Теневая и криминальная экономика России
p> Во время отгрузки промышленных отходов в железнодорожные вагоны расхитители вскрывали мешки, не нарушая пломбы, изымали часть отходов и помещали туда равное по весу количество золота. После визуального осмотра мешков работниками службы режима и контрольного взвешивания они грузились в вагоны. Похищенное золото изымалось во время стоянки транспорта на станции.

Работники ряда вспомогательных служб, как правило с 5 до 6 часов утра, подбирали выброшенное ночью золото вблизи отверстий, указанных руководителем преступной группы, затем прятали его в промежуточный тайник, находящийся на территории, прилегающей к основному производству, либо сразу выносили.

В определенный период основным способом хищения золота стал его вынос с помощью военнослужащих, несших службу на посту голевого досмотра. В это время произошла замена военнослужащих срочной службы на сверхсрочников, большинство из которых - местные жители. Они были лично знакомы с расхитителями, нередко вместе учились, служили в армии, поэтому легко шли на контакт и вербовались. Дежурство на посту несли два прапорщика в течение
12 часов. Используя то обстоятельство, что в ночное время наряд практически оставался без контроля (проверка проводилась ночью один раз, и время ее было заранее известно), они, в нарушение должностной инструкции, заходили в раздевалку основного производства, где в условленном месте забирали металл, выносили и прятали его на прилегающей территории. А утром, после сдачи дежурства, они выносили металл уже за пределы завода, для чего использовались специально изготовленные мешки или карманы, пришитые с внутренней стороны одежды. Причем при выходе с территории военнослужащие никогда не подвергались проверке. В ходе следствия были выявлены неоднократные факты, когда подобным способом за один раз выносилось по 10-
15 кг золота.

Бывало и так, что охранники пропускали через пост расхитителей без досмотра, те прятали металл в тайниках на прилегающей к цеху территории и сразу же возвращались на рабочее место. Чтобы не допустить дешифровки членов своей преступной группы, один из военнослужащих просил своего напарника покинуть пост на 5-10 минут за вознаграждение (около 1 000 долл.).

Нередко охранники обслуживали одновременно несколько преступных групп, в результате чего им удалось вынести от 15 до 30 кг золота.

Все эти преступления заранее планировались их организаторами, которые:
V прорабатывали детали операции от хищения до выноса металла и его последующей реализации;
V через членов своих групп выясняли состояние и возможности технических средств (срабатывание сигнализации, разрешающая способность видеокамер, в том числе видимость в ночных условиях, технические характеристики системы голевого контроля ), работу различных служб - режима и охраны и т.д.;
V привлекали (вербовали) сотрудников службы режима, военнослужащих охраны, работников завода;
V поддерживали связь с членами других ОПГ;
V организовывали поиск тайников для закладки похищенного металла или покупали их у другой группы;
V вели переговоры с другими ОПГ о совместных действиях;
V с учетом графика работы работников завода - членов группы и заступления на дежурство военнослужащих определяли место, время выброса, количество драгметалла;
V реализовывали похищенный металл за пределами области;
V обеспечивали защиту членам ОПГ от других преступных групп.

В 60% случаев организаторами преступных групп были лица, ранее судимые за кражи, грабежи, и местные жители, не работавшие на заводе.

Похищенные драгметаллы сбываются в основном ювелирам (более 20%), лицам, профессионально занимающимся скупкой и перепродажей таких металлов
(около 40%), зубным техникам (примерно 15%), иностранным гражданам, а также эмиссарам незаконных вооруженных формирований.

8. Создание фиктивных предприятий-посредников как способ криминализации хозяйственных процессов

Один из самых распространенных способов криминализации хозяйственных процессов включение организованной преступностью в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников для совершения мошеннических действий.

Использование фиктивных предприятий становится возможным из-за несовершенства действующего законодательства и механизмов контроля, что позволяет организованным преступным сообществам регистрировать, как правило, по подложным документам или на подставных лиц любое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм. В результате этого организованной преступностью создана целая подпольная сеть структур, играющих наиболее деструктивную роль в экономике России. В настоящее время действует порядка 500-550 тысяч такого рода фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих нулевые балансы.

Фиктивные хозяйствующие субъекты стали по сути универсальным средством совершения преступлений в сфере экономики:
V в кредитно-финансовой - для проведения противоправных расчетных операций, незаконного получения кредитных ресурсов, для обналичивания и отмывания денежных средств, полученных преступным путем;
V во внешнеэкономической деятельности - для вывоза капитала за рубеж по фиктивным контрактам, для проведения контрабандных операций и уклонения от уплаты таможенных платежей;
V в промышленности и на транспорте - для многократного завышения контрактных цен, оставления на счетах фиктивных посредников и последующего присвоения большей части прибыли, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней в реальные производственные цепи активно внедряются лжефирмы-посредники;
V при использовании бюджетных средств - для расхищения направляемых на инвестиционные и социальные цели финансовых ресурсов;
V при реализации товаров, осуществлении работ и оказании услуг на потребительском рынке - для мошеннического завладения организованными преступными группами чужой собственностью, что составляет значительную часть зарегистрированных преступлений экономической направленности.

2.10 Обстоятельства, способствующие криминальному контролю за территориями и объектами экономики

|Обстоятельства, способствующие |Количество ответов |Количество ответов |
|осуществлению контроля |опрошенных |опрошенных работников|
|организованной преступностью за |сотрудников МВД (в |хозяйствующих |
|территориями и объектами |%) |субъектов (в %) |
|экономики | | |
|Слабость государственной власти |32 |53 |
|Коррумпированность чиновников |50 |72 |
|Страх предпринимателей и других |16 |32 |
|граждан за свою безопасность | | |
|Сильное влияние организованной |4 |28 |
|преступности | | |
|Большой уровень безработицы |9 |8 |
|Падение престижа работы в |17 |12 |
|государственных органах | | |
|Падение уровня морали и |13 |21 |
|нравственности в обществе | | |
|Большие налоги и отчисления |8 | |
|Безразличие властных структур к |19 |24 |
|жизни граждан | | |
|Совпадение интересов лидеров | | |
|преступных группировок и | | |
|представителей теневой экономики|19 |25 |
|в сфере предпринимательской | | |
|деятельности | | |
|Отсутствие порядка в | | |
|хозяйственной деятельности и |34 |22 |
|ответственности руководителей | | |
|всех уровней | | |
|Недостаточный контроль | | |
|государства за хозяйственной |26 |14 |
|деятельностью | | |
|Слабая профессиональная | | |
|подготовка работников |8 |22 |
|правоохранительных и | | |
|контролирующих органов | | |

Таким образом, обе группы респондентов на первое место среди названных обстоятельств поставили коррумпированность чиновников, для которых наиболее характерны "экономические" методы поддержания коррумпированных связей
(взятки, услуги, особо благоприятные условия кредитования, финансирования, снабжения и т.д.). Причем надо отметить, эти связи интенсивно поддерживаются с предпринимателями всех секторов экономики.

Наряду с этим обеими группами отмечены такие обстоятельства, как слабость государственной власти, безразличие властных структур к жизни граждан, совпадение интересов лидеров преступных группировок и представителей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности.

2.11 Формы осуществления организованной преступностью контроля за объектами экономики и территориями

|Формы осуществления организованной |Ответы сотрудников|Ответы работников |
|преступностью конроля за объектами |МВД (в %) |хозяйствующих |
|экономики и территориями | |субъектов (в %) |
|Вымогательство с руководителей | | |
|предприятий и организаций денежных |9 |25 |
|средств или материальных ценностей | | |
|Принуждение к совершению сделки | | |
|через членов организованных | | |
|преступных групп (ОПГ) либо через |29 |34 |
|подконтрольные им коммерческие | | |
|структуры | | |
|Совершение незаконных хозяйственных | | |
|операций (преступлений) через | | |
|созданные ОПГ фиктивные | | |
|лжепредприятия (предприятия, |44 |43 |
|прекращающие деятельность после | | |
|совершения 1-2 хозяйственных | | |
|операций) | | |
|Скупка акций предприятий или самих |47 |44 |
|предприятий на преступные доходы | | |
|Внедрение путем насилия или обмана | | |
|«своих людей» на ключевые посты в |19 |14 |
|предприятия, отрасли хозяйственной | | |
|деятельности | | |
|Осуществление контроля территории | | |
|путем объединения отдельных | | |
|преступных групп, управляемых из | | |
|одного центра и совершающих |11 |10 |
|различные преступления, незаконные | | |
|доходы от которых используются | | |
|лидерами организованной преступности| | |
|Осуществление контроля | | |
|организованными преступными группами| | |
|с участием представителей органов | | |
|государственной власти, органов |17 |40 |
|муниципального самоуправления или | | |
|сотрудников правоохранительных | | |
|органов | | |
|Осуществление контроля посредством | | |
|использования частных охранных |7 |16 |
|предприятий и служб безопасности | | |

Итак, обе группы опрошенных считают, что к наиболее распространенным формам контроля относятся:

. принуждение предприятий в лице их руководителей через членов ОПГ к совершению различных сделок с подконтрольными им коммерческими структурами;

. скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы;

. совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия.

В последнее время организованная преступность для установления контроля над предприятиями осуществляет следующие действия: скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы. По оперативным данным МВД России, более четверти установленных преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса (по оценкам специалистов, с учетом латентности эта цифра достигает 70%); использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; более активно использует внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности; более активно принуждает руководителей предприятий к совершению сделки через членов организованных преступных формирований либо через подконтрольные им коммерческие структуры; осуществляет контроль за предприятиями через представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов.

Применяется и совокупность указанных приемов для установления контроля за предприятиями, в том числе за банками.

В сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа). Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.

Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся
"свои" люди. А потом за счет криминальных средств, отмытых через ряд коммерческих структур, происходит наращивание уставного капитала банка. В последующем при использовании организационных структур этого банка осуществляются массированные финансовые махинации.

Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время организованная преступность для контроля над высокодоходными предприятиями осуществляет следующее: стремится получить в собственность эти предприятия, для чего скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы; использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; внедряет путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности, для того чтобы распоряжаться полученной прибылью; с этой же целью в ряде случаев принуждает руководителей предприятий через членов организованных преступных формирований к совершению сделок с подконтрольными им коммерческими структурами.

Для проведения подобных действий организованная преступность активно использует представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы безопасности. Это направление деятельности организованной преступности свойственно ее высшим, элитным слоям.

Другое направление связано с осуществлением организованной преступной деятельности при совершении экономических преступлений. Оно характерно для более низших слоев организованной преступности.

2.12 Региональные особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики

Основными очагами деятельности преступных сообществ остаются
Центральный, Приволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский регионы.

Рассмотрим особенности такой деятельности в сфере экономики этих регионов.

В Центрально-Черноземном регионе возрастает количество мошенничества, незаконного предпринимательства, взяточничества.

Анализ данных свидетельствует, что участники организованных преступных формирований в преобладающем большинстве контролируют предприятия малого и среднего бизнеса, лиц, занимающихся частнопредпринимательской деятельностью. В основном это муниципальные рынки, в дирекцию которых входят лидеры ОПГ или их ставленники. Руководители отдельных акционерных обществ используют криминальных лидеров в целях своей безопасности.
Существует и тенденция криминализации руководства крупных промышленных предприятий региона, как правило, в условиях коррумпированной поддержки со стороны чиновников властных и исполнительных органов.

В пяти из шести областях Приволжского региона отмечен рост преступных посягательств в сфере экономической деятельности. Преступные интересы ОПГ распространяются на потребительский и сырьевой рынки, кредитно-финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность.

Наибольший ущерб экономической, хозяйственной и финансовой системе наносит деятельность организованных преступных формирований с межрегиональными и международными связями. Обширные связи таких формирований за пределами Поволжья и России используются для легализации
(отмывания) грязных денег.

Растет трансграничная преступность. Количественный рост операций со странами СНГ связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и с различием систем уголовного правосудия России и Казахстана.

В Восточно-Сибирском регионе сферами интересов субъектов организованной преступной деятельности являются незаконный оборот алкогольной продукции, топливно-энергетический комплекс, нецелевое использование бюджетных средств.

Дальневосточный регион традиционно развивался за счет оборонных объектов (авиа - и судостроительные заводы, военно-морские базы и иные объекты оборонного назначения), в экономике преобладали отрасли энергетики и промышленности, связанные с разработкой природных ресурсов.

Для этого региона характерны наиболее устойчивые организованные преступные сообщества: "воровской общак" численностью до 1 800 человек; группировки криминальных "спортсменов" - до 200 человек; этнические группировки, в том числе чеченские - до 140 человек, азербайджанские - до
190 человек, корейские - до 16 человек. В последнее время наблюдается рост преступности граждан КНР. Заселение Дальнего Востока России китайцами приобретает стихийный характер. Эта "экспансия" грозит поставить под угрозу истребляемую флору и фауну региона, его морские и лесные ресурсы.

Процессы, происходящие в преступной среде, свидетельствуют о наличии у
ОПС постоянно расширяющихся устойчивых межрегиональных и международных связей с организованной преступностью Японии, Южной и Северной Кореи, Китая
(не только северных, но и южных провинций, имеющих оффшорные зоны), США.

Анализ складывающейся в регионе обстановки свидетельствует о тенденции к увеличению числа хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере, незаконному вывозу за рубеж капиталов, стратегического сырья, продукции рыбодобывающей и лесной промышленности.

Продолжается процесс сращивания организованных групп общеуголовной ориентации с группировками, действующими в сфере экономики. Значительная часть сконцентрированных в криминальной сфере теневых капиталов способствует усилению потенциала организованной преступности в регионе.
Увеличивается ее интеграция в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов.

Криминальная ситуация становится более напряженной в районах с высокой степенью предпринимательской активности, благоприятными возможностями быстрого оборота финансового капитала, в том числе нелегального, для извлечения высокой прибыли (Приморский край, Сахалинская, Камчатская области).

В центре криминальных интересов преступных сообществ находятся приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, морепродуктов, транспортные магистрали. Для обеспечения безопасности своей преступной деятельности ОПС устанавливают связи с представителями органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях. В настоящее время наблюдается тенденция к постепенному переходу коммерческих структур, контролируемых ОПС, от теневой к легальной экономической деятельности.

Основными видами противоправной деятельности организованных формирований остаются вымогательство части прибыли у различных коммерческих структур; незаконный вывоз сырья, материалов, морепродуктов за границу; создание лжекоммерческих структур и использование фиктивных документов с целью совершения хищений; совершение мошенничества при заключении сделок на поставки продукции или сырья; организация игорного бизнеса; проституция; сокрытие различных видов доходов от налогообложения.

Для укрепления своих позиций и расширения сфер влияния ими устанавливаются связи с преступными группировками других регионов России и зарубежья. Особый интерес для преступных группировок представляют оффшорные зоны на территории Южной Кореи и Китая, использование которых позволяет свободно перекачивать денежные средства в эти зоны под видом различного рода контрактов, переводя их потом на счета в зарубежные банки.

Экономика Западно-Сибирского региона представлена предприятиями металлообрабатывающей, машиностроительной, электронной, лесной, деревообрабатывающей, нефтегазодобывающей, химической промышленности и до недавнего времени традиционно опиралась на промышленное производство с высоким удельным весом военно-промышленного комплекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты