Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально- психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.
Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором самосохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.
Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются:
- принятие на себя ответственности за самоличное решение;
- высочайшая организованность;
- личное мужество;
- самокритичность;
- социологизированность мотивов поступков.
Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив в профессиональность поступков.
Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма.
Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, так как личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл . существования человека на земле. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями.
Психологами разработана целостная система представления мотивационной
сферы профессиональной деятельности. Так, по мнению специалистов
(А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной деятельности включает
такие структурные элементы, как:
- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;
- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности;
- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики:
- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;
- профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;
- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44,224]
Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных ориентациях.
Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предполагает в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.
Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие свойства:
- устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях;
- интенсивность как сила выраженности побуждений;
- длительность как распространяемость на большие промежутки времени;
- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;
- широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон труда;
- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.
Представления о мотивационной основе профессионального развития позволяют каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее значимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в определенную профессиональную общность и определенные профессиональные ожидания.
На стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление личности к профессии, происходит уточнение своих профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной профессии. намечается принятие роли профессионала.
На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия.
На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей человека на созидание.
На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам молодежи, регресс.
Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере.
Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму «сверху вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов мотивов) и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане становится понятной та роль профессионального сообщества и профессионального общения, которую они могут сыграть в становлении и развитии профессиональной мотивации специалиста.
Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной деятельности остановимся на уточнении ее сущности.
Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности, интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности, смысложизненная ориентация.
Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и
глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы
обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние
(«мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать
поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается
заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под
влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих
непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом
в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной
природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о
независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей
(Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих
систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]
В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с
исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах
конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только
определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются
вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их
удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и
социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие
мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям,
приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям.
Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу
деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и
перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей
воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.
Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными действиями. Хотя такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.
Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и целей. Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и цели при изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду вообще, что, очевидно, некорректно.
Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий, направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.
Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных
потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь
авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда
и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую)
мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели
и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные
функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять
план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая
конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной
профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного
профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не
безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но
наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется.
Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые
направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной
деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных
профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.
Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых
мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может
конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например,
трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких
направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь
автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего –
продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в
различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм).
Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще
говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях,
где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.
В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я отличает профессионала и непрофессионала.
Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности и результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных, выражающих и отражающих технологическую специфику и содержание деятельностей.
Учитывая нарастающую множественность этих реалий (результатов больше, чем функций и потребностей, целей — чем мотивов), целесообразно, применительно к любой деятельности, выделять ведущий мотив (или подмножество таких мотивов), который можно конструктивно представить в виде образно-понятийной модели реализации основной функции деятельности. Но это не значит, что в изучении профессиональной (или иной) мотивации можно ограничиваться ведущими мотивами.
Во-вторых, из разделения объективных и субъективно предвидимых
результатов на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому
представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов
во внутреннем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что
общественные потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану
деятельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему.
При этом личные потребности суть отражения потребностей социальных, а
социальные — выражение личных потребностей. Функции и результаты
непосредственно выражают общественные потребности и, в свою очередь,
выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через
посредство целей, мотивов и личных потребностей формируют общественные
потребности в деятельности и собственные ее потребности. Общественные
потребности конкретизируются в функциях и результатах деятельности, а
личные — в мотивах и целях.
От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания,
оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его
объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могу не совпадать с
действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.
Данное обстоятельство важно учитывать военным руководителям при анализе
поведения личного состава.
Мотивы могут выступать в различной форме. Когда человек не осознает
своих потребностей, но действует в соответствии с их побуждающими
импульсами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного,
подчеркивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность
человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические
состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в
агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего
состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его
действий. Вспоминаются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к
этим грустным берегам мены влечет неведомая сила”.
Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанные первоначально влечения, уступают место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для работы командиров: способствовать переходу положительных влечений подчиненных в серьезный мотив их поведения.
В такой форме мотивы чаще всего выступают у молодых людей, которые еще
недостаточно изучили их. Мотивация поведения в форме влечений часто бывает
причиной досадных поступков. Это объясняется тем, что осознавая существо
своей потребности, человек может удовлетворять ее в неадекватной форме.
Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании
уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и
удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается со старшими,
считая, что в этом его товарищи увидят проявление самостоятельности.
Поэтому такую форму мотивации целесообразно ограничивать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9