Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе

Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1   ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ

1.1    Понимание межличностных отношений в психологии

1.2    Виды, формы межличностных отношений

1.3    Значение межличностных отношений в личностном развитии человека

ГЛАВА 2   ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

2.1    Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте

2.2    Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью

ГЛАВА 3   ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

3.1    Методики изучения межличностных отношений в детском возрасте

3.2    Изучение межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ)

3.3    Анализ данных полученных в ходе использования методики РАТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. На современном этапе активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности устанавливать положительные межличностные отношения «особым» ребенком с окружающими его взрослыми и сверстниками зависит от способностей правильно оценить ситуацию, найти адекватный способ реагирования. Межличностные отношения не только выявляют наиболее существенные характеристики объектов и субъектов общения, но и по разным направлениям воздействуют на дальнейшее формирование личности и наиболее явственно на такие блоки свойств, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Отношения, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Кроме того, требования предъявляются к познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере детей с интеллектуальной недостаточностью. Изменения, которые в них происходят под влиянием межличностного взаимодействия, с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, труду.

Вопросами изучения межличностных отношений занимались А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Наиболее полно изучено общение, как один из компонентов межличностного взаимоотношения в работах М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной и др.

Особенности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью не позволяют ему полноценно устанавливать взаимодействие с окружающей средой. Нарушение интеллектуальной деятельности влияет на возможности адекватной рефлексии стимулов поступающих из окружающей среды, в том числе и восприятия поведенческих реакций окружающих, которые возникают при межличностных отношениях. Особенности общения и межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривались в научных трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М.. Шипицыной, В.А. Вярянена, А.И. Гаурилиус.

Однако особенности описаны недостаточно полно и рассматриваются не во всех возрастных периодах. Поэтому изучение особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью является актуальным вопросом.

Объектом исследования выбран процесс формирования межличностных отношений в детском возрасте.

Предмет исследования - особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и проанализировать диагностические возможности проективной методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ), для выявления данных особенностей.

Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования:

1.                На основе теоретического анализа литературных данных уточнить понятие “межличностные отношения”.

2.                Выделить возрастные закономерности формирования межличностных отношений у детей в онтогенезе.

3.                Определить особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

4.                Описать диагностические методики, изучающие личностные взаимоотношения в детском возрасте.

5.                Изучить и проанализировать диагностические возможности проективной методики РАТ в изучении межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью;

6.                Составить рекомендации по применению методики РАТ в изучении межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Методы исследования:

-                     теоретический анализ научной литературы;

-                     информационный поиск глубиной 20 – 25 лет;

-                     тест «Рисованный апперцептивный тест» РАТ;

-                     математическая статистика (Н-критерий Крускала-Уолиса).

ГЛАВА 1   ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ


1.1           Понимание межличностных отношений в психологии


Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. В нашем исследовании рассматривается взаимодействие между людьми. Выделяют групповое и межличностное взаимодействие. Групповое взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь [12, с. 389]. Оно может рассматриваться между частями группы и между целыми группами. Межличностное взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах:

- это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный контакт двух или более человек, влекущий взаимное изменение поведения, деятельности, установок;

- это система взаимно обусловленных индивидуальных действий связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [12, с. 433].

Признаками межличностного взаимодействия является предметность (наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), требующих сопряжения усилий), эксплицированность (доступности для наблюдения и регистрации), ситуативность (регламентация деятельности конкретными условиями (интенсивностью, нормами, правилами)) и рефлексивная многозначность.

Межличностные взаимодействия могут проявляться на разных уровнях:

1.                внутриличностном (эмоционально-волевые установки по отношению субъекта к самому себе);

2.                уровень взаимодействия в малых группах;

3.                уровень трудовой или другой занятости (производственная, учебная и т.п.);

4.                на уровне социальной общности (классовые, национальные, семейные и т.п.).

На всех уровнях межличностного взаимодействия очень важны межличностные отношения. Отношение (к людям и деятельности) – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [12, с. 491].

Межличностные отношения рассматривают как сложную и динамичную структуру, которую мы учимся строить ещё с ранних лет. Умение создавать межличностные отношения определяет воспитание, полученное нами в семье, в дошкольном учреждении, школе и трудовом коллективе. Оно определяет круг наших друзей, знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения. В исследованиях А.Ф. Лазурского рассматривается концепция отношений личности, как совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуально ценностная система ее субъективно-избирательных отношений к деятельности и представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения [20]. В.Н. Мясищев отмечает, что система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный и отрицательный опыт межличностных отношений формирует систему внутренних отношений личности [27].

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне, в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений и т.д. [34; 19, с.146].

Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их. Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения. При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно, в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких, бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений, в конечном счете, является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения. Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений [44; 4].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства.

Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений рассматривалось многими психологами [44; 23]. Несмотря на то, что люди ведут себя в соответствии с конвенциональными нормами, чувства, определяя особенности восприятия и интерпретации событий, в большей степени регулируют поведение индивидов. Чувства детерминируют межличностные отношения в различных социальных ситуациях.

Самая простая и обобщенная типология чувств выделяется по критериям положительных и отрицательных отношений и уровню осознанности. Таким образом, можно выделить положительные, отрицательные, амбивалентные, осознаваемые и неосознаваемые чувства.

1.                положительные или конъюнктивные чувства сближают людей;

2.                отрицательные или дизъюнктивные разъединяют;

3.                амбивалентные представляют собой противоречивые отношения, при которых к одному и тому же человеку испытывают как положительные, так и отрицательные чувства в зависимости от особенностей личности и характера человека.

Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств по отношению к другому, т.е. быть равнодушным. Отсутствие чувств, так называемое безэмоциональное состояние, это тоже характеристика контекста отношений. А.Б. Добрович выделял равнодушие как свойство эмоциональной сферы человека, возникающее в ситуации взаимодействия. Равнодушие в отношении к другому человеку трактуется как неблагоприятный фактор, если взаимодействие длительное. В то же время субъект каждый день вступает в общение с людьми, к которым он, скорее всего, не может испытывать никаких чувств (кассиры, продавцы, водители общественного транспорта и т.д.). В таких случаях равнодушие или безэмоциональное состояние является вполне нормативным.

4.      сознаваемые;

5.      неосознаваемые чувства.

Они определяются не только личностью человека, но также и социальным контролем. По отношению к одному и тому же человеку индивид может испытывать одни чувства на осознаваемом уровне и совершенно другие на неосознаваемом. Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их, поскольку нормы, санкции и экспектации социального контроля интериоризируются в процессе воспитания, развития и социализации. Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом и неосознаваемом уровне чувства не совпадают.

Таким образом, чувства человека являются уникальной основой всех его отношений к себе, другим людям и окружающему миру. Именно чувства определяют межличностные отношения в социальной группе.

Межличностное отношение определяется социальными позициями индивидов, «системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии» [17, с. 433]. Межличностное отношение обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:

А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний» [5, с. 6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.

В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого человека.

Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают, как нужно думать и поступать.

В подавляющем числе случаев межличностные отношения людей, почти всегда оказываются вплетенными в деятельность и рассматриваются как общение. Без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. Важной составляющей межличностных отношений является также межличностная перцепция или межличностное восприятие, которое определяется как понимание и оценка человека человеком. В сравнении с оценкой неодушевленных предметов межличностная перцепция отличается большей пристрастностью, здесь ярче выражена оценочная и ценностная окраска. Важная особенность – это восприятие не только качеств человека, но и восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми. Изучению межличностной перцепции больше внимания уделяется социология, которая выделяет следующие механизмы:

-                     идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты