Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА


2.1 Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов


Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. Профессиональное самосовершенствование - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще.

Профессиональное самосовершенствование специалистов - это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соотнесении с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Мы предполагали, что важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают, во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей, во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Анализ литературных источников позволил определить мотивацию профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста.

Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования специалистов проводилась в Михайловском филиале ГОУ ВПО «ВГПУ» и охватывала будущих учителей иностранного языка различного уровня подготовленности:

а) студентов-первокурсников очного отделения, не имеющих опыта педагогической деятельности;

б) студентов-выпускников очного отделения, прошедших стажерскую педагогическую практику в школе;

в) студентов-заочников, имеющих педагогический стаж работы в школе.

Целью экспериментальной работы было определение движущих сил (мотиваторов) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента; определение его “мотивационного профиля”, выявляющего его морально-психическое состояние; и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.

Систему отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, мы определяли по трем критериям:

1) отношение личности к своей профессиональной деятельности,

2) отношение к себе как профессионалу,

3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Диагностика отношения студентов к своей профессиональной деятельности

Отношение студентов к своей профессиональной деятельности определялось по трем показателям:

1) удовлетворенности выбранной профессией,

2) представлению о своей служебной перспективе и

3) отношению к своей деятельности в настоящий момент.

Первый вид отношений определялся с помощью методики Н.В. Кузьминой «Удовлетворенность своей профессией» (20; 130).

Для оценки отношения к своей профессии использовались 3 вопроса:

1. Нравится ли Вам Ваша профессия?

2. Хотели бы Вы сейчас работать по другой специальности?

3. Выбрали бы Вы вновь свою профессию?

Результаты диагностики удовлетворенности профессией свидетельствуют о том, что студенты, имеющие практический опыт работы имеют о профессии более полное представление и могут, взвесив положительные и отрицательные стороны в ней, давать адекватную оценку, причем оценку позитивную, подтверждающую удовлетворенность профессией.

Второй вид отношений – представления о своей профессиональной перспективе – определялся по методике «незаконченных предложений»: «Когда я думаю о будущем, я представляю…» и ответу на вопрос: «Как вы представляете себе свою трудовую перспективу через несколько лет?»

Результаты опроса показали, что процент положительного отношения к служебной перспективе у первокурсников и выпускников выше, чем у заочников.

Третий вид отношений - отношение к профессии в настоящий момент - определялся по ответам на вопросы:

1. В какой степени профессия дает вам возможность удовлетворить ниже перечисленные потребности?

1) проявлять творчество;

2) возможность профессионального, интеллектуального, культурного, физического, организаторского роста;

3) быть самостоятельным, независимым в труде;

4) удовлетворять потребность в новой, интересной работе;

5) возможность продвижения по службе;

6) удовлетворять потребность в заработке;

7) удовлетворять потребность общения с коллегами по работе;

8) моя профессия пользуется уважением в известном мне окружении;

9) моя профессия очень нужная и важная;

10) моя работа достаточно объективно оценивается руководством;

11) меня устраивают результаты моей работы (учебы).

2. Выберите наиболее применимое для Вас суждение из ниже перечисленных от отношениях к досугу и работе:

а) досуг - полож.; учеба - отриц.;

б) досуг - отриц.; учеба - отриц.;

в) досуг - полож.; учеба - полож.;

г) досуг - отриц.; учеба - полож.

Результаты опроса показали, что, в целом, выбранная профессия дает возможность удовлетворить потребности в творчестве, профессиональном, интеллектуальном и организационном росте, в отношениях с другими людьми. Это отмечает больше половины опрошенных. Эта же часть отмечает важность и престижность профессии. Удовлетворенность физическим ростом и заработной платой отмечается самым низким процентом, а интерес к профессии и ее престиж отмечают меньше половины студентов. По нашему мнению, такое единогласие в оценках студентами, имеющими разный педагогический опыт работы, говорит о серьезных недостатках в данной профессии в настоящий момент.

В целом, отношение к профессиональной деятельности (ПД) мы находили по формуле:


ПД = (Уп + Сп + Нв) : 3


где :

Уп – удовлетворенность профессией;

Сп – отношение к служебной перспективе;

Нв – отношение к работе в настоящий момент.

Общий балл ПД может находиться в диапазоне от 2 до 5, при этом, чем выше общий балл, тем выше отношение к профессиональной деятельности. Результаты ПД представлены в таблице 2.


Таблица 2

Уровень отношения к профессиональной деятельности (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к профессиональной деятельности

2 – 2,99

3 – 3,99

4 – 5

первокурсники

7

18

7

выпускники

8

15

10

заочники

9

11

15


Из таблицы видно, что от тех, кто стоит только в начале профессиональной карьеры, к тем, кто имеет опыт в данной профессии, наблюдается снижение процента тех студентов, чей средний балл отношения к профессии находится в диапазоне 3 – 3,99, с одновременным увеличением тех студентов, чей средний балл находится в диапазоне 4 – 5.

Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии: в оценке различных сторон профессиональной деятельности студентами отмечается невозможность проявления творчества, общения с коллегами, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в данной работе, ее низкооплачиваемость. Это сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Учеба в настоящее время удовлетворяет их на 50%. Основной мотив учения - желание получить диплом и работать по специальности. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как неопределенное.

Студенты-выпускники имеют более адекватные представления о своей будущей профессии: положительно оценивается возможность профессионального, интеллектуального, культурного, организаторского роста, общественная значимость и творческий характер педагогической профессии; отрицательно - невозможность продвижения по службе, низкий заработок, отсутствие независимости в труде и объективной оценки работы начальством. Вместе с тем, отношение к своей служебной перспективе остается оптимистичным. Основной мотив учения у данной группы студентов - получить высшее образование. При этом, результатами учебы не удовлетворены 20% студентов, рассматривающих учебную деятельность для себя как приоритетную. Большинство студентов удовлетворены результатами учения на 60-80%, при этом они оценивают учебную деятельность как второстепенную или равную по значимости область, по сравнению с досугом. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как противоречивое.

Студенты-заочники имеют адекватные представления о педагогической профессии и удовлетворенность ею. Низко оценивается возможность хорошего заработка и продвижения по службе. Отношение к служебной перспективе тревожное, будущее вызывает опасения, страх. Основной мотив обучения у студентов-заочников - повышение своего социального статуса или заработка. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как положительное.

Диагностика отношения к себе как профессионалу

Самосовершенствование только тогда может стать деятельностью, устойчивым мотивом, если личность не только переживает активно-положительное отношение к избранной профессии, но и при этом осознает профессионально важные качества (ПВК), необходимость развития их у себя. Все это выдвигает очень важную проблему отношения к себе, самооценку. Самооценка может быть разной в зависимости от степени ее устойчивости, уровня адекватности: ситуативной и общей, завышенной или заниженной. В зависимости от своей формы и степени устойчивости самооценка уровня развития ПВК может стимулировать или подавлять стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Изучение отношения к себе как профессионалу у студентов осуществлялось с помощью диагностических методик: самооценка профессионально важных качеств и уровня внутреннего локуса-контроля.

Данные диагностического исследования самооценки профессиональных качеств представлены в таблице 3.


Таблица 3

Исходные уровни самооценки ПВК (%)

Контингент студентов

Заниженная самооценка

Адекватная самооценка

Завышенная самооценка

первокурсники

7

19

7

выпускники

4

20

10

заочники

11

11

11


Исходя из данных таблицы, мы видим, что у первокурсников и выпускников преобладает адекватная самооценка ПВК. У заочников все виды самооценки представлены в одинаковой степени.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и самооценку, является локус контроля. Методика «Внутренний локус-контроль» выявляет два крайних типа локального контроля личности в профессиональной деятельности: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личных качеств, таких как профессиональная компетентность, целеустремленность, уровень способностей и являются закономерным результатом его личной профессиональной деятельности. В другом случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, другие люди. Амбинальный тип контроля – сочетание первого и второго типа. Результаты уровня локуса-контроля – таблица 4.

Таблица 4

Исходные уровни локуса-контроля (ЛК)

Контингент

студентов

Экстернальный

Амбинальный

Интернальный

первокурсники

20

10

4

выпускники

20

5

8

заочники

10

12

11


Из таблицы видно, что для первокурсников и выпускников характерен экстернальный тип локуса-контроля. Такое количество (20 %) «экстерналов», по нашему мнению, связано с тем, что эти группы студентов в силу отсутствия педагогического опыта не научились надеяться на себя, на свои личные качества и возможности, а целиком полагается на везение, случай, других людей. У заочников результаты распределились равномерно по всем типам локуса-контроля.

Общий балл отношения к себе как профессионалу (ЯП) вычислялся по формуле:


ЯП = (С + Лк):2,


где:

ЯП – Я-профессиональное;

С – результат самооценки ПВК;

Лк – результат локуса-контроля.


Таблица 5

Отношение к себе как профессионалу (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к себе как профессионалу

низкий 2 – 2,99

средний 3 – 3,99

высокий 4 – 5

первокурсники

10

15

8

выпускники

5

13

16

заочники

4

18

22

Анализируя, в целом, отношение к себе как профессионалу мы получили результаты, которые можно классифицировать тремя уровнями: низкий, средний и высокий. Самые лучшие показатели наблюдаются у выпускников и заочников, что вполне объяснимо: они имеют профессиональный опыт, компетентность. Первокурсники оценивают себя как профессионала самыми низкими баллами (2 – 2,99), поскольку будущие педагоги еще не имеют адекватной самооценки и профессионализма.

Для студентов первокурсников и выпускников характерно сочетание адекватной самооценки с экстернальностью (склонностью видеть причины своих неудач во внешних обстоятельствах и невезении). Для студентов-заочников характерно наличие трех вариантов: 1) сочетание завышенной самооценки с экстернальностью, 2) сочетание заниженной самооценки с интернальностью (склонностью винить во всех неудачах только себя), 3) сочетание адекватной самооценки со средним уровнем локуса контроля.

Диагностика отношения к самосовершенствованию

Для диагностики самосовершенствования мы использовали адаптивный вариант методики «мотивационного профиля личности». В ее основе лежит иерархия потребностей А. Маслоу. Он описывает иерархию мотивов, которую человек последовательно делает основной сферой своей жизненной активности. Среди них: жизнеобеспечение, комфорт и безопасность, приобщение к социуму, самоутверждение в социуме, самоактуализация.

Преобладание мотивов поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса можно определить как тенденцию поддержания жизнедеятельности и нормального социального существования личности, т.е. как потребительскую тенденцию. Вторая группа мотивов (общая активность, творческая активность, общественная полезность) определяется как личностно развивающаяся тенденция.

В результате анализа можно выделить 5 основных типов мотивационного профиля личности, выражающихся в баллах МПСС:

- креативный (5 баллов МПСС) – творческий уровень;

- экспрессивный (4 балла) – стремление к самоутверждению путем выборочной дифференциации мотивационных факторов;

- импульсивный (3 балла) – противоречия между мотивационными факторами;

- монотонный (2 балла) – недостаточная иерархия мотивов;

- блокирующий (1 балл) – блокирует мотивацию развития.


Таблица 6

Мотивационный профиль (%)

Контингент студентов

Мотивационные профили

креативный

экспрессивный

импульсивный

монотонный

блокирующий

первокурсники

5

4

7

6

11

выпускники

9

6

8

4

7

заочники

19

6

3

3

2


Результаты определения «мотивационного профиля» показали, что для большинства первокурсников характерен блокирующий тип, при котором поддерживающие мотивы (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус) преобладают над развивающими мотивами (активность, творчество, общественная полезность). У студентов-заочников, напротив, преобладает креативный тип мотивационного профиля, при котором показатель развивающих мотивов значительно превышает показатель поддерживающих мотивов. У выпускников креативный тип несколько превышает блокирующий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты