Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза

Отношение студентов к самосовершенствованию в профессиональной сфере выявлялось также путем анализа их ответов на вопрос: «Что побуждает вас заниматься профессиональным совершенствованием? (Оцените значение для вас следующих побуждений как самостоятельных):

1. Требовательность руководителей

2. Желание стать высококлассным специалистом

3. Стремление быть не хуже других

4. Требования коллектива

5. Интерес к своей профессии

6. Интересы продвижения по службе

7. Чувство ответственности перед близкими

8. Установка овладеть новыми профессионально-значимыми качествами

9. Стремление завоевать авторитет в коллективе

10. Желание работать так, чтобы не критиковали

11. Удовлетворенность собственным развитием

12. Жажда первенствовать среди сослуживцев

13. Осознание неизбежных проверок, зачетов, аттестации

14. Желание лучше освоить свою специальность

15. Стремление получить вознаграждение (материальное, моральное).

В результате данные стимулы распределялись на группы:

- отношение окружающих людей;

- самоутверждение;

- профессиональные стимулы (таблица 7).


Таблица 7

Уровень стимуляции к самосовершенствованию (%)

Контингент студентов

Виды стимулов к самосовершенствованию

отношение окружающих

самоутверждение

профессиональные

первокурсники

12

11

10

выпускники

8

16

10

заочники

5

9

20


Таким образом, диагностика отношения студентов к профессиональному самосовершенствованию показала, что высокий уровень стремления к самосовершенствованию имеют все студенты. При этом профессиональные мотивы (желание лучше освоить специальность, интерес к профессии и др.) преобладают у заочников; мотивы продвижения по службе, стремление к авторитету в коллективе, вознаграждению характерны в большей степени для выпускников.

Кроме того, студенты очного отделения, в отличие от заочников, свой досуг не рассматривают как возможность для профессионального роста. Их самосовершенствование, в основном, направлено на развитие общительности, расширение культурного кругозора, воспитание черт характера и др.

Все испытуемые отметили следующие трудности при самосовершенствовании:

а) отсутствие необходимых знаний,

б) неумение планировать время,

в) отсутствие системы контроля,

г) неорганизованность,

д) отсутствие необходимых условий.

На основании всего изложенного общий балл МПСС можно найти по среднему арифметическому баллу:


МПСС = (ПД+ЯП+ОС) : 3


где:

МПСС – мотивация профессионального самосовершенствования;

ПД – отношение к профессиональной деятельности;

ЯП – отношение к себе как профессионалу;

ОС – отношение с профессиональному самосовершенствованию.

Общий балл находится в пределах от 1 до 5. Чем больше балл МПСС у студента, тем выше у него уровень мотивации профессионального самосовершенствования. Результаты МПСС представлены в таблице 8.


Таблица 8

Уровень мотивации профессионального самосовершенствования (%)

Контингент студентов

Уровень МПСС

2 – 2,99

3 – 3,99

4 – 5

первокурсники

17

12

4

выпускники

8

10

16

заочники

3

10

20


Низкий уровень МПСС оказался у первокурсников, высокий (16-20%) - у выпускников и заочников.

Анализ баллов критериальных значений МПСС позволяет определять, что именно и в какой степени тормозит мотивацию профессионального роста. Для примера приведем анализ показателей МПСС двух студентов. Итоговый балл каждого критерия МПСС может находиться в диапазоне от 1 до 5. Чем выше балл, тем выше показатель критерия МПСС. Низкий уровень критериев – от 2 до 2,99 балла, средний – от 3 до 3, 99, высокий – от 4 до 5 баллов.


Таблица 9

Анализ критериев МПСС (баллы)

Студенты

Отношение к профессиональной деятельности (ПД)

Отношение к себе как профессионалу (ЯП)

Отношение к самосовершенствованию (ОС)

Общий балл МПСС

Татьяна З. (студентка заочница)

2,6

4,25

3,26

3,37

Александр Д. (студент-первокурсник)

3,36

2,75

4,37

3,49

Как видим, оба студента имеют средний балл МПСС. Однако у Татьяны З. этот уровень вызван отрицательным отношением к своей профессии (2,6 балла): она считает, что в избранной профессии невозможно реализовать имеющиеся способности; себя же она оценивает достаточно высоко (4,25 балла). У Александра Д. средний уровень вызван низкой самооценкой себя как профессионала; однако высокий балл самосовершенствования дает надежду ему это исправить. Следовательно, для Татьяны необходимо искать возможности полнее реализовать себя в профессии, а для Александра - повышать свою самооценку.

Таким образом, на МПСС влияют различные факторы: возрастные и личностные особенности, социальный статус, уровень профессиональной компетентности. Следует подчеркнуть, что немаловажное влияние на МПСС оказывает переход к рыночным отношениям и сопутствующие этому изменения в психике людей, падение их социальной защищенности, материального положения. “Педагог, формируя будущее, живет в настоящем. Как элемент среды он всегда несет в себе ее признаки. И в этом таится определенная опасность оказаться в тесной зависимости от конкретных условий и обстоятельств, далеко не всегда благоприятных для становления личности педагога” (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов).

Диагностика МПСС позволяет определить, что именно является движущей силой профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, определять его “мотивационный профиль” и вырабатывать предложения по развитию мотивации, прогнозировать в будущем его морально-психическое состояние.


2.2 Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов


Профессиональное самосовершенствование - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще.

Факторы, способствующие удовлетворению потребностей называются мотиваторами.

Важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают:

- во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей,

- во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям.

Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Источником непрерывности образования личности могут выступать как внешние, так и внутренние стимулы. И те, и другие возникают в результате “рассогласования” успеха личности с идеалом или эталоном, который сформировался в ее сознании, и достижений личности с требованиями жизни.

Внешние стимулы непрерывного образования возникают из-за несоответствия результатов профессиональной деятельности требованиям к данной деятельности. Они чаще всего побуждают личность к пополнению своего образования.

Внутренние стимулы связаны с потребностью в педагогическом творчестве, в самореализации личности. Этот путь призван развить личность и через ее совершенствование выходить на новые уровни мастерства.

Внешняя и внутренняя стимуляции сосуществуют, дополняют друг друга, вызывают желание и интерес к продолжению образования. Мотивация и желание самосовершенствоваться появляется в результате положительной рефлексии и адекватной ей информационной наполненности личности.

Осознание специалистом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Один из путей стимулирования профессионального самосовершенствования - организация всевозможных практикумов и психотренингов, совершенствующих профессиональную компетентность учителя (26;27;33).

По результатам диагностики мотивации профессиональной деятельности студентов очного и заочного отделений были выявлены основные движущие силы их мотивации МПСС. Одна из них – стремление познать себя, разобраться в своих сильных и слабых сторонах, приобрести уверенность в своих профессиональных и личностных качествах.

Учитывая ограниченный срок эксперимента, мы выделили из всех мотиваторов МПСС именно этот – самопознание - и отобрали студентов, имеющих низкий балл по второму критерию МПСС – отношению к себе как специалисту. Большинство из них оказались первокурсниками.

Цель коррекционной работы была – удовлетворить стремление студентов познать себя, разобраться в своих сильных и слабых сторонах, приобрести уверенность в своих профессиональных и личностных качествах и таким образом повысить отношение к себе как профессионалу.

Далее была сформирована группа студентов, в число которых входили и студенты с низким баллом самоотношения, и все желающие познать собственные качества личности. Общее количество – 25 человек.

Формирующий эксперимент включал два этапа:

1 этап - практикум по самопознанию.

2 этап - коллоквиум на тему «Технология успеха в профессиональной деятельности».

В процессе реализации первого этапа студентам было предложено 7 заданий:

1) Изучение способности к самопознанию с помощью опросника «Что значит познать себя?» (по А. И. Красило);

2) Иллюстрация к теме «Я-концепция личности» (по Р. Бернсу);

3) Выявление различных составляющих Я-концепции при помощи проективной методики «Символические задания на выявление «Социального Я» (по Б. Лонгу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону);

4) Изучение самооценки при помощи методики ранжирования;

5) Осознание сильных и слабых сторон своей личности. Обучение самопринятию (по В.Г.Маралову);

6) Проведение тестирования с помощью методики исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву);

7) Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой.

Конспекты заданий см. в приложении 1.

Во время второго этапа студентам было предложено ознакомиться с лекцией «Технология успеха в профессиональной деятельности» и обсудить ее на коллоквиуме. У студентов тема коллоквиума вызвала искреннюю заинтересованность. Особо активными в обсуждении были студенты, проходившие практику в школах и работающие в образовательных учреждениях. На коллоквиуме обсуждались следующие вопросы:

1) Понятие успеха в профессиональной деятельности

2) Динамика профессионального успеха

3) Психотехника профессионального успеха

4) Начало профессиональной деятельности

5) Уровень мотивации и профессиональный успех

6) Эффективный темп профессионального успеха

7) Прогнозирование и профессиональный успех

8) Фактор целеполагания и профессиональный успех

В заключение коллоквиума студентам был предложен 31 закон карьерного роста. Материал к коллоквиуму см. в приложении 2.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика отношения студентов к себе как профессионалу.

Таблица 10

Отношение к себе как профессионалу (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к себе как профессионалу

низкий 2 – 2,99

средний 3 – 3,99

высокий 4 – 5

первокурсники

7 (10)

17 (15)

9 (8)

выпускники

3 (5)

14 (13)

17 (16)

заочники

3 (4)

17 (18)

24 (22)


Из таблицы видно, что уровень самооценки себя как профессионала вырос в положительную сторону (прежние значения приведены в скобках) у всех студентов.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что диагностика МПСС позволяет определить, что именно является движущей силой профессионального самосовершенствования у каждого конкретного специалиста, определять его “мотивационный профиль” и вырабатывать предложения по развитию мотивации, прогнозировать морально-психическое состояние человека.


Выводы по II главе


Мотивация профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) - совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста. Система отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, включает три критерия: 1) отношение личности к своей профессиональной деятельности, 2) отношение к себе как профессионалу, 3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Исследования показали, что на МПСС влияют различные факторы: возрастные и личностные особенности, социальный статус, уровень профессиональной компетентности. Немаловажное влияние на МПСС оказывает переход к рыночным отношениям и сопутствующие этому изменения в психике людей, падение их социальной защищенности, материального положения.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько основных направлений эффективного влияния на процесс развития МПСС.

Первое направление - формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование. Цель данного направления - сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.

Практика подтверждает, что выход на высший уровень МПСС блокируется в основном из-за:

а) незнания психологических механизмов самосознания,

б) незнания содержания, структуры и логики процесса профессионального самосовершенствования,

в) незнания основных методов и приемов самосовершенствования,

г) психологической неподготовленности, боязни новизны, критики, трудностей в развитии своей личности,

д) отсутствия опыта в решении конкретных задач личного самосовершенствования.

В связи с этими трудностями выделяется второе направление развития МПСС - формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.

Третье направление - актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности. Важным путем актуализации побуждений самосовершенствования является его стимулирование. Доказано, что человек, испытывающий нехватку реакции на свою работу, со временем теряет интерес к ней. Существует два метода подкрепления: положительное (поощрение) и отрицательное (наказание). Многое зависит от правильного определения того, что же важно для конкретного человека, каковы его доминирующие мотивы и уже в соответствии с этим применять тот или иной вид подкрепления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для современного специалиста необходимо постоянное наращивание профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии. В быстро меняющемся мире знания сами по себе устаревают довольно быстро и нуждаются в обновлении каждые 6 — 7 лет.

Качество профессиональной подготовки педагога во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения. Нас интересовала динамика мотивации в период профессионального обучения.

Цель исследования - определить динамику развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента – достигалась решением конкретных задач.

Решая первую задачу - уточнить сущность мотивации профессиональной деятельности, мы выяснили, что она имеет сложную структуру и включает мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека, в течение которого меняются его жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.

В ходе решения второй задачи - определить мотиваторы профессионального самосовершенствования у разных категорий студентов - мы выявили, что мотивация профессионального самосовершенствования личности определяется системой отношений личности к профессиональной деятельности, к себе как профессионалу и к профессиональному самосовершенствованию. Важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают, во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей, во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Для решения третей задачи - выявить динамику развития мотивации профессионального самосовершенствования у студентов, имеющих различный педагогический опыт – был организован эксперимент.

Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии: в оценке различных сторон профессиональной деятельности студентами отмечается невозможность проявления творчества, общения с коллегами, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в данной работе, ее низкооплачиваемость. Это сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Учеба в настоящее время удовлетворяет их на 50%. Основной мотив учения - желание получить диплом и работать по специальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты