Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы)

В рамках психоаналитического подхода проблема идентичности стала предметом научного анализа в психологии.

Изучение идентичности в традициях символического интеракционизма связано с работами представителей чикагской школы Дж. Мид, Ч. Кули, Дж. Болдуин и других. Так, Ч. Кули ввел понятие «Я - Концепция» (максимально близкое идентичности), как представление человека о самом себе, которое является субъективным отражением мнения окружающих.

В символическом интеракционизме главное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека (Я – каким меня видят другие), как он сам себя видит (Я – каким я сам себя вижу) и как соотносятся эти два процесса (Я как сознающий субъект и как объект).

В соответствии с общими характеристиками данного направления, идентичность (личностная и социальная) рассматривается Мидом как феномен социальный, формирующийся в ходе социального взаимодействия. Идентичность в работах Мида - это целостное восприятие себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, но и связи между собой и целым.

Символические категории, выработанные в языке, являются одним из инструментов возникновение осознанной идентичности. Человек может назвать свои характеристики и сопоставить их с характеристиками других людей. Кроме того, он выбирает цели, ценности, потребности, т.е. задает содержание идентичности, а общество корректирует нормы и законы ее существования. Так формируются аспекты «Я» и «Мы» в идентичности. «Я» – это часть идентичности, которая отражает неповторимость, индивидуальность реакций человека на социальную ситуацию и является само – детерминацией. «Мы» – это аспект идентичности связанный с усвоенными человеком социально – детерминированными особенностями, привычками, действиями, являющимися социальной детерминацией. Поскольку идентичность рассматривается Мидом как некая целостность, то человек стремиться достичь переживания себя как единого целого в гармоничной связи с окружающим миром. Но, если возникает противоречивое влияние различных социальных групп, то реакция будет появление соответственно различных идентичностей, что может повлиять на противоречивость поведения и прогнозирования [45,с.14].

Символический интеракционизм дал начало потоку социологических исследований в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности, а именно, сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [28, С. 180 – 188].

В рамках бихевиоризма личностный уровень анализа межгруппового взаимодействия был минимизирован, поскольку главный интерес исследователей сосредоточился на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Исследователь данного направления М. Шериф использовал понятие идентичность, чтобы определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах групповых идентичностей [45, с.18].

На основе анализа литературы, можно сделать вывод, что исследование проблемы идентичности развивается из направления вспомогательной области знания в предмет собственного теоретического и практического исследования. Мы выделили потребность исследователей синтезировать социально и личностные подходы к изучению идентичности.

Изучение идентичности проходило под большим влиянием когнитивного подхода в конце 50 – х начале 60 – х гг.

В когнитивной психологии идентичность рассматривается как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире организуется в связные интерпретации – идеи, установки, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Теория социальной идентичности является комплексной концепцией, которая базируется психологии личности, социальной и когнитивной психологии. Более выраженную когнитивную направленность она получила благодаря исследованию процесса категоризации, в рамках теории сравнения Дж. Тернера, основанной на работах Л. Фестингера [45, с. 20].

За последние десятилетия этой концепции посвящены дебаты в философии, религии, идеологии [14, с. 64]. Они направлены на понимание центральной проблемы психологии – взаимосвязи между индивидуальным и коллективным: индивидуальное против коллективного, персональная идентичность против социальной идентичность. Изучение идентичности базируется на идее, что каждый индивид характеризуется социальными характеристиками, которые демонстрируют членство в группе, с одной стороны, и персональными или индивидуальными характеристиками, которые более специфичны, уникальны, с другой стороны. Это концепция межличностной и межгрупповой дифференциации.

Для современных исследований идентичности одной из центральной проблем выступает вопрос о закономерностях ее динамики, в частности о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [45,с. 27]. Тэшфел делает вывод о том, что у каждого человека есть стремление к положительному, «хорошему» образу себя, соответственно, одной из основных закономерностей в динамике идентичности будет стремление человека к достижению позитивной идентичности. Таким образом, сравнение «Я образа реального» и «Я образа идеального», запускает актуализацию и развитие идентичности, за которым не редко лежит конфликт (межличностный или межгрупповой).

Анализ теоретических и практических работ, посвященных изучению проблематики идентичности позволяет выделить следующие основные тенденции в направлении изучения идентификационных процессов: а) от персонально – ориентированных к социально – ориентированному; б) от описательного к экспериментальному изучению; в) от психологического и социального к междисциплинарному.

Одним из первых, кто понял идентичность невозможно исследовать в рамках одного теоретического направления и даже одной науки был Э. Эриксон, который писал, что традиционный психоанализ не в состоянии постичь идентичность, потому что не выработал соответствующей терминологии. В исследовании идентичности необходимо объединение усилий разных психологических направлений. Эриксон, придавший понятию идентичности статус самостоятельной научной категории, еще в 50 – е годы предположил, что идентичность, и более того, кризис идентичности, станет центральным понятием в психологии. Послевоенные события, а так же бурное социальное развитие в 60 – 70 – е годы придали особую актуальность теме идентичности и привлекли к ней внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знания: социологов, педагогов, философов и других.

В начале 70 – х годов создатель структурной антропологии К. Леви - Строс подтвердил предположение Эриксона, отметив, что кризис идентичности станет новой бедой века, привлечет внимание многих ученых и превратиться из проблемы социально – философской и психологической в междисциплинарную [30, с. 45]. В рамках данного направления проводились кросс – культурные исследования идентичности [1, С. 7 - 38].

На протяжении последующих лет число работ, посвященных проблематике идентичности, неуклонно росло, и на состоявшемся в 1980 году первом мировом конгрессе, организованном Европейской Ассоциацией экспериментальной психологии, было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности. Последнее двадцатилетие лишь подтвердило наметившуюся ранее тенденцию: проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальным интересом для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания.

В современной отечественной психологии традиционно большинство исследований социальной идентичности связано с изучением отдельных ее видов по принципу их соответствия реальным группам: профессиональным, этническим, семейным и другим. Изучая теоретический аспект идентичности, более всего нас привлек феномен «Профессиональная идентичность» для дальнейшего теоретического и эмпирического изучения.

профессиональная идентичность педагог


1.2 Профессиональная идентичность как психологическая проблема


1.2.1 Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Зевалишеной, Н.Л.Ивановой, Е.В. Коневой и другими.

Профессиональная идентичность наряду с этнической является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. Изменение социально - экономического уклада жизни общества сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к профессии, организации деятельности. Социально-экономические условия отражаются на всех сферах жизни общества. Поэтому появляются новые требования к профессионалу. В наиболее общем виде проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя словами: «идентичность» и «развитие». Это значит, что для того, чтобы выжить в новых динамических социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и сохранить стабильность страны, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной среде. Развитие предполагает постоянную направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость информации, гибкость в целеполагании и принятии решений. Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа, на который многое зависит в профессиональной деятельности. Поэтому растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности является реакцией на изменение социально - экономических условий и новые требования к подготовке профессионалов.

Важно отметить, что существует точка зрения, согласно которой термин «профессиональная идентичность» дублирует другие устоявшиеся, в отечественной психологии понятия. Например, профессиональное самоопределение, профессионализация, профессиональное саморазвитие, профессиональный статус и роль. Эти и другие, близкие им понятия, отражают суть личностного изменения в ходе профессиональной подготовки и деятельности. На самом деле это не совсем так. Безусловно, между всеми этими понятиями существует определенная близость, но в то же время каждое из них имеет свой содержательный пласт. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которые выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Кроме того, это представление сопровождайся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением (принятием или нет) своей профессиональной принадлежности. Учитывая все что, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.

В исследованиях профессиональной идентичности, которые достаточно интенсивно проводятся в последние годы отечественными психологами, проявилось некоторое невнимание к проблеме социальной идентичности в целом. Как было показано в предыдущей главе, проблематика социальной идентичности достаточно молодая область исследования в психологи, что отразилось на представлениях о структуре социальной идентичности и соотношении различных видов идентичности. Поэтому этническая, профессиональная, культурная, религиозная и другие виды социальной идентичности рассматривались изолированно, без анализа их взаимосвязи и общности в рамках целостного явления. Это отразилось на методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в частности идентичности профессиональной.

Представитель многочисленных публикаций - Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность - это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я» [11, С. 51—59].

С точки зрения данного автора, профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции [11, С. 51—59]. Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности — обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции. Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией - возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и "наведение мостов" при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или ''рыхлости" структуры идентичности. Все это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала.

Исследователи данной проблемы подчеркивают, что формирование профессиональной идентичности - очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком. Например, Климов Е.А. отмечает, что формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание; своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства [25, С. 47 - 59].

Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ "идеального профессионала", который дополняется образом "себя как профессионала", все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в среде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств [32].

Под профессиональной идентичностью Завалишена Д.И. понимает, характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [13, с. 110].

Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциональное сопряжение человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [33, С. 20 - 25]. В этом определении также, на наш взгляд подразумевается наличие широкого когнитивного контекста профессиональной идентичности, без которого невозможно понимание своей профессии.

Сложным для отечественных психологов оказался вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентификационных процессов. Автор ряда статей о соотношении социальной и личностной идентичности, Павленко В.И. считает, что профессиональная идентичность является частью идентичности личностной [35, С. 135 – 142]. В ряде концепций понятие "профессиональная идентичность"' является конкретизацией понятия "личностная идентичность'' применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности. Необходимость введения понятия "профессиональная идентичность", Пряжников Н.С. объясняет тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения (развития, формирования) идентичности [40, С. 37 - 46].

Важно отметить, что подобная точка зрения возникает именно из-за недостаточной проработанности в отечественной литературе вопроса о сути социальной идентичности. Профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, поскольку связана с определенным групповым членством. Тем компонентом идентичности, который придает ей личностный характер, является система ценностей, сопровождающая восприятие группового членства. Поскольку профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально-важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная - явления одного порядка. Нам кажется более плодотворной точка зрения, в которой профессиональная идентичность рассматривается как подвид социальной идентичности, обладающий всеми общими признаками социальной идентичности и соответствующими закономерностями се формирования. В таком случае профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, последствиями межгрупповой дискриминацией и т.д.

Профессиональная идентичность, будучи подвидом социальной идентичности, является личностным качеством, поэтому появляется в ходе личностного и профессионального становления показывает влияние, на многие аспекты, мышления человека.

Сущность профессиональной идентичности Шнейдер Л.Б. видит в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте.

Исследователи подчеркивают также, что формирование профессиональной идентичности — очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком.

В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б.

На основе проведенного анализа различных подходов мы будим рассматривать профессиональную идентичность, как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии, и отражающийся в когнитивно – эмоционально – поведенческих самоописаниях. С точки зрения концепции Л.Б. Шнейдер Л.Б. [51].


1.2.2 Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной идентичности

В современной психологической литературе мы обнаружили разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности, и какие критерии могут быть положены в основу их классификации.

Как известно, понятие вида относится к концептуальному аппарату логики и рассматривается в соотношении с родом. Эти понятия служат для выражения отношений между классами. В то же время род и вид обладают определенными признаками, причем характеристики вида соответствуют родовым, от рода возможны различные пути к виду, но от вида только один путь к роду.

При определении видов социальной идентичности в качестве родового признака выступает понятие социальной идентичности, взятое в широком смысле этого слова. Чаще всего за основу классификации различных видов социальной идентичности берут тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, этническая, социальная, гражданская, профессиональная. Они отражают разные компоненты социальной отнесенности. Кроме того, выделяются компоненты структуры идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов Я сознательных или бессознательных признаков, полного или частичного включения в группу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты