Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отнош...

Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отнош...

           М о с к о в с к и й  Г о с у д а р с т в е н н ы й  У н и в е р с и т е т

             им. М. В. Ломоносова

                                                    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

                                          КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отношений в браке)».

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Голованова К.В.

ст-ка 4 курса,

                                                                                                             с/о психологического ф-та

                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                          

                                                                       

 

 

Москва 

2007 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ...........................................................................................................................................3

Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений

         

         1.1.   Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований ……………………………………………………  5

         1.2.   Транзактный анализ: основная идея и содержание ………………………………  10

                  1.2.1. Историческая справка ………………………………………………………    23

                  1.2.2. Психологические роли и виды транзакций ..................................................   24

         1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ……………………………………….   27

         1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием                                 

           анализа возможных транзакций ……………………… …………………………   33

          1.3. Практика транзактного анализа

                  1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36


Глава II.      Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов

           2.1.     Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42

           2.2      Результаты исследования …………………………………………………........... 45

     

Выводы …………………………………………………………………………………………  53

Заключение ……………………………………………………………………………………   54


ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………   55



  

Приложения: 

№1 Примеры пристроек

№2 Техники ТА

№3 Этический кодекс Европейской Ассоциации Транзактного Анализа ЕАТА

№4 Пример контракта между ТА-терапевтом и клиентом

№5 Групповой контракт

№6 «Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ)

№7 «Опросник структуры личности» (РВД)

 








 

Введение                              

       В настоящей дипломной работе: «Изучение межличностных (супружеских) отношений с использованием методологии транзактного анализа» будет представлен обзорно-теоретичнский анализ теории Берна, с иллюстрацией использования транзактного анализа в терапии, а также будет дано описание эмпирического исследования межличностных отношений в браке, с использованием  транзактного анализа.

       Цель дипломной работы: изучение удовлетворенности в браке с точки зрения предпочитаемых типов взаимодействия супругов, освещение существующих на данный момент теоретических и практических знаний в транзактном анализе (ТА).

      Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточным с нашей точки зрения вниманием психотерапевтического сообщества к психодиагностическим возможностям транзактного анализа.

      Новизна работы заключается в демонстрации возможностей транзактного анализа для изучения межличностных отношений, в частности супругов, а также в усовершенствовании и модификации имеющихся методик эмпирического психологического исследования в ТА.

       Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3.  Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3.  Проведение пилотажного исследования семейных пар. 

    Объект исследования: восприятие супругами друг друга с точки зрения трех психологических межличностных ролей (компонентов личности): Родитель, Взрослый, Ребенок.

Предмет исследования: установление взаимосвязи предпочитаемых межличностных ролей супругов и их удовлетворенность браком.

Гипотеза исследования: уровень удовлетворенности супругов браком связан с особенностями распределения ролей в супружеском взаимодействии.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении новых психодиагностических возможностей транзактного анализа.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты могут иметь выход в практику брачно-семейного психологического консультирования, могут быть использованы для оптимизации супружеских отношений, а также улучшить подготовку молодёжи к браку.

Методический инструментарий: «Опросник удовлетворенности браком» (ОУБ), «Опросники структуры личности «Родитель – Взрослый – Дитя»» (РВД).

      Структура работы: работа состоит из введения, обзорно-теоретической главы (первая часть: теория Берна, вторая часть: практика ТА), эмпирических исследований межличностных отношений супругов (вторая глава), выводов и заключения. В конце приводятся список литературы и приложения.






















        Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа в области изучения межличностных отношений

         

1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований                           

            Межличностное взаимодействие может быть рас­смотрено как субъект-субъект-объектное взаимодействие, т.е. взаимодей­ствие между людьми, осуществляемое при выполнении совместной дея­тельности, в ходе которой не только достигается определенный практиче­ский результат, но и формируются отношения людей друг к другу[1].

Супружеское взаимодействие представляет собой частный случай межличностного взаимодействия в малой группе. Говоря об отношениях супругов, мы также одновременно обращаемся к двум классам явлений:

1)           системе    взаимодействия

2) оценке субъектом самих этих взаимодействий и контактов, причем
эта оценка носит ярко выраженный эмоциональный характер.

Семья - это социальная группа из двух или более человек, родственных по браку, по крови или усыновлению, которые живут вместе протяженное время, совместно пользуются экономическими благами и заботятся о младших. Брак - социальная связь (узы) между муж­чиной и женщиной, санкционированная и одобренная обществом, включаю­щая экономическое сотрудничество и одобренную культурой сексуальную  активность[2].

Изучение семьи как малой группы является традиционным для современной отечественной социальной психологии и освещается в работах А.Я. Варга, С.И. Голод,                             Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской, А.Н. Волковой, М. Земской, А.П. Ощепковой и P.O. Рыкун, А.И. Тащевой, Н.Ф. Федотовой, О.А. Карабановой и др. Среди зарубежных исследований особый интерес представляют работы В. Сатир.

Основываясь на системном подходе к изучению динамики отношений в супружеских парах, В.В. Кришталь и Г.П. Андрух [Кришталь, Андрух, 1996] предлагают следующую типологию супружества:

1. Гармоничный (идеальный) тип супружества: максимально высокий
уровень социальной, психологической, социально-психологической и сексуально-поведенческой адаптации, которые приводят к супружескому синергизму, ощущению полного удовлетворения и счастья. 

2.    Дисгармоничный тип: изолированное или сочетаемое нарушение адаптации супругов. 2.1. Антагонистический вариант (у супругов имеются особенности личностной аномалии, которые резко ограничивают или делают невозможным достижение адаптации на всех уровнях супружеского взаимодействия). 2.2. Негативно-дополняющий вариант: супруги выступают по отношению друг к другу как патологически дополняющие партнеры.                                           

3.    Псевдогармонический тип супружества: наличие у обоих супругов психопатологии или сексуальной девиации, мнимой адаптации при имеющемся несоответствии личной и общественной морали и этики. 3.1. Псевдопозитивно-дополняющий вариант: супруги выступают  по отношению друг к другу как патологически дополняющие партнеры, но такое патологическое дополнение способно обеспечивать относительную устойчивость брака. 3.2. Псевдосимбиотический  вариант:  у  обоих  супругов  имеется
психический инфантилизм и патологическая зависимость друг от друга.                                    3.3. Псевдосинергический вариант: отмечается мнимая адаптация
супругов. Супружеская жизнь может быть внешне гармоничной, но мотивы
ее носят отрицательный характер.

Говоря о развитии семейной системы, многие исследователи отмечают, что оно не одинаково на разных этапах существования брака. В психологии на сегодняшний день существует достаточное разнообразие классификаций стажа брака, семьи. Наиболее общей из них является следующая классификация браков по стажу: совсем молодые браки (до 4 лет), молодые браки (5-9 лет), средние браки (10-19 лет),  пожилые браки (20 и более лет).

            На протяжении всего периода существования семьи происходит изменение отношений между супругами и их представлений друг о друге. Так, с ростом стажа супружества растет степень подобия самооценок жен и оценок их мужьями, т.е. представления супругов о личности жены сближаются, а представления супругов о личности мужа расходятся. Кроме того, с ростом стажа брака, с точки зрения мужей, жены больше соответствуют идеалу женщины, чем мужья, с точки зрения жен, - идеалу мужчины. Также установлено, что со стажем супружества растет адекватность понимания и идентификации между супругами, а особенно высоки эти показатели в ста­бильных парах  [Дружинин, 2000].

Одним из наиболее разработанных понятий в психологии является понятие совместимости. Поэтому, анализируя проблемы психологии семьи и супружеских отношений, многие исследователи рассматривали и понятие совместимости супругов. Вопросы совместимости супругов в различных сферах освещаются в работах А.Н. Волковой, Н.Н. Обозова с сотр., Т.М. Трапезниковой и др.

При этом под совмес­тимостью супругов понимается такое оптимальное сочетание их черт, при котором возможно создание «психотерапевтического союза», причем часто данное понятие выдвигается в качестве важнейшего условия для выполнения психотерапевтической функции семьи. Совместимость — это понятие для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности [Малкина-Пых, 2006].

В ряде исследований особое внимание уделяется уровням супружеской совместимости. 

В исследованиях А.Н. Обозовой [Обозова, 1984], выделены четыре уровня супружеской совместимости: психофизиологическая, психологическая, семейно-ролевая и духовная.

          Понимание и взаимопонимание супругами друг друга и отношений друг к другу - важный фактор устойчивости супружеских отношений. Показателями взаимопонимания супругов выступают: адекватность понимания (совпадение оценок и самооценок), идентификация (степень соответствия самооценки и оценки партнера) и Я-образ.

           На удовлетворенность браком в большей степени оказывают влияние и особенности межличностного восприятия партнера, их характерологические и личностные особенности, а также согласованность ценностей супругов. Установлено, что с психологической удовлетворенностью супругов в браке положительно коррелирует высокое сходство характеров партнеров. В стабильных браках наблюдается тесная связь между ценностями супругов. С увеличением продолжительности существования браков ценности, не затрагивающие смысловые образования супругов, изменяются, отражая тем са­мым степень их личностной удовлетворенности браком и жизнью в целом [Райгородский,  2003].

Мужчины и женщины различаются по основным потребностям (или, скорее, ожиданиям в отношении партнера), находящим удовлетворение в браке. Так, для мужчин это - половое удовлетворение, совместный отдых, внешняя привлекательность жены, ведение женой домашнего хозяйства и моральная поддержка и восхищение жены мужем; для женщин наиболее важными оказались романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем, потребность в общении, честность и открытость в отношениях с мужем, финансовая поддержка и преданность мужа семье (выполнение отцовских обязанностей).

Методы семейной диагностики

            Тесты, используемые в практике семейного консультирования, можно разделить на две группы, которые дают возможность исследовать у потенциальных супругов: - ценностную совместимость; - психофизиологическую совместимость [Малкина-Пых, 2006].

     

            В исследованиях психофизической совместимости пары используют тест Кейрси. Для изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре используется Опросник «Общение в семье» (Алешина), опросник измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, взаимопонимание, легкость общения. Также сюда можно включить методику «Распределение ролей в семье» (Алешина), определяется степень реализации мужем и женой конкретных социальных ролей в семье.               

            К методам исследования индивидуальности супругов можно отнести Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Алешина), опросник дает возможность исследовать взгляды испытуемых по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни. В изучении конфликтов в семье используют Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина). Методика «Шкала семейного окружения» (ШОС)  предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым [Малкина-Пых,  2006]. В работах Старшенбаума Г.В. [Старшенбаум, 2007] предлагаются различные методики: Тест на «Общую совместимость», тест состоит из 5 разделов: - отношения в целом, - демографические факторы, - сексуальная совместимость, - взгляды и интересы, - личность. Тесты «Общение в семье», «Реакция супругов на конфликт».

            Подводя итоги традиционных подходов к межличностным отношениям супругов мы обращаем внимание, что изучение супружеских ролей сейчас актуально, но их чаще всего изучают как социологические роли, с нашей точки зрения нужно также изучать психологические роли. В предлагаемом в этой работе исследовании психологических ролей в браке, впервые будут использоваться методики транзактного анализа.









  1.2.   Транзактный анализ: основная идея и содержание

      В раскрытии содержания ТА будут использованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работы Клода Штайнера, ученика Эрика Берна, работы Томаса Харрис, Роберта и Мэри Гулдинг, Яна Стюарта и Вэн Джойнс. В отечественной психологии наиболее ярко ТА представлен в работах В.В. Макарова.

Весь классический транзактный анализ Берна можно разделить на пять больших разделов: анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ психологических игр, анализ жизненных сценариев.

I.  Анализ фиксированных экзистенциональных позиций

У каждого человека есть основная жизненная установка, фиксированная жизненная позиция. Это такая совокупность основных базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Позиции:

- я неблагополучный - вы благополучные  (самообесценивание)

- я неблагополучный - вы неблагополучные (безнадежное отчаяние)

- я благополучный - вы неблагополучные (надменное превосходство)

- я благополучный - вы благополучные (полноценная личность)

По мнению Т. Харрис [46, 2004], первая позиция у всех людей одинаковая - «Я не благополучный – Вы благополучные», и образуется она из-за постоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний.

   Дальше на базе этой установки могут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны – Я благополучен» может сформироваться только на основании осознанного и словесно оформленного решения.

Также предлагается каждому человеку собирать свои поглаживания – создать свой банк поглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учится отдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.

Берн говорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».

II. Структурный анализ

В ТА личность человека подразделяется на три части. Выделяется Родительское, Взрослое и Детское состояние личности. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей субличности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств, желаний.

Состояния Я[3]:

- Родитель

- Взрослый

- Ребенок

            Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет  иногда попечительные и ласковые свойства своих  подлинных родителей, а в  других случаях  - карательные установки,  нечестность  или предрассудки  родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты