Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отнош...
p>            Взрослое  состояние  Эго  по существу не что иное,  как  вычислительная машина. Это   рациональная   и   логическая   часть   личности,   занятая преимущественно обработкой  данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим  Взрослого,  когда ученый  излагает  полученные им  результаты группе своих  коллег, или  когда домашняя хозяйка проверяет свой  банковский счет.  Взрослый - это тот, кто работает.  Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить  гвоздь, относится к  ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Эго. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.

            Состояние Эго, именуемое Ребенком, - это часть личности, сохранившаяся от  подлинного  детства.  Дети  могут  быть  капризными  Ребенок  рождается свободным  и  откровенным.   Когда  он   становится  старше,  его   личность складывается  в  процессе ранних  взаимодействий  с родителями) или милыми, очень счастливыми  или очень несчастными, упрямыми или податливыми.

            Дети способны выходить за пределы ненужных  или  бессмысленных  общественных  условностей (Родитель)  и не любят тратить  время  на всесторонние  логические  выкладки (Взрослый). Детскому  состоянию  Эго свойственны  спонтанность,  интуиция  и творчество.  Люди  постарше  (начиная  с четвертого года  жизни)  испытывают переживания, подобные  детским,  если им присуща интуиция. Например, ребенок имеет  обыкновение разглядывать  какую-нибудь часть  тела  другого человека, если она его заинтересует, в то время как его родители этого не  одобряют. И когда  человек видит  что-нибудь новое  и  интересное,  он  больше похож на ребенка, чем на родителя.  Можно сказать, что человек, проявляющий интуицию, - Ребенок, а не Родитель. Дети  получают,   по-видимому,  подлинное удовольствие от жизни и у людей,  часто испытывающих радость, бывает весьма активное детское состояние Эго.

            Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучное Дитя постоянно активно, не способен на транзакции, связующие его с реальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом. Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженным и содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить в неприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек,  позволяющий реагировать своему Дитя, на самом деле как бы говорит: "Посмотрите на меня, я не в порядке"[4].

       Тот, кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самом деле говорит: "Посмотрите на себя, вы не в порядке (и я от этого чувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражение неблагополучия, и оба они способствуют утверждению в безысходности.

 Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли [2,1994], автор теории Психосинтеза, заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Различные элементы нашего Я Ассаджоли называет Субличностями.

 Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

 Вирджиния Сатир [39, 2006] выделяет следующие коммуникативные категории. Это Заискиватель, Обвинитель, Компьютер, Флюгер. У Заискивающего слова выражают согласие, поза тела – беспомощность. Его внутреннее чувство: «Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я - ничто». У Обвиняющего слова выражают несогласие, поза тела - угрозу. Его внутреннее чувство: «Я одинок и несчастлив». У Компьютера (Рассчитывающего) слова сверхрациональны, поза тела выражает спокойствие и собранность. Его внутреннее чувство: "Я чувствую себя уязвимым". У Флюгера (Отстраняющегося) слова не имеют смысла или касаются отвлеченной темы, поза тела не фиксирована, движения суетливы. Его внутреннее чувство: «Никто обо  мне не заботится. Здесь мне нет места».  Эти формы поведения усваиваются человеком в раннем детстве и представляют собой способы защитного самоутверждения. Присущее им свойство неадаптивности позволяет предложить, что это не столько ролевые паттерны поведения, сколько маски, представляющие собой имитацию ролей.

III. Анализ взаимодействий

 Индивидуум, обособленный от общества, может организовать свое время двумя путями: путем деятельности или путем фантазии. Когда одиночка становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы упорядочивания времени. В порядке возрастания сложности это: 1) ритуалы, 2) развлечения, 3) игры, 4) близость и  5) деятельность, которая может служить основой для всех остальных.

 В учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология»[5] описание транзактного анализа представлено в главе о взаимодействии людей: 

«Транзактный анализ - направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Пример: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя, а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика».

Подробное описание взаимодействий в различных ситуациях будет представлено в параграфе 1.2.2. «Психологические роли и виды транзакций».


IV. Анализ неосознаваемых планов жизни или жизненных сценариев

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

                                     Формула закладки сценария:

Сценарий равен сценарным запретам плюс сценарным предписаниям и решениям, которые принимает по их поводу ребенок[6]. Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты – что не должен делать. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушение запретов карается. Эта «семейная программа модификации поведения» помогает родителям контролировать действия своих детей.

     Запреты  +   Предписания   →     Решение       =            Сценарий

    (что не делать)       (что делать)            (ребенок принимает одну       (один из 6-ти по Берну)

                                                                   из 4-х позиций «+» «-»)     

                                                              

     Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры, в которые будет играть. 

Самореализуемые пророчества – это один из вариантов конструирования будущего. Их закреплением  и контролем реализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневнике те события, которые должны произойти [23, Макаров].

           Автономные решения представляют собой самостоятельные решения, принятые Взрослым состоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.

Обычное поведение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяется сценариями.

            Сценарии основываются на запретах и предписаниях.

           Предписания. В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий»,  рассматриваются директивы, которые психолог Тейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакции, неизменно демонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение [45, 1996].

Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными ("драйверами", "тем, что ведет") [45, 1996].

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Известны пять директив:

Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись
   

            В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичных предписаний:

"Веди себя прилично!", "Не капризничай!", "Будь хорошей девочкой!", "Много работай!"
"Ты должен быть лучшим в классе!", "Врать плохо", "Не выноси сор из избы".

            Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробно описывают как, и по каким конкретно действиям,  можно научиться распознавать эти директивы [45, 1996].

 Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать о человеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением. Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можно дать их себе самому.

Директива

Дозволение

Будь Совершенным/Совершенной     

Будь собой, ты и так неплох

Нравься Другим

Нравься себе

Будь Сильным/Сильной

Будь открыт и выражай свои желания

Упорно Пытайся

Сделай

Торопись

Не торопись

         

             Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.

             Следуя директиве, человек считает, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета.

 Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.

 В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.

             Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.

1.      ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств

2.      СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности

3.      ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости

4.      ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, "никто меня не любит", "все тщетно"

 Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций.                                                        Его Приспосабливающийся Ребенок считает, что пока он руководствуется директивой, он ОК.

 Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, - внутренне он судит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. При переходе из директивы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит от директивного  «Я ОК, если…»  к   «Я не-ОК, ты ОК».

    Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.

 Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что "Я не-ОК, и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.

 Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения.                          

 Запреты. Психотерапевты Роберт и Мэри Гулдинг [М. и Р. Гулдинг, 1997] обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.

12 родительских запретов (с частичкой НЕ):

- не будь, - не делай, - не расти, - не будь ребенком, - не будь самим собой, - не будь значимым (не высовывайся), - не принадлежи (не связывайся), - не будь близким, - не достигай успеха, - не думай, - не чувствуй, - не будь здоровым.

   В Хрестоматии по общей психологии[7] описывается вопрос к «Родителю» в транзактном анализе: «Что означает культурный запрет? Роди­тель» даст два ответа: один - «Ребенку», другой - «Взрослому». Для «Ре­бенка» запрет не разъясним и звучит как тавтология: «нельзя потому, что нельзя». А для «Взрослого» в слове «нельзя» отражен не только факт зап­рещения, но и принципиальной невозможности, бессмысленности каких-то действий. Тем самым для «Взрослого» культурный запрет будет озна­чать: «не стоит потому, что все равно ничего не выйдет»».

Сценарий является результатом компульсивного повторения – люди стремятся снова и снова пережить несчастливые события своего детства. В известной книге П. Коэльо «Алхимик» говорится: «То, что случилось с вами однажды – может не повториться никогда, то, что случилось с вами дважды – будет повторяться всю жизнь».

Типы сценариев:

Победители, Непобедители, Неудачники

Разновидности сценариев:

- сценарий «Никогда» (миф о Тантале)

- сценарий «Всегда» (миф об Арахне)

- сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)

- сценарий «После» (миф о Дамокле)

- сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе) или «Почти»

- сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)[8]

  Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария и освобождения от них[9]:

- «Без любви» (депрессия) –  нужно уметь принимать и отдавать поглаживания

- «Без разума» (сумасшествие) - нужно познавать мир, избегать игнорирования и ложной информации.

- «Без радости» (пристрастие к наркотическим веществам) - нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.

  Феномен игнорирования представляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличение информации/ситуации, пассивное поведение.

      В.В. Макаров приводит много примеров сценариев и игр, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге "Игры,  в которые играют... в России. Психологические игры новой России". Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».

V. Анализ психологических игр

      Йохан Хейзинга в своей книге "Homo Ludens" («Человек играющий») приводит одну старую мысль, которая гласит: «Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой»[10].

            В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:

- скрытые мотивы; - наличие выигрыша. Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Хейзинга пишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится. Свисток спортивного судьи. 

  В мире высокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести. Антитезисы – внешнее освобождение от игры. Этим освобождением является избегание лжи.

     У Т. Харриса - все игры ведут происхождение от простой детской игры "Мое лучше, чем твое", "У меня лучше",  которую легко наблюдать в любой группе четырехлетних детей. Тогда, как и теперь, эта игра заводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнета неблагополучия. Формула игры:                                                                           

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты