Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе

-                     рефлексия социально-психологическая – понимание другого человека путем размышления за него;

-                     эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

-                     стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

В настоящее время предпринимаются попытки составить более универсальные механизмы межличностной перцепции, однако каждая из психологических школ, претендующая на это, не смогла удовлетворительно решить данный вопрос.

Межличностные отношения не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.


1.2    Виды, формы межличностных отношений


Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает определенные трудности при отнесении отношений к тому или иному виду. Нередко одни и те же отношения обозначаются различными терминами, что приводит к псевдоразличиям в классификациях их видов.

Степень выраженности таких характеристик, как адекватность, устойчивость, эффективность, гармоничность и глубина позволяет выделить несколько видов или групп отношений, различающихся между собой. Данные характеристики могут влиять не только друг на друга, но и на ряд других параметров отношений. Как следствие — большое разнообразие межличностных отношений, нуждающееся в соответствующих критериях для их классификации.

В. Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В. В. Сталиным эмпирически выделены три биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. А. Кроник и Е. Кроник, используя для обозначения этих же биполярных шкал понятия «валентность», «позиция» и «дистанция», также выделяют позитивные отношения — негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие отношения — далекие отношения [27].

Н. Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений. Главным критерием, по его мнению, является мера, глубина вовлечения личности в отношения, а дополнительные критерии - это дистанция между партнерами, продолжительность и частота контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта. По данным Н. Н. Обозова, разные виды межличностных отношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности [30].

В. Шуте обозначает три измерения межличностных отношений - присоединение (или включенность), контроль и открытость. Каждому измерению соответствует свой вид отношений. Эти отношения формируются на определенных этапах возрастного развития человека. Так, отношения присоединения доминируют на первой стадии жизни человека и являются необходимыми для его выживания. Отношения контроля формируются в возрасте примерно от двух до четырех лет. Они концентрируются вокруг распределения власти и ответственности и обеспечивают социализацию ребенка. Отношения открытости формируются в возрасте от четырех до шести лет. Они связаны с возрастанием сложности отношений любви и привязанности, в которые включен маленький ребенок. Чтобы успешно развиваться дальше, ему нужно научиться на этой стадии быть открытым, то есть выражать и сообщать свои чувства другим.

Присоединение имеет отношение к объединению людей - принадлежности, преданности, совместной жизни. Присоединение не требует таких сильных эмоциональных связей как открытость. Поведение человека в этом виде отношений определяется тем, насколько значимым чувствует себя в них человек. В зависимости от этого его поведение может быть субсоциальным (если он чувствует себя незначимым и старается сохранить дистанцию между собой и другими), сверхсоциальным (если он чувствует себя недостаточно значимым и боится остаться незамеченным) и социальным (если он ощущает себя ценной и значимой личностью и успешно решил проблему присоединения в детстве).

Степень контроля в отношениях зависит от того, насколько компетентным и адекватным ощущает себя человек. Он может вести себя как абдикрат, то есть отказываться от власти и от контроля над другими, если он не хочет принимать решения и избегает ответственности; как автократ, стремящийся к власти из страха, что не оказывает влияния и желая компенсировать это чувство; и быть демократом, то есть чувствовать себя компетентным, отдавая распоряжения и подчиняясь другим.

Степень открытости в отношениях основывается на способности любить и вызывать любовь. В зависимости от этого человек будет субперсонален, если он избегает открытости и поддерживает отношения на поверхностном уровне, боясь близости; сверхперсонален, если рассказывает каждому о своих чувствах, стремясь понравиться другим; и персонален, если он чувствует себя хорошо «и в ситуациях, требующих близости, и в ситуациях, в которых более уместно сохранять дистанцию».

Таким образом, включенность или присоединение влияет на продолжительность отношений, контроль влияет на то, кто будет принимать решения, открытость - на то, насколько близкими будут эти отношения. Эти виды отношений актуализируются для человека всякий раз, когда он включается в ту или иную группу или социальную организацию.

И. Ялом на основе анализа работ А. Маслоу и Э. Фромма выделяет аутентичные, подлинные или зрелые, дефицитарные, или патологические межличностные отношения. Разнообразие в отношениях обусловлено различной ориентацией индивидов - ориентацией на рост или на восполнение дефицита. Индивид, ориентированный на рост, не относится к другим как источнику снабжения, а способен рассматривать их как сложные, уникальные, целостные существа. Человек, ориентированный на восполнение дефицита, воспринимает других с точки зрения полезности, и на те аспекты другого, которые не связаны с его собственными нуждами, он либо вообще не обращает внимания, либо относится к ним как к раздражителю. В дефицитарных отношениях главный мотив - защита от одиночества, и другие люди играют здесь роль средства. Такие отношения задерживают личностный рост, поскольку партнеры по-настоящему так и не знают друг друга. Характерными чертами дефицитарных отношений являются размытость личностных границ, нередко доходящая до слияния с другим, зависимость, потеря собственного «Я», избегание переживания изоляции и отчаяния, компульсивность, неполная включенность, когда человек либо удерживает часть себя вне отношений, либо включает в них какое-то вымышленное лицо, например, своих партнеров из прошлого или родителей. В таких отношениях утрата самосознания часто сопровождается успокоением и обретением иллюзорного чувства безопасности через расширение себя путем включения других.

Степень зрелости влияет на многие другие параметры отношений - на степень определенности, глубины, устойчивости, осознанности, этичности. Характерные черты зрелых отношений — взаимность, активность, уважение к другому, подлинное знание о другом, способность отдавать, независимость.

Таким образом, зрелые отношения приводят к взаимным изменениям и личностному росту, взаимному духовному обогащению и смягчают экзистенциальное одиночество человека. Формировать такие отношения способны те, кто смог пережить свою изоляцию и исследовать ее. Подобное переживание развивает способность «терпеть изоляцию» и умение устанавливать «связь с другими». Это происходит благодаря тому, что в зрелых отношениях человек меняется в результате встречи с другим и это переживание интернализуется, становится внутренним референтным пунктом, вездесущим напоминанием о возможности и ценности истинной встречи.

Еще одна классификация отношений - это типология стилей межличностных отношений Т. Лири. В типологии Т. Лири выделяются две подгруппы - подгруппа агрессивно-доминирующих и подгруппа дружелюбно-подчиненных стилей. Первая подгруппа объединяет ведущие стили межличностных отношений, вторая - ведомые. К ведущим стилям относятся властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный и недоверчивый-скептический. К ведомым стилям относятся покорный-застенчивый, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциональный и ответственный-великодушный.

Типология стилей межличностных отношений Т. Лири основана на двух взаимосвязанных параметрах: доминирование — подчинение и доброжелательность - враждебность. Естественно, данная классификация не может вместить все многообразие отношений в пространство двух измерений.

В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. В нашей дипломной работе мы придерживаемся данной классификации.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения принуждение партнера не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник - подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

Манипуляция это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипуляцивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой "разрешенной манипуляции" несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипуляцивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль за собой и своей жизнью.

Сравнение императивного и манипуляцивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

-                     психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние;

-                     безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям;

-                     восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение;

-                     персонификация общения разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Анализ общения показывает, насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия. Наконец, перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений [30].


1.3           Значение межличностных отношений в личностном развитии человека


Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех сторон психики. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Особое влияние на личность оказывают отношения, которые помогают индивиду освоить взаимосвязи в социуме, познакомиться с другими общностями. Эти отношения можно рассматривать на разных уровнях. Уровень социальных общностей формирует классовые, национальные, групповые и семейные отношения. Они помогаю человеку осознать себя социальной единицей общества, принять и сохранить общественный опыт построения взаимоотношений. Уровень групп людей занятых той или иной деятельностью помогает выстроить производственные отношения, учебные, театральные и т.д. Уровень взаимосвязей между людьми в группах может рассматриваться, как возможность человека осознать свое место в группе, получить адекватную оценку своему поведению. Уровень внутри личностного отношения инициирует эмоционально-волевые установки человека по отношению к самому себе, т.е. самосознание и самооценку [28, с. 517].

Своевременно правильно оценивать роль межличностных отношений для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что межличностные отношения как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимают очень высокое место.

Межличностные отношения – это сложная и динамичная структура, которую мы учимся строить ещё с ранних лет, по этой причине можно сказать, что на умение создавать межличностные отношения влияет воспитание, полученное нами в семье, в школе и т.д. Также наше воспитание определяет круг наших межличностных отношений или, так называемые, круги вращения в обществе: наших друзей, наших знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения.

Значение межличностных отношений, их "качества" и содержания сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни. В зрелом возрасте, когда человек становится полноправным и сознательным хозяином своего жизненного пути, когда он сам в большей или меньшей степени способен выбирать людей, составляющих его непосредственное окружение, субъективная значимость взаимоотношений с окружающими ничуть не снижается. Благополучие и возможность личностного роста взрослого человека в не меньшей степени, чем у только формирующейся личности, зависят от качества межличностных отношений, в которые он включен и которые способен "выстраивать". Не случайно, что удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворенность своей позицией в этих отношениях - важнейший критерий социальной адаптации. Тесные и удовлетворяющие человека связи с друзьями, родными или членство в сплоченных группировках (общественных, религиозных и т.п.) способствует улучшению не только психологического, но и физического здоровья.

Столь высокая значимость межличностных отношений для каждого конкретного человека базируется на том, что контакты и благоприятные отношения с другими людьми выступают необходимым средством, способом удовлетворения важнейших, фундаментальных потребностей личности: например, потребности в самоидентичности и самоценности, реализация которых невозможна без подтверждения его бытия, осознания своей определенности, своего "Я" - здесь и теперь. Необходимыми условиями такого "подтверждения" являются внимание, интерес, принятие человека другими - особенно близкими, значимыми людьми. Стало уже хрестоматийным выражение У. Джеймса о том, что существование человека в обществе, где на него не обращают внимания, где не проявляют к нему никакого интереса, является "дьявольским наказанием". Действительно, длительное существование в системе "не подтверждающих" отношений приводит к различного рода деформациям личности.

Выделяют ряд жизненно важных потребностей, удовлетворение которых невозможно вне контактов с другими людьми:

Кроме названной потребности в "подтверждении" можно выделить

•                    потребность в принадлежности (потребность быть включенным в различные группы и общности);

•                    потребность в привязанности и любви (любить и быть любимым);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты