Интеллектуальная составляющая памяти человека

Интеллектуальная составляющая памяти человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Финансово-экономический факультет










Реферат по психологии.

 

На тему: Интеллектуальная составляющая памяти человека.

 






Выполнила: студентка 1 курса

Очной формы обучения

Факультет: финансово-экономический

Специальность: «менеджмент организации»

Киселева Анна Александровна.


Научный руководитель:

Кривицкий Александр Кимович.





Пермь 2004

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………...3

Память……………………………………………………………………5

Память как высшая психическая функция…………………………9

Эмоциональный компонент памяти. Память и стресс………….12

Мотивационный компонент памяти ……………………………….15

Проблема произвольной регуляции памяти …………………….18

Проблема доступности запечатленной информации ………….23

Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти ……………..25

–       Память как репродуктивный процесс …………………………………26

–       Память как конструктивный процесс ………………………………….29

Структурная модель памяти в когнитивной психологии ………30

–       Сенсорный регистр ………………………………………………………31

–       Распознаватель …………………………………………………………..32

–       Рабочая память …………………………………………………………...32

–       Долговременная память …………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………….41

Библиографический список ………………………………………...43

Введение


Огромное значение в образовании человека, в формировании его мировоззрения и социализации имеет такой фактор как память.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохра­няться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом созна­ния. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический про­цесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относит­ся к работе памяти. Соответственно этому перед психологиче­ской наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологиче­ские механизмы этого процесса, какие условия содействуют это­му запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут по­зволить расширить объем запечатленного материала.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы меха­низмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают сле­ды памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также опи­сание различных форм процессов памяти, начиная с про­стейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельно­сти, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, су­щественно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.

В данной работе будет дано определение того, что такое память,  будет сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти.

Память.

Я рассматриваю нашу память не как некий инструмент, который что-то случайно задерживает, а что-то случайно утрачивает, но как силу, которая сознательно упорядочивает и мудро исключает. Всё, что забывается, по сути дела, давно уже обречено на забвение. И лишь то, что сохранилось в душе, имеет какую-то ценность и для других.

С.Цвейг


Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я помню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж – столица Франции), что он способен выполнять определённые действия (я помню, как пользоваться китайскими палочками для еды) или возвращаться к событиям, пережитыми в прошлом. К явлениям памяти относят и узнавание.

Способность человека запоминать вызвала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина – богиня памяти в греческой мифологии – не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. В современной психологии принято говорить о памяти как о «сквозном» процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной работы психики.

В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души. Платон утверждал, что существует знание, не выводимое из чувственных впечатлений, что в нашей памяти хранятся формы или шаблоны идей, сущностей, которые душа знала до того, как была извергнута на землю. Знание истины заключено в памяти души, в припоминании некогда виденных всеми душами идей, смутными копиями которых являются все земные вещи. Всякое знание и всякое научение в этом случае есть попытка припомнить сущности, приведя в единство множество чувственных восприятий через соотнесение их с идеальными формами («идеями» вещей). В дальнейшем эта концепция памяти получила развитие в работах одного из видне6йших отцов христианской церкви Бл.Августина, который считал память истинной «сокровищницей души» и утверждал, что в конгломерате трёх основных способностей души (воля, рассудок, память) именно последняя заключает в себе идею Бога.

Однако уже в древности наряду с метафизической трактовкой памяти присутствовала и другая, более близкая к современной: понимание памяти, как «восковой дощечки» (tabula rasa), фиксирующей и сохраняющей прижизненные впечатления. В рамках этой трактовки закономерно возник вопрос о тренировке и развитии памяти. Методики улучшения памяти легли в основу целого направления античной и среднековой мысли, названного искусством памяти.

На пиру, устроенном фессалийским аристократом по имени Скопас, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за столом. Принцип упорядочивания информации с помощью метода мест (loci) и лёг в основу искусства памяти. Первенство Симонида в изобретении мнемотехники было признано уже при жизни: он получил приз хора в Афинах как «изобретатель системы вспоможения памяти» (ок. 477 до н.э.).

В Древней Греции профессиональные ораторы овладевали мнемотехническими приёмами в курсе риторики. Детальную процедуру запоминания и воспроизведения длинных речей разработал известный политический деятель Рима Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.). Он предложил различать память на слова (точное словес­ное оформление высказывания) и память па вещи (значение). В совре­менных классификациях говорят о памяти механической и смысловой. Цицерон учил, что искусная память состоит из «мест и образов». Со­держания, которые предстояло запомнить, следовало воплотить в мак­симально яркие и неожиданные образы и вообразить размещёнными в виде цепочки в знакомом оратору месте. После этого в нужный мо­мент необходимо просто двигаться мыслью от одного места к другому и «собирать» накрепко запечатленные в памяти идеи.

В средние века разнообразные системы приемов памяти созда­вались для того, чтобы облегчить запоминание религиозных истин. Литературной вершиной среди систем памяти, сконструированных по модели мест и образов, безусловно, является творение Данте Алигьери «Божественная комедия» (1307—1321). Продвигаясь под водительством Вергилия от периферии к центру девяти кругов ада, автор дает читателю крайне удобный для запоминания перечень грехов и устрашающие образы страдающих грешников.

Овладение искусством памяти приводило к поразительным ре­зультатам: так, по свидетельству современников, Сенека мог повто­рить две тысячи имен в том порядке, в котором они были названы; Луций Сципион помнил имена всех жителей Рима; Кир знал по­именно всех солдат своей армии; Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в его владениях. Примеры феноменальной памяти встречаются и в наши дни. Гениальный шахматист Александр Алехин в 1933 г. в Чикаго провел одновремен­но 32 партии, не глядя на доску (т.е. удерживая в памяти все ходы!).

А.Р. Лурия описал в «Маленькой книжке о большой памяти» свои тридцатилетние наблюдения за уникальным «экспериментом природы» — феноменальной памятью С. Шерешевского. Исследо­вания Лурии не обнаружили границ памяти Шерешевского ни по объему (он мог запомнить и воспроизвести ряды из 30, 50, 70 и бо­лее элементов), ни по прочности (вся информация сохранялась в не­изменном виде и спустя десятки лет). Главной особенностью этого феномена оказалась предельная образность памяти. Запоминая что-либо, Шерешевский интуитивно прибегал к технологиям, кото­рые много веков назад были разработаны в рамках искусства памя­ти. Так, однажды его попросили заучить первую строфу «Боже­ственной комедии». Текст был на итальянском языке, которым ис­пытуемый не владел: Nel mezzo del camin di nostra vita... («Земную жизнь, пройдя середины...»). Вот как Шерешевский решил эту за­дачу: «Nel — я заплатил членские взносы, и там в коридоре была ба­лерина Нельская; mezzo — это женский голос сопрано, я скрипач, поэтому я поставил рядом с ней скрипача, который играет на скрип­ке; рядом папиросы «Дели» — это del; рядом тут же ставлю камин  (camin); di — это рука показывает на дверь; nos — это нос, человек  попал носом в дверь и прищемил его; tra — он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок — это vita». Однако такое чрезмерное развитие мнемических способностей неблагоприятно сказывалось  на других психических функциях. Шерешевскому было очень трудно решать задачи, требующие абстрактного мышления, жизнь в целом и свое место в ней казались ему не совсем реальными. Он путался в созданных им же самим мире образов и не мог забыть то, что было раз запомнено.

К сожалению, в нашей жизни мы гораздо чаще сталкиваемся не с избыточностью памяти, а с её дефицитом. Широкий спектр нарушений памяти получил название амнезий (от греч. а — отрицательная частица + mneme = память). По причине возникновения различают органические и аффектогенные амнезии. Органические амнезии являются результатом поражения мозга, а аффектогенные связаны с психологическими травмами. В этом случае пациент забывает как само травмирующее событие, так и то, что каким-либо образом с ним связано. По динамике течения различают стационарные (устойчивые), прогрессирующие и регрессирующие (с тенденцией излечению) амнезии. По направленности — ретроградную и ероградную амнезии. Ретроградная амнезия проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие травме, в то время как антероградная амнезия – это нарушение памяти на события, происходящие после начала заболевания. При поражении памяти и на отдалённые во времени, и на вновь свершающиеся события говорят об антероретроградной амнезии. В зависимости от того, какой именно процесс памяти страдает в первую очередь, различают фиксационную (нарушения запечатления) и анекфорную (нарушения воспроизведения) амнезии.



Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития.

 

В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредствованным знакам, специфически человеческим формам памяти (обоснованных принципах данного подхода). Французский учёный П. Жане (1859-1947), работы которого оказали значительное влияние на концепцию памяти Л.С.Выготского, писал: «Память представляется нам своеобразным действием, изобретённым людьми в ходе их исторического развития, а главное, - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения». Согласно П.Жане, в социальном взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти. Чтобы пояснить свою мысль, Жане приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удалён от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв – бежать в лес или медленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя его в акт памяти - рассказ. Истинно человеческая память оказывается порождённой и преобразованной речью, представляя собой, по словам Жане, «производную форму речи».

Л.С.Выготский раскрывает проблематику социальности и опосредствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребёнку или примитивному человеку, более фундаментально. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем. Причём сначала используется уже готовые, имеющиеся в культуре знаки (так, мать, отправляя сына в магазин, даёт ему листочек со списком необходимых покупок), а потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется.

Советский психолог П.П.Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребёнка. Генетически первичной является моторная память, которую можно зафиксировать уже у месячного младенца. Так, младенец, помещённый в позу кормления, начинает причмокивать губами даже в том случае, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной позе, он не проявляет готовности к приёму пищи. Здесь мы наблюдаем сочетательный рефлекс в моторной сфере, а значит, простейшие явления памяти. Далее появляется аффективная (чувственная) память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции служит эмоция. Можно обратиться к известному примеру выработки реакции страха на нейтральные или прежде привлекательные раздражители. Следующая стадия – возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому – словесно-логическая память. Именно проблеме перехода от образной к словесно-логической памяти посвящена работа А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания».





Если присмотреться к графику, то станет очевидно, что он похож на параллелограмм. Поэтому и принцип развития памяти, отражённый на нём, получил название «параллелограмма развития памяти». Его суть заключается в том, что, начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания, т.е. график, фиксирующий эффективность запоминания с карточками, имеет более лучшую форму. Напротив, начиная со школьного возраста, повышение показателей внешне непосредственного запоминания идёт быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. Обратим внимание на слово «внешнее». В том-то и дело, что для стороннего наблюдателя дело выглядит так, как будто взрослые пользуются карточками «всё хуже и хуже». Но, по мысли Леонтьева, за внешним пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне всё возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс «вращивания» внешнего средства, превращения его во внутренне, психологическое средство. Принцип «параллелограмма запоминания» представляет собой выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идёт по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное», - пишет А.Н.Леонтьев.

Таким образом, в ходе становления памяти как высшей психической функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во-первых, опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой. Человек перестаёт подчиняться своей несовершенной памяти, а начинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспоминания, структурировать запоминаемые содержания.



Эмоциональный компонент памяти. Память и стресс.

Эмоции оказывают значительное влияние на процессы памяти. Преимущество, как при фиксации, так и при воспроизведении отдаётся позитивно эмоционально окрашенным событиям. Например, представители психоанализа придерживаются мнения, что неприятные воспоминания, связанные с психологической травмой, с трудом проникают в сознание, в то время как приятные не встречают на своём пути никаких преград. В литературе (не только психоаналитической) встречается множество описаний забывания травмирующих фрагментов прошлого опыта. В классической работе представителя французской социологической школы П.Жане описан случай некой Ирен, которая была настолько потрясена смертью матери, что в течение долгого времени не могла вспомнить это событие и отказывалась признать, что её матери больше нет в живых.

Сторонники эволюционных идей считают, что логика биологического развития человеческого вида диктует иную точку зрения: негативный опыт должен запоминаться лучше, так как он представляется более важным для адаптации организма в агрессивной среде. Чтобы справиться с угрозой, необходимо понять её источники и возможные последствия, другими словами, максимально полно переработать тревожную информацию и сохранить её для последующего использования в аналогичных случаях. Теория мобилизации-минимизации С.Тейлора (S.Taylor, 1991) утверждает, что опасные стимулы вызывают самую глубокую когнитивную переработку и наиболее надёжно отпечатываются в памяти. Однажды столкнувшись с негативным опытом, человек пытается путём внутреннего повторения максимально достигнуть полного осмысления ситуации, разрешить проблему, чтобы быть подготовленным к дальнейшему противодействию обстоятельствам, и поэтому хорошо запоминает его (Е.Клингер, П.Барда, М.Максейнер – E.Klinger, P.Barda, M.Maxeiner, 1980). Среди советских психологов аналогично рассуждал П.П.Блонский.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты