Анализ других показателей методик исследования выявил следующее:
- в первой группе испытуемые оценили стиль руководства как смешанный, причем низко выраженный, во второй группе – стиль директивно-коллегиальный ( выраженность низко-средняя),
- во второй группе испытуемые оценили психологический климат как благоприятный, в первой же группе – в основном неблагоприятный. Анализируя показатели «Удовлетворенности трудом» (по Снеткову), установили, что испытуемые 1 группы в основном неудовлетворенны всеми 14 аспектами, но наибольшая неудовлетворенность по следующим:
- №4 (потребность в признании, личном авторитете),
- №3 (потребность в теплых доверительных отношениях в коллективе),
- №2 (потребность в благоприятных условиях труда),
- №6 (потребность в личном материальном и социальном обеспечении),
- №10 (потребность в хорошей организации труда).
Таким образом, у 1 группы наибольшая неудовлетворенность наблюдается в материально-социальной сфере.
У второй группы испытуемых количество отрицательно-выраженных аспектов работы меньше (9 из 14).
Наибольшие значения показателей:
-№9- потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива,
-№10- потребность в хорошей организации труда,
-№11-потребность в производственных успехах всего коллектива, -№12- потребность в удовлетворении узких личных интересов,
а «положительно-привлекательных»- больше, то есть у большей части группы удовлетворены следующие потребности:
-№1- потребность в творческой и интересной работе,
-№4- потребность в признании, личном авторитете,
-№8- потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива,
-№13- потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом,
-№14- потребности в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».
Можно сделать вывод, что во второй группе испытуемых обнаружена удовлетворенность потребностей, связанных с личностным развитием, в первой группе выявлена неудовлетворенность организацией в основном материально-бытовых социальных условий. Для оценки выдвинутой гипотезы был проведен статистический анализ достоверности различий у работников двух фирм. Нами применяется двусторонний непараметрический критерий Вилкоксона. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6. Сравнительная таблица средних значений исследуемых у работников 1 и 2 фирм
№ |
Показатель |
Среднее (М) у работников 1-й фирмы |
Среднее (М) у работников 2-й фирмы |
W кри-терий |
P значи-мость |
|
1. |
Отношение к организации |
|
14,80 |
45,13 |
104,00 |
Р<0,01 |
2. |
Удовлетворенность работой |
|
38,07 |
23,33 |
119,00 |
Р<0,01 |
3. |
Направленность на себя |
Мет НЛ |
32,40 |
24,67 |
118,50 |
Р<0,01 |
4. |
Направленность на взаимодействие |
26,60 |
29,73 |
100,50 |
Р<0,05 |
|
5. |
Направленность на задачу |
31,00 |
35,60 |
105,00 |
Р<0,01 |
|
6. |
Директивный стиль руководства |
Ст рук |
1,60 |
2,47 |
58,00 |
Р<0,05 |
7. |
Коллегиальный стиль руководства |
2,07 |
3,27 |
38,50 |
Р<0,05 |
|
8. |
Попустительский стиль руководства |
2,53 |
0,13 |
118,00 |
Р<0,01 |
|
9. |
Характеристика психологического климата в группе |
|
-2,67 |
19,73 |
120,00 |
Р<0,01 |
10. |
Потребность в творческой интересной работе |
Удовлетворен |
-0,38 |
1,33 |
87,50 |
Р<0,05 |
11. |
Потребность в благоприятных условиях труда |
-2,52 |
-0,05 |
120,00 |
Р<0,01 |
|
12. |
Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллект. |
-3,02 |
-0,30 |
118,00 |
Р<0,01 |
|
13. |
Потребность в признании, в личном авторитете |
-3,57 |
0,10 |
120,00 |
Р<0,01 |
|
14. |
Потребность в собственном развитии |
-3,35 |
-1,07 |
114,00 |
Р<0,05 |
|
15. |
Потребность в личном материальном и социальном обеспеч. |
трудом по Снеткову |
-5,37 |
-1,73 |
120,00 |
Р<0,01 |
16. |
Потребн. в принцип. и требоват.взаимоотношениях в коллективе |
-3,47 |
-0,08 |
119,00 |
Р<0,01 |
|
17. |
Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива |
-1,92 |
0,25 |
90,00 |
<0,05 |
|
18. |
Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива |
-3,80 |
-0,73 |
120,00 |
Р<0,01 |
|
19. |
Потребность в хорошей организации труда |
-4,90 |
-1,10 |
120,00 |
Р<0,01 |
|
20. |
Потреб. в производств. успехах всего коллектива |
-3,15 |
-1,28 |
111,00 |
Р<0,05 |
|
21. |
Утилитарная потребн. |
-1,30 |
-2,02 |
86,00 |
Р<0,05 |
|
22. |
Потр. в общественном признании личного вклада и важности раб. коллектива в целом |
-0,62 |
0,47 |
106,00 |
|
|
23. |
Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали» |
-2,38 |
0,15 |
119,00 |
Р<0,01 |
Сравнивая результаты направленности личности (Методика НЛ), можно сказать, что у 2-ой группы работников, находящихся в подчинении руководителя с высоким уровнем лидерства, наиболее выражена направленность на задание (М=35,60; W=105,00;Р<0,01). Это свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью. В результате анализа различий в определении психологического климата в группах, нами обнаружено достоверное различие между выборками по показателю определение психологического климата группы, где у группы, работающей под началом руководителя со средним лидерским уровнем, психологический климат неблагоприятный (М=-2,67), в отличие от группы, работающей под началом руководителя с высоким уровнем лидерства (М=19,73). Исходя из результатов качественного и количественного анализа нашего эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. На социально-психологический климат в коллективе влияет лидерская позиция руководителя. При высоком уровне лидерства социально-психологический климат более благоприятный, чем при среднем уровне лидерства.
2. Улучшение социально-психологического климата сопровождается более высокой лояльностью работников к своей организации в целом.
3. Чем меньше удовлетворяются социальные потребности работников, тем хуже социально-психологический климат в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной нами работы цель, поставленная нами достигнута и раскрыта в решении следующих задач:
1. В процессе выполнения данной работы был проведен теоретический анализ основных подходов к изучению лидерства.
2. Рассмотрены психологические аспекты руководства.
3. Сформулировано понятие о команде в современном бизнесе. А именно то, что сам факт наличия команды говорит о высоком уровне лидерства и благоприятном социально-психологическом климате в коллективе.
4. Проведено эмпирическое исследование характеристик личности руководителей двух фирм и влияние их на своих подчиненных в плане создания социально-психологического климата в коллективе. В результате этого исследования выдвинутая в работе гипотеза нашла свое частичное подтверждение (т. к. надо сделать выборки более репрезентативными и исследовать большее количество компаний).
5. В настоящей дипломной работе исследовалось влияние лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Проработав эмпирические данные, мы видим , что лидерские позиции руководителя безусловно оказывают влияние на социально-психологический климат в коллективе.
Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении индивидуальных качеств как субъектных детерминат управленческой деятельности в психологии управления. А также данная работа может быть полезна менеджерам по отбору персонала, психологам, проводящим деловую оценку, и менеджерам всех звеньев в своей практической деятельности. Дальнейшее развитие данной работы может проходить в следующем направлении: проводить дальнейшие исследования на более широкий класс (т. е. сделать выборки более репрезентативными) для получения наиболее достоверных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батаршов А.В. Психодиагностика в управлении. – М.: Дело, 2005.
2. Бланшар К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие лидеры. – М., 2001.
3. Брюс Д. Результаты на мишени. СПб: Белый кролик, 1995.
4. Власов С. Прозрение. М.: Советская Россия, 1986.
5. Джо Коллоуэй. Оближи его! Как компании перестают быть просто продавцами и становятся легендарными брендами. – М., 2006.
6. Дилтс С. Стратегии гениев. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
7. Друкер П. Эффективное управление. – 1964.
8. Мотовилин О.Г. Оценка персонала. – М.: Высшая школа психологии, 2005.
9. Зиглар З. Умение добиваться успеха для «чайников». – М., 2000.
10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.
11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога-консультанта организации. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
12. Козлов Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
13. Котин М. Качая нефть давно бы закис.//Ж-л Секрет фирмы – 2006, № 36 – с. 25-31.
14. Лёзова К., Рубцов Ю. Менеджмент: карательный или проективный.// Камасутра бизнеса. Книга лучших рыночных идей для первых лиц российского бизнеса – 2005, № 1 – с. 52
15. Магура М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005.
16. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2005.
17. Мясникова И. Крик души.//Ж-л The chief – 2006, № 5 – с. 48-49.
18. Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. – М.: АСТ, 2003.
19. О’Коннер Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Эриксон-колледж, 1996.
20. Петрова Н.П. Искусство работать с людьми. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
21. Петров В.В. Теории лидерства. – М., 2006.
22. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. – СПб., 2002.
23. Правдина Н. Я привлекаю успех. СПб.: «Невский проспект», 2003.
24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // под общей ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб, 2000.
25. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.
26. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. – М., 2003.
27. Пульсон Кл., Тимофеева М. Лидерство в вопросах и ответах.// Ж-л Карьера – 2006, № 5 – с.32
28. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
29. Синельников В. Прививка против стресса, или психоэнергетическое айкидо. М.: Центрополиграф, 2003.
30. Уильямс Р. Управление деятельностью служащих. – СПб., 2003.
31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
32. Фраймута Й. Страх в работе менеджеров. – Харьков, 2005.
33. Фуколова Ю. Геометрия кадров.//Ж-л Секрет фирмы – 2006, № 43 – с.72
34. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003.
35. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Бахрах-М, 2001.
36. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. –М.: НОРМА, 2000.
37. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
38. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
39. Щербатых Ю В. Психология страха. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.
40. Яккока Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991.