшнего дня и ожиданиям детей. А сама эта тенденция может рассматриваться как достаточно деструктивная.

Обнаружено, что профессиональная идентичность претерпевает следующие изменения в связи с изменением стажа работы:

§  по мере увеличения стажа идентификация себя как авторитарного учителя ослабевает, причем скачек наблюдается при переходе от 11-20- и лет к 20 –35 - и лет работы;

§  проявились тенденции профессиональных ориентиров у учителей, имеющих различный стаж работы, в том, что: молодые педагоги хотели бы усилить профессиональные качества, определяющие авторитарность, в то время как опытные педагоги стремятся идентифицироваться с эталонами профессионально привлекательных образов: способных к сотрудничеству, великодушию и альтруизму.

Мы предполагаем, что: 1) с увеличением стажа работы, уменьшается рассогласованность между образами «Я реальный» и «Я идеальный» по шкале авторитарность у педагогов с различным стажем профессиональной деятельности; 2) увеличение стажа работы влияет на появление тенденции сближения идеального и реального профессиональных «Я - образов» педагогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты