Теневая и криминальная экономика России
p> ГЛАВА 2. Характеристика теневой и криминальной экономики России

2.1 Теневая экономическая деятельность в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности

Теневая экономическая деятельность в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности представлена неравномерно. Так, по оценкам российского Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится около
8% деятельности, в торговле этот показатель превышает 63%.

Экономико-правовой анализ позволяет выделить в качестве наиболее криминогенных зон в экономике следующие: финансово-кредитная сфера, криминализация которой является наиболее опасной для общества, порождающая криминализацию всех остальных звеньев экономической системы; сфера отношений собственности, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, агропромышленном комплексе, рынке недвижимости; сфера внешнеэкономической деятельности, используемая не только для быстрого криминального накопления капиталов, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капиталов через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов; сфера потребительского рынка, традиционно являющаяся криминогенной экономической зоной, строго контролируемая криминальными структурами, жестко квотирующими долю продажи, устанавливающими монопольные цены и взимающими "дань" как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.

По результатам проведенных исследований, теневую деятельность производителей легальных товаров и услуг в этих сферах можно оценить следующим образом: в наибольшей степени укрыта от официального учета экономическая деятельность во внешнеэкономической сфере (до 55-60% всего товарооборота), в сфере рыночной торговли (50-55%), добычи водных биоресурсов (до 75%), сфере коммерческих перевозок и лизинга (40-45%), аренды и продажи недвижимости (45-50%), бытовых услуг (40-45%).

Среди рынков запрещенных товаров и услуг, получивших развитие в настоящее время, можно отметить нелегальный рынок наркотических средств, оружия, проституции, порнографии, рынок фальсифицированных товаров, поддельных ценных бумаг, фальшивой валюты. Эти виды нелегальных рынков относятся к уже сформировавшимся. Проблемы стратегии и тактики борьбы с ними отчасти уже рассмотрены в теории и нашли свое практическое выражение.

В то же время в России наблюдается тенденция к формированию новых видов нелегальных рынков, требующих к себе пристального внимания со стороны правоохранительных органов. К ним, прежде всего, относятся нелегальный рынок торговли людьми и нелегальный рынок трансплантатов.

С рынком трансплантатов тесно взаимосвязан нелегальный рынок торговли людьми. Этот рынок включает в себя перевозку иммигрантов-нелегалов, женщин для занятия проституцией, наемной силы для работы в рабских условиях, домашней прислуги из развивающихся стран, детей для незаконного усыновления за огромные суммы.

В доходный многомиллиардный бизнес превращается, по свидетельству экспертов, международное усыновление.

Еще одной тенденцией развития криминальной экономики России стало формирование теневого политического рынка, связанного с лоббированием, коррупцией. По мнению специалистов, ущерб от коррупции в России ежегодно составляет до 37 млрд. долл. США. К сумме любого заключенного контракта приходится добавлять около 50% от его оценочной стоимости на взятку чиновникам, отвечающим за оформление необходимых документов.

По некоторым данным постоянно берут взятки не менее 70% муниципальных служащих, 80% судей и сотрудников ГИБДД, 40-45% врачей, 60% преподавателей вузов. По данным же официальной статистики в России ежегодно выявляется не более 4 тыс. фактов взяточничества и коммерческого подкупа, до суда доходит лишь 1500 уголовных дел в отношении 2 тыс. мздоимцев. Реально отбывают наказание в местах лишения свободы не более трехсот преступников. Исходя из этого, следует серьезно пересмотреть имеющиеся оптимистичные оценки латентности этого вида правонарушений (по разным оценкам, от 80 до 90%).

Поступающая оперативная информация свидетельствует, что органы правопорядка выявляют лишь тысячные доли процента от всей армии коррупционеров.

Все вышеотмеченное позволяет утверждать, что на сегодняшний день в
России теневая, в том числе криминальная деятельность имеет глубокие социально-экономические корни, характеризуется высокой латентностью, осуществляется, в большинстве случаев, при непосредственном участии и под контролем организованной преступности, а криминальный капитал набрал критическую массу.

2.2 Система взаимодействия организованной преступности в сфере экономики и теневой экономики

Вопросы взаимодействия организованной преступности в сфере экономики и теневой экономики характеризуются следующим образом: полученные доходы от преступной деятельности организованных преступных формирований (наркобизнес, криминальный автобизнес, торговля оружием, порнобизнес и пр.) вкладываются в различные теневые сферы экономики
(используются в финансово-кредитной сфере, строительстве, нефтебизнесе и пр.) ; денежные средства теневой экономики используются для финансирования организованных преступных формирований (отчисляются в "общак", закупается оружие и специальные технические средства и пр.); организованные преступные формирования используются теневыми дельцами для реализации экономических интересов и разрешения хозяйственных споров
(заказные убийства, вышибание долгов, организация "наездов" на конкурентов и пр.

Таким образом, симбиоз организованной преступности и теневой экономики имеет два направления. Представители теневой экономики используют организованные преступные формирования для решения своих экономических интересов.

В свою очередь, организованная преступность использует дельцов теневой экономики для: а) вложения финансовых средств, полученных от незаконных видов деятельности, в легальный бизнес; б) финансирования организованных преступных формирований.

Все выше изложенное позволяет констатировать тот факт, что в системе экономических отношений сформировался самостоятельный сектор криминальной экономики.

В составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы: незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности ; скрытая экономика - разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств; сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением разрешенных в гражданском обороте товаров и услуг без лицензии и специального разрешения; сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных в гражданском обороте товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют рыночный спрос (оружие, наркотические средства и т.д.); сфера нелегальной занятости; сфера уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений; сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, терроризм). Цель данного вида деятельности - силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности; сфера исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности; незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности; незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы связанных с урегулированием экономических отношений, принятием и исполнением экономически значимых решений.

2.3 Характерные черты теневой и криминальной экономики России

В настоящее время теневая и криминальная экономика является составным элементом всей хозяйственной системы России и характеризуется такими чертами, как распространение скрытой занятости, уход от налогов, бегство капитала за рубеж, ведение "черной" бухгалтерии, челночная и бартерная торговля, коррупция.

Остановимся на наиболее актуальных тенденциях развития теневой и криминальной экономики России.

Говоря о широком распространении скрытой занятости, следует отметить, что согласно проведенным исследованиям, 27% трудоспособных россиян (21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, оставшиеся - в челночном бизнесе. Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Российский теневой рынок труда напрямую взаимосвязан с недостатками миграционной политики государства. Согласно результатам последних исследований из 1 млн. въезжающих на территорию России иностранцев (в основном из стран бывшего
СССР, а так же Вьетнама) выезжают обратно лишь 700 тыс., а остальные 300 тыс. остаются в стране незаконно.

Некоторые шаги для контроля ситуации в этом направлении уже предприняты. Так, в настоящее время в России введена миграционная карточка, которая будет заполняться всеми въезжающими на территорию Росси иностранцами в самолетах, поездах и других видах транспорта, что позволит создать в России специальную информационную базу для борьбы с незаконной миграцией.

Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений.

Таким образом, сокрытие экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений. Неуплата налогов ведет, в свою очередь, к деформации российской бюджетной сферы, что проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ - образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%.

Проблема неуплаты налогов тесно взаимосвязана с вывозом капитала из
России и отмывание "грязных денег". На зарубежных счетах физических лиц скопилось несколько десятков миллиардов долларов, с которых не уплачены налоги. Уже сотни миллиардов долларов остались на Западе в результате утаивания части экспортной валютной выручки. Большая часть российских капиталов осела в оффшорных зонах, особенно там, где не слишком интересуются их происхождением. Разброс оценок величины таких сумм огромен:
160-300 млрд. долл. При этом многие специалисты оценивают долю по- настоящему "грязных" (полученных преступным путем) денег около 30 млрд. долл.

В июне 2000 г. FATF - международная организация, специализирующаяся на борьбе с отмыванием денег - внесла Россию в черный список стран, не ведущих надлежащей борьбы с "грязными" деньгами. Несмотря на все усилия, предпринятые за два последних года российским руководством, Россия из этого списка до сих пор не исключена.

После трагических событий, произошедших в США 11 сентября 2001 г., правительства западных стран резко активизировали борьбу с финансовыми потоками, проходящими через оффшоры и питающими международные террористические организации. На сегодняшний день со стороны западных государств в отношении оффшорных зон ведется достаточно жесткая политика, направленная на обеспечение возможности контроля и беспрепятственного доступа к финансовой информации международных органов. В рамках такой политики возможна блокировка находящихся на счетах в оффшорных зонах средств до окончания разбирательства, что может привести к замораживанию и конфискации сотни миллиардов долларов, принадлежащих российским юридическим и физическим лицам.

В последнее время отмечается существенное влияние теневой и криминальной экономической деятельности на инвестиционный процесс. Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения ресурсов, особенно со стороны иностранных инвесторов, вследствие увеличения риска капиталовложений.
Многие предприятия не стремятся торговать в странах бывшего СССР, потому что они не могут конкурировать с незаконной деятельностью организованной преступности.

Иностранные бизнесмены, заинтересованные в международной торговле нефтью и сырьем, не могут избежать коррупции в этой сфере и вынуждены давать взятки чиновникам, имеющим право регулировать вопросы экспорта нефти и других сырьевых ресурсов.

Высокий уровень предпринимательского риска в России способствует специфическому "естественному" отбору инвесторов, способных приспосабливаться к специфической российской экономической среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.

По мере движения к цивилизованным формам рынка теневое предпринимательство в нашей стране будет приобретать присущие развитым индустриальным странам формы. Поэтому в настоящее время необходим глубокий экономико-правовой анализ институтов теневого и криминального бизнеса и выработка способов и методов эффективного воздействия на них, что является одним из основных звеньев построения концепции экономической безопасности
России.

2.4 Нелегальный рынок как основа

криминальной и теневой экономики

Базовым институтом теневой, включая криминальную, экономики является нелегальный рынок, представляющий собой совокупность отношений, осуществляющихся с нарушением действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг.

По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.

Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли).

По характеру реализуемых товаров различают: рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей; рынки запрещенных товаров и услуг: рынки наркотических средств, оружия;
"человеческих влечений" - услуг по торговле телом (проституция), порнографии, в том числе детской; торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов. Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства, похищение людей и т.д.).

2.4.1 Причины возникновения и

развития нелегальных рынков

Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие: наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантаты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов); наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок
(государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак)); государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного); высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств; недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний. недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").

2.5 Виды и формы контроля, осуществляемого организованной преступностью, за территориями, предприятиями, отраслями и сферами экономики

Проведенная либерализация экономики и приватизация государственной собственности позволила легализоваться теневому капиталу и проникнуть преступным группировкам в частный бизнес.

Многие предприятия они напрямую взяли под свой контроль либо поставили в различного рода зависимость от созданных ими легальных коммерческих структур. Только на "АвтоВАЗе" (Тольятти) ликвидировано 7 преступных сообществ общей численностью свыше 800 человек, полностью подчинивших себе процесс производства и реализации выпускаемой продукции. Их криминальный доход составлял свыше 5 000 млрд. неденоминированных рублей ежегодно.

По сведениям МВД России, в сфере криминального контроля находится более
40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе
1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков.

Организованная преступность, считают 61% опрошенных сотрудников МВД и
75% работников хозяйствующих субъектов осуществляет контроль за предприятиями, отраслями хозяйственного комплекса, сферами хозяйственной деятельности (объектами экономики) и территориями регионов, в которых работают респонденты. Только 2% первых и 15% вторых отметили, что такого контроля не осуществляется.

Организованная преступность стремится установить контроль над высокодоходными предприятиями, отраслями и сферами хозяйственной деятельности. На вопрос, какие объекты экономики чаще всего находятся под контролем организованной преступности, в 2000 г. были получены следующие ответы.

|Объекты хозяйственной |Мнение опрошенных |Мнение опрошенных |
|деятельности, находящейся под |сотрудников МВД |работников |
|контролем организованной |России по вопросу, |хозяйствующих |
|преступности |какие объекты чаще |субъектов о том, |
| |всего находятся под |какие объекты чаще |
| |контролем (в %) |всего находятся под |
| | |контролем (в %) |
|Предприятия, занимающиеся | | |
|внешнеэкономической |23 |24 |
|деятельностью. | | |
|Предприятия |53 |46 |
|топливно-энергетического | | |
|комплекса | | |
|Предприятия агропромышленного |12 |17 |
|комплекса | | |
|Предприятия и организации |47 |47 |
|потребительского рынка | | |
|Организации |33 |53 |
|кредитно-финансовой сферы | | |
|Организации бюджетной сферы |15 |15 |

Из приведенной таблицы видно, что мнение обеих групп респондентов совпадает по большинству объектов отраслей и сфер хозяйственной деятельности, находящихся под контролем организованной преступности, в первую очередь к ним относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, затем следуют предприятия и организации потребительского рынка, а также сфера внешнеэкономической деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты