Исследование влияния лидерских позиций руководителя на социально-психологический климат в коллективе

6.                 Опросник «Удовлетворенность трудом» (Снетков). Опросник содержит ряд суждений о различных аспектах работы в трудовых коллективах. Среди предложенных суждений нет плохих или хороших, все они важны, но для каждого человека каждое по-своему.

Для оценки психологических характеристик личностей руководителей компаний нами были подобраны следующие методики:

1. Методика «Оценки стиля принятия управленческих решений руководителем» (ОСПУР).

2. Экспресс-тест «Самооценка лидерства», позволяющий определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности (Фетискин и др., 2002).

Процедура исследования проводилась с использованием стандартных бланков. (Приложение 1). Полученные бланки подверглись обработке с использованием ключей. Были получены первичные результаты, которые были сведены в сводные таблицы. (Приложение 2).

И в итоге главы 2 можно сделать вывод, что подобранные нами методики мы считаем наиболее удобными при проведении тестирования, а также, дающими наиболее достоверную информацию при обработке результатов тестирования. Методики, выбранные для проведения исследования, обладают необходимым уровнем валидности и надежности.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

3.1 Процедура проведения эксперимента

Наше исследование носит экспериментальный характер. Для выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от некоторых психологических характеристик личности руководителя было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие два коммерческих подразделения двух различных фирм: по 15 человек в каждом подразделении от 22 до 40 лет, с различным стажем работы (от 1года до 7 лет), в каждом подразделении по 7 женщин и 8 мужчин. А также два руководителя этих подразделений (мужчины, 38 лет и 42 года), обладающие различными профессиональными качествами и навыками. Испытуемым были предложены бланки тестов, которые они заполняли после предварительной инструкции. К предложенному эксперименту в основном отнеслись с пониманием. Но настоятельно требовали полной конфиденциальности, вплоть до индивидуального тестирования каждого сотрудника. Процедура исследования проводилась с использованием стандартных бланков (приложение 1) и носила индивидуальный характер. Полученные бланки подверглись обработке с использованием ключей и были получены первичные результаты, которые были сведены в сводные таблицы (приложение 2).

3.2 Результаты исследования


По результатам тестирования выяснилось, что руководитель 1-ой фирмы управляет людьми при помощи авторитарно-маргинального стиля (111 б.) и попустительско-маргинального (99 б.) в проблемных ситуациях. Тогда как руководитель 2-ой фирмы предпочитает по шкале властности ситуационный подход (89 б.), а в проблемных ситуациях меняет стиль на авторитарно-реализаторский (143 б.). Также руководитель 1-ой фирмы показал средний уровень лидерства (А=6б.). А руководитель 2-ой фирмы – высокий уровень лидерства (А=9 б.). По результатам, полученным в ходе теста ОЛ видно, что у пяти из пятнадцати сотрудников 1-ой фирмы лояльность оценивается как средняя. У остальных десяти сотрудников низкий показатель лояльности. А по результатам по тому же тесту ОЛ, но во 2-ой фирме у сотрудников следующие результаты: у девяти сотрудников лояльность оценивается как средняя, у пятерых – высокая оценка лояльности и один сотрудник имеет низкую оценку лояльности (0 б.). Тест «Удовлетворенность работой» показал следующие средние значения показателей по группам:

1-ая фирма набрала приблизительно 38 баллов, что соответствует значению – не вполне удовлетворены работой;

2-ая фирма набрала приблизительно 23 балла, это значит, что сотрудники удовлетворены работой.

По результатам методики Смекала- Кучера (НЛ) в 1-ой фирме у 6 человек доминирует «направленность на себя». Такие люди характеризуются как неприятные, агрессивные, соперничающие, догматики, сенситивно-женственные, интровертированные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые, лабильные, консервативные, неуверенные и гетеросексуальные. У 8 чел. доминирует «направленность на дело»: такие люди самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные, трезвые и интровертированные, радикальные, недогматичные, без потребности в гетеросексуальности и вообще в какой-либо помощи, агрессивные и соперничающие, спокойные, развитые, включая интеллект. Сырые баллы занесены в таблицу первичных результатов для первой группы испытуемых (см. таб. 1).

Таблица 1.Таблица первичных результатов для 1-ой группы (Смекала-Кучера)

№ испытуемого

НС

НВД

НЗ

1

36

24

30

2

27

30

33

3

32

28

30

4

32

24

34

5

33

22

35

6

30

29

31

7

30

30

30

8

29

30

31

9

36

25

29

10

39

27

24

11

31

27

32

12

31

27

32

13

35

26

29

14

36

20

34

15

29

30

31


По результатам опросника НЛ Смекала-Кучера во 2-ой фирме у одного сотрудника доминирует «направленность на себя», у 2 сотрудников – «направленность на взаимодействие с другими людьми» и у остальных 12 сотрудников доминирует «направленность на дело».


Таблица 2. Таблица первичных результатов для 2-ой группы (Смекала-Кучера)

№ испытуемого

НС

НВД

НЗ

1

25

29

36

2

28

25

37

3

23

34

33

4

20

310

39

5

22

29

39

6

20

37

33

7

22

31

37

8

28

28

34

9

31

29

30

10

28

30

32

11

27

30

33

12

21

23

46

13

25

30

35

14

27

29

34

15

23

31

36


Методика «Стиль руководства». В 1-ой фирме преобладает смешанный стиль руководства (11 из 15), причем с одинаково низкой выраженностью, что характерно в основном для неопытных руководителей. Во 2-ой фирме преобладает директивно-коллегиальный стиль руководства (9 из 15), но и здесь выраженность стилей недостаточная, хотя и ближе к среднему показателю. По результатам теста «Определение психологического климата группы» видно, что во 2-ой фирме психологический климат в большей степени благоприятный нежели в 1-ой фирме. При помощи опросника «Удовлетворенность трудом» (Снетков) мы определяем степень привлекательности работы для человека в данном коллективе путём нахождения разности средних арифметических значений шкал между первой и второй частями (М1 – М2 ). Здесь важное значение имеют величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные – как привлекательность данного аспекта для человека. Для удобства все изучаемые потребности сведены в 14 шкал:

1.                 Потребность в творческой и интересной работе.

2.                 Потребность в благоприятных условиях труда

3.                 Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе.

4.                 Потребность в признании, в личном авторитете.

5.                 Потребность в собственном развитии.

6.                 Потребность в личном материальном и социальном обеспечении.

7.                 Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе.

8.                 Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива.

9.                 Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива.

10.            Потребность в хорошей организации труда.

11.            Потребность в производственных успехах всего коллектива.

12.            Утилитарная потребность (потребность в удовлетворении узких личных интересов).

13.            Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом.

14.            Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».

В результате опроса испытуемых 1-ой фирмы мы получили результаты, записанные в таблице 3.


Таблица 3. Таблица первичных результатов для 1-ой группы (Снетков)

ис

 П.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

2,25

-2

-4

-3

-1

-5,75

-2,25

-3

-1,75

-4,25

-3,25

-1,25

0

-0,5

2.

3,25

-2

-4,75

-2,5

-1

-3,75

-2,75

-1

-2

-4,75

-2,25

-2

0

-0,75

3.

-1

-2,25

-1

-2,5

-4,5

-5,5

-3,25

-1,25

-4,25

-5,25

-4,5

-1,25

-0,75

-2,75

4.

-0,75

-3,25

-1,5

-3

-3,75

-6

-1,75

-0,75

-3,25

-4,75

-3

-1,25

0,25

-3,5

5.

-3,75

-2,5

-5,75

-5,25

-4,5

-4,5

-5,25

-3,25

-4,5

-6

-2,5

-3

-1,75

-4,5

6.

0,5

-3,25

-1,5

-3

0,25

-6,25

-1,25

-1

-3,75

-5

-3,75

-1

0,25

-1,5

7.

-2,5

-3,5

-5,75

-5,25

-5

-4,5

-5,25

-5,75

-5

-5,25

-3

-1,5

-2,25

-2

8.

1

-2

-2,25

-3

-4,5

-5,25

-3

-0,5

-3,5

-5

-3,75

-0,5

-0,25

-3,5

9.

-1,5

-2,5

-5,75

-5,25

-5

-4,75

-6,5

-2,75

-4,75

-3,5

-1,75

-1,25

-2

-2,5

10.

-0,75

-2,5

-3,25

-3,75

-6,25

-4,25

-5,5

-2,25

-4

-5,75

-1,25

-0,25

-1,25

-4,25

11.

0,75

-2,5

-1,5

-3

-4,25

-6,25

-2

-0,75

-3,75

-5,25

-3,5

-0,75

0,5

-2,25

12.

-1,75

-2,25

-3,5

-4

0,25

-6

-4,25

-1,75

-5

-3,25

-5

-2,25

-1,5

-1

13.

-0,75

-1

-1,5

-3,25

-4

-6

-2,25

-1,25

-4,5

-5,25

-4

-1

0,25

-2,5

14.

-1,75

-3

-2,25

-3,5

-3

-5,75

-5

-2,75

-3,25

-5,25

-2

-1,25

-1

-1,75

15.

1

-3,25

-1

-3,25

-4

-6

-1,75

-0,75

-3,75

-5

-3,75

-1

0,25

-2,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты