Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих

Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих















ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(выпускная квалификационная работа)

Тема: “Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих”


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования влияния конфликта на совершение отклонений в поведении.

1.1 Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Психологический анализ механизмов влияния конфликта на формирование отклонений в поведении военнослужащих

1.3 Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащих

Глава 2. Психологическое исследование влияния конфликта на совершение отклонений в поведении военнослужащих.

2.1. Методический замысел психологического исследования влияния конфликта на совершение отклонений в поведении военнослужащих

2.2 Анализ экспериментального исследования влияния конфликта на совершение отклонений в поведении военнослужащих

2.3 Профилактика и предупреждение отклоняющегося поведения методом социально – психологического тренинга

Заключение

Практические рекомендации

Литература

Приложения


Введение


Множество проблем существует сегодня в Вооруженных Силах. Некоторые из проблем современной армии можно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи решаются силами командиров и личного состава. Проблема конфликтов и отклонений в поведении военнослужащих от агрессии до суицидальных действий относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.

Без преувеличения можно сказать, что в современном российском обществе понятие «армия» для большинства, как имеющих, так и не имеющих к ней отношение, прочно ассоциируется с каким либо проявлением отклоняющегося поведения, таким, например, как неуставные взаимоотношения.

В условиях происходящего в настоящее время процесса реформирования и модернизации Вооружённых Сил РФ повышается значение исследования конфликтов и отклоняющегося поведения. Ведь от того, будут ли в вооруженных Силах процветать негативные формы отклонений в поведении или нет, зависит их престиж, статус в обществе, отношение к армии в целом, как среди призывного контингента, так и со стороны их окружения. Падение моральных устоев в обществе, в последнее время, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, выразилась в появлении большого количества негативных форм проявления поведения, как у отдельных военнослужащих, так и между ними. Сюда можно отнести чрезмерную агрессивность, воровство, «дедовщину», самовольное оставление части, суицид и другие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах.

Все это не только негативно влияет на настроения личного состава, и отторгают молодого человека от воинской службы, а главное, наносят ущерб престижу Вооруженных Сил и сказывается на общей боеготовности и морально-психологическом состоянии войск, что, в свою очередь, негативным образом отражается на состоянии защищенности нашего государства.

Конфликты, возникающие в воинских коллективах, при межличностном взаимодействии не всегда приводят к отклоняющемуся поведению, но при определенных условиях, например: продолжительность конфликтного взаимодействия, проявление негативных форм взаимодействия между военнослужащими, (таких как физическая и вербальная агрессия и т. п.), которые в свою очередь отражаются на нервно – психической устойчивости, адекватности реагирования в сложных ситуациях, могут приводить к совершению военнослужащими различных отклонений в поведении (А. Я. Анцупов, 1999). Причем определенный вид конфликтного взаимодействия между военнослужащими, может стать причиной совершения определенного вида отклоняющегося поведения. Например, при конфликтном взаимодействии личности с коллективом, будет выше вероятность совершения именно такого вида отклоняющегося поведения, как самовольное оставление части (С. Л. Евенко, 2008). То есть, чтобы снизить уровень совершаемых военнослужащими различного рода отклонений в поведении, надо вести работу по снижению уровня конфликтности в воинских коллективах.

Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинских коллективах, ранняя диагностика отклоняющихся форм поведения военнослужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению конфликтов, которые приводят к совершению отклонений в поведении военнослужащими, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий.

Объект исследования: отклонения в поведении военнослужащих.

Предмет исследования: конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих.

Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявить влияние конфликтов на совершение военнослужащими отклонений в поведении и способы их профилактики.

Задачи:

1.     Проанализировать основные подходы в отечественной и зарубежной психологии по проблемам влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении.

2.     Раскрыть и обосновать психологические механизмы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащих.

3.     Экспериментально показать влияние конфликта на совершение отклонений в поведении военнослужащих.

4.     Дать практические рекомендации командирам подразделений по выявлению и предупреждению конфликтных ситуаций, приводящих к совершению военнослужащими отклонений в поведении.

Гипотеза исследования:

1.     На совершение самовольного оставления части оказывает влияние конфликтное взаимодействие военнослужащего с воинским коллективом.

2.      На совершение неуставных взаимоотношений оказывает влияние конфликтное взаимодействие коллектива с военнослужащим.

3.      Низкая нервно - психическая устойчивость оказывает влияние на совершение военнослужащими отклонений в поведении.

4.      Вербальная агрессия больше влияет на совершение военнослужащими отклонений в поведении, чем физическая агрессия.

Теоретико-методологические основы исследования.

Дипломная работа базируется на основополагающих методологических и теоретических принципах конфликтологии (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов,Н.В. Гришина, Л.А. Петровская); на научных подходах в изучении психологии отклоняющегося поведения (Ю.А Клейберг, К. Лоренц, А.Г. Караяни, С.Б. Дохолян, Е.В. Змановская); а также на принципе системного подхода в исследовании структуры и детерминации психологических и социально-психологических явлений (Б.Ф. Ломов, В. Г. Асеев, А.В Петровский, А.Г. Караяни, В.А. Ганзен).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической базой исследования, реализацией комплекса релевантных методик исследования, достаточной репрезентативностью выборки, надежностью и эффективностью современных методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.

конфликт отклонение поведение военнослужащий


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТА НА СОВЕРШЕНИЕ  ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

1.1 Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии


Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.

Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира. Среди них были такие мыслители как Гераклит, Платон, Геродот, Цицерон и другие. В средние века одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Н. Макиавелли (2005). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека. Одним из источников социального конфликта Н. Макиавели считал знать. Тем не менее, он видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно на него влиять. Выполнять эту функцию, призвано государство.[1] Ф. Бэкон ключевой причиной социальных конфликтов внутри страны считал бедственное положение народа. В период нового времени были популярны идеи Ж. Руссо об этапности всемирно-исторического процесса, А. Смита, который в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов», впервые рассмотрел конфликт как многоуровневое социальное явление, а также идеи многих других ученых того времени.[2]

А теперь рассмотрим основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии первой половины XX века.

Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийского психолога З. Фрейда (1989), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Он первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. По З. Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Конфликт, в психоанализе, изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека. Понятно, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности». Конфликты – часть внутренней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.[3]

Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений нравственных и социальных норм вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являются художественное или научное творчество.

К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми, по З. Фрейду (1998), являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью» (Психоанализ. Популярная энциклопедия, 1998).

Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Значение конфликтной феноменологии в общей психической жизни человека определяется тем, что согласно З. Фрейду, конфликт, вызываемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума. Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией, то есть неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Проблемы внутренних конфликтов особенно интересовали К. Хорни, посвятившую им ряд основополагающих исследований (в первую очередь, речь идет о работах «Наши внутренние конфликты», «Невротическая личность нашего времени» и др.).

К. Хорни (1993) определяет отличие своей позиции от взглядов основателя психоанализа: «Описанная мной структура неврозов не противоречит в принципе теории Фрейда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями или тем, как они представлены в Супер-Эго. Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, т. е. к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и, если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее, несовместимы друг с другом» (К. Хорни, 1993). Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказывается, по К. Хорни, главным источником конфликта[4]. А. Адлер (2000) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими. «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом он связывает с «невротическим стилем жизни», который и в этом А. Адлер солидарен с классическим психоанализом является следствием «трудного» детства и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, не реалистичность. Этот «невротический», или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими, ведь, по мнению А. Адлера, невротики ведут себя так, как если бы они жили в стане врагов[5]. Наиболее принципиально отличной от позиции З. Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э. Эриксона. Пессимистически окрашенному психоаналитическому представлению о человеке, раздираемом противоречиями и конфликтами, Э. Эриксон (1996) противопоставляет идею, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет единственный ключ к пониманию его жизни.

Э. Эриксон выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Э. Эриксон рассматривает как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий. Кризис у Э. Эриксона содержит и позитивный, и негативный компонент, и вопрос заключается не в избегании конфликтов, а в адекватном, конструктивном разрешении кризисов[6].

В 20 – 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо – американского психолога У. Мак-Дугалла (1917), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство.

Начало этологическому подходу к конфликту положил К. Лоренц (1994). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы[7].

Исследуя проблемы групповой динамики, психолог К. Левин (2002) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы.

Д. Доллард (1967) опираясь на труды З. Фрейда и К. Левина, предложил новую гипотезу конфликта – фрустрационно-агрессивную. В ней интегрирована психофизиологическая причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог А. Басс (1998). Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорий социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (2000), межличностные конфликты определяются состоянием эмоционального отношения друг к другу. Он пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

Широкий резонанс получили исследования представителя интеракционизма Т. Шибутани (1999). По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид – среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты и девиации[8].

Э. Берн (1998) на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну, структура личности («Я») включает в себя три компонента – состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям), «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции.

Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то она сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам и девиациям[9].

 В отечественной психологии большой вклад в изучение конфликтов внес Л.С. Выготский (1982). Он рассматривал конфликт через призму возрастных кризисов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты