Исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе

 Анализ других показателей методик исследования выявил следующее:

-  в первой группе испытуемые оценили стиль руководства как смешанный, причем низко выраженный, во второй группе – стиль директивно-коллегиальный ( выраженность низко-средняя),

-   во второй группе испытуемые оценили психологический климат как благоприятный, в первой же группе – в основном неблагоприятный. Анализируя показатели «Удовлетворенности трудом» (по Снеткову), установили, что испытуемые 1 группы в основном неудовлетворенны всеми 14 аспектами, но наибольшая неудовлетворенность по следующим:

-  №4 (потребность в признании, личном авторитете),

-  №3 (потребность в теплых доверительных отношениях в коллективе),

-  №2 (потребность в благоприятных условиях труда),

-  №6 (потребность в личном материальном и социальном обеспечении),

-  №10 (потребность в хорошей организации труда).

 Таким образом, у 1 группы наибольшая неудовлетворенность наблюдается в материально-социальной сфере.

 У второй группы испытуемых количество отрицательно-выраженных аспектов работы меньше (9 из 14).

Наибольшие значения показателей:

-№9- потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива,

-№10- потребность в хорошей организации труда,

-№11-потребность в производственных успехах всего коллектива, -№12- потребность в удовлетворении узких личных интересов,

а «положительно-привлекательных»- больше, то есть у большей части группы удовлетворены следующие потребности:

-№1- потребность в творческой и интересной работе,

-№4- потребность в признании, личном авторитете,

-№8- потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива,

-№13- потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом,

-№14- потребности в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».

Можно сделать вывод, что во второй группе испытуемых обнаружена удовлетворенность потребностей, связанных с личностным развитием, в первой группе выявлена неудовлетворенность организацией в основном материально-бытовых социальных условий. Для оценки выдвинутой гипотезы был проведен статистический анализ достоверности различий у работников двух фирм. Нами применяется двусторонний непараметрический критерий Вилкоксона. Данные представлены в таблице 6.


Таблица 6. Сравнительная таблица средних значений исследуемых у работников 1 и 2 фирм

Показатель

Среднее (М) у работников 1-й фирмы

Среднее (М) у работников 2-й фирмы

W кри-терий

P значи-мость

1.

Отношение к организации


14,80

45,13

104,00

Р<0,01

2.

Удовлетворенность работой


38,07

23,33

119,00

Р<0,01

3.

Направленность на себя

Мет НЛ

32,40

24,67

118,50

Р<0,01

4.

Направленность на взаимодействие

26,60

29,73

100,50

Р<0,05

5.

Направленность на задачу

31,00

35,60

105,00

Р<0,01

6.

Директивный стиль руководства

Ст


рук

1,60

2,47

58,00

Р<0,05

7.

Коллегиальный стиль руководства

2,07

3,27

38,50

Р<0,05

8.

Попустительский стиль руководства

2,53

0,13

118,00

Р<0,01

9.

Характеристика психологического климата в группе


-2,67

19,73

120,00

Р<0,01

10.

Потребность в творческой интересной работе

Удовлетворен

-0,38

1,33

87,50

Р<0,05

11.

Потребность в благоприятных условиях труда

-2,52

-0,05

120,00

Р<0,01

12.

Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллект.

-3,02

-0,30

118,00

Р<0,01

13.

Потребность в признании, в личном авторитете

-3,57

0,10

120,00

Р<0,01

14.

Потребность в собственном развитии

-3,35

-1,07

114,00

Р<0,05

15.

Потребность в личном материальном и социальном обеспеч.

трудом

по

Снеткову


-5,37

-1,73

120,00

Р<0,01

16.

Потребн. в принцип. и требоват.взаимоотношениях в коллективе

-3,47

-0,08

119,00

Р<0,01

17.

Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива

-1,92

0,25

90,00

<0,05

18.

Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива

-3,80

-0,73

120,00

Р<0,01

19.

Потребность в хорошей организации труда

-4,90

-1,10

120,00

Р<0,01

20.

Потреб. в производств. успехах всего коллектива

-3,15

-1,28

111,00

Р<0,05

21.

Утилитарная потребн.

-1,30

-2,02

86,00

Р<0,05

22.

Потр. в общественном признании личного вклада и важности раб. коллектива в целом

-0,62

0,47

106,00


23.

Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали»

-2,38

0,15

119,00

Р<0,01

Сравнивая результаты направленности личности (Методика НЛ), можно сказать, что у 2-ой группы работников, находящихся в подчинении руководителя с высоким уровнем лидерства, наиболее выражена направленность на задание (М=35,60; W=105,00;Р<0,01). Это свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью. В результате анализа различий в определении психологического климата в группах, нами обнаружено достоверное различие между выборками по показателю определение психологического климата группы, где у группы, работающей под началом руководителя со средним лидерским уровнем, психологический климат неблагоприятный (М=-2,67), в отличие от группы, работающей под началом руководителя с высоким уровнем лидерства (М=19,73). Исходя из результатов качественного и количественного анализа нашего эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1.                 На социально-психологический климат в коллективе влияет лидерская позиция руководителя. При высоком уровне лидерства социально-психологический климат более благоприятный, чем при среднем уровне лидерства.

2.                 Улучшение социально-психологического климата сопровождается более высокой лояльностью работников к своей организации в целом.

3.                 Чем меньше удовлетворяются социальные потребности работников, тем хуже социально-психологический климат в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проделанной нами работы цель, поставленная нами достигнута и раскрыта в решении следующих задач:

1.                 В процессе выполнения данной работы был проведен теоретический анализ основных подходов к изучению лидерства.

2.                 Рассмотрены психологические аспекты руководства.

3.                 Сформулировано понятие о команде в современном бизнесе. А именно то, что сам факт наличия команды говорит о высоком уровне лидерства и благоприятном социально-психологическом климате в коллективе.

4.                 Проведено эмпирическое исследование характеристик личности руководителей двух фирм и влияние их на своих подчиненных в плане создания социально-психологического климата в коллективе. В результате этого исследования выдвинутая в работе гипотеза нашла свое частичное подтверждение (т. к. надо сделать выборки более репрезентативными и исследовать большее количество компаний).

5.                 В настоящей дипломной работе исследовалось влияние лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Проработав эмпирические данные, мы видим , что лидерские позиции руководителя безусловно оказывают влияние на социально-психологический климат в коллективе.

Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении индивидуальных качеств как субъектных детерминат управленческой деятельности в психологии управления. А также данная работа может быть полезна менеджерам по отбору персонала, психологам, проводящим деловую оценку, и менеджерам всех звеньев в своей практической деятельности. Дальнейшее развитие данной работы может проходить в следующем направлении: проводить дальнейшие исследования на более широкий класс (т. е. сделать выборки более репрезентативными) для получения наиболее достоверных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Батаршов А.В. Психодиагностика в управлении. – М.: Дело, 2005.

2.                 Бланшар К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие лидеры. – М., 2001.

3.                 Брюс Д. Результаты на мишени. СПб: Белый кролик, 1995.

4.                 Власов С. Прозрение. М.: Советская Россия, 1986.

5.                 Джо Коллоуэй. Оближи его! Как компании перестают быть просто продавцами и становятся легендарными брендами. – М., 2006.

6.                 Дилтс С. Стратегии гениев. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

7.                 Друкер П. Эффективное управление. – 1964.

8.                 Мотовилин О.Г. Оценка персонала. – М.: Высшая школа психологии, 2005.

9.                 Зиглар З. Умение добиваться успеха для «чайников». – М., 2000.

10.             Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

11.             Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога-консультанта организации. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12.             Козлов Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

13.             Котин М. Качая нефть давно бы закис.//Ж-л Секрет фирмы – 2006, № 36 – с. 25-31.

14.             Лёзова К., Рубцов Ю. Менеджмент: карательный или проективный.// Камасутра бизнеса. Книга лучших рыночных идей для первых лиц российского бизнеса – 2005, № 1 – с. 52

15.             Магура М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005.

16.             Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2005.

17.             Мясникова И. Крик души.//Ж-л The chief – 2006, № 5 – с. 48-49.

18.             Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. – М.: АСТ, 2003.

19.             О’Коннер Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Эриксон-колледж, 1996.

20.             Петрова Н.П. Искусство работать с людьми. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

21.             Петров В.В. Теории лидерства. – М., 2006.

22.             Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. – СПб., 2002.

23.             Правдина Н. Я привлекаю успех. СПб.: «Невский проспект», 2003.

24.             Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // под общей ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб, 2000.

25.             Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.

26.             Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. – М., 2003.

27.             Пульсон Кл., Тимофеева М. Лидерство в вопросах и ответах.// Ж-л Карьера – 2006, № 5 – с.32

28.             Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

29.             Синельников В. Прививка против стресса, или психоэнергетическое айкидо. М.: Центрополиграф, 2003.

30.             Уильямс Р. Управление деятельностью служащих. – СПб., 2003.

31.             Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

32.             Фраймута Й. Страх в работе менеджеров. – Харьков, 2005.

33.             Фуколова Ю. Геометрия кадров.//Ж-л Секрет фирмы – 2006, № 43 – с.72

34.             Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003.

35.             Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Бахрах-М, 2001.

36.             Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. –М.: НОРМА, 2000.

37.             Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

38.             Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

39.             Щербатых Ю В. Психология страха. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

40.             Яккока Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты