Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности
1.1 Развитие представлений о понятии «идентичность»
1.2 Профессиональная идентичность как психологическая проблема
1.2.1 Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии
1.2.2 Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной идентичности
1.2.3 «Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
1.2.4 Формирование профессиональной идентичности
1.3 Концепция профессионального становления как частная методология исследования профессиональной идентичности
Выводы по главе 1
2. Организация исследования, результаты и их обсуждение
2.1 Описание выборки и организация исследования
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Результаты исследования профессиональной идентичности
2.4 Обсуждение результатов и выводы
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С изучением профессионального самосознания и профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения некоторых профессиональных проблем педагогов, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представление о себе как профессионале включаются в систему профессиональных действий, определяя стиль межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе. Осознанная идентичность позволяет педагогу не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа, на который многое зависит в профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Иными словами, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.
Следует также остановиться на рассмотрении теоретических предпосылок исследования профессиональной идентичности: во-первых, это развитие всего комплекса наук о человеке, реализация системного и комплексного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев); во-вторых, исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессионального развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, В.М. Шепель и др.), по проблемам становления личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский); в-третьих, рассмотрение профессионального развития в единстве с личностным (Л.М. Митина); в-четвертых, разработка концепций идентичности, Я-Образа профессионала и профессиональной идентичности (П. Бергер, А.В Гузь, Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Е.А. Климов, Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Т. Лукман, В.И. Павленко, Н.С. Пряжников Д.В. Ронзин, Д. Сьюпер, Г.С. Сухобская, Л. Тайлер, Х. Тэшфел, К. Хойсера, Л.Б. Шнейдер, Э Эриксон).
Таким образом, актуальность исследования заключается необходимости рассмотрения психологических особенностей профессиональной идентичности как отождествления себя с другими, выявления и реализации своего субъективного Я в контексте профессионального становления личности.
Проведенный теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности в отечественных и зарубежных исследованиях позволил выделить следующие противоречия, которые имеют психологическую природу и решение которых возможно с позиций психологии:
· между разнообразием теоретических концепций и подходов изучения профессиональной идентичности и отсутствием единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности и позволяла бы объяснить всю совокупность эмпирических данных, получаемых разными исследователями;
· между необходимостью определения специфики профессиональной идентичности в соотношении с разными видами идентичности и отсутствием единых критериев, по которым можно определить ее представленность (значимость) в структуре самосознания наряду с другими видами идентичности;
· между потребностью в оценке уровня сформированности и содержания профессиональной идентичности субъекта на разных стадиях профессионального становления и наличием методологических методических трудностей, т.е. отсутствием надежных методов и методик измерения различных показателей, характеризующих уровень профессиональной идентичности.
Выделенные противоречия, анализ психологической литературы позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы).
Актуальность проблемы исследования и ее недостаточная разработанность явились основанием для выбора темы дипломной работы.
Объект исследования - профессиональная идентичность педагогов.
Предмет исследования - психологические особенности профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы.
Цель исследования - выявление психологических особенностей профессиональной идентичности педагогов с различным стажем педагогической деятельности.
В качестве исследовательских гипотез выступают следующие предположения:
1) профессиональная идентичность является одним из наиболее представленных видов идентичности в структуре самосознании педагогов;
2) существуют значимые различия в содержании профессиональной идентичности между группами педагогов с разным стажем педагогической деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были определены задачи исследования:
1) теоретическое изучение профессиональной идентичности педагогов;
2) определить виды идентичности, включенные в структуру самосознания педагогов;
3) исследовать стили межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе;
4) исследовать реальный и идеальный профессиональный «Я- образ» у педагогов с различным стажем работы;
5) установить тенденции изменения профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы;
6) охарактеризовать особенности профессиональной идентичности педагогов с различным стажем педагогической деятельности.
Теоретико - методологической основой исследования являются концепций идентичности, Я-Образа профессионала и профессиональной идентичности (П. Бергер, А.В Гузь, Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Е.А. Климов, Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Т. Лукман, В.И. Павленко, Н.С. Пряжников Д.В. Ронзин, Д. Сьюпер, Г.С. Сухобская, Л. Тайлер, Х. Тэшфел, К. Хойсера, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон). Частной методологией исследования послужили концептуальные положения о психологических закономерностях и особенностях профессионального развития личности (Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.); теоретические положения о деятельности и личности педагога (Е.Н. Волкова, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан).
База исследования - педагоги средней образовательной школы №5 города Югорска, Тюменской области. Общий объем выборки 61 человек в возрасте от 23 до 55 лет, имеющие стаж работы 1-5 лет, 6-10 лет, 11-20 лет и более 20 лет.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов и методик: сравнительный анализ подходов к проблеме профессиональной идентичности, методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири), тест – опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд), методы математико-статистической обработки данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные об особенностях профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы могут быть учтены при организации профессиональной переподготовки, и при аттестации учителей. Полученные результаты также могут быть использованы в разработке тренинга профессиональной идентичности.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы и результаты докладывались и обсуждались на VII Региональной научно – практической конференции «Психология сегодня - 2005» (21 – 22 апреля 2005г.).
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Развитие представлений о понятии «идентичность»
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером, У. Джеймсом, Д. Парфитом, 3. Фрейдом, А. Фрейд, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, в отечественной – В.В. Абраменковой, М.М. Бахтиным, И.С. Коном, В.С. Мухиной, Л.М. Поповой.
Широкое распространение термина "идентичность" и его введение в научный обиход связано с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшую характеристику целостности личности, как интеграцию переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами. Традиция словоупотребления идентичности в психологической литературе совпадает в своем первоначальном значении с понятием такой онтологической истины «вещь является самой собой и не чем-либо другим». Подлинное означает тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. В этом плане можно обсуждать, что идентичность человеку не дана, она задана, ее развитие поддается обсуждению не в терминах "формирования", а терминах "достижения" и «становления». Большинство исследователей трактуют идентичность как результат некоего процесса (самопознания, самопонимания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п.) и подчеркивают ее экзистенциальный характер наряду с функциональным.
Можно выделить 3 уровня представленности термина "идентичность" в языке:
-уровень очевидности или рационалистический, он отражает целостность, неделимость, «натуральность» личности как интегративное свойство человек таков, каким он кажется;
-понятийный, он отражает конкретно-научное содержание, определяемое исследователями, представляет степень соответствия человека группе, полу, этносу;
-глубинный или иррациональный, он отражает самость, вещь в себе, основывается на признании иллюзорности человеческого самосознания, необходимости разотождествления сознания с любым наличным содержанием, критике любых форм самоидентификации человека в сфере сущего.
Идентичность обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство, т.е. она выступает как сложный интегративный психологический феномен. Мы исходим из того, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде.
В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мерлина, В.С. Мухиной, Л.Д. Олейника, Л.С. Рубинштейна) сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания. В его рамках установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самоотношение, самооценка, достаточно хорошо изучены такие вопросы как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания, образ «Я». Таким образом, в отечественной психологии оформилась следующая эвристическая последовательность сознание - самосознание - образ «Я». Можно ли просто заменить термин "самосознание" на термин "идентичность"? С точки зрения Шнейдер, термины "самосознание" и "идентичность" не являются взаимозаменяемыми и абсолютно тождественными понятиями [51].
История понятия разработана недостаточно. Есть основание полагать, что первым в начале 20 века это понятие употребил З.Фрейд в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» [48]. И означало самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Этот термин, имеет более широкое значение, и обобщает имитацию, подражательное поведение, эмоциональное слияние с объектом.
В современных психологических работах разделяются понятия идентичность и идентификация [19; 24]. Например, когда говорят «идентичность», акцент делают на некотором состоянии, как на относительно конечном результате самоотождествления. Идентификация – процесс, специфика психологических и социальных механизмов, ведущих к этому состоянию [24, с. 43].
Изучение идентичности восходит к работам Гарвардского университета У. Джемса, который разработал концепцию осмысления личностью своей самоотождествленности, своих границ и места в мире (1890 г. «Принципы психологии») [10]. Джемс показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, а именно в личном, где создается личная самотождественность, и в социальном, где формируется многообразие социальных «Я» индивида. Эти две плоскости - стороны одного целостного образования «Я». Знаменитый постулат Джемса гласит: «самоуважение индивида определяется отношением наших действительных способностей, реально достигнутого успеха и притязаний, проявляющихся в желании занять определенное положение в обществе и кем - то стать» [10, С. 27 - 48] через сочетание двух параметров идентификации и самоуважения. В концепции Джемса социальная идентичность является одним из личностных оснований, которые помогают человеку сохранить самоуважение и целостность его «Я».
Э. Фромм, вплотную подошел к проблематике социальной идентичности, в своих публикациях он описывает влияние тоталитарных систем на личность человека [49;50]. Первое обращение к проблематике идентичности было сделано в работе «Бегство от свободы», где выводит понятие идентичности, а также описывает мотивы возникновения той или иной идентичности. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой – то целостной структуре, осознанием человека того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу. Это позволит ему избежать полного одиночества и сомнений [50, С.59 - 66]. Фромм показал сложную взаимосвязь идентичности с конкретными историческими условиями, а также между чувством свободы и чувством одиночества.
В середине 20 века появились и другие работы, которые по-своему повлияли на развитие проблемы идентичности в психологии. На основе проведенного анализа работ, можно выделить ряд теоретических подходов, которые составили историю формирования данной проблематики. Перечислим некоторые из них: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулей, И. Гофман, Г. Фогельсон), бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф), когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс), деятельностный подход (В.С. Агеев), феноменологическая социология (М. Хайдеггер, Т. Парсонс, Г. Салливан), конструкционистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Т.Г. Стефаненко).
Классификацию основных подходов к изучению идентичности можно проводить по различным основаниям. Например, в зависимости от того, какое место занимает проблематика идентичности в общей концептуальной системе или другое основание классификации – метод исследования, который используют авторы, в частности, описательная или экспериментальная традиция.
С точки зрения психоанализа, любое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах: динамическом, энергетическом и структурном. В рамках данного подхода разработка понятия идентичность осуществляется с точки зрения структурно – динамических характеристик. Исследователи обращаются к ее процессуальной и содержательной стороне, благодаря чему прошлое, настоящее и будущее переживаются человеком как единое целое.
Один из ярких представителей психоаналитического направления американский психолог Э. Эриксон, исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития. [51]
На основе теоретического анализа проблемы в работе «Детство и общество» [53], мы отметили, что Э. Эриксон определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Идентичность - сложнейший процесс, локализованный в ядре индивидуальности, но также и общественной культуры. Как остроумно замечает Эриксон, человек – это не археологический курган, где история расположена пластами, а существо, которое по мере взросления делает свое прошлое частью будущего, а любую прошлую среду, с которой он взаимодействовал, частью своего настоящего окружения. Чувство идентичности позволяет видеть свою жизнь в контексте непрерывности, как ретроспективно, так и перспективно [54, С. 106 - 125].
Идентичность – это тождественность самому себе. Обладать идентичностью – значит иметь личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я. Структуру идентичности Эриксон рассматривает как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Он выделяет три основных уровня анализа человеческой природы: индивидный, личностный, социальный. На индивидном уровне анализа идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности, представление о себе как о относительно неизменной данности физического облика, темперамента, задатков, имеющем свое прошлое и будущее. На личностном уровне идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, тождественности самому себе. На социальном уровне идентичность определяется как ощущение человеком принадлежности к значимым социальным группам (профессиональным, этническим, религиозным и др.) [52, С. 155 - 201].