Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых

Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых

Содержание


Введение

Глава І. Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых

1.1 Социальный стереотип как психологическое явление

1.2 Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками

1.3 Выводы

Глава II. Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых

2.1. Задача, процедура и методы исследования

2.2. Анализ и обсуждение результатов

2.3. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия.

В западной психологии, политологии и социологии разрабатываются теории стереотипов. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некого образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.

В отечественной психологии стереотип рассматривался как достаточно примитивное или эмоционально окрашенное представление о действительности, неадекватно отражающее объективные процессы.

В ходе анализа научной литературы мы обнаружили, что изучению влияния социальных стереотипов на формирование представлений о человеке, о социальных группах было уделено достаточно много внимания. Но конкретно о стереотипах подростка о взрослом упоминается очень редко. И именно этот недостаток обусловил выбор темы нашего исследования – "Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых".

Цель исследования – изучить содержание стереотипов восприятия подростками взрослого.

Объект исследования – социальный стереотип как психологическое явление.

Предмет исследования – содержание стереотипов восприятия подростками взрослого.

Гипотезы исследования – 1) мы полагаем, что у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип взрослых; 2) исходя из первой гипотезы, мы позволили себе предположить, что существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами в работе предстоит решить следующие задачи:

1) раскрыть содержание понятия "социальный стереотип";

2) определить сущность стереотипов восприятия подростками взрослых;

3) изучить содержание стереотипов;

4) дать анализ содержания выявленного стереотипа восприятия подростками взрослых.

Теоретико-методологическую основу работы составили теоретические и методологические принципы зарубежной и отечественной науки. Существует множество направлений, которые разрабатывают социально-бихевиористские (У. Липман, В. Дуаз, Г. Тэжфел), психологические (Кимбалл Юнг, Т.В. Адорно, М. Хоркхаймер), символически-интеракционистский (Т. Шибутани, Д.К. Дэвис, С.Дж. Бэран), феноменологические (Э.У. Вайнэки, Р. Таджури) теории в исследовании стереотипов. Доминируют исторический и общетеоретический подходы (А. Шафф, А. Бондар, А. Колосковская, А. Барицковский). В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С. и др., которые рассматривали стереотип как "образ", "набор качеств". Современные российские ученые (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Сорокин П.А., Ядов В.А. и др.) рассматривают стереотип как комплексное образование и оценивают его содержание не только с негативной стороны.

Тема, цель, задачи и гипотезы исследования обусловили выбор методов:

1. теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме социального стереотипа как психологического явления;

2. "Подростки о родителях" ("ADOR", модифицированный сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, И.А. Горькавой, Е.Е. Ромициной);

3. количественно-качественный анализ.

База исследования – 60 подростков в возрасте 12 – 14 лет города Усть-Илимска.

Практическая значимость. Полученные результаты могут использоваться педагогами, психологами, родителями в процессе обучения и воспитания целостной личности учащихся с учетом специфики образовательного заведения.


Глава І. Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых


1.1 Социальный стереотип как психологическое явление


Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе "Общественное мнение" (1922 г.) У. Липпман утверждал, что это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социализации. [ ]

В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления.

В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. В частности, швейцарский социальный психолог В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов:

1) индивидуально-психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде;

2) представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения;

3) коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях; социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне;

4) идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.

Г. Тэжфел сложил главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми ("произносимыми") и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

В конце 50-х годов в западной научной мысли наибольшую популярность получило определение, предложенное американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом. Стереотип понимался или как "ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы". После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному.

Т. Шибутани, как представитель символически-интеракционистской теории, определяет стереотип как "популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей".

Р. Таджури понимает под социальным стереотипом "склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека ставить в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории".

В отечественной психологии до конца 50-х годов термин "стереотип" не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено П. А. Сорокиным. Не вводя в обращение термин "стереотип", он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. "Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы". Он также подчеркивал, что "в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений... Этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы "костяк" группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения". Не используя понятие "стереотип поведения", П. А. Сорокин практически описал механизм их действия в социокультурных группах. Он рассмотрел и проблему смены шаблонов поведения, отмечая, что "моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы… почти не дана".

После работ П. А. Сорокина к проблеме устойчивых форм поведения долгое время не обращались, и только в конце 50-х – начале 60-х годов в отечественной науке появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию "стереотип".

В. А. Ядов под стереотипом понимал "чувственно окрашенные социальные образы". И. С. Кон дает такое определение: стереотип – это "предвзятое, то есть не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений". Ю. А. Сорокин определяет стереотип как "некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определенным языковым (семиотическим) моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технических принципов, принятых в некотором социуме". Как подчеркивает В. С. Агеев, "нерасчлененное представление о социальных и психологических функциях социального стереотипа, обусловленное смещением уровней научного анализа, приводит к однозначно негативной оценке социальных стереотипов как явления не только социального, но и психологического".

Существование стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой – они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.

1.2 Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками


Для рассмотрения данного вопроса мы решили начать с определения такого понятия как социальная перцепция.

Социальная перцепция (лат. perceptio – восприятие и socialis - общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин "перцепция" ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула – объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так называемых социальных объектов.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин "перцепция" приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологи. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение социальной перцепции началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп.

Рассмотрение вопросов социальной перцепции включает в себя и уточнение ее регулятивной роли в процессе общения. "Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, – пишет по поводу этой роли А. А. Бодалев, – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания, и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности".

Умозаключения, касающиеся окружающих, весьма важны в повседневной жизни. Мы постоянно и непрерывно выносим суждения о людях вокруг нас: что они собой представляют, как они себя чувствуют, чего они хотят. Данные суждения имеют несомненную связь с атрибуцией (интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей), но отличаются от нее в одном в одном важном аспекте: атрибуция связывает событие с его причиной, восприятие человека связывает с людьми определенные качества.

Вообще проблема восприятия человека человеком стала чрезвычайно популярной в мировой психологии за последние 30 – 35 лет. Ей посвящено огромное множество работ, вышедших в нашей стране и за рубежом. Начало бурному развитию отечественной ветви этого направления было положено в 1960-е годы исследованиями А. А. Бодалева. Была проделана масштабная работа по накоплению данных о различных эффектах восприятия и о механизмах межличностного познания, таких, как стереотипизация, проецирование.

Стереотипизация представляет собой один из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека. Возможно, что именно в силу своей недостаточной осознанности стереотипы приобретают такую власть над людьми. Независимо от того, сознает это или нет, он всегда воспринимает окружающих через призму существующих у него стереотипов.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляется в следующих симптомах:

·                   Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

·                   Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

·                   Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "Тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?".

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может. Осознавая это, подросток начинает злиться на всех взрослых, проявлять по отношению к ним агрессию, и он находит свое место в детском сообществе.

В конце ХХ века Форгас и его коллеги сообщили об интересном и важном направлении исследований, посвященных роли эмоции в процессе восприятия другого человека, межгрупповой дискриминации и стереотипных суждениях. Эти исследования указывают на существование соответствующего настроению искажения в подобных суждениях о других людях.

Форгас предполагает, что на стереотипные суждения о других людях, вероятно, менее всего влияют эмоция или настроение, поскольку эти суждения предполагают стратегию прямого доступа – прямое извлечение уже существующей информации. Хотя эта идея еще не проверялась непосредственно, Форгас уверен в этом утверждении. Однако в этих исследованиях не проверялись два момента, относящихся к эмоции, которые, на взгляд Д. Мацумото, важны для процесса стереотипного суждения. Один касается вытеснения негативной эмоции, вызванной несоответствием ожиданий, обусловленных собственными культурными фильтрами, и реальных различий. Второй касается позитивных эмоций процесса стереотипизации, подкрепляющих эти процессы, и ощущения "Я", которое его содержит. Тем самым представляется, что эмоция играет в процессе стереотипизации более важную роль, чем та, которую выявляют текущие исследования.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты