Исследование межличностной совместимости и срабатываемости в группе

Исследование межличностной совместимости и срабатываемости в группе

Оглавление


Введение

1. Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе

1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы

1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе

1.3 Социально-психологический климат группы

Выводы

2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива

2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Выводы

Заключение

Литература



Введение


Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений и совместной деятельности человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Поэтому особенно важно, чтобы эти отношения и совместная деятельность носили максимально плодотворный характер. А как известно условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, а именно характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение – во многом влияют на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.

В данной дипломной работе будут рассматриваться межличностные отношения, совместимость и срабатываемость в группе, и влияние указанных факторов на формирование психологического климата данного коллектива.

Проблема данного исследования определяется рядом причин теоретико-методологического характера.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, и нажитое за последние десятилетия, переходит в небытие все более актуальным становится изучение психологической совместимости как социально-психологического феномена, связанного с оптимальностью межличностного взаимодействия, удовлетворенностью межгрупповым общением, эффективностью совместной деятельности. Изучение совместимости как системного (многоуровневого и многомерного) феномена, интегрирующего основные социально-психологические категории: малая группа, личность в группе, межличностные отношения, групповая деятельность, психологический климат группы позволяет уточнить исходные теоретические и методологические положения и получить новые данные, отражающие различные аспекты групповой психологии.

В современной психологической науке накоплен значительный теоретический и практический опыт изучения проблемы совместимости, но несмотря на это ряд её существенных аспектов остаётся вне поля зрения ученых. Совместимость, как правило, изучалась на межличностном уровне, в виде диадного феномена.

Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной разработанностью таких направлений, как совместимость внутри группы, в частности практически отсутствуют теоретические подходы к её изучению, не определенны эмпирические референты, отсутствует валидный диагностический инструментарий.

Особый интерес в данной связи представляет изучение степени влияния межличностной совместимости и срабатываемости членов группы на психологический климат в коллективе.

Таким образом, изучение межличностной совместимости весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для его практического применения в конкретных областях общественной практики.

Цель исследования: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива.

Объект исследования: коллектив технологического отдела проектного института (инженерный состав); обследована 1 рабочая группа, общий объем выборки составил 21 человек.

Предмет исследования: влияние уровня межличностной совместимости на срабатываемость и психологический климат коллектива.

Гипотеза исследования: низкий уровень межличностной совместимости является закономерным следствием несрабатываемости в группе, и влечет за собой неблагоприятный психологический климат внутри коллектива.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

1)    Провести теоретические исследования понятия «социальная группа», «межличностная совместимость», «совместная деятельность» и «психологический климат» в отечественной и зарубежной литературе.

2)    Подобрать соответствующие цели исследования, метод и методики. Сформировать на базе показателя срабатываемости две референтные группы.

3)   Провести эмпирические исследования выявления степени межличностной совместимости и психологического климата коллектива.

4)    Обозначить основные психологические детерминанты оказывающих влияние на психологический климат группы, совместимость и срабатываемость членов конкретно взятого коллектива.

5)   Провести анализ полученных данных, сделать обобщающие выводы и заключения.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической базой исследования, реализацией комплекса адекватных методик исследования, достаточной репрезентативностью выборки, надежностью и эффективностью современных методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией тестовых результатов исследования.

Основные методы исследования.

В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников) и практических (наблюдение, опрос, тестирование). В процессе изучения индивидуально-психологических особенностей личности был использован комплекс следующих методик: 1) для выявления направленности личности – методика Б. Баса; 2) для оценки особенностей поведения личности в конфликтных ситуациях – методика К. Томаса; 3) для выявления ориентаций в межличностных отношениях – методика Т. Лири.

Изучение особенностей взаимоотношений внутри группы и статуса каждого члена группы проводилось при помощи специализированной социометрической методики. Оценка психологического климата группы определялась с помощью специальной методики самооценки уровня развития группы А.Н. Лутошкина.

Обработка полученных в ходе исследования данных проводилась посредством применения математико-статистической обработки данных.

Практическое значение данного исследования.

Полученные данные о влиянии межличностной совместимости и срабатываемости в группе на формирование психологического климата в данном коллективе позволяют прогнозировать степень результативности совместной деятельности людей уже на первичном этапе комплектования рабочей группы, и соответственно использоваться при формировании групп или подборе дополнительного персонала в уже сформированные коллективы.



1. Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе


1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы


Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии.

Интерес исследователей к проблемам группы обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Развитие социально-психологической науки подвело исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. Психический склад индивида, его личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

Исследования групп ориентированы на различные сферы социально-психологической деятельности, и, в частности, призваны способствовать повышению эффективности функционирования организации в целом.

В процессе развития социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», при этом было сформулированно большое количество различных, порой весьма различающихся между собой дефиниций. В своих попытках определить суть малой группы авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса [1, 20, 31, 32].

В современной психологии термин «группа» является широким и многозначными. Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая может быть выделена на основе различных признаков. В большинстве случаев речь идет о малой группе, в состав которой может входить от 2 до 30 человек, степень близости ее членов выступает в качестве основного критерия для объединения людей в малую группу. В контексте данной работы я буду рассматривать именно малую группу, как рабочий коллектив.

Как уже было сказано ранее, в отечественной и зарубежной психологической литературе термину «малая группа» даны весьма разнообразные определения. Их существенное отличие состоит в различных подходах к рассмотрению понятия малой группы. Проанализировав всё разнообразие определений можно выделить четыре основные категории.

1.       Восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом.

2.       Мотивация членов группы.

3.       Организационные (или структурные) характеристики группы.

4.       Взаимозависимость и взаимодействие членов группы.

То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Если подходить к рассмотрению малой группы, как некой изолированной от мира общности, функционирующей по своим, особым законам, в таком случае изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными. Но группа не изолирована от социального мира, она вписана в него, и ее присутствие в нем является фактом, фиксируемым другими (группами или отдельными индивидами). Группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле всевозможных взаимодействий, влияний, противодействий и т.п. [45].

В еще большей степени связь малой группы с обществом заключена в её трактовке как малой социальной группы, то есть как элементарного звена структуры социальных отношений, своеобразной функциональной единицы в системе общественного разделения труда. В этом случае в дополнение к представленным выше характеристикам малой группы, можно сказать, что речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 191].

Однако, данное определение, в принципе задающее верное направление анализа малой группы, тем не менее, является в известной мере односторонним. В данном случае не получается раскрыть психологические признаки группы, скрытые за словосочетанием «непосредственные личные контакты». Отсюда, в связи с весьма сложной природой малой группы вполне резонно напрашивается вывод о необходимости двупланового подхода к ее трактовке, а именно:

-          со стороны социальной составляющей;

-          со стороны психологической составляющей.

Итак, отправным моментом в анализе малой группы является трактовка ее как звена системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов. Их развитие, опосредствованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Любые социально-психологические характеристики группы (структур-ные, динамические, феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характерис-тикам сложившейся группы как «совокупного субъекта». Но даже и в тех случаях, когда речь идет всего лишь о первичных этапах становления группы, разворачивающегося посредством взаимодействия отдельных ее членов, сопряжения их индивидуально-психологических особенностей, акцент в анализе должен быть сделан на поиске и раскрытии собственно группового начала [24, с. 10].

Проанализировав основные определения малой группы в зарубежной психологии, можно увидеть, что её определяющими признаками выступают психологические особенности протекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов [26, 29, 31, 33]. Напротив, в отечественных исследованиях малых групп, прежде всего, основной акцент смещен на выявление специфических особенностей малой группы как общностей людей, где все психологические характеристики могут быть поняты и объяснены только с учетом влияния социальных факторов, которые и определяют сущность определяемого явления.

Г.С. Антипина определяет малую группу, как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатия, антипатия, безразличие), так и особых групповых ценностей и норм поведения [4].

Е.С. Кузьмин, в определении малой группы её специфические особенности видит именно в единстве межличностных отношений и отношений ответственной зависимости, призванной решать общественно значимые задачи, тем самым акцентируя своё внимание не столько на особенностях межличностного общения, сколько на общественно полезной деятельности, в которой он видит ведущий группообразующий фактор [25].

Наиболее лапидарный и вместе с тем точный и ёмкий вариант определения малой группы предложен Г.М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 74]. В нем обозначены основные признаки малой группы, выделяемые в системе современного социально-психологического знания.

Характерным для отечественной психологии является выделение наивысшего уровня развития группы-коллектива [6, 8, 9]. При этом одним из важнейших факторов превращения группы в коллектив, по мнению большинства отечественных авторов, является социально значимая, совместная деятельность членов коллектива, которая отвечает и интересам личности и потребностям общества. В настоящей работе термины коллектив и малая группа употребляются в одном значении, поскольку малая группа, выступающая объектом исследования, обладает, в том числе, и характерными чертами коллектива, что позволяет с высокой степенью вероятности считать её таковой.

Выбор определения малой группы непосредственно связан с вопросом о её размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами [1, 24, 31, 35]. Согласно мнению большинства исследователей, нижний количественный предел малой группы начинается в диады. Однако она не является в полной мере группой, поскольку в ней редуцируются некоторые социально-психологические явления, свойственные группе.

Верхний количественный предел малой группы (максимально возможного её объема) вызывает у специалистов споры, о чем свидетельствуют различные предлагаемые ими величины групп. Большинству авторов присуща некоторая произвольность в решении этого вопроса. Некоторые из в качестве предельной цифры предлагает «20». С таким верхним количественным пределом нельзя согласиться хотя бы потому, что отсутствуют обоснованные доводы в её поддержку. Наиболее часто верхняя граница устанавливается по критерию количества людей, имеющих возможность непосредственно взаимодействовать между собой. Однако точное определение этого количества затруднительно по причине зависимости данного параметра от характера и условий деятельности группы.

Исследователи, которые при рассмотрении обсуждаемого вопроса делают акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в различных сферах социальной практики, подчеркивают необходимость соответствия объема группы требованиям реализации её основной общественной функции. Таково мнение Г.М. Андреевой: «Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и, если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий верхний уровень, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа заданна в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел можно принять в исследовании как верхний» [1, с. 82]. Этими соображениями я и буду руководствоваться в своем исследовании, принимая за нижний предел группы 3 человека, а за верхний – реально существующий размер исследуемой группы.

По времени существования принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, так как устойчивость контактов в группе является важным фактором формирования её психологических характеристик.

Кроме того, Ч. Кули предложено деление групп на первичные и вторичные. Первичные понимаются как группы, «которым присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Они являются первичными в нескольких смыслах, но главными в том смысле, что играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов индивида», а вторичные – это «те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники виде средств связи» [26, с. 78].

В качестве основных параметров малой группы, которые необходимо учитывать для её качественной характеристики являются композиция и структура группы.

Композиция группы, или ее состав, – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения психологических особенностей группы.

Структура группы – это совокупность связей, рассматривающихся с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней, образующихся между отдельными индивидами или микрогруппами, как элементами этой структуры. При исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуры функциональных связей, то есть отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты