Исследование психологических характеристик спортсменов (на материалах исследования культуристов)

13. способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффектив­ность.

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, зани­мающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется не­одинаковостью психологической структуры разных видов спортив­ной деятельности.

В психологическую структуру спортивной деятельности входят:

1)     специфические психические функции и качества личности, свя­занные непосредственно с выполнением спортивных действий,

2)     мо­тивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться вы­соких результатов в спортивной борьбе,

3)     социально-психологи­ческий характер отношений спортсменов с другими людьми в про­цессе спортивной деятельности.

Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития личности человека, которое может быть успешно достигнуто с помощью других социально важ­ных видов деятельности, таких, как производственный труд, общест­венно-политическая деятельность, творческая деятельность в облас­ти того или иного искусства.

Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способ­ностей от каждого человека. Однако для общего процесса формиро­вания личности очень важно, в каком возрасте влияют на человека те или другие факторы, благоприятные для ее развития. Многие ви­ды деятельности и связанные с ними проявления личности специ­фичны для определенных возрастов. Физические упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в под­ростковом и юношеском возрасте. Педагогически правильное ис­пользование свойственной данному возрасту физической дееспособ­ности благоприятствует формированию связанных с нею психиче­ских свойств, а на этой базе— и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

 

Понятие о спортивных группах и коллективах

 

Спортивные коллективы различаются по характеру своей дея­тельности и по количеству входящих в них членов. Наиболее круп­ные из них, например, спортивные общества и федерации по отдельным видам спорта, охватывающие своей деятельностью тысячи и десятки тысяч спортсменов. Ячейками этих спортивных коллективов являются малые спортивные группы: секции, тре­нировочные группы, отдельные команды по данному виду спорта, сборные команды обществ, городов, республик, всей страны.

Малая спортивная группа—это социальный организм, объединяющий спортсменов для совместной деятельности по дости­жению общих для группы (а не только индивидуальных) целей.

Малые спортивные группы объединяют небольшое число спорт­сменов одной специализации на основе их общих интересов и сов­местной деятельности в данном виде спорта. Они охватывают толь­ко те стороны жизни своих членов, которые связаны со спортивной деятельностью.

Малый спортивный коллектив через более крупные объединения органически связан со всем народом, представляет собой малую ячейку общества. Решая конкретные общие для коллективa задачи и области спортивной деятельности, малые спортивные коллективы содействуют развитию и совершен­ствованию у своих членов лучших сторон и качеств личности, при­сущих человеку.

Социально-психологические черты спортивного коллектива.

В самой сущности спортивного коллектива заложено стремление постоянно совершенствовать формы организации и дея­тельности, непрерывно двигаться вперед, видеть поступательное развитие спорта, намечать и решать все новые и лучшие задачи.

Для спортивного коллектива характерно вовлечение всех своих членов в активную работу по решению общих его задач. Это могут быть конкретные вопросы методики повышения спортив­ного мастерства, технического и тактического совершенствования членов коллектива, поддержание на высоком уровне достигнутого положения среди других коллективов и др.

Наряду с этим коллектив ставит перед собой также цели и за­дачи, направленные на общее развитие того или иного вида спор­та: не только применение уже известных средств и методов трени­ровки, но и проверку их на опыте, развитие и совершенствование.

В состав спортивного коллектива входят не только спортсмены, но и тренеры, врачи, массажисты, научные и технические сотрудни­ки. Без их участия в общей работе коллектив не может развиваться нормально.

Особенности спортивного коллектива находят свое отражение и в его организационной структуре. Формы такой орга­низации различны, но при всем их многообразии у них есть некото­рые общие черты.

В ряде коллективов в связи с их особенностями избирают представителя команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях.

В спортивном коллективе господствует дух высокой взаимной требовательности и в то же время глубокого уважения к личности каждого члена коллектива. В нормально развивающемся коллективе личные интересы его членов совпадают с общими ин­тересами коллектива. Члены коллектива испытывают чувство гор­дости за свой коллектив, выражающееся в стремлении быть актив­ным участником его деятельности.

Характерными чертами отличается и общий стиль жизни и дея­тельности спортивного коллектива. В нем нет места упа­дочническим настроениям даже в исключительно трудных случаях жизни.

Спортивный коллектив отличает здоровый оптимизм, выражающийся в радостных чувствах и на­строениях, связанных с участием в общей деятельности коллекти­ва, творческом подъеме, крепкой дружбе между чле­нами коллектива.

 

 

Положение спортсмена в системе межличностных отношений в группе.

Свойственный малым социальным группам оценочный характер межличностных отношений приводит к формированию «личного по­ложения» отдельных членов группы по отношению ко всей группе.

«Личным положением» называется авторитет, завоеванный ин­дивидом в группе. Оно характеризует степень авторитета (по каким-то вопросам групповой жизни) и характер влияния индивида.

В группе создается более или менее определенное суждение о том, какими личностными качествами обладает тот или иной ее член, какое место он мог бы занимать в жизни и деятельности груп­пы. Один, по мнению группы, считается наиболее принципиальным человеком, на суждения которого по определенным вопросам груп­па может полностью положиться; другой — наиболее отзывчивым, способным всегда прийти на помощь в трудных обстоятельствах и т. д.

Личное положение члена спортивного коллектива формируется под влиянием двух факторов:

1)               личностных особенностей самого спортсмена, его способностей, свойственных ему черт характера, особенностей его поведения в группе и т.д.

2)               определенного и устойчивого общего мнения в группе в отношении показателей и норм применяемых при оценке личностных качеств своих членов.

Какими бы положительными качествами с общепринятой точки зре­ния ни обладал данный индивид, он не займет соответствующего им личного положения в группе, если общее мнение при оценке его ка­честв будет опираться на установки и нормы, отличающиеся от об­щепринятых.

Установившееся (принятое группой) личное положение спорт­смена в группе, в свою очередь, связано с двумя следствиями:

1) оно определенным образом влияет на конкретное поведение спортсмена в группе. Знание своего положения в группе (его оценки группой) — в то же самое время знание тех ожидании, надежд, ко­торые существуют в группе по отношению к данному ее члену. По­скольку данный спортсмен ценит свою принадлежность к группе, поскольку она является для него «референтной» (т. е. он уважает мнение группы, считает его для себя авторитетным), он будет сле­довать в своем поведении ожиданиям группы: воздерживаться от одних действий и хорошо выполнять другие;

2) оно сплачивает группу на основе дифференциации личных по­ложений ее членов. Как и всякий живой социальный организм, спортивная группа нормально существует и действует на основе участия в ее жизни различных индивидуальностей, наилучшего ис­пользования в ее интересах их положительных качеств и особен­ностей.

Все это, однако, реально, когда в малой спортивной группе су­ществует и активно себя проявляет общая для всей группы моральная атмосфера. Наличие определенного и открыто выражаемого общего мнения в группе сильно влияет на поведение отдельных ее членов. Группа может быть сплоченной в отношении определенных моральных принципов, выступать при решении во­просов морального характера как единый коллектив. И тогда лич­ное положение каждого ее члена играет в жизни группы огромную положительную роль. Но в группе может и не быть такого единства принципиальных позиций по актуальным вопросам ее жизни и дея­тельности. И тогда она будет разобщаться противоречиями, факти­чески распадаться на отдельные группировки. В этих случаях лич­ное положение индивидов в группе утратит свое положительное значение. Авторитет, завоеванный индивидом в группе, активно проявляется лишь тогда, когда группа спаяна определенными общими моральными принципами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.

В любой малой социальной группе активность участия ее членов в общей деятельности неодинакова: некоторые члены группы игра­ют в ней пассивную роль, неинициативны; вместе с тем на этом фоне почти всегда выделяются один-два человека, которые берут на себя руководство другими и проявляют инициативу (разрабаты­вают и предлагают планы общей деятельности, распределяют меж­ду участниками обязанности, следят за их выполнением, приходят на помощь в трудные минуты и т. п.

Лидер - это человек, который умеет вести за собой людей и отвечать за них. За лидером группой признается право представлять ее интересы и распределять функции между членами группы. Лидер выдвигается стихийно, может сам устанавливать свои права и обязанности, а сфера его влияния ограничивается конкретной группой. Главный признак лидера - он знает и чувствует свой коллектив, поэтому ему гораздо проще и естественней дается мотивация. Он способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд.

Лидеры не всегда являются официальными руководителями или организаторами группы; часто они принимают на себя эту функцию сами в силу свойственных им личностных особенностей — большой общительности, деловитости, умения ладить с людьми, побуждать их к усилиям в совместной деятельности. Нередко они являются активными помощниками официальных руководителей. При правильном руковод­стве их деятельность весьма полезна, она сплачивает группу вдох­новляет ее на большие волевые усилия.

Однако неправильно видеть в лидерстве сущность социальной структуры группы, распределять ее членов на две части: активных лидеров, «ведущих», обязанных этим положением в группе своим личным прирожденным особенностям вожаков, и «ведомых», не спо­собных быть активными и инициативными, обреченных в виду при­сущих им личностных качеств на пассивную роль в группе.

По широко распространяемым утверждениям некоторых зарубежных пси­хологов, лидерами в малых социальных группах стихийно оказываются люди, об­ладающие прирожденными для такой общественной роли типологическими осо­бенностями. С учетом этих особенностей были даже выделены следующие типы лидерства:

а) по стилю руководства «ведомыми» — авторитарные, не допускающие никаких возражений или отступлений от сделанных ими указаний, и демокра­тичные;

б) по широте руководства — универсальные, способные длительно ру­ководить группой во всех многообразных условиях ее деятельности, и ситуационные, принимающие на себя роль лидеров лишь при особых обстоятельствах:

в) по характеру психического воздействия на «ведомых» —вдохновители, способные пробудить в «ведомых» внутренние духовные силы и способности, ориентирующие «ведомых» на точное выполнение опреде­ленных технических действий или рабочих операций.

В спортивном коллективе лидер является первым среди равных, каждый из которых, если потребуется, может высту­пить в роли лидера. Это положение особенно важно для спортив­ных малых групп.

 
 













































 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ВИДАХ СПОРТА,    РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ ОБРАЗЫ МАСКУЛИННОСТИ ИФЕМИНИННОСТИ

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта и обучение принятым в обществе формам поведения. Типичный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом, поскольку способствует формирова­нию таких качеств личности, которые стереотипно воспринимаются как мужские — сила, настойчивость, целеустремленность, мужественность и т.д. Хотя в последнее время женщины активно вовлекаются в спорт, тем не менее до сих пор существуют определенные виды спорта, кото­рые характеризуются как более предпочтительные для мужчин или женщин. Агрессивный физический контакт — имидж мужского спорта, в то время как грация и элегантность — характеристики тишиной спортсменки женщины. Существуют виды спорта, репрезентирую­щие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности (мужественно­сти, жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником) — к ним относятся различные виды единоборств, и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм — например, бальные танцы, фигурное катание.

Личность формируется в деятельности, в том числе в спорте, как одной из высокоспециализированных сфер жизнедеятельности челове­ка. Сильная идентификация спортсменов с их спортивной ролью начи­нается еще в раннем детстве. Многие родители, подвластные гендepным стереотипам, опасаются отдавать девочку заниматься единоборствами по причине беспокойства — не будет ли вид спорта отрица­тельно сказываться на ее женственности и воспитывать «мужеподобное существо». Тренеры по единоборствам поставлены перед проблемой — как взаимодействовать в образовательном процессе с мальчиками и де­вочками, ориентироваться ли в воспитании представительниц женского пола на требования, предъявляемые видом спорта, или на традиционные представления о фемининности. Зачастую выбирая последний путь, они еще более осложняют и без того противоречивую ситуацию, с которой сталкиваются девочки, избравшие данный вид спортивной специализа­ции.

Существенные коррективы в представление о маскулинности /фемининности внесены концепцией андрогинии, обозначающей сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских ка­честв. Считается, что люди андрогенного типа более приспособлены к жизни, устойчивы к стрессам. В связи с вышесказанным возникает следующий вопрос: не будет ли маскулинная деятельность формировать v мальчика тип личности, связанный только с набором маскулинных характеристик, что отрицательно может сказаться на его социально-психологической адаптации.

Таким образом, остается неясным, как занятия фемйнными и маскулинными видами спорта влияют на формирование структуры лич­ности. Наиболее важным представляется решение этого вопроса в ген-дерном аспекте.

Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности становления личностной  в процессе социали­зации в маскулинных и фемининмых видах спорта


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



















 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

Общая психологическая подготовка спортсмена

Для современного мирового спорта характерны неуклонный и значительный рост спортивных результатов, огромная затрата уча­стниками спортивных соревнований не только физической, но и пси­хической энергии: даже очень хорошо физически и технически под­готовленный спортсмен не может одержать победу (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него недостаточно раз­виты необходимые для этого психические функции и психологиче­ские черты личности. Таким образом, психологическая подготовка спортсмена имеет такое же большое значение в его спортивном со­вершенствовании, как физическая, техническая и тактическая под­готовка.

Виды психологической подготовки

Различают два вида психологической подготовки спортсменов:

специальную психологическую подготовку непосредственно к эф­фективному участию в предстоящем конкретном соревновании и общую психологическую подготовку, понимаемую как всемерное развитие в процессе систематических тренировочных занятий пси­хических функций и психологических качеств личности, необходи­мых спортсмену для успешной спортивной деятельности.

Специальная психологическая подготовка спортсмена, являясь важнейшей и конечной задачей его подготовки, не может быть ре­зультативной, если она не опирается на его общую психологическую подготовку.

В этом понимании общая психологическая подготовка спортсме­на аналогична общей физической подготовке: как специальная физическая подготовка спортсмена базируется на его общем физическом развитии, так и специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованию опирается на совершенное развитие не­обходимых для спортивной деятельности психических функций и психологических качеств личности.

Задачи и содержание общей психологической подготовки спортсмена

Многочисленные исследования в области психологической под­готовки спортсмена показывают не только огромное многообразие психических функций и состояний, играющих важную роль в дости­жении им наивысшего мастерства, но и специфические особенности проявления одних и тех же функций или качеств личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике человека разными вида­ми спорта. Для таких видов, как спортивная гимнастика, стрельба, тяжелая атлетика, характерна крайняя степень сосредоточенности внимания и даже его своеобразная «узость». А для спортивных игр, бега по пересеченной местности, фехтования, борьбы и других видов единоборств, наоборот, характерно очень большое распределение внимания, связанное с необходимостью быстро реагировать на необычные или внезапные pаздражения. Гимнастику, стендовую стрельбу, баскетбол отличают филигранная координированность движений, в которых даже незначительное отступление от вырабо­танного в процессе тренировок стереотипа приводит к ошибкам и неудачам, а бокс, спортивные игры — широкая вариативность коор­динации, требующих выполнения действий в быстро меняющихся условиях спортивной борьбы. Спортивная деятельность в ее различ­ных видах требует от спортсменов развития большого комплекса психических процессов и состояний, которые буквально пронизыва­ют собой все стороны деятельности спортсмена во время тренировок и соревнований, и притом развития не вообще, а развития с учетом специфики каждого вида спорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты