Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых

Для проверки достоверности различий в восприятии взрослых подростками разного пола и возраста, мы применили U-критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (выборкой, группой). Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами (выборками, группами). Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.


2.2 Анализ и обсуждение результатов


На первом этапе в целях стандартизации полученных результатов нами были рассчитаны среднее (М) и стандартное отклонение (σ). Получены следующие результаты. Так, по шкале "позитивный интерес" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 7,3, σ = 5,6(рис.1); у мальчиков 12 лет М = 13,9, σ = 5,8 (рис.2).


Рис.1 Показатели варьируются от 1,7 до 12,9.


Рис.2 Показатели варьируются от 8,1 до 19,7.


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет М = 13,4, σ = 4,5(рис.3); у мальчиков 13лет М = 12,6, σ = 5,5(рис.4).


Рис.3 Показатели варьируются от 8,9 до 17,9.


Рис.4 Показатели варьируются от 7,1 до 18,1.


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет М = 14,1, σ = 4,1(рис.5); у мальчиков 14 лет М = 12,5, σ = 4,7(рис.6).


Рис.5 Показатели варьируются от 10 до 18,2.


Рис.6 Показатели варьируются от 7,8 до 18,8.

Так, по шкале "директивность" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 11,8, σ = 4,2(рис.7); у мальчиков 12 лет М = 13,3, σ = 4,5(рис.8).


Рис.7 Показатели варьируются от 7,6 до 16.


Рис.8 Показатели варьируются от 8,8 до 17,8.


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет М = 6,1, σ = 3,5(рис.9); у мальчиков 13 лет М = 10,8, σ = 4,6 (рис.10).


Рис.9 Показатели варьируются от 2,6 до 12,2.


Рис.10 Показатели варьируются от 6,2 до 15,4.


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет М = 10,4, σ = 3,9(рис.11); у мальчиков 14 лет М = 9, σ = 3,9 (рис.12).


Рис.11 Показатели варьируются от 6,5 до 14,3.


Рис.12 Показатели варьируются от 5,1 до 12,9.


Так, по шкале "враждебность" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 8, σ = 5,1(рис.13); у мальчиков 12 лет М = 8,6, σ = 5,2(рис.14).


Рис.13 Показатели варьируются от 2,9до 13,1.


Рис.14 Показатели варьируются от 3,4 до 13,8.


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет М = 5,4, σ = 3,5(рис.15); у мальчиков 13лет М = 7,6, σ = 2,8(рис.16).


Рис.15 Показатели варьируются от 1,9 до 8,9.

Рис.16 Показатели варьируются от 4,8 до 10,4.


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет М = 5,5, σ = 4,4(рис.17); у мальчиков 14 лет М = 8, σ = 4,8(рис.18).


Рис.17 Показатели варьируются от 1,1 до 9,9.


Рис.18 Показатели варьируются от 3,2 до 12,8.


Так, по шкале "автономность" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 7,5, σ = 3,2(рис.19); у мальчиков 12 лет М = 7,9, σ = 2,7(рис.20).


Рис.19 Показатели варьируются от 4,3 до 10,7.


Рис.20 Показатели варьируются от 5,2 до 10,6.

У испытуемых девочек в возрасте 13 лет М = 9,4, σ = 2,4(рис.21); у мальчиков 13 лет М = 9,4, σ = 1,8(рис.22).


Рис.21 Показатели варьируются от 7 до 11,8.


Рис.22 Показатели варьируются от 8,4 до 12.


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет М = 11,5, σ = 3,3(рис.23); у мальчиков 14 лет М = 12, σ = 3,7(рис.24).


Рис.23 Показатели варьируются от 8,2 до 14,8.


Рис.24 Показатели варьируются от 8,3 до 15,7.


Так, по шкале "непоследовательность" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 11,7, σ = 3(рис.25); у мальчиков 12 лет М = 8,4, σ = 3(рис.26).


Рис.25 Показатели варьируются от 8,7 до 14,7.


Рис.26 Показатели варьируются от 5,4 до 11,4.


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет М = 9,3, σ = 3,2(рис.27); у мальчиков 13 лет М = 10, σ = 2,7(рис.28).


Рис.27 Показатели варьируются от 6,1 до 12,5.


Рис.28 Показатели варьируются от 7,3 до 12,7.


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет М = 8,8, σ = 3,4(рис.29); у мальчиков 14 лет М = 9, σ = 3,9(рис.30).


Рис. 29 Показатели варьируются от 5,4 до 12,2.

Рис. 30 Показатели варьируются от 5,1 до 12,9.


На втором этапе в целях сравнения полученных результатов нами были построены интервальные шкалы по каждому возрасту. Получены следующие результаты.


Рис. 1 Сравнение уровней по шкале "Позитивный интерес" у мальчиков и девочек 12-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 1.7, средний – от 1,7 до 7,3, высокий – от 7,3 до 12,9. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 8.1, средний уровень от 8.1 до 13,9, высокий – от 13,9 до 19,7.


Рис. 2 Сравнение уровней по шкале "Позитивный интерес" у мальчиков и девочек 13-ти лет

У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 8,9, средний – от 8,9 до 13,4, высокий – от 13,4 до 17,9. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 7,1, средний уровень от 7,1 до 12,6, высокий – от 12,6 до 18,1.


Рис. 3 Сравнение уровней по шкале "Позитивный интерес" у мальчиков и девочек 14-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 10, средний – от 10 до 14,1, высокий – от 14,1 до 18,2. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 7,8, средний уровень от 7,8 до 12,5, высокий – от 12,5 до 18,8.


Рис. 4 Сравнение уровней по шкале "Директивность" у мальчиков и девочек 12-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 7,6, средний – от 7,6 до 11,8, высокий – от 11,8 до 16. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 8,8, средний уровень от 8,8 до 13,3, высокий – от 13,3 до 17,8.


Рис. 5 Сравнение уровней по шкале "Директивность" у мальчиков и девочек 13-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет низкий уровень о 0 до 2,6, средний – от 2,6 до 6,1, высокий – от 6,1 до 12,2. У мальчиков в возрасте 13 лет низкий уровень от 0 до 6,2, средний уровень от 6,2 до 10,8, высокий – от 10,8 до 15,4.


Рис. 6 Сравнение уровней по шкале "Директивность" у мальчиков и девочек 14-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 6,5, средний – от 6,5 до 10,4, высокий – от 10,4 до 14,3. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 5,1, средний уровень от 5,1 до 9, высокий – от 9 до 12,9.

Рис. 7 Сравнение уровней по шкале "Враждебность" у мальчиков и девочек 12-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 2,9, средний – от 2,9 до 8, высокий – от 8 до 13,1. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 3,4, средний уровень от 3,4 до 8,6, высокий – от 8,6 до 13,8.


Рис. 8 Сравнение уровней по шкале "Враждебность" у мальчиков и девочек 13-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет низкий уровень о 0 до 1,9, средний – от 1,9 до 5,4, высокий – от 5,4 до 8,9. У мальчиков в возрасте 13 лет низкий уровень от 0 до 4,8, средний уровень от 4,8 до 7,6, высокий – от 7,6 до 10,4.


Рис. 9 Сравнение уровней по шкале "Враждебность" у мальчиков и девочек 14-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 1,1, средний – от 1,1 до 5,5, высокий – от 5,5 до 9,9. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 3,2, средний уровень от 3,2 до 8, высокий – от 8 до 12,8.


Рис. 10 Сравнение уровней по шкале "автономность" у мальчиков и девочек 12-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 4,3, средний – от 4,3 до 7,5, высокий – от 7,5 до 10,7. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 5,2, средний уровень от 5,2 до 7,9, высокий – от 7,9 до 10,6.


Рис. 11 Сравнение уровней по шкале "Автономность" у мальчиков и девочек 13-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет низкий уровень о 0 до 7, средний – от 7 до 9,4, высокий – от 9,4 до 11,8. У мальчиков в возрасте 13 лет низкий уровень от 0 до 8,4, средний уровень от 8,4 до 10,2, высокий – от 10,2 до 12.


Рис. 12 Сравнение уровней по шкале "Автономность" у мальчиков и девочек 14-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 8,2, средний – от 8,2 до 11,5, высокий – от 11,5 до 14,8. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 8,3, средний уровень от 8,3 до 12, высокий – от 12 до 15,7.


Рис. 13 Сравнение уровней по шкале "Непоследовательность" у мальчиков и девочек 12-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 12 лет низкий уровень о 0 до 8,7, средний – от 8,7 до 11,7, высокий – от 11,7 до 14,7. У мальчиков в возрасте 12 лет низкий уровень от 0 до 5,4, средний уровень от 5,4 до 8,4, высокий – от 8,4 до 11,4.


Рис. 14 Сравнение уровней по шкале "Непоследовательность" у мальчиков и девочек 13-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 13 лет низкий уровень о 0 до 6,1, средний – от 6,1 до 9,3, высокий – от 9,3 до 12,5. У мальчиков в возрасте 13 лет низкий уровень от 0 до 7,3, средний уровень от 7,3 до 10, высокий – от 10 до 12,7.


Рис. 15 Сравнение уровней по шкале "Непоследовательность" у мальчиков и девочек 14-ти лет


У испытуемых девочек в возрасте 14 лет низкий уровень о 0 до 5,4, средний – от 5,4 до 8,8, высокий – от 8,8 до 12,2. У мальчиков в возрасте 14 лет низкий уровень от 0 до 5,1, средний уровень от 5,1 до 9, высокий – от 9 до 12,9.

Также мы при помощи U критерия Манна-Уитни сравнили между собой подростков по полу и возрасту и получили следующие результаты:

1. Между мальчиками и девочками-подростками различий в восприятии отношения к ним взрослых нет как для р = 0,05, так и для р = 0,01. Это говорит о том, что характер (положительный или отрицательный) восприятия взрослых подростками от пола не зависит.

2. Сравнивая двенадцати- и тринадцатилетних подростков, мы увидели, что двенадцатилетние превосходят тринадцатилетних в восприятии такого стиля взаимоотношений, как директивность (стремление к лидерству и власти, навязывание подростку чувства вины и декларирование своей жертвенной позиции, доминантное поведение взрослых и их стремление управлять поведением подростка) (102,500). Тринадцатилетние превосходят двенадцатилетних по автономности (отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса) (114,000). По позитивному интересу (безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий взрослых и от конкретных успехов ребенка) (160,500); враждебности (отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, преобладание в отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности) (157,000) и непоследовательности (проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его) (188,000) различий не наблюдается.

3. Сравнив двенадцатилетних с четырнадцатилетними подростками, стало видно, что двенадцатилетние превосходят четырнадцатилетних по директивности (стремление к лидерству и власти, навязывание подростку чувства вины и декларирование своей жертвенной позиции, доминантное поведение взрослых и их стремление управлять поведением подростка) (125,000). А четырнадцатилетние – двенадцатилетних по автономности (отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса) (80,000). По позитивному интересу (безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий взрослых и от конкретных успехов ребенка) (150,000); враждебности (отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, преобладание в отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности) (165,000) и непоследовательности (проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его) (159,000) различий нет.

4. В сравнении тринадцати- и четырнадцатилетних подростков видно, что по автономности (отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса) (135,000) превосходят четырнадцатилетние. По остальным показателям различий нет.

2.3 Выводы


1. По шкале "Позитивный интерес" широта разброса показателей у девочек меньше, чем у мальчиков. По шкале "Директивность" у двенадцати- и тринадцатилетних девочек меньше, чем у двенадцати- и тринадцатилетних мальчиков соответственно, а у четырнадцатилетних девочек и мальчиков широта разброса показателей одинакова. По шкале "Враждебность" широта разброса показателей у двенадцати- и четырнадцатилетних девочек меньше, чем у мальчиков того же возраста, а у тринадцатилетних девочек широта разброса превышает разброс тринадцатилетних мальчиков. По шкале "Автономность" у двенадцати- и тринадцатилетних девочек меньше, чем у двенадцати- и тринадцатилетних мальчиков соответственно, а у четырнадцатилетних девочек и мальчиков широта разброса показателей одинакова. По шкале "Непоследовательность" у двенадцатилетних девочек и мальчиков широта разброса одинакова, у тринадцатилетних девочек – превышает, а у четырнадцатилетних девочек меньше, чем у мальчиков.

2. Между мальчиками и девочками-подростками различий в восприятии отношения к ним взрослых нет. Это говорит о том, что характер (положительный или отрицательный) восприятия взрослых подростками от пола не зависит.


Заключение


Проблема подросткового возраста является одной из наиболее изучаемых проблем. В нашей работе мы попытались отразить специфику содержания стереотипов восприятия подростками взрослых.

Стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

В работе нами были выдвинуты гипотезы, которые подтвердились частично. Мы выяснили, что нельзя категорически говорить о том, что подростковый стереотип носит негативный характер. Это зависит от отношения самих взрослых к подросткам. И как показывает наше исследование, во взаимоотношениях взрослых и детей присутствует в большей мере автономный стиль. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще. Но это еще не говорит о том, что стереотип отрицательный. Но так же и имеет место положительный стиль взаимоотношений, что свидетельствует о благоприятном общении подростков и взрослых.

Мы считаем, что в дальнейшем будет целесообразным продолжить работу по данной проблеме. Потому что эта работа может послужить основанием для более полного изучения подросткового возраста на современном этапе.


Список литературы

стереотип социальный подросток самооценка

1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2001 г.

3. Возрастная психология: Хрестоматия. / Сост. В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.

4. В разнообразных условиях общения со взрослыми // вопросы психологии, 2006, №4.

5. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М. Генезис, 1997 г. – с.55.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

7. Майерс Д. психология / Пер. с англ. И.А.Карпиков, В.А.Старовойтова. – Мн.: ООО "Поппури", 2001. – 848 с.: ил.

8. Майерс Д. Соц. психология. 6-е изд. перераб. и доп. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия "Мастера психологии").

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: издательский центр "Академия", 1998. – 512с.

10. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. / Ред-сост. Л.А.Карпенко. Под общей редакцией А.В.Петровского. – М.:ПЕР СЭ, 2005.

11. Развитие понимания школьниками внутреннего мира человека // Психологическая наука и образование, 1996, №1.

12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПБ.: ЗАО "Издательство "Питер"", 1999.-416с. Серия "Мастера психологии"

13. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.: ил. – (Азбука психологии)

14. Социальный психологический словарь – справочник. Крысько В.Г.

15. Социальная психология (конспект лекций). – М.: приор-издат, 2004. – 128 с. Авторы-составители: Горбунова М.Ю., Понукалина О.В.

16. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во института психотерапии, 2004 г.

17. Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Т.Кутасова. – М., 1994.

18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуал. и приклад. Основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995. – 544 с., ил.

19. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИПРАН: ксП; Екат.: Деловая книга, 2000. – 448 с. – (Б-ка соц. Психологии)

20. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.


Приложение


Список утверждений к методике "ADOR":

Окружающие меня взрослые:

1.                Очень часто улыбаются мне

2.                Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

3.                Обладают недостаточной терпеливостью в отношении меня

4.                Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться

5.                Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают

6.                Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться или развеселиться

7.                Считают, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

8.                Постоянно жалуются кому-то на меня

9.                Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо

10.           За одно и то же один раз наказывают, а другой – прощают

11.           Очень любят делать что-нибудь вместе

12.           Если назначают какую-нибудь работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу

13.           Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

14.           Не требуют, чтобы я спрашивал у них разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

15.           Отказываются от многих своих дел в зависимости от своего настроения

16.           Пытаются развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

17.           Всегда настаивают на том, что за все мои поступки я должен быть наказан

18.           Мало интересуются тем, что меня волнует и чего я хочу

19.           Допускают, чтобы я мог бы идти, куда хочу, каждый вечер

20.           Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, иногда нет

21.           Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения

22.           Следят за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

23.           Иногда вызывают у меня ощущение, что я им противен

24.           Практически позволяют мне делать все, что мне нравится

25.           Меняют свои решения так, как им удобно

26.           Часто хвалят меня за что-либо

27.           Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь

28.           Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился

29.           Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе

30.           Иногда очень легко меня прощают, а иногда – нет

31.           Стараются открыто показать, что любят меня

32.           Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе

33.            Если я делаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят об этом

34.           Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя"

35.           Непредсказуемы в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

36.           Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

37.           Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею

38.           Не будут со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я их чем-то задену или обижу

39.           Всегда легко меня прощают

40.           Хвалят и наказывают очень последовательно: иногда слишком много, иногда слишком мало

41.           Всегда находят время для меня, когда это мне необходимо

42.           Постоянно указывают мне, как себя вести

43.           Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидят

44.           Проведение каникул я планирую по собственному желанию

45.           Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными

46.           Всегда откровенно ответят на мой вопрос, о чем бы я ни спросил

47.           Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели

48.           Пренебрегают мною, как мне кажется

49.           Не вмешиваются в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость

50.           Очень некорректны в своих желаниях и указаниях

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты