Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской среде штатные средства информационного воздействия не всегда оперативно реагируют на постоянно растущие "информационные потребности" воинов, не отличаются "информационной привлекательностью" в отражении существующих проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное обстоятельство побуждает воинов к обращению за "новой" информацией уже к другим источникам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.
Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств
информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду
"универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и
универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во
времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время.
"Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование
воспитания воинов армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира,
- должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении
героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная
направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые
средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого,
компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов,
использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо
необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной
направленности военнослужащих.
Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств?
Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного
использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора
средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует
отнести:
1) их комплексное, как последовательное, так и параллельное использование и субординация;
2) применение в конкретных условиях разноуровневых средств;
3) их знание, наличие умений и навыков в использовании;
4) знание духовного состояния военнослужащих.
Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы военной деятельности:
- характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности каждого воина;
- особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных органов) средств;
- выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период времени, и целей, преследуемых командованием;
- условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых потребностей, интересов, целей у военнослужащих.
Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной
направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на
практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у
воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям,
предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным
Силам.
Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о
мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов,
подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о
мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным,
научно-организованным процессом приобщения воина к информации.
Целенаправленная информационная деятельность выполняет важную роль. С
помощью научного потенциала информационной деятельности в некоторой степени
нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и
повседневной службы на духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация
стихийного характера восприятия информации, а также ее аналитическая
переработка. Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным
фрагментом духовного мира чаще всего "скользит" по поверхности явления,
подвержена воздействию случайностей и может исказить реальное положение
дел. Поэтому она должна дополняться абстрактно-логическим осмыслением
потребностей, интересов, целей и ценностей.
В-третьих, полученная информация распределяется в структурах индивидуального сознания личности воина. На данном подэтапе происходит ориентация внимания воина на ценностный смысл духовного явления по средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец, происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются в его действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса, а также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых потребностей, интересов и ценностей воина выступает осознание каждым военнослужащим своей значимости как личности, необходимости добросовестного выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в социальных свойствах воина.
Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого диалектического процесса.
Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности
военнослужащих является сложным динамичным процессом, которому присущи
восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более
глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия
различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс
осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи
формирование направленности воинов может выступать сознательной, специально
организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его
Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих
образование устойчивых, зрелых потребностей, интересов и ценностей как
общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного
функционирования в армейской среде.
На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской деятельности военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы.
Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство воина, воинский долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других, играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их практической деятельности. Содержание мотивов деятельности военнослужащих изначально формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.
Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы имеют рельефно выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих в современных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином.
Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих
представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи
восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее
глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности,
переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных
условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется
как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных
процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные
стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ
состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми
требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования
мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих
мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти
этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами.
Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент,
курсант, молодой офицер и т.д.).
Четвертый. Формирование новой мотивационной системы военнослужащих требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции формирования профессиональной направленности военнослужащих проявлялись многозначно и не всегда с положительным результатом, что не могло не сказаться на зрелости духовных качеств личности воина. И сегодня у части воинов имеет место иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности, своего выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в процессе строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план традиционно ценностных, а также новых идеалов, - важнейшая задача всех причастных к воспитанию воинов командиров, педагогических работников, представителей средств массовой информации, коллективов ученых и исследователей.
Заключение.
В ходе дипломной работы были достигнуты определенные теоретические результаты и выработаны некоторые практические рекомендации.
В условиях резкого ухудшения объективных основ воинской деятельности
(кризисная ситуация в социально-экономической сфере, разрушение духовных
скреп общества, проблемы в собственно-военной области и т.д.)
актуализируется значение субъективного фактора. Перед обществом,
руководителями всех уровней стоит задача по сохранению Вооруженных Сил и
военных кадров. Престиж воинской службы в условиях современной России
возможен лишь путем реализации комплекса мер и средств:
- материально-финансовых – высокое денежное довольствие, создание комфортных социально-бытовых условий, продовольственное, вещевое и иное обеспечение военнослужащих и т.д.;
- идеологических – формирование в обществе уважения к военнослужащим, насаждение и пропаганда идеи служения Отечеству и соответствующих видов ценностей и т.д.; особая роль при этом отводится средствам массовой информации;
- психологических – культивирование высокой мотивационной сферы воинской деятельности, представляющей собой совокупность определенных потребностей, интересов, стимулов, целей, идеалов и смыло жизненных ориентиров;
- политических – создание высокопрофессиональной армии, являющейся по своему духу подлинно народной, готовой надежно защищать интересы и безопасность Отечества;
- собственно-социальных – закрепление и поддержание особого социального статуса военнослужащих, т.е. придание им особых прав и обязанностей, ответственности за страну и государство; использование армии в качестве социального «лифта» для подъема и вхождения в высшие слои общества, формирование ее из представлений элитных экономических, политических, социальных групп и др.
Реализация системы побудительных мотивов в процессе воинской службы, основывается на формировании у личного состава Вооруженных Сил нового, по- настоящему заинтересованного отношения к воинской службе, обеспечении его готовности к достойному выполнению военного долга; на развитие и удовлетворение у различных категорий военнослужащих потребностей, интересов, целей и иных мотивов с учетом специфики военного труда; на улучшение качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и переподготовке, объем, виды и уровни которых должны обеспечивать полноценную жизнь в условиях воинской деятельности; на использование ее воспитательного потенциала в целях развития у военнослужащих достойных смысложизненных ориентиров.
Таким образом, одним из важнейших условий действенности воинского воспитания, ориентированного на создание у каждого военнослужащего положительных мотивов в воинской службе и достойного выполнения воинского долга, является предоставление воинам возможностей для реализации их важнейших потребностей и интересов с учетом сил и средств, которыми располагает для этого общество и его воинская организация. Тем самым действенность и конечный результат воинского воспитания обеспечивается не только командирам и органами военного управления, но и обществом в целом, всей системой соответствующих государственных интересов.
Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально- значительными ценностями, возвышенными мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава, выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному строю, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей, аскетизм.
Государство обязано обеспечить реализацию базовых, материальных
потребностей военнослужащих, достойный уровень их жизни, как фундамент, на
котором выстраиваются духовные потребности, интересы, идеалы и ценности.
Вернуть офицеру, военнослужащему чувство собственного достоинства,
авторитет и уважение в обществе, высокую духовность, которые были присуще в
прежние времена человеку в мундире Российской Армии, - одна из важнейших
задач формирования личности в обновленных Вооруженных Силах.
В этом деле особо выделяются следующие направления:
- профессионально-деятельностное – формулирование добросовестного и ответственного отношения к воинскому труду, связанному со служением
Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивационную сферу: потребности, интересы, цели, ценностные ориентации самореализации личности профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего прфессионального роста.
- Психологическое – формирование у военнослужащих высокой психологической устойчивости, готовности к выполнении сложных и ответственных в новых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения воинской службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение, управление и прогнозирование социально- психологических процессов в воинских коллективов; умелое воздействие на мотивационную сферу деятельности каждого военнослужащего; профилактику негативных явлений, снятие психологической напряженности, преодоление эмоционального упадка, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных личного состава.
Управление мативационной сферой воинской деятельности должно осуществляться системно, с учетом специфики соответствующих этапов:
- на этапе выбора профессии;
- в период обучения в военно-учебном заведении;
- на этапе первоначального профессионального становления;
- в период обретения профессиональной зрелости.
Этапам социализации личности офицера, формирования побудительных мотивов
его деятельности соответствуют следующие основные задачи, стоящие перед
субъектами управления: этап поступления – отбор наиболее способных к
обучению, т.е. наиболее предрасположенных; этап обучения – сохранения и
развития военно-профессиональной предрасположенности, формирование военно-
профессиональной направленности, как совокупности основных мотивов
деятельности; этап службы – сохранение и развитие военно-профессиональной
направленности, совершенствование мотивационной сферы деятельности военных
кадров. Отсюда вытекают основные пути повышения эффективности повышения
управления данным процессом, проявляющиеся в совершенствовании:
- системы формирования контингента кандидатов на поступление в военно- учебные заведения;
- компанентов системы профессиональной экспертизы при поступлении
(профессиональный психологической отбор);
- системы социально-психологического сопровождения в период обучения и в дальнейшей военной службе.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что осуществленный в ней анализ может быть использован для дальнейшей разработки проблем социологии, психологии, профессиологии, связанных с профессионализацией, служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, военным обучением, формированием военно-профессиональной направленности. Материалы исследования могут помочь в выработке концепции управления учебно-воспитательным процессом в ВУЗах Министерства Обороны РФ, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус должностных лиц, органов военного управления в формировании военно- професссиональнальной направленности военнослужащих.
В дальнейшем работа может быть продолжена в исследовании противоречия между процессом профессионализации армии, переходом на контрактную систему комплектования личного состава, которая требует беспрекословного выполнения требований любого приказа правящей государственной элиты, с одной стороны, а с другой, - гармонизацией мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности, предполагающей свободный, осознанный выбор целей своей деятельности и средств их реализации.
Список литературы.
1. Азаров В., Духовность современной армии //Красная звезда, 2000, 20 июля;
2. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. Материалы научно-практической конференции. /Под ред.
Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П.-М.:ВПА.1990. – 172 с.;
3. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-
М.:Дело-1992.- 927с.;
4. Андреева Г.Д. Социальная психология. Учебник-М.: МГУ-1988.- 432с.;
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – 253с.;
6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.;
7. Богатырев Е.Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала
Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции
М.: ВУ 1998г.-340с.;
8. Военная доктрина, // Красная звезда 2000, 2 апреля;
9. Волков С.В., Офицеры и русская культура. М.: 1998г. – 187с.;
10. Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, Москва. Воениздат -
1985г., - 178с.;
11. Григорьев А.А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским летным трудом. Учебное пособие - Монино: ВВА-1989- 64с.;
12. Громов Ф. Никогда не жалей о выбранном пути // Армия.-1993- №10- с.6;
13. Денисенко П.А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в
Российском обществе. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Матер. научн. конф. М.: ВУ- 1998- с.16;
14. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для Вузов.
М.: Юрист. - 1996г. – 493с.;
15. Золотарев О. В. ”Армия и культура”. М. 1990 г.;
16. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.:
Воениздат, 1986.;
17. История государства Российского, Изд-во, "Пламя",1992г.- 410с.;
18. Каверин С.Б. Мотивация труда, М.: изд-во Институт психологии РАН,
1998г. 341с.;
19. Клямкин И.М. Советское и западное: Возможен ли синтез? /Политические исследования.-1994-№5 с.75-95;
20. Ковалевский В.Ф. Методологические проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-
М.,-1972- 29с.;
21. Коваленко С., Служить в таких условиях не желаю //Армия 1991 г. №19 с.18;
22. Концепция национальной безопасности, //Красная звезда 20.01.2000г.;
23. Корсновский А.А. ”История русской армии”. М.: 92 г.;
24. Крохмалюк А., В Россию верую и в честь // Армия 1991 №22 с.5;
25. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986;
26. Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения.
Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1986- .28;
27. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения //Военная мысль 1999г №6 21с.;
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.;
29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции – М.: Наука, 1971 – 396с.;
30. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.;
31. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и ВС // Военная мысль 1999 №4 с.40;
32. Лушников В.П., Воинские традиции России - важнейший источник формирования патриотических ценностей у военнослужащих. //Государственно- патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии,
Материалы научно-теоретической конференции М.: Военный университет
1998г.;
33. Марков М.С. Теория социального управления - Пер. с болг.-М.:Прогресс-
1978- 477с.;
34. Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, -
М.: Воениздат, 1994 - 374с.;
35. Мелибруда Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с полос. - М.: Прогресс,1986;
36. Миронов В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации
/Военная мысль-1993-№2- с.22-26;
37. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.;
38. О развитии системы военного образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94
№191-М.:1993;
39. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.;
40. Петрий П.В. Государственно-патриотическая идеология и духовные ценности воинов России. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конф. М.: ВУ
1998г.;
41. Петрий П.В. Духовные ценности.-М. ВУ.-1998. -49с.;
42. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991-126с.
43. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера, Учебное пособие-М.: ВУ, 1998- 281с.;
44. Розанов В.А. Психология управления, учебное пособие – М.: ЗАО Бизнес- школа Интел-Синзен – 1999г. –352с.;
45. Розанова Н.М., Психология, учебное пособие -- М.: ЗАО Бизнес-школа
Интел-Синзен – 1999г-273c.;
46. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания военно- профессиональной направленности абитуриентов авиационного училища летчиков при решении задач профессионального отбора: опыт социологического исследования в Тамбовском ВВАУЛ /Актуальные проблемы
ВВУЗов ВВС. Межвузовский сборник-Иркутск: ИВВАИУ-1994-97с.;
47. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания и оценивания военно- профессиональной предрасположенности абитуриентов и курсантов ТВВАУЛ
/Актуальные проблемы летного обучения. Тамбов.-Т.:ТВВАУЛ-1995-86с.;
48. Серых В. Д. ”Воинские ритуалы”. М.: -Воениздат, 1986 –387с.
49. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев:
Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991;
50. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев:
Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991;
51. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986- с.247;
52. Суходольский Г.В., Основы психологической теории деятельности,
Ленинград, Изд-во Ленинградского университета 1988г. -341с.;
53. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985,-341с.;
54. Федеральный закон ”О статусе Военнослужащих’’, -М.: Ось – 89. 1999 ,.
64с.;
55. Философский энциклопедический словарь( Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.
Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Паков) – М.: Советская энциклопедия,
1983 – 840с.;
56. Философия: Учебник для курсантов – М.: Ву, 1998 - 251с.;
57. Якобсон П.М., Психологические проблемы мотивации поведения человека –
М.: Политиздат, 1969 – 471с.;
-----------------------
Физиологические потребности
Потребность в привязанностях
Потребность в безопасности
Потребность в признании и уважении
Когнитивные потребности
Потребность в самореализации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9