Коррекция зрительного восприятия детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию

Таблица 8.Результаты диагностики зрительного восприятия детей экспериментальной группы

Ф.И. ребёнка

Методика

1

Методика 2

Методика

3

Методика

 4

Методика 5

Методика

6

Средний уровень

1

Олеся К.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

средний

2

Костя К.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

средний

3

Лёня П.

низкий

средний

средний

низкий

низкий

низкий

низкий

4

Паша П.

средний

низкий

средний

средний

средний

средний

средний

5

Марина Р.

средний

средний

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

6

Вадим С.

средний

средний

средний

средний

средний

средний

средний


Итак, по данным таблицам видно, что в контрольной группе 3 ребёнка (50%) имеют средний уровень развития зрительного восприятия, 3 ребёнка (50%) – низкий уровень развития зрительного восприятия. В экспериментальной группе 4 детей (66,7%) имеют средний уровень развития зрительного восприятия, 2 ребёнка (33,3%) – низкий уровень развития зрительного восприятия. Полученные результаты отражены в диаграмме 2.


Диаграмма 2.

Результаты уровня развития зрительного восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (контрольный эксперимент)


Таким образом, анализируя результаты, полученные в контрольном эксперименте, в контрольной группе дети дошкольного возраста имеют низкий уровень развития зрительного восприятия, в экспериментальной группе большинство детей также имеют средний уровень зрительного восприятия, но при сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что у детей экспериментальной группы с низким уровнем развития зрительного восприятия набранные баллы за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия детей экспериментальной группы вырос качественно. Таким образом, мы сделали вывод об эффективности проведённой работы в формирующем эксперименте.

Заключение

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Особенности восприятия и ощущений детей с нарушениями зрения детально изучены психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская). Восприятие детей с нарушениями зрения характеризуется замедленностью и суженным объёмом зрительных восприятий, недифференцированностью, последней, наиболее выраженной особенностью восприятия детей с нарушениями зрения является инактивность процесса восприятия. Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок с нарушениями зрения не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета.

Для того чтобы конструирование стало коррекционно-развивающим средством, оно должно быть организовано с учетом закономерностей его развития, общих для нормы и патологии, а также с учетом своеобразия психического развития, обусловленного дефектом.

С целью выявления эффективности конструирования в коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами была запланирована и проведена экспериментальная работа. Экспериментальная работа проходила в три этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития зрительного восприятия детей экспериментальной группы на начало исследования.

2 этап – проведение формирующего эксперимента, целью которого была разработка и апробирование системы занятий с использованием конструирования в группе детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3 этап – проведение контрольного эксперимента с целью выявления уровня развития зрительного восприятия в конце экспериментальной работы.

По результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод о низком уровне развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Для проведения формирующей работы нами были разработаны занятия по конструированию.

Анализируя результаты, полученные в контрольном эксперименте, в контрольной группе дети дошкольного возраста имеют низкий уровень развития зрительного восприятия, в экспериментальной группе дети также имеют низкий уровень зрительного восприятия, но при сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что у детей экспериментальной группы набранные баллы за выполненные задания по подобранным нами методикам немного увеличились, так что низкий уровень в начале эксперимента и низкий уровень в конце эксперимента – результаты не равнозначные, уровень зрительного восприятия детей экспериментальной группы вырос качественно. У детей с нарушениями зрения развилась целостность, дифференцированность, константность восприятия, занятия способствовали формированию эталонов цвета, формы, величины.

Таким образом, мы сделали вывод об эффективности проведённой работы в формирующем эксперименте. Цель достигнута, задачи исследования решены, гипотеза доказана.

Библиография

1.      Алябьева Е.А. развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. – Москва, творческий центр «Сфера», 2005;

2.      Базарный В.Ф. Зрение у детей. – Новосибирск: Наука, 1991.

3.      Выготский Л.С. Мышление и речь. – собр. сочин.2 т., Москва, 1982

4.      Выготский Л.С. Мышление и речь. – Москва, 1996;

5.      Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка – Москва: изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956

6.      Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – Санкт-Петербург: изд-во «Дельта», 2001.

7.      Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. - Санкт-Петербург: изд-во «Дельта», 2000;

8.      Годфруа Ж. Что такое психология. – Москва «Мир», 1999, т.2

9.      Дубровина И.В. Психокоррекционная работа с детьми. – Москва: изд-во «Академия», 1998.

10. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – Москва, 1990

11. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации. – Москва: изд-во «Владос», 2003.

12. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – Москва: изд-во «Просвещение»,1964.

13. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.

14. Коломенских Я.Л., Панько Е.А. Детская психология, Мн. «Университетское», 1988.

15.  Комарова Э. С. К проблеме образного мышления у детей // Новые исследования в психологии. 1977. № 1.

16. Крутецкий В.А. Психология – Москва: изд-во «Просвещение»,1980

17. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. – Москва, 1987.

18.  Лубовский В.И. Специальная психология – Москва: учебное пособие, 2003.

19.  Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии. – Москва: изд-во «Просвещение», 1989.

20. Лихачев Б.Т. Педагогика, «Юрайт-Издат»; Москва, 2003;

21.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – Москва, 1972.

22.  Обухова Л.Ф. Этапы развития дошкольного мышления. – Москва: изд-во «Просвещение», 1972.

23. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушин Д.Е. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. Москва «Аст – Пресс» Южно-Уральское книжное изд-во, 1997.

24. Немов Р.С. Психология. – Москва, 1995, т 1.

25.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология» - Москва,1999

26.  Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – Москва: изд-во «Флинта», 2000

27.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – Москва, 1999

28.  Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольника. – Москва, 1985.

29.  Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; - Москва, Педагогика, 1983.

30.  Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – Москва: изд-во «Просвещение», 1958.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва, 1989.

32.  Самойлов А.Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии. – Ленинград, 1981.

33.  Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – Москва: изд-во «Просвещение», 1968.

34. Соловейчик Н.С., Жедек П.С. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников – Москва,1997.

35. Синельников В.П. Психология дошкольников – Москва, 1991.

36.  Стребелева Е. А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология- 1991,- №13

37. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва «Владос», 2004.

38. Субботина Л.Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника - Ярославль: ИЦ «Академия Холдинг», 2001;

39.  Тихомиров О.К. Психология мышления. – Москва: изд-во «Просвещение», 1984.


Приложение 1.

Наглядные материалы для проведения констатирующего эксперимента







Протокол

Ф.И. ребёнка: Олеся К.

Методика: «Восприятие формы, величины, цвета».

Цель исследования: Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом — верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца.

Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце».

Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце».


В основном правильно соотносит предметы по форме.

В основном различает и называет геометрические фигуры (путает квадрат и треугольник).



Вывод: ребёнок с удовольствием выполняет это задание, соотносит предметы сходной формы, различает не все геометрические фигуры (круг различает, квадрат и треугольник путает). Знает все названия фигур. В процессе работы требуется организующая помощь.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Вадим С.

Методика: «Восприятие формы, величины, цвета».

Цель исследования: Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом — верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца.

Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце».

Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце».


В основном правильно соотносит предметы по форме.

Различает и называет геометрические фигуры (путает квадрат и треугольник).



Вывод: ребёнок с удовольствием выполняет это задание, соотносит предметы сходной формы, различает не все геометрические фигуры. Знает названия фигур. В процессе работы требуется организующая помощь.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Марина Р.

Методика: «Восприятие формы, величины, цвета».

Цель исследования: Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом — верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца.

Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце».

Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце».







Не правильно соотносит предметы по форме.


Не различает и не называет геометрические фигуры (путает круг, квадрат и треугольник).



Вывод: ребёнок не умеет соотносить предметы сходной формы, не различает геометрические фигуры. Не знает названия фигур. В процессе работы требуется организующая помощь.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Олеся К.

Методика: «Восприятие формы, величины».

Цель исследования: Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».


Показывает, затруднений нет.

Отвечает, испытывает некоторые затруднения.


Вывод: Испытывает трудности, нуждается в помощи.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Вадим С.

Методика: «Восприятие формы, величины».

Цель исследования: Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».


Показывает, затруднений нет.

Отвечает, испытывает некоторые затруднения.


Вывод: При выполнении задания испытывает некоторые трудности, нуждается в обучающей помощи.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Марина Р.

Методика: «Восприятие формы, величины».

Цель исследования: Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».


При показе испытывает затруднения.

При ответе на вопросы испытывает затруднения.



Вывод: не справляется с заданием – низкий уровень.


Протокол

Ф.И. ребёнка: Олеся К.

Методика: «Целостное восприятие знакомых объектов».

Цель исследования: Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

 На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

На таблице изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).


Испытывает некоторые затруднения при дополнении до круга (проводит не совсем округлую линию, в результате чего фигура получается меньшей площади)

Рисует, испытывает некоторые затруднения.


Вывод: Испытывает трудности, нуждается в помощи.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Вадим С.

Методика: «Целостное восприятие знакомых объектов».

Цель исследования: Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

 На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

На таблице изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).


Испытывает некоторые затруднения при дополнении до круга (проводит не совсем округлую линию, в результате чего фигура получается меньшей площади)

Рисует, испытывает некоторые затруднения.


Вывод: При выполнении задания испытывает некоторые трудности, нуждается в обучающей помощи.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Марина Р.

Методика: «Целостное восприятие знакомых объектов».

Цель исследования: Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

 На таблицах изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагаются задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

На таблице изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дорисовать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).


Испытывает затруднения при дополнении до круга и до треугольника.

Рисует, испытывает существенные затруднения.


Вывод: не справляется с заданием – низкий уровень.


Протокол

Ф.И. ребёнка: Олеся К.

Методика: «Целостное восприятие».

Цель исследования: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».


Не справляется с заданием. Экспериментатор показывает правильное решение. Далее ребёнок самостоятельно пытается выполнить задание, но испытывает затруднения.



Вывод: отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание выполняет.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Вадим С.

Методика: «Целостное восприятие».

Цель исследования: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».


Не справляется с заданием. Экспериментатор показывает правильное решение. Далее ребёнок самостоятельно пытается выполнить задание, но испытывает затруднения.



Вывод: отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание выполняет.

Протокол

Ф.И. ребёнка: Марина Р.

Методика: «Целостное восприятие».

Цель исследования: Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

Ход исследования:

Исследование проводилось индивидуально.

Вопросы и действия экспериментатора

Ответы и действия ребёнка

Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».


Не справляется с заданием. Экспериментатор показывает правильное решение. Далее ребёнок самостоятельно пытается выполнить задание, но задание правильно не выполняет.



Вывод: задание не выполнено – низкий уровень.

Приложение 2.

Конспекты занятий

 Конструирование (проводит воспитатель)

 Тема. Починим куклу-неваляшку.

 Цель. Учить детей собирать на отдельных частей целую игрушку и обыгрывать ее на занятии; закреплять знание пространственных отношений частей неваляшки (голова - наверху, туловище - внизу, руки – по бокам); воспитывать бережное отношение к игрушке.

 Материал. Игрушка (кукла-неваляшка); такая же неваляшка в виде отдельных частей, с пластилином на местах соединения.

 Ход занятия.

Воспитатель сообщает детям, что он будет учить их чинить игрушки, так как игрушки часто ломаются и ими нельзя играть. Он достает из большого пакета голову неваляшки: "Как вы думаете, ребята, какая игрушка у меня в пакете?" Как правило, дети сразу узнают неваляшку. Воспитатель достает все части куклы, раскладывает на столе и обращает внимание детей на то, что все части находятся не вместе, а отдельно. Игрушка сломана. Чтобы ее починить, надо соединить все части. Какие здесь части? Как они называются? Дети показывают и называют руки, туловище, голову. Как же сложить все части вместе?

Воспитатель показывает детям целую неваляшку, дети покачивают ее, заставляя "петь", слушают, как она мелодично звучит.

 После обыгрывания дети вместе с воспитателем рассматривают, где у нее голова, как прикрепляются руки. На расположение рук у неваляшки взрослый обращает особое внимание, так как они прикрепляются весьма необычно - сразу к туловищу и голове. Воспитатель демонстрирует, как неваляшка держит руки: он поднимает согнутые в локтях руки, касаясь щек тыльной стороной ладони. Дети по просьбе взрослого тоже показывают, как держит руки неваляшка. Можно предложить им немного покачаться в таком положении, как неваляшка.

 Затем воспитатель у них на глазах, время от времени глядя на куклу-образец, сопоставляя части, передавая их взаимное расположение, собирает неваляшку. В процессе "починки" куклы он разговаривает с ней.

Дети наблюдают за ходом работы и всегда живо реагируют, если взрослый

"допускает" ошибку (например, неправильно прикладывает голову к туловищу). В занятие необходимо вносить элемент живости, так как это способствует более быстрому и адекватному формированию у детей положительного отношения к кукле, элементарной жалости к ней как к сломанному, "больному" существу и пр. Такие занятия дают возможность в большой степени влиять на нравственное развитие умственно отсталых детей.

 Когда неваляшка готова, дети получают свои "сломанные" игрушки и начинают "чинить" их. Воспитатель должен каждого научить правильно скреплять детали - застегивать кнопки, соединять поверхности пластилином. Детям на первых порах это дается достаточно тяжело – надо помогать им, если части совмещены правильно.

 Готовых неваляшек дети приносят на стол воспитателя. Как правило, они бывают очень довольны, что "починили" столько хороших игрушек. Оценивают работы путем сопоставления с образцом (целой игрушкой). При этом похвалу получают не только те дети, для которых это занятие не представляло трудностей, но и те, кто наталкивался на определенные трудности и проявлял настойчивость и старание в работе.


Тема. Сделаем для дочки комнату.

Цель.

1. Пробуждать у детей интерес к конструированию.

2. Учить выбирать фигуры и передавать их пространственное расположение по образцу.

3. Формировать понимание функциональных свойств предметов.

4 Учить обыгрывать постройки

Материал. Набор строительного материала М.П. Агаповой, маленькая куколка в одежде, фигуры: бруски, кирпичики, арки, пластины (комплектов — каждому ребенку и взрослому).

Этапы занятия.

1. Оргмомент.

2. Подготовительные упражнения (игра «Как расположена фигур »).

3. Конструирование учителем-дефектологом кроватки, диванчика (чтобы спать, лежать), кресла, стула (чтобы сидеть), шкафа (платье вешать), с подробным речевым сопровождением.

4. Совместное обыгрывание построек,

5. Итог.

Ход занятия.

1. «Хотите играть с кубиками? Будем играть вместе».

2. Педагог ставит перед каждым ребенком и перед собой подносик с фигурами («Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она называется? Скажет вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? Покажите»). Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, называют. После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем играть по-другому. Возьмите’ арку. Расположите (поставьте, положите) ее вот так, а теперь так. Посмотрите внимательно. Сережа, помоги Ане. А теперь переверните вот так...» и т. д.). Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой, третьей... После этого строительные детали складывают в коробку и убирают.’

3. Педагог выставляет на стол ящик с деревянным строительным набором и куколку: «Это наша дочка. Спросите у нее, как ее зовут. Спросим все вместе: «Как тебя зовут?» Скажи свое имя. Это Таня. Дочку зовут Таня. Таня, хочешь, мы сделаем тебе комнату? Ты любишь сидеть на стульчике? Я сейчас сделаю тебе хороший, удобный стул (из кубика и кирпичика мастерят стул, усаживает на него Таню). Что я построила? — Стул.— Спросим у Тани, удобно ям сидеть». (Все хором отраженно спрашивают.) Таким образом педагог создает из деревянных фигур различные предметы мебели, постоянно обращаясь к кукле, разговаривая с ней и вовлекая в диалог детей (путем отраженного повторения различных фраз).

4. Игра с дочкой. Таню укладывают на кроватку («Ложись, Таня! Таня спит, лежит, отдыхает. Таня, вставай, иди ко мне...»). Педагог, демонстрируя нежное, заботливое отношение к кукле, воспитывает у детей стремление быть заботливыми мамой, папой,

5. Педагог обращается к детям: «Понравилось вам играть с дочкой? Хорошие мы смастерили для нее стул, кровать?.. Что мы для нее построили, что это... это... это?.. Мне тоже очень понравилось. В следующий раз я покажу им разные кроватки, диванчики, сделаем ей телевизор... Хотите? Хорошо».

«Портрет друга»

Программное содержание: Анализ изображенного поезда с достроенными и недостроенными вагончиками, освоение действий по достраиванию незаконченного изображения вагонов; освоение действий по построению изображения снеговика из кругов разной величины, используя способ построения сериационного ряда, передавая образ смешного и любимого героя зимних развлечений.

Оборудование:

Большой фланелеграф,

минифланелеграфы,

набор деталей плоскостного конструктора,

ширма - сугроб,

живой снеговик - взрослый.

Ход занятия: Дети рассаживаются на ковре полукругом. Педагог: « Дети, какое сейчас время года»? (зима)

Педагог: «А вы знаете, какой веселый праздник бывает зимой»? (Новый год)

Педагог: Как дети веселятся на этом празднике»? (Поют, танцуют, водят хороводы)

Педагог: «Вокруг чего дети водят хороводы»? (вокруг ёлки)

Педагог: «Где растут ёлки»? (в лесу)

Педагог: «Хотите съездить в лес за ёлками»? (хотим)

Педагог: «На чём же мы поедем»? (машина, автобус…)

Педагог: «Дети, нас много и поэтому я предлагаю поехать на поезде. Снимает с фланелеграфа экран, закрывающий недостроенное изображение поезда.

Педагог: «Дети, посмотрите внимательно, можем мы поехать на этом поезде»? (дети отмечают, что не хватает у поезда: вагончика, колес, окон)

Педагог предлагает отремонтировать вагончики, дети при этом называют форму и цвет недостающих деталей.

Затем воспитатель говорит, что он будет паровозом, а дети вагончиками. Подают сигнал и едут. Педагог читает

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу, пыхтит паровоз.

Далеко - далеко ребят он повёз.

Педагог: «Дети, мы едем, едем, а ёлок все не видно! Наверное, мы заблудились».

В это время за ширмой - сугробом раздаются охи и вздохи, а затем показывается снеговик - взрослый; Сколько снега навалило, еле выбрался из сугроба.

Педагог: «Дети, кто это?» (снеговик) Снеговик; «А вы кто и что вы здесь делаете?» Педагог объясняет и просит снеговика помочь им найти дорогу к ёлкам. Снеговик: «Хорошо, я вам помогу и расскажу один большой секрет, но вы должны за это выполнить два моих задания. Сначала отгадайте загадку»

Меня растили, из снега лепили,

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза угольки, губы сучки,

Холодный, большой. Кто это такой?

Дети отгадывают загадку. Снеговик хвалит детей и даёт второе задание: «А ещё я хочу, чтобы каждый из вас сделал мой портрет. Согласны?»

Дети проходят за столы, где приготовлены минифланелеграфы и фигуры из плоскостного конструктора.

Вместе с педагогом уточняют порядок построения изображения.

Снеговик рассматривает детские работы.

Снеговик: «А секрет мой такой. Дети, вам не надо самим ездить в лес за елочкой. Когда наступит Новый год, к вам придет Дед Мороз с подарками и сам принесет вам нарядную Новогоднюю ёлочку. А сейчас мне пора. До свидания. Побегу помогать Деду Морозу, готовить Новогодние ёлки».

А вы возвращайтесь домой.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты