Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза

—Мое собственное Я не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания.

—Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

—Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

—Мое внутреннее Я всегда мне интересно.

Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6: самопринятие.

Примеры пунктов:

—Можно сказать, что я себе нравлюсь.

—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

—Во мне вполне мирно уживаются и мои достоинства, и мои недостатки.

—Мой внутренний голос мне редко подсказывает то, с чем бы я в конце концов согласился.

В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Шкала 7: самопривязанность.

Примеры пунктов:

—Я бы хотел оставаться таким, какой я есть.

—Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

—Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

—Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.

—Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе.

Шкала 8: внутренняя конфликтность.

Примеры пунктов:

—Порой мне кажется, что я какой-то странный.

—Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

—Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

—У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

—Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, чтоI все равно выйдет не так, как я решил.

— Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я.

Шкала 9: самообвинение.

Примеры пунктов:

— Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

— Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

—Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

—Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

— Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям к в собственный адрес.

Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.


Задание 7.

Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой


Инструкция: внимательно прочитайте вопросы, выберите тот вариант ответа, который соответствует вашему мнению.

1.       Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало что-то говорить или делать?

а) очень часто (1 балл);

б) иногда (3 балла).

2. Если вы общаетесь с остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии (5 баллов);

б) не будете ввязываться в соревнование, отдав ему должное, уйдете от разговора (1 балл).

3. Выберите одно из мнений, наиболее близкое вам:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле — результат упорного труда (5 баллов);

б ) успехи часто зависят от счастливого стечения обстоятельств (1 балл);

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить (3 балла).

4.       Вам показали шарж или пародию на вас, ваша реакция:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное (3 балла);

б) попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его (4 балла);

в) обидитесь, но не подадите вида (1 балл).

5.Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека ?

а) да (1 балл);

б) нет (5 баллов);

в) не знаю (3 балла).

6.       Вы выбираете духи подруге в подарок, покупая:

а) которые нравятся вам (5 баллов);

б) которые, как вы думаете, обрадуют подругу, хотя вам лично они не нравятся (3 балла);

в) те духи, которые недавно рекламировали (1 балл).

7.       Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да (1 балл);

б) нет (5 баллов);

в) не знаю (3 балла).

8.       Задевает ли вас то, что ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да (1 балл);

б) нет (5 баллов);

в) иногда (3 балла).

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да (5 баллов);

б) нет (1 балл);

в) не знаю (3 балла).

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой (1 балл);

б) желтый (3 балла);

в) красный (5 баллов).

Обработка результатов

50 — 38 баллов — вы довольны собой и уверены в себе. У вас [большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое Я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о |вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Еще один недостаток — слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. А жаль...

37 — 24 балла — вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход |ИЗ трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная, здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23 — 10 баллов — очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.


Приложение 2


ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Мы научаемся быть лучше в том, что мы ценим и желаем делать, и, в то же время, мы начинаем ценить и желать делать то, в чем мы успешны

1) Понятие успеха в профессиональной деятельности

Успех в профессиональной деятельности проявляется прежде всего в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению данной цели.

В достижении профессионального успеха и значимой цели наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который можно сформулировать гак: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе, и действуй. Но вовремя остановись, если идет сопротивление».

Расшифровка этого принципа состоит в следующем.

1.       Необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности.

2.       Важно проанализировать профессиональную ситуацию и выделить две группы условий — способствующих и препятствующих достижению цели.

3.       Из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы.

4.       Из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают.

5.       Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать.

6.       Условия, которые препятствуют достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны.

7.       Если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности. Вполне возможно, что ситуация изменится так, что упростится достижение поставленной цели или сама цель перестанет быть значимой. В любом случае не следует «ломиться в закрытую дверь».

2) Динамика профессионального успеха

Многие встречались с тем, что обычно называется успехом или везением. Но немногие смогли вовремя почувствовать, что это — важный и, может быть, единственный шанс изменить себя и свой статус в профессии. Может показаться, что все еще впереди и таких моментов удачи или везения будет еще много. Однако это не совсем так: проходят годы, и работник начинает сожалеть, что не использовал определенные шансы, потерял время и не смог вовремя сконцентрироваться на достижении значимой цели.

Как различить, пришедшее везение — это случайная удача или устойчивый успех? Это действительно трудно понять, потому что успех приходит по-разному.

1)                 Вспомните, когда в профессиональной деятельности что-то долго не получалось, вы прикладывали неимоверные усилия, работали на пределе возможностей, старались — и вдруг получилось! В этом случае успех воспринимается как необходимый результат долгого и упорного труда.

2)                 Но успех может прийти и тогда, когда вы его совсем не ждали. Вы что-то делали «спустя рукава», не придавая этому большого значения или просто ради удовольствия. Но неожиданно для вас окружающие приходят в восторг и восхищение, говорят вам лестные слова о вашем таланте. Постепенно и вы сами начинаете верить в то, что ваше случайное занятие «для души» может стать смыслом вашей жизни.

3)                 Может быть и так, что долгие годы вы работаете «в поте лица», но вам упорно не везет. Ваши ровесники давно обогнали вас. Но когда многие из них уже «выдохлись», вы, наоборот, только начинаете «набирать обороты» и за какие-нибудь два-три года вырываетесь вперед.

Словом, у каждого свой темп и свое время. Главное — быть внимательным к началу профессионального успеха и не упускать момент, когда возникает профессиональное везение.

Правило эффективного действия и достижения профессионального успеха состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться до конца. В любом случае то что наработано, не пропадает зря. У человека формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. Как правило, в будущем эти качества, несомненно, окажутся полезными в профессиональной деятельности.

3) Психотехника профессионального успеха

Для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности. Вспомните себя в тот момент, когда у вас получилось что-то важное и значимое.

Каким в вы были:

♦  спокойным и уверенным, как будто наперед знали и чувствовали, что у вас все получится;

♦  отстраненным и охлажденным, проявляя внешнее равнодушие к тому, что произойдет;

♦  горячим и напряженным, страстно желая достичь успеха;

♦  искренне удивленным, не ожидавшим, что получится такой хороший результат;

♦  чувствовали состояние внутренней свободы;

♦  вообще ничего не чувствовали, полностью растворяясь в деятельности.

Правило: внутреннее состояние успешности индивидуально для каждого человека. Данное состояние следует запоминать, уметь быстро психотехнически настраивать себя на данное состояние.

4) Начало профессиональной деятельности

С целью достижения успеха следует помнить, что в самом начале необходимо удержаться от того, чтобы сразу действовать слишком интенсивно. Можно «перегореть» на старте и совершить слишком много ошибок именно тогда, когда еще до конца не понятны условия и обстоятельства работы.

«Мягкая» стратегия «включения» в профессиональную деятельность такова: «маленькими шажками», терпеливо и постепенно входить в новое дело или занятие. Медленно и осторожно раскручивать пружину своей внутренней энергии, набирая опыт и уверенность в себе.

Например, книгу в 200 страниц человек пишет в течение долгих месяцев, И только умение терпеливо писать страницу за страницей каждый день («Ни дня без строчки!») постепенно делает ее издание все более и более реальным.

5) Уровень мотивации и профессиональный успех

Давайте вспомним русскую сказку об Иванушке, который лежал на печи, а затем выловил волшебную щуку из речки, выполнившую его желания. Мы часто иронизируем над этой сказкой: «Везет Иванушкам-дурачкам!» Но забываем о том, что в сказках заложена народная мудрость: « Везет тому, кто не слишком усердствует в желании добиться успеха. Более того, фактор везения возникает у тех, кто выступает свободным от желаний и целей».

Действительно, многие из нас замечали, что если мы излишне сильно чего-то хотим, неожиданно возникают какие-то препятствия, будто сама жизнь начинает нам сопротивляться. Чем больше мы прилагаем энергии и усилий для достижения значимой цели, тем больше возникает объективных и субъективных факторов, препятствующих нашим желаниям и ломающих наши планы.

Здесь важно найти свой оптимальный уровень активности, при котором «все получается». Чуть меньше активности — ничего не происходит, жизнь и дела «стоят на месте». Чуть больше усилий — начинается сопротивление.

Важно также помнить, что слишком сильное желание достичь поставленной цели и успеха всегда сопряжено со страхом неудачи. Страх блокирует внутренние возможности работника и снижает его творческий потенциал. В результате он может пройти мимо условий, которые могли бы привести к профессиональному успеху. Чтобы их увидеть, следует лишь немного посмотреть на ситуацию извне, со стороны, а это невозможно сделать, если он боится ошибиться.

Успех в профессии возникает именно тогда, когда работник внутренне свободен, раскрепощен и, как это ни странно, не испытывает слишком сильного желания чего-то достичь. Ему начинает сопутствовать везение, если он руководствуется следующим правилом: «Хорошо, если у меня получится, но не будет большой трагедии, если не получится*, «Для меня это не столь значимо, есть дела поважнее*.

6) Эффективный темп профессионального успеха

«Это произойдет тогда, когда должно произойти» — этот закон успеха срабатывает почти всегда. Следствия: «Ничего не произойдет раньше положенного срока этого события» и «Ничего не произойдет позже».

Несмотря на то что в такой формулировке чувствуется некий оттенок фатальности, все же существует психологическое объяснение этому, и вполне конкретное.

Ускоряя событие, человек начинает торопиться и допускает ошибки. Практически всегда, когда он действует поспешно, он ошибается.

Критерий правильной оценки своего внутреннего состояния состоит в следующем: если человек чувствует себя спокойно, сбалансированно и способен принимать взвешенные решения — он сохранил активность и высокую эффективность своих действий. Если же работник чувствует «внутренний тремор», повышенную тревожность, «проскальзывание», излишне много внимания уделяет мелочам и деталям, начинает суетиться, слишком быстро говорить и двигаться — он спешит и может совершить непоправимую ошибку.

7) Прогнозирование и профессиональный успех

Ускоряя события, человек отчетливо, во всех деталях начинает мечтать о том, что будет, когда важное для него событие произойдет или он добьется значимой цели и профессионального успеха. В своем внутреннем воображении он представляет конкретные события, видит конкретных людей и слышит конкретные слова.

В результате желаемое событие как будто уже свершается - но только в мечтах и представлениях человека и может не произойти в реальной жизни. Как будто сила энергии, отпущенная на свершение события, полностью расходуется в мечтах и фантазиях, и ее не хватает на реальное воплощение данного события в профессиональной деятельности.

А может быть, и сам человек, того не замечая, снижает свое желание до «нулевого уровня» и перестает что-либо делать? Возможно, получив удовлетворение в своих мечтах и фантазиях, он неосознанно начинает жить «другой жизнью» и двигаться в другом направлении?

Так или иначе, правило, на которое следует ориентироваться, направляя свою энергию на достижение значимой цели, можно сформулировать так: «Не мечтать ни о чем заранее. Постепенно, шаг за шагом, двигаться в нужном направлении».

Бывает и так, что многолетние усилия человека напрасны, его фатально преследует неуспех в профессии. Можно сказать, что «пошла черная полоса». Что делать?

Ответ простой: на время отступиться, переждать и ничего не делать. Но эта передышка не должна быть продолжительной.

8) Фактор целеполагания и профессиональный успех

Наблюдателям часто кажется, что человек, добившийся успеха, стал известным «в один день» или «проснулся знаменитым». Однако это невозможно. Как правило, успеху предшествуют месяцы и годы напряженного труда, только внешним наблюдателям обычно этот черный труд не виден.

Итак, еще одно правило, составляющее искусство добиваться профессионального успеха, гласит: «Останавливаться на какое-то время, если идет сопротивление. Но не отступать от своей цели, если она остается значимой».

В процессе целеполагания важен параметр индивидуальной активности человека. Психологи часто говорят о том, что в стрессовой ситуации сначала необходимо снизить свою активность, расслабиться и успокоиться. И только потом уже думать и принимать решение. Это правильно, но не всегда. Для активного и энергичного человека во многих случаях снизить свою активность в процессе достижения успеха — это значит попасть в условия профессионального стресса. Действительно, как можно расслабиться, когда перед тобой — сложная и нерешенная проблема?! Только об этом и думаешь, вечером не можешь заснуть, а утром, как только проснешься, эта проблема у тебя в голове! Упражнения с целью расслабления и «размышления о приятном» для активного и энергичного человека в этот период просто невозможны! Что делать?

Одинаковых правил жизни и поведения для всех людей не существует. Для кого-то расслабленность и остановка для успокоения — важные условия для принятия правильного решения. А для активных людей путь только один: усилить свою активность.

Активный человек должен сказать себе: «Я обязан сделать все, что могу, чтобы решить эту проблему». И начать действовать.

Если проблема, которая возникла перед активным человеком, в настоящий момент объективно неразрешима (например, деньги «зависли» в банке), необходимо выбрать другую цель и переключить свою энергию на ее достижение. Так, в «нервный период» полезно заняться ремонтом квартиры, машины, дачи. Это необязательно должны быть дорогие ремонты, могут быть и мелкие, «косметические», но главное — переключиться.

С целью переключения могут быть предприняты и другие действия: посещение бассейна, регулярный бег по утрам и проч. В любом случае это должны быть активные действия по улучшению своего здоровья.

Усиление собственной активности в проблемный период имеет два положительных момента. Во-первых, если активный человек предпринимает усилия по разрешению возникшей перед ним проблемной ситуации, он становится более уверенным в себе хотя бы потому, что он верит, что добьется своего во что бы то ни стало. Да и в процессе активных действий ситуация меняется либо сама по себе, либо в результате усилий человека.

Во-вторых, даже если проблема в принципе сейчас неразрешима, достижение любой другой цели для активного человека — это не только возможность переключиться, но и получить удовлетворение и радость от того, что он чего-то добился. Пусть эти положительные эмоции сейчас связаны только с тем, что вы повесили новые шторы в своей комнате! Собственно, это не так важно! Главное здесь то, что вы получили радостное подтверждение тому, что не все в этой жизни плохо, есть еще и светлые моменты и посредством собственных активных усилий еще можно изменить что-то к лучшему.

31 закон карьерного роста

1)                 Не скрывай своего честолюбия, проявляй инициативу

2)                 Стань популярной личностью среди коллег

3)                 Будь безукоризненно корректен с шефом

4)                 Ставь интересы компании на первое место

5)                 Точность – вежливость королей

6)                 Интересуйся состоянием дел в фирме, будь в курсе событий

7)                 Никогда не обсуждай в кулуарах решения начальства

8)                 Создай себе репутацию энтузиаста

9)                 Не расслабляйтесь до конца на корпоративных вечеринках

10)            Не стесняйтесь предлагать свои идеи

11)            Будте осторожны – конкуренты не дремлют!

12)            Не смешивай понятия «лояльность» и «подхапимство» перед лицом коллег

13)            Не упускай случая продемонстрировать верность начальству – слуги нередко становятся советниками

14)            Скрывай свои грандиозные планы – быстрее достигнешь цели

15)            Демонстрируй готовность к жертвам во имя блага компании

16)            Ищи подводные рифы – попадешь в правильное русло

17)            Не пренебрегай сплетнями, но никогда не распространяй их

18)            Сдерживай свои эмоции – порадуешься в свое время

19)            Рационально организовывай свою работу, делай одновременно несколько дел

20)            Овладевай новыми знаниями и навыками

21)            Никогда не показывай, что ты умнее шефа

22)            Следи за своим имиджем

23)            Будь доброжелательным ко всем

24)            Не лезь в чужой монастырь со своим уставом

25)            Будь гибким и адаптивным – станешь «своим» для начальства

26)            Будь готов к сверхурочной работе

27)            На пути к желаемому не забывай о радостях жизни

28)            Не останавливайся на достигнутом – потеряешь завоеванное

29)            Устанавливай сроки достижения своих целей

30)            Вырабатывай устойчивость к стрессу – станешь неуязвим

31)            Заключай сделку до того, как рассказываешь об идее


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты