Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности

отношении к нам собеседника независимо от его желания. Это во - первых, «мускул искренности» - зона лица под глазами.

Характерно, что имитация приветливой улыбки и даже смеха не приводит к сокращению подглазного мускула. Опытный наблюдатель различает как то, что можно смеяться одними глазами (сохраняя серьезное выражение лица), так и смех искусственный.

Первичные проявления эмоционального напряжения, беспокойства, волнения отражается именно в этом признаке лица. На верхней губе при волнении могут проявляться капельки пота. Эмоциональное напряжение изменяет окраску лица прежде всего под нижней губой.

Пересыхание рта (облизывание губ) как признак волнения, напряженно сжатые губы как первые проявления недоверия - все это может указывать на эмоциональное отношение человека к ситуации.

2)  Глаза человека весьма значимы в определении его положительного или отрицательного отношения к оперативному работнику. Причем важно не то, смотрит ли человек при разговоре нам в глаза, а то, когда посмотрел и когда отвел взгляд. В целом считается, что частый контакт взглядов характерен для положительного климата общения.

3) В случае маскировки личного отношения и к беседе, и к собеседнику весьма информативна поза человека. Отрицательное


отношение проявляется в непроизвольной ориентации корпуса назад, от собеседника. Для уяснения его отношения к беседе важна степень мобилизованности телесной мускулатуры в целом.

 Очевидная собранность - характерный признак скрываемой враждебности. Маскируемая негативная позиция проявляется также в обдуманности реплик, в стремлении к точным формулировкам. А в случае имитации доверительного отношения враждебность проявляет себя в

поспешности угадывания и выполнения побуждений партнера. Здесь могут присутствовать все признаки дружественности за исключением непроизвольных[55].

4) «Психологическая дистанция» между собеседниками сопровождает натянутость складывающихся отношений. У каждого

человека есть своя зона комфорта в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми. Если нарушить эту зону, то в реакции партнера проявляется его отношение к нам. Присмотревшись, мобилизовав свой опыт общения, мы можем почувствовать, идет ли человек на сближение. А во многих случаях эти признаки очевидны - партнер отходит на шаг, отсаживается,

переставляет стул и пр. Если оперативный работник вызывает симпатию, располагает к доверию, то даже незнакомый человек принимает дистанцию, свойственную ему при контактах с кругом знакомых людей.

5) Движения рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова. При негативном отношении движения

рук, выражение лица закрепощены. Противоположные проявления в жестикуляции и мимике - хаотичность, беспорядочность, суетливость.

Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения к друг другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. В первоначальном контакте, т. е. получив первые сведения о человеке, мы относим его к определенному типу и строим свои отношения с ним в соответствии с имеющимся у нас представлением о людях этого типа.

В этой связи, при установлении и развитии психологического контакта оперативному работнику необходимо уметь избегать типичных ошибок,  которые могут возникнуть при  оценке  личности, а также, важно учитывать стереотипы представления граждан о работе милиции, обобщенном образе сотрудника.

Изучение практики и специальные психологические эксперименты, позволили выявить наиболее распространенные типичные ошибки оценки человека человеком :[56]

       1) «Эффект упреждения». На оценку незнакомого (малознакомого) человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь.

 

2) «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними.

3) «Эффект ореола», т. е. влияние общего впечатления о человеке на оценку его конкретных свойств, является одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. Если общее впечатление благоприятно, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные игнорируются или оправдываются. Если же общее впечатление о человеке отрицательно, то, наоборот, его

хорошие качества и поступки часто просто не замечаются, но гиперболизируются и запоминаются плохие.

4) «Проекция». Неосознаваемая установка воспринимать собственные противоречащие представлению о себе отрицательные качества как качества личности другого человека. Иными словами, это приписывание

другому собственных недостатков. Люди тревожные, с колеблющейся самооценкой, люди занимающие «не свое место» и осознающие это, противодействуют всему, что может разрушить относительное благополучие их жизни. Они подсознательно или даже сознательно стремятся унизить

других, чтобы защитить собственный статус, сохранить приемлемое самопредставление. Часто «виновником» проекции бывает остаточный статус человека (например, пониженного в должности).

5) «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека. По В. Б. Ольшанскому,

эффект снисходительности чаще проявляется у эмоционально благополучных, не подверженных состоянию тревожности людей[57]. В нем проявляет себя интересный (психологический феномен - эмоциональное подкрепление как от лиц, благожелательно оцениваемых заслуженно, так и от лиц, объективно не заслуживающих высокой оценки. Эмоциональное

подкрепление является как бы катализатором действия эффекта снисходительности.

Считаем, что для того, чтобы оперативному работнику правильно выбрать линию поведения при установлении и дальнейшем развитии контакта с интересующим его лицом, помимо учета вышеописанных факторов,  необходимо также владеть психотехникой понимания личности собеседника и ситуаций общения.

Анализ проводимых исследований показывает, что техника обеспечения взаимного понимания, как средство продуктивного общения направлена на решение таких проблем в работе с людьми, как:

Ø     понять собеседника и его видение данной ситуации;

Ø     быть понятым им так, чтобы это соответствовало цели совместной деятельности.




Автор В. А. Сухомлинский отмечал: «…Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»[58].

В случае контакта лиц, владеющих искусством эмпатии, взаимное согласие облегчается только в случае близости интересов. Если же интересы противоположны, то эмпатия стимулирует развитие чувства угрозы и приписывание партнеру конфликтных намерений.

Использование техники эмпатии оперативным работником ограничивается свойственным ей непосредственным, чувственным способам понимания собеседника. Партнер, способный к самоподаче,

может использовать качества своей внешности (обаяние, непринужденность) для маскировки действительных целей. При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит средством ускорения взаимопонимания, взаимоприятия собеседниками друг друга. В этом назначении эмпатия - искусство слушать собеседника, проявлять, а не просто испытывать интерес к нему. Умение заставить собеседника говорить о себе определяется нестолько техникой общения, сколько богатством вашего внутреннего мира, представлением другого о вас, что требует учета его потребностей, выказывания значимости для вас беседы, сообщаемой информации, самого собеседника как личности.

Мицич П. М. говорит: «…Слушать собеседника - дело сложное, требующее напряжения, так как мы должны сконцентрировать свое

внимание на том, что говорит собеседник, хотя голова у вас, как правило, занята множеством проблем».[59]

Умение слушать - одна из предпосылок доверительного общения. При формировании первого впечатления положительно сказываются признаки внимания и интереса к людям, уверенность в себе, эстетическая привлекательность.

В ситуации знакомства отрицательно воспринимаются:

Ø     эмоциональная напряженность.

Ø     многословие.

Ø     поспешность реакции на высказывания собеседника.

Поэтому, оперативному работнику важно отработать такой стиль речевого общения, поведения, при котором он будет восприниматься как добрый, умный, готовый помочь человек[60].

Абсолютное большинство будущих оперативных работников первым результатом психотехнических упражнений с использованием видеозаписи

отмечают, что, увидев себя на экране, впервые обнаружили неловкие жесты, признаки непривлекательности и другие легко устранимые недостатки коммуникативного поведения. Автор Понаморев И.Б. утверждает, что психологическими характеристиками

 

(параметрами) анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются следующие:

      1) Понимание (видение) ситуации. Различное видение ситуации общения оперативным работником и его собеседником затрудняет совместную деятельность. Но верно и обратное - противоречие целей и интересов взаимодействующих лиц оказывает существенное влияние на их

понимание ситуации. Важно отметить, что разное понимание ситуации выражается как в различном отношении к предмету взаимодействия, так и в ошибках при понимании личности и поступков партнеров.

      2)  Соотношение целей и интересов участников. Выявление данной

характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения, а цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках, какстепень совпадения или противоречия.

3)    Изучение содержания работ автора Понаморева И.Б. показало,

что к психологическим параметрам анализа ситуаций общения в деятельности оперативного работника являются правила поведения, принятые взаимодействующими людьми.[61]

Так, применительно к оперативному общению в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений. Важно отметить, что правила возможного

поведения различно нормируются в ситуации контакта для оперуполномоченного и для его партнеров. Если деятельность

оперуполномоченного детально регламентируется нормами права, требованиями социалистической законности и профессиональной этики, то поведение лиц, причастных к преступлению, нормируется личными, антиобщественными интересами. Противодействие заинтересованных лиц является обычным признаком, условием деятельности оперуполномоченного. Однако властные полномочия сотрудника правоохранительных органов определяют и вынужденный характер вступления в общение с ним лиц, причастных к преступлениям.

         Все это приводит к очень своеобразным ситуациям поведения участников ситуации, включающим как явные, так и скрытые правила поведения, как:[62]

1) Личностные позиции взаимодействующих субъектов. Позиционный анализ ситуаций, выявляя, как действуют участники ситуаций, какие роли они выполняют, позволяет учесть взаимовлияние статусов и ролей, динамику их соотношения на процесс и формы коммуникативного поведения.

2)  Личные проблемы участников взаимодействия и их затруднения в данном конкретном эпизоде общения. Примером может быть явление



психологической несовместимости партнеров, личные трудности собеседника вне ситуации контакта в семье, на работе и пр.

3)  Жизненный опыт участников. Он выражается в типичных подходах к решению личных проблем, индивидуальных своеобразных стратегиях и технике поведения, сформированных у субъектов в результате жизненного опыта. Учет этих характеристик позволяет определить тип ситуации, ее особенности, а следовательно, и оптимальную линию поведения оперуполномоченного.

Но, полная характеристика какой-либо сложной ситуации работы с людьми требует определенного умения, опыта, учета ее значимых признаков. С ростом профессионального мастерства время, затрачиваемое

на полную ситуационную характеристику прошедшего или планируемого мероприятия, сокращается, повышается точность и полнота учета факторов, определяющих поведение ее участников.

Таким образом, ситуационный анализ обеспечивает творческое понимание исходной ситуации контакта, самоопределение в ней и ее

преобразование в соответствии с понятым принципом ее развития. Для оперуполномоченного овладение техникой анализа ситуаций означает, прежде всего, возможность понять и учесть для достижения своих целей

факторы поведения людей, с которыми он вступает во взаимодействие.

Анализ личного опыта контактов в трудных ситуациях позволяет осознать характер и причину личных затруднений, перестроить опыт

взаимоотношений с людьми, отработать индивидуальный стиль профессионального общения.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В дипломной работе были рассмотрены вопросы связанные с особенностями применения психологии в оперативно - розыскной деятельности,  все изложенное позволяет сделать следующие выводы:

Резкий рост преступности захлестнувший Россию в последние 10 – 12 лет, появление, в том числе и  организованной преступности, все эти факты, свидетельствуют  о том, что для успешной борьбы с ней, необходимо

широкое внедрение в практику оперативно - розыскной  деятельности фундаментальных и современных научных исследований в различных  областях  психологии. Применение психологических знаний в процессе оперативно - розыскной деятельности позволяет:

Ø     облегчить труд оперативных сотрудников правоохранительных

 органов.

Ø     помогает им регулировать и строить взаимоотношения с

 интересующими их людьми.

Ø     глубже понимать мотивы поступков людей.

Ø     познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и

использовать результаты познания в практической оперативно - розыскной и следственной деятельности.

   Если мы говорим о психологии правонарушения, это значит, речь идет только сознательных волевых действиях психически здорового лица.  Как правило,  она психика выступает в роли центрального связующего звена отдельных действий и поведения в целом.

Каждое преступное действие имеет свою внутреннюю  структуру, главными компонентами которой являются:

а) мотив, цель действия и форма вины (психические компоненты);

б) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

в) результат действия, т.е. последствия, которые наступили от деяния;

Любое преступное действие, как правило, имеет два этапа:

первый -  мотивационный (подготовительный),  включающий в себя:

 а) осознание  мотива и цели действия.

 б) борьбы мотивов и принятия решения действовать.

второй этап - этап его практического осуществления (исполнительный этап).

 Мотив является  «двигателем» поведения и активно стимулирует волевую активность лица, но, сам мотив, чтобы стать таковым, в свою очередь проходит следующие стадии:

 а) появление потребности, как источника активности личности;

 б) переход потребности в мотив противоправного поведения.

 



Отношения между результатом и целью лица при совершении преступления, могут выражаться в виде:

а)  «невыполнения цели».

б)  «перевыполнения цели».

        В зависимости от того, в каких условиях лицу, совершающему преступление приходится принимать решение, различают:    

       а) расчетливое преступное поведение. 

      б) нетрензитивное преступное поведение.

Удостоверительная деятельность дознавателя, а затем и следователя, должна быть направлена на фиксацию:

1) установление элементов (фактов, явлений, объектов), при помощи

которых воссоздается модель прошедшего события и его взаимосвязей.

2) собственных действий, а также действий других участников по

отысканию, обнаружению важных для установления истины фактов, явлений.

3) устанавливаемых действий правонарушителя.

При  этом, удостоверительная деятельность не только закрепляет выявленные в процессе познания факты, события, но и призвана помогать процессу их объективного восприятия дознавателем и следователем, призвана ликвидировать, предупреждать развитие субъективизма в их действиях, ошибки в познавательной деятельности.

       Особенность познавательной деятельности оперативного работника  правоохранительного органа заключается в том, что ходе познавательной деятельности сотрудника правоохранительного органа и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность, решения ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью прошлого события, поручать другим лицам. Это в первую очередь необходимо отнести к оперуполномоченным отделов уголовного розыска, отделений ОБЭП, криминальной милиции, где применение специальных знаний для расследования преступлений является актуальным.

      Для эффективной организации работы следственно - оперативной группы необходимо учитывать  различные аспекты совместимости ее членов:

Ø     физиологические.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты