10. Совместные предприятия. Они, как правило, являются ассоциацией самостоятельных предприятий и предполагают совместное управление, собственность на капитал и распределение прибылей и рисков.
Совместные предприятия часто создаются для осуществления какой-либо комплексной научно-технической и производственной программы. В уставный фонд совместных предприятий в качестве своего вклада стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно- технические разработки.
Анализ международной практики технологических обменов показывает, что наиболее эффективными и быстро распространяющимися формами передачи технологии являются те, которые ориентированы на установление постоянных и устойчивых связей между партнёрами, обеспечивают целенаправленную передачу передовой технологии и оптимальное решение актуальных технических и производственных проблем.
V.3. «Жизненный цикл» технологий
Выбор того или иного вида передачи технологии не может осуществляться
без анализа и оценки уровня, научно-технической и коммерческой значимости
передаваемой технологии, а также и учёта стадии её развития. В этой связи
имеют значение следующие виды технологий, соответствующие этапам их
«жизненного цикла»: уникальная (I этап), прогрессивная (II этап),
традиционная (III этап) и морально устаревшая (IV этап).
К уникальным технологиям принадлежат изобретения и другие научно- технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, делающие невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, изобретательским уровнем и могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Пути создания таких технологий — НИОКР и изобретательская деятельность специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается её способность создавать максимальную добавочную прибыль её покупателю.
К прогрессивным технологиям относятся разработки, обладающие новизной
и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-
аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их
конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным
превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли,
преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер.
Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах
отдельных стран, различных фирм, в зависимости от условий её применения.
Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными
ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества,
обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение
дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть
не только научно-техническая и изобретательская деятельность учёных и
инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою
новизну и защиту от использования конкурентами.
Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень техники, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не даёт существенных технико- экономических преимуществ и качества продукции, которое обеспечивается ведущими производителями аналогичных товаров. Покупатель не может рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации обычной технологии. Её преимущества для покупателя состоят в сравнительно невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило, создаётся не в результате проведения научно-технических исследований, а за счёт устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на её подготовку и обеспечивающим получение средней прибыли.
Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико- экономических показателей производства, достигнутых у большинства производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость её владельцев.
Говоря о месте мировой торговли лицензиями в международном технологическом обмене, следует иметь в виду, что она имеет дело с уникальной и прогрессивной технологиями, передаваемыми как в виде «чистых», так и сопутствующих лицензий. К «чистым» лицензиям следует относить продажу- покупку технологий, имеющих самостоятельное целевое назначение, которые оформляются отдельными лицензионными договорами. Продажа таких лицензий нередко сопровождается поставками оборудования, сырья, комплектующих и т.п., необходимых для освоения лицензий. К сопутствующим лицензиям относятся уникальные и прогрессивные технологии, передача которых осуществляется с использованием других рассмотренных выше форм технологического обмена.
Из множества форм международного технологического обмена только лицензионная торговля приобрела самостоятельное значение и сформировалась в отдельный мировой рынок лицензий.
Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для участников внешнеторговых операций. Он подтверждает правомерность получения лицензионного вознаграждения не только при продаже «чистых» лицензий, но и при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров, подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.
VI. Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами
Переход России к рыночной экономике и проведение в связи с этим радикальных преобразований в области внешнеэкономической и патентно- лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия отечественных предприятий и организаций в международной торговле лицензиями.
Распад СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также кризиса в управлении, разрушение хозяйственных связей, кредитно-денежной системы, падение производства и объёмов внешнеэкономической деятельности, возросшая невосприимчивость предпринимательских структур к использованию нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на рынке не могли не отразиться на резком сокращении объёмов лицензионной торговли Российской Федерации с зарубежными странами.
Действовавший в рамках бывшего Советского Союза плановый, строго регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой области законодательные акты, оказалось нарушенным единое патентное пространство на территории входивших в СССР республик. Уникальный опыт, знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника» оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.
Государственные и приватизированные предприятия Российской Федерации оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы, определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм собственности в международной торговле лицензиями.
VI.1. Участие Российских предприятий в международной торговле лицензиями
Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по
охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в
10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС[1]:
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов;
Договор о патентной кооперации;
Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;
Договор о регистрации товарных знаков;
Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры;
Найробский договор об охране олимпийского символа.
На следующий день после распада СССР (26 декабря 1991 г.) МИД
Российской Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих
соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС,
являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли
пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.
В ноте заявлялось, что “членство Союза Советских Социалистических
Республик во Всемирной организации интеллектуальной собственности и во всех
её органах, а также участие во всех конвенциях, соглашениях и других
международно-правовых документах, подписанных в рамках Всемирной
организации интеллектуальной собственности или под её эгидой, продолжается
Российской Федерацией”. Этой же нотой Россия приняла на себя полную
ответственность за все права и обязательства СССР, включая финансовые.
В соответствии с Указом президента России «О либерализации
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября
1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем
зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их
объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что
юридические лица, зарегистрированные в качестве участников
предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в
международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС[2] России прекратило
выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической
деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.
Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности, а следовательно, и получение права на участие в международной торговле лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:
1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса
(помещения). Визирование учредительных документов у юрисконсульта и заверение нотариусом.
2. Сдача документов в регистрационную палату района или города.
Получение временного свидетельства о регистрации.
3. Открытие временного счёта в банке. Внесение уставного фонда.
4. Изготовление печати.
5. Открытие постоянного счёта в банке.
6. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.
7. Регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде.
8. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих выполнение действий по пунктам 3-7, и получение постоянного свидетельства о регистрации.
При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима дополнительная регистрация в Министерстве финансов РФ, а для концернов и крупных межрегиональных объединений — в Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно- лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника», независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле лицензиями. К числу предприятий, накопивших опыт и способных к самостоятельному выполнению операций по продаже и закупке лицензий, можно отнести Волжский автозавод, МНТК «Микрохирургия глаза», Государственный проектный институт кокса, ЦНИИ черной металлургии, Всероссийский алюминиево- магниевый институт, Институт физики твёрдого тела, НИИ пластмасс и другие.
Однако преобладающая часть российских предприятий и организаций, получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта, квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и патентно-лицензионных служб.
Существенные изменения произошли и в сфере государственного
регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации.
Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства
Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и
квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи
лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего
зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное
постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности
в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки
лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров,
исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось
получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет
Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному
постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений,
ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том
случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной
техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики
и финансов РФ.
Претерпел изменения и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу- хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы.
Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в
Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г.
Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий
интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда
законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую
базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому
законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.
Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.
Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным
законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству
советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только
служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн.,
посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO
заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый
Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих
поколений.
В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней
торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что
любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать
изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом,
лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора).
Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся
нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны
применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении
лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и
промышленных образцов распространяются на все деловые отношения
патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями
на территории России. Императивный характер этих норм означает, по
существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней
лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике,
свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого
обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов
рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной
защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров
внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими
предпринимателями.
Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает
необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной
собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных
лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел
IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных
договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными.
Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам
(Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу
прав на патент и права на использование изобретения или промышленного
образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9
марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации
лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во
всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя
(международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы
органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и
особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах,
национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового
рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для
лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших
право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами
других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли
в стране. Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий
обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во
внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и
принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный
российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами
опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть
использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с
зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на
внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в
значительной мере могут быть использованы применяемые в международной
практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения
цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт
подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать
особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы
отечественных продавцов и покупателей лицензий.