Интеллектуальная составляющая памяти человека

Близким к понятию эффекта предшествования является эффект неосознаваемой установки, описанный в школе грузинского психо­лога Д.Н. Узнадзе. Неосознаваемой установкой называется готов­ность субъекта к совершению определенного действия или к реаги­рованию в определенном направлении, являющаяся результатом его прошлого опыта. Различаются перцептивные (относящиеся к сфере восприятия), моторные (относящиеся к двигательной сфере) И интеллектуальные (относящиеся к сфере мышления) установки. Например, в классическом эксперименте школы Узнадзе испыту­емым давали в каждую руку по шару. Причем один из них (напри­мер, в правой руке) постоянно был тяжелее, чем второй. Пробы по­вторялись около десяти раз. Потом неожиданно испытуемому дава­ли два равных по весу шара. В этом случае ему казалось, что тот шар, который в предшествующих пробах всегда был тяжелее (в правой руке), легче второго, хотя объективно они, конечно же, были одина­ковы. Испытуемый имплицитно помнил о том, что шар в правой руке тяжелый и поэтому реальный вес шара вступал в психологиче­ский конфликт с весом ожидаемым. Тот факт, что действие установ­ки носит неосознаваемый характер был доказан в несколько мо­дифицированном эксперименте, когда установочная серия про­водилась под гипнозом, а контрольная (шары равного веса) — в бодрствующем состоянии.


Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти

Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродук­ции запечатленного материала или как процесса активного констру­ирования материала при воспроизведении, конечно, является весь­ма условным. Ориентация на крайние точки континуума репродуктивность — продуктивность привели бы нас к исчезновению самого феномена памяти. В первом случае память превратилась бы в пас­сивное хранилище информации, своеобразный довесок к процессу восприятия, а во втором — в воображение. Однако различные под-уоды к исследованию памяти рассматривают тот или иной аспект ее функционирования.


Память как репродуктивный процесс


Г. Эббингауз — представитель классической психологии созна­ния занимался исследованиями памяти всего два года. Несмотря на это, его работа увенчалась выходом фундаментального труда «О па­мяти» (1885), который на десятилетия стал ведущим изданием в этой области. Эббингауза волновали три группы процессов памяти:

1) возникновение ассоциаций (т.е. запоминание и узнавание);

2) судьба ассоциаций (т.е. сохранение и забывание)

 3) процесс воспроизведения.

Эббингауз хотел исследовать память при помощи строгого эксперимента. По его мнению, слова или отрывки текста для такого исследования не подходили, так как были уже отягоще­ны многочисленными ассоциативными связями. Эббингауз создал особый материал для исследований памяти, который был свободен от старых ассоциаций и поэтому ничто не могло помешать контро­лировать процесс образования и разрушения новых ассоциаций. Это были 2300 бессмысленных слогов, построенных по схеме со­гласная — гласная — согласная (ВУХ, КАЗ, БИЖ и т.д.). Эббинга­уз составлял из подобных слогов ряды и старался заучить их. Во время своих опытов он объединял в одном лице и экспериментато­ра, и испытуемого. Наибольшую известность приобрел изобретен­ный им метод сбережения (экономии). Он заключался в том, что ис­пытуемый сначала повторял ряды бессмысленных слогов до тех пор, пока не смог воспроизвести их безошибочно. Спустя некоторое время проводилась проверка. Конечно, испытуемый обычно не спо­собен снова воспроизвести все ряды без ошибок. Тогда он снова начинал повторять их до полного заучившия. После этого подсчитывалось количество повторов, которое потребовалось для полного заучивания в первом и во втором случаях. Разность этих чисел (количество повторов при первичном заучивании — количе­ство повторов при втором заучивании) и составляло «экономию». Ряд важнейших законов памяти был установлен Эббингаузом на материале бессмысленных слогов.

Во-первых, это закон накопления и распределения повторений, в окончательной форме сформулированный Йостом (закон Йоста). Данный закон отвечает на вопрос: что более эффективно, заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько при­емов? Испытуемые получали 12 слогов, которые могли повторить 24 раза. Причем они могли делать или по 8 повторов за 3 дня, или по 4 повтора за 6 дней, или по 2 повтора за 12 дней. Последний этап давал максимальный эффект. Таким образом, в упрощенной форме закон Йоста звучит так: при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффек­тивными, чем одновременные. Для объяснения полученного эффекта прибегали к гипотезе Мюллера-Пильцекера, которая предполага­ла, что обусловленные упражнением биофизические процессы про­должаются еще некоторое время после окончания заучивания, что приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повто­рений. Педагоги до сих пор пользуются законом Йоста при плани­ровании учебных нагрузок.

Во-вторых, был открыт «позиционный эффект». Позиционный (краевой) эффект заключается в том, что при заучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.

В-третьих, была создана знаменитая «кривая забывания» показывающая зависимость забывания материала от времени. Как видно на рис. 57, кривая, полученная Эббингаузом, не линейна: сначала она круто падает с достигнутой высоты, а затем продолжает падать с все прогрессирующим замедлением. По истечении одного часа для восстановления выученного материала в полном объеме необходимо более половины времени, истраченного на первоначальное заучивание. По истечении месяца необходимо лишь 4/5 исходного времени.


Процент сбереженного материала при повторном заучивании, по Эббингаузу, 1912


В рамках обсуждения репродуктивных процессов памяти ставился также вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на запоминание. Свое решение эта проблема получила в так называемом «эффекте фон Ресторф»: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Фон Ресторф (1933) предлагала испытуемым запомнить ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, бук­вы, цвета и т.д.). Допустим, ряд состоял из четырех пар слогов, од­ной пары фигур, одной пары чисел, одной пары букв и одной пары цветов. После трех предъявлений проверялся уровень запоминания. Оказалось, что для однородных пар (слоги) этот показатель составлял 33%, а для разнородных (фигуры, числа, буквы, цвета) — 74%.

Закономерности, выявленные авторами, которые придерживаются взгляда на память как на репродуктивный процесс, отличаются высокой устойчивостью. Они соответствуют классическим идеалам научности и легко воспроизводимы при повторении тех же экспериментальных условий.


Память как конструктивный процесс

Книга выдающегося английского ученого Фредерика Чарльза Бартлетта «Воспоминание» вышла в свет 1932 г., в тот период развития психологии, когда репродуктивный аспект памяти считался единственным заслуживающим внимание исследователя. Бартлетт и его подход к памяти как к активному явлению был буквально воз­вращен из забвения только через полвека — в конце 1970-х гг.

Ф. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни. Созданные им методики повторной и сериальной репродукции были призваны сделать видимым процесс изменения материала при повторяющихся воспоминаниях. В первом случае испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15-минутным интервалом. Во втором случае в работе принимали участие несколько человек. Экспериментальная процедура напоминала игру «испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитыва­ли рассказ, а потом он пересказывал увиденное или услышанное второму, второй — третьему и т.д. Бартлетт считал, что результаты применения обеих методик вполне сопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды близки Л.С, Выготскому). Задача исследователя заключалась в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при многократном повторении.

Бартлетт выяснил, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, подходящим к тому, что он обозначил термином «схема». Схема, по Бартлетту, — это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте субъекта. Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними. Впоследствии по­нятие «схема» стало важнейшим при описании процессов человеческого восприятия. Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктивный) аспект. Преобладание того или иного аспекта диктуется:

• направленностью деятельности субъекта (какова цель — запомнить точно или уловить суть);

• особенностями запоминаемого материала (стихотворение бу­дет воспроизводиться репродуктивно, а прочитанный роман — продуктивно);

• экспериментальных процедур, к которым прибегает исследователь.


Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

Идея представления памяти в форме совокупности взаимосвя­занных структурных блоков восходит к В. Джеймсу (1890). Он ввел разделение на первичную (совпадающую с содержанием сознания в данный момент) и вторичную (содержащую весь прошлый опыт субъекта) память.

В настоящее время структурная модель памяти представляет собой крайне сложную конфигурацию взаимовоздействующих под­систем, которые обеспечивают выполнение всех основных функций памяти: фиксацию, переработку и воспроизведение мнемических содержаний в поведении и сознании. В современных структурных моделях памяти выделяют следующие блоки (подсистемы): сенсорный регистр, блок распознавания информации (распознаватель), ра­бочую память и долговременную память.


Сенсорный регистр

Сенсорный регистр — это сверхкратковременное хранилище информации очень большого объема. В сенсорном регистре информация сохраняется от 250—500 мс (зрительная) до 2 с (слуховая). Основная задача блока сенсорного регистра заключается в том, чтобы пре­доставить следующему блоку возможность классифицировать по­ступающую информацию и отправить на дальнейшую переработку. Сенсорный регистр необходим нам для того, чтобы переживать мир как непрерывную целостность. Если бы мы не обладали сенсорным регистром, мир представлял бы для нас последовательность не свя­занных между собой изображений (перерывы в восприятии, связанные с морганием и саккадическими скачками глаз, приводили бы к забвению предшествующей информации) и разорванных звуков (слуховой сенсорный регистр позволяет опознавать слова как осмысленные комплексы).

Код сенсорного регистра изоморфен нашим органам чувств. То есть зрительная информация кодируется в виде образов, звуковая — звуков, кинестетическая — тактильных ощущений. Сенсорный регистр работает автоматически вне зависимости от нашей воли. Пре­кратить его работу можно, только остановив поток информации, например, закрыв глаза.

Забывание в сенсорном регистре связано с интерференцией (по­стоянным поступлением новой информации, которая стирает старую) и затуханием. Так, после прекращения звука мы еще короткое время «слышим» его эхо, которое сменяется тишиной. Существова­ние сенсорного регистра было открыто Дж. Сперлингом в 1960г. Сперлинг показывал испытуемым наборы букв, расположенных в виде матриц. Изображение демонстрировалось в течение очень ко­роткого времени. Затем испытуемого просили сообщить, какие бук­вы он видел. При «полном» отчете испытуемый мог воспроизвести около 4—5 букв. Тогда была введена процедура «частичного отчета». После показа изображения звучал музыкальный тон. Если это был высокий тон, то испытуемые должны были отчитаться о буквах в верхнем ряду, если средний — в среднем, а если низкий — в нижнем. Оказалось, что в том случае, когда интервал между предъявлением и звуковым тоном не превышал 0,5 с испытуемые могли воспроиз­вести любую строку матрицы, а значит, сохраняли всю матрицу в памяти, но на очень короткое время.


Распознаватель

Распознаватель это часть долговременной памяти, вынесен­ная вовне (аналогично тому, как глаз является частью мозга, выне­сенной вовне).

С помощью распознавателя происходит превращение хаотично­го потока информации в организованные осмысленные единицы. В клинических наблюдениях выявлено явление «ассоциативной агно­зии», когда пациент способен воспринять изображение, но не может его опознать (видит совокупность пятен). В данном случае проис­ходит нарушение прохождения потока информации через блок рас­познавания. В ходе процесса распознавания долговременная память предоставляет в распоряжение распознавателя различные «инстру­менты». В первую очередь, это схемы познания. Существуют гипотезы эталонов, прототипов и черт. Данные гипотезы объясняют процедуры опознания материала разного типа.


Рабочая память

Рабочая память — это блок памяти, в котором «циркулирует» информация, необходимая для осуществления текущей деятельно­сти и/или присутствующая в сознании.

Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Концепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 974 г., придя на смену более ранней концепции кратковременной памяти Д. Нормана и Н. Во (D. Norman, W. Waugn, 1965).

Объем рабочей памяти ограничен (мы не можем выполнять лишком много дел одновременно!). Ограниченность емкости рабочей (кратковременной) памяти была показана Саулом Стернбергом 1966) с помощью метода «вычитания». Данный метод основывается на предположении о том, что любой психический процесс разворачивается во времени. Измеряя время реакции в определенных условиях, исследователь делает вывод о том, имеет ли место в действительности тот или иной психический акт.

Стернберг установил, что в крат­ковременной памяти имеет место полный последовательный перебор всей находящейся там информации. Очевидно, что такая стратегия эффективна (да и вообще возможна), если только объем кратковре­менной памяти ограничен. В противном случае человек бы беско­нечно долго перебирал информацию и не пришел бы к какому-либо конечному результату.

Информация удерживается в рабочей памяти до тех пор, пока идет выполнение задачи. Затем она либо переводится в долговре­менную память, либо теряется. Д. Норман и Н. Во показали, что ос­новным механизмом потери информации из кратковременной памя­ти является интерференция. Другими словами, «старая» информа­ция, находящаяся в кратковременном хранилище, вытесняется вновь поступающей.

Некоторое время считалось, что в кратковременной памяти до­минирует акустическое (звуковое) кодирование. Первым такую позицию сформулировал Р. Конрад в 1964 г., предъявивший испы­туемым ряды согласных букв и обнаруживший, что испытуемые часто совершают ошибки по созвучию, а не по сходству написания. Например, при воспроизведении путают «б» и «п», а не «т» и «п». Для признания существования иных невербальных форм кодирова­ния в кратковременной памяти важными оказались исследования Роджера Шепарда (1971). Он показывал испытуемым изображения трехмерных фигур, состоящих из цепочек кубиков, развернутых в пространстве (рис. 3). Испытуемые должны были сравнивать пары фигур и принимать решение об их тождестве или различии.

Испытуемые легко решали подобные задачи, несмотря на то, что стимульный материал, который использовал Шепард, было практи­чески невозможно облечь в словесную форму и, соответственно, закодировать акустически.


Рис. 3. Тождественны ли эти фигуры? Материал для экспериментов на «умственное вращение», по Р. Шепарду, 1971

Долговременная память


Долговременная память — это постоянное хранилище информа­ции.

Объем долговременной памяти практически не органичен. Человек может хранить в своей памяти огромное количество знаний, навыков и личных воспомина­ний. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что забыва­ния как такового в долговременной памяти не существует. Скорее можно говорить о трудностях нахождения того или иного фрагмента информации. С этим явлением связан описанный Р. Брауном и Д. МакНейлом (R. Brown, D. McNeil, 1966) эффект «верчения на кончике языка». Случается так, что человек понимает, что знает ис­комое слово. Порой он может дать его определение, указать с какой буквы оно начинается и т.д., но не может обнаружить само слово.

Процедурная и декларативная память. Долговременную память подразделяют на процедурную и декларативную (Л. Сквайер, 1987).

Процедурная память — это тип памяти, не связанный с представ­лениями (условные рефлексы, явления предшествования, двига­тельные навыки). Большинство явлений, относимых к процедурно­му типу памяти, проявляют себя в движении. Феномен памяти в двигательной сфере заключается в том, что после того, как навык приобретен, мы способны восстановить его достаточно быстро, даже если длительное время не упражнялись в нем.

Проблема формирования двигательного навыка находилась в Центре внимания бихевиористов. Ими была построена «кривая научения», которая отражает ход формирования сложного двигательного навыка. На первом этапе выполнения движения его эффективность невелика («начальная площадка навыка»), потом происходит резкое повышение эффективности, затем испытуемый достигает некоторой фазы стабильного выполнения движения, и его развитие как бы останавливается («плато навыка»). В это время сто­роннему наблюдателю кажется, что испытуемый не совершенству­ет навык, однако спустя некоторое время происходит резкий скачок в качестве выполнения движения, за которым снова следует пери­од, когда вроде бы «ничего не происходит». Форма «кривой научения» представлена на рис. 4.


Рис. 4. Кривая научения, по Брайену и Хартеру, 1899


Декларативная память — тип памяти, связанный с представле­ниями. Она подразделяется на подсистемы семантической, эпизоди­ческой и автобиографической памяти.

Семантическая, эпизодическая и автобиографическая па­мять. Семантическая память — тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире («медведь — это млекопитающее животное», «в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»). Информация в семантической памяти хра­нится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Каждому узлу соответ­ствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня Автор концепции семанти­ческих сетей М. Киллиан (М. Quillian, 1969).

Эпизодическая память была выделена в отдельную подструкту­ру долговременной памяти Э. Тульвингом (1972). Эпизодическая па­мять — тип памяти, в которой хранятся эпизоды прошлого. Имен­но ей мы обязаны переживанием прошлого, настоящего и будуще­го, так как единицами эпизодической памяти являются эпизоды, локализованные во времени. В эпизодической памяти действует принцип специфичности кодирования, который заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «клю­чевых» элементов ситуации кодирования и извлечения. По данным Дж. Эйча (J. Eich 1989), если испытуемые заучивали ряд слов пос­ле принятия определенной дозы алкоголя, результат воспроизведе­ния оказывался лучше после приема аналогичной дозы. Схожие данные были получены Д. Годден и А. Бэддели (1975) для аквалан­гистов, которые заучивали и воспроизводили списки слов под водой и на суше.

Автобиографическая память — тип памяти, занимающий про­межуточное положение между семантической и эпизодической па­мятью. В автобиографической памяти сохраняются личностно от­несенные события и состояния, которые определяют самоидентич­ность личности.

Автобиографическая память, безусловно, несет в себе некото­рые черты как семантической памяти (например, создание словес­но оформленной истории жизни), так и эпизодической памяти  (представление прошлого в виде ярких эпизодов), однако не мо­жет быть сведена к ним. Скорее автобиографическая память пред­ставляет собой структуру, «пронизывающую» многообразный мир мнемических процессов и связывающую память в целом с лично­стью.

Рассмотрение функций автобиографической памяти в жизни личности помогает понять, почему данной проблемой занимают­ся как психологи — специалисты по познавательным процессам, так и психологи, которые работают в сфере изучения личности. Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: связанные с жизнью человека как члена социума (интерсубъективные), связанные с саморегуляцией личности (интрасубъективные) и экзистенциальные функции, которые необходимы личности для переживания и понимания своей уникальности.

К группе интрасубъективных функций относятся, например, такие функции, как достижение социальной солидарности или отторже­ния, передача опыта новому поколению или предсказание поведе­ния других людей по аналогии с событиями своей жизни. Люди часто объединяются вокруг общих воспоминаний о прошлом, что отражается даже в названиях многих общественных организаций, например общество «Мемориал». К группе интрасубъективных функций относятся, например, такие функции, как построение и выбор целей и тактик поведения или управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить радостный эпизод про­шлого и развеселиться). Экзистенциальные функции в наиболь­шей степени затрагивают основные пласты личности. Среди экзи­стенциальных функций автобиографической памяти можно выде­лить:

• функцию самопознания;

• функцию самоопределения (формирования целостной страте­гии жизни);

• функцию определения смысла жизни;

• функцию культурной, исторической и социальной отнесенно­сти (например, «быть человеком своего времени»);

• функцию осознания уникальности своей жизни;

• функцию структурирования самосознания во времени на ос­нове интервалов самоидентичности личности (субъективной оцен­ки изменений личности на протяжении жизненного пути);

• функцию финальной интеграции личности.

Функция финальной интеграции личности представляет собой, наверное, самую загадочную функцию автобиографической памяти.

Феномены автобиографической памяти крайне многообразны. Автобиографическое воспоминание может актуализироваться как в форме конкретного яркого эпизода прошлого (flashblub — «яркая вспышка»), так и в форме лишенного наглядности воспоминания о важных и судьбоносных событиях или даже в обобщенной форме представления о своей жизненной истории и судьбе. Удобно пред­ставить структуру автобиографической памяти в виде пирамиды (рис. 6), горизонтальные сечения которой — это эпизодическая и семантическая память, а вершина — концепция Я, принадлежащая личности. Грани пирамиды представляют собой оси времени, уров­ня обобщенности, опыта (знаю — помню) и отнесенности к Я. От ос­нования пирамиды к вершине показатели по осям обобщенности и отнесенности к Я нарастают, показатели по оси опыта снижают­ся, а показатели по оси времени скачкообразно изменяются. Данная модель была создана на основе представления об уровневом иерар­хическом строении автобиографической памяти, разработанного Дж. Скулером, Д. Германом, М. Конвеем и др. (].Schooler, D. Herrmann, 1992,  M.Conway, 1996).



Рис. 5. Модель автобиографической памяти личности


Усл. обозначения:

О — воспоминание о ярком событии прошлого;

        -  воспоминание о важном событии;

       -  воспоминание о переломном событии;

        -    судьба человека как автобиографическая память.


С помощью данной модели можно описать любой феномен авто­биографической памяти.

Одним из важнейших парадоксов автобиографической памяти является то, что, несмотря на уникальную значимость для личнос­ти данного вида памяти, личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям.

В цикле исследований, посвященных искажениям автобиогра­фических воспоминаний, отдельно рассматривается проблема оши­бок времени.

Современное представление о структуре памяти включает в себя описание многочисленных подсистем, каждая из которых обладает своими функциями и спецификой и формирует сложные взаимосвязи как между блоками внутри целостного про­цесса памяти, так и с другими психическими процессами (рис.6).













Рис.6. Структурная модель памяти

Заключение.

В данном реферате была кратко рассмотрена память: ее определения, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти. Тем не менее,  очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью  мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в  прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его гра­ницы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.



Библиографический список.


1.     Л.А. Григорович, Т.Д. Марциновская  Педагогика и психология. – М.: «Гардарика», 2003

2.      М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2003

3.     В.А. Крутецкий Психология. М.: «Просвещение», 1986

4.     В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская  Психология. М.: Юрайт, 2004

5.     А.P. Лурия Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,1968

6.     Аткинсон, Вильям «Сила мысли; Память и уход за ней», изд. Москва, 1996


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты