Доклад: Февральская революция и футуризм

Доклад: Февральская революция и футуризм

введение.....................................................................

.....................................................................

Формирование идеологии футуризма. Довоенный

футуризм..............................................

Поэты на фугасах. Русский футуризм в годы Первой мировой

1914–1917гг....................

Февральская революция и Возрождение

футуризма............................................................

Заключение...................................................................

...............................................................

Источники и

литература:..................................................................

.....................................

введение.

Вопрос о связи русского футуризма и революции возник после Октября 1917 года.

Главная причина этого— попытки левых от искусства захватить доминирующие

позиции в художественной жизни.[1]

Поэтому в 20–х годах истоки и сущность футуризма рассматривали в контексте

проблемы “футуризм и революция”. В литературе 20–х речь шла в основном об

Октябрьской революции, хотя прямо на это не указывалось, в то же время

рассматривалось не восприятие и не отношение к революции, а степень

революционности футуристической идеологии и часто степень соответствия идеям

большевизма. Шапирштейн–Лерс видел в футуризме народничество с революционным

уклоном в условиях общественной реакции.

[2] Н. Горлов рассматривал футуризм как явление, рожденное революционными

настроениями в обществе; по его словам, русские футуристы делали ту же

революцию, что и большевики, но с другого конца; отрицание старого, буржуазного

быта и революция в эстетике привела футуристов к отрицанию старого строя и

социальной революции.[3] Идейные

противники “левых от искусства” расценивали футуризм как протест части

мелкобуржуазной богемы или одно из проявлений буржуазного строя.

[4] В 30–х годах последняя позиция, определенная более политической, чем

научной логикой, стала доминирующей. Футуризм, как и остальные проявления

формализма, был объявлен формой буржуазного влияния

[5], что в значительной степени затруднило его научное изучение. В советской

литературе практически нет работ, посвященных истории русского футуризма.

История довоенного футуризма освещена только в двух работах Харджиева— “Ранний

Маяковский” и “Турне кубофутуристов”— опубликованных в 1940 году.

¯[6] Работы содержат

обильный фактический материал по истории и теории, раскрывается своеобразие

русского футуризма, проблема революционности футуризма не рассматривается, в то

же время отмечается оппозиционное отношение к эстетическим вкусам буржуазии и

идеологии правящих классов, выразившееся в лозунгах самоценного искусства,

автономного от утилитарных задач.[7]

Хотя 60-е и 70­–е годы отмечены появлением значительного количества работ по

отдельным аспектам авангарда и творчеству отдельных его представителей, работ

собственно по истории футуризма в это время не появилось. Первая работа по

истории русского литературного футуризма принадлежит Маркову, ученому из

Калифорнийского университета (1968); футуризм рассматривается как сложное,

многоликое, почти хаотическое явление, сочетающее совершенно несовместимые

элементы(примитивизм, урбанизм, славянофильство, символизм и т. п.); Марков

рассматривает футуризм только как литературное течение, отрицает существование

каких–либо политических тенденций в русском футуризме, не прослеживает

восприятие футуристами революции даже в эстетическом плане.

[8] В конце 80­-х годов начинается новый период, продолжавшийся первые два

постсоветские десятилетия, в изучении наследия русского авангарда. Появляются

работы по истории русского футуризма. В труде Крусанова авангард

рассматривается в социальном аспекте, как общественное движение с особой

идейно–художественной системой взглядов и представлений. Основное внимание

автора сосредоточено на конкретных событиях (выставки, публикации, выступления

и т. п.), а также восприятию и реакции общества на идеи и практику авангарда.

(На сегодняшний день опубликован лишь первый том, охватывающий историю

дореволюционного авангарда, который соотносится с термином “футуризм”.)

[9] В работе Бобринской, посвященной истории футуризма в мировом масштабе,

история русского футуризма рассматривается в контексте основной, по мнению

Бобринской, идеи русского футуризма— идеи “психической эволюции”, стремления к

открытию новых возможностей в психике и сознании человека— этой идеей

объясняются попытки создания футуристами мирового, заумного языка будущего и

взгляд на искусство как способ трансформации мира, в этом же контексте

рассматривается восприятие футуристами войны и революции— восприятие

мифологизированное, как факторов, способствующих психической эволюции.

[10]

Проблема “футуризм и Февральская революция” никогда не становилась предметом

отдельного научного исследования. Отношение отдельных футуристов к Февралю

рассматривается в биографической литературе, в то же время в биографической

литературе почти не прослеживается связь восприятия революции с идеологией

футуризма.[11] В историографии не

прослеживаются революционные тенденции в русском футуризме (отчасти это сделано

в работе Бобринской).¯¯ В

то же время правильное представление об этих тенденциях необходимо для

прояснения особенностей футуристического восприятия Февраля.

К семнадцатому году большинство групп, связывавших себя с футуризмом,

распались, идеалам футуризма остались верны только кубофутуристы и близкие к

ним художники и писатели Þ Кубофутуризм неединственное течение в

русском футуризме, но только это течение можно соотносить с конкретными

революционными событиями.

Разработка проблемы “Февраль и футуризм” затрудняется характером источников. В

воспоминаниях футуристов, в основном написанных в советское время, Февральская

революция или упускается из виду, скорее всего сознательно,

[12] или же подчеркивается ее консервативный, буржуазный характер и

неизбежность социалистической революции

[13]; Маяковский, Каменский, Крученых говорят о футуризме как об искусстве,

отвечающем интересам революции и связывают его с большевизмом,

[14] наиболее ярко условность подобных натяжек видна в воспоминаниях

Матюшина— Матюшин трактует заумные стихи из оперы Крученых—

Сарча саранча

Пик пить

Пить пик

Не оставляй оружия к обеду за обедом

Ни за гречневой кашей

как призыв к рабочим.[15]

Представление о действительном восприятии Февраля могут дать только первые

воспоминания Каменского, законченные в июле 1917.

[16] Художественные произведения футуристов не могут рассматривается в

качестве основного источника— особенность любого художественного текста—

многозначность, к тому многие футуристические тексты обладают спецификой(акцент

на форме, алогизм, использование смыслового и звукового сдвига, заумного языка,

т. п.), затрудняющей их анализ. Для прояснения данной проблемы гораздо большую

ценность представляют манифесты и статьи футуристов, отражающих идеологию, во

многом формирующуюся “на ходу”. Наибольшую ценность представляют документы

личного, интимного характера— дневники, письма и т. п.( подобных документов

сохранилось не так много, а из сохранившегося лишь небольшая часть опубликована

и легкодоступна)— раскрывающие не только отношение к определенным событиям, но

и понять мироощущение автора. В то же время необходимо соотносить конкретное

мироощущение с футуристической идеологией, поскольку проблема восприятия

футуристами Февральской революции будет оправдана только в том случае, если

рассматривать её не как совокупность восприятия отдельных писателей и

художников, а как восприятие людьми, обладающими рядом общих мировоззренческих

принципов.

Формирование идеологии футуризма. Довоенный футуризм.

Новое русское искусство началось с выставок “StefanoV“ и “Золотого руна” в

1907–1908 годах.[17] Первый

литературный сборник, тех кого в дальнейшем назовут футуристами, появился в

1910 (“Садок судей”). (В этом же году вышел сборник “Студия импрессионистов” с

участием Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков; годом раньше “Шарманка” будетлянки Елены

Гуро.) В первый период¯

¯¯ русского футуризма, продолжавшийся где–то до конца 1911, идут

активные художественные поиски, формируются принципы нового искусства, в то же

время русский авангард пока что остается только совокупностью художественных

течений. Качественно новый период— 1912–1914 годы. Большинство исследователей

считают эти годы расцветом русского футуризма.

[18] Если под расцветом понимать степень публичной активности и

общественного интереса, тогда с этим утверждением можно согласится. В эти годы

существовало огромное количество группировок в живописи(“Бубновый валет”,

“Ослиный хвост”, “Союз молодежи” и др.) и в литературе(“Гилея” или

кубофутуристы, “Академия эгопоэзии”, “Мезонин поэзии”, “Центрифуга” и др.), при

чем почти все претендовали на открытие новых художественных направлений,

проходили многочисленные выставки, публиковалось множество книг и теоретических

работ, эти годы отмечены огромным общественным интересом к футуризму,

проводились многочисленные публичные диспуты и лекции, причем не только в

Москве и Петербурге, но и в городах европейской части России, Украины, Крыма,

Закавказья, в провинции появились подражатели футуризма(в основном, почему–то,

на юге Российской империи— в Ростове–на–Дону, Харькове, Екатеринославле и др.).

[19] Выставки, литературные сборники, организация новой художественной

группы или метода, как правило, сопровождались манифестами (первый манифест

“Пролог. Эго–футуризм.” написал Северянин еще в ноябре 1911), таким образом

формировалась идеология футуризма. В этот период футуризм перестает быть только

художественным течением. Как отмечает Крусанов, именно в 1912 году термин

“футуризм” получает широкое распространение, первоначально “футуризмом”

обозначалось только одно из новейших течений в живописи.

[20] Как художественного метода футуризма в русской живописи не

существовало, за исключением нескольких работ Гончаровой, Малевича, Розановой и

Ларионова[21]; художники–новаторы

шли от французского кубизма, ранее почти все прошли через импрессионистический

этап, некоторое влияние оказал немецкий экспрессионизм и решающее русский и

восточный примитив ( русский и восточный лубок, иконопись, современное низовое

искусство— живопись вывесок, подносов, роспись крестьянских жилищ и т. п. +

массовая городская фотография)[22]

. В литературе последователями итальянского футуризма считали себя Илья Зданевич

и Шершеневич, Зданевич одно время вел переписку с Маринетти и писал

звукоподражательные стихи a la Маринетти

[23], Шершеневич занимался переводом итальянских манифестов.

[24] Но большинство русских поэтов–футуристов подчеркивали свою

независимость от итальянского футуризма

[25], который представляли лишь по отдельным манифестам, но в то же время

очень часто обозначали свои произведения как футуристические. По справедливому

замечанию Маркова, слово “футуризм” могло обозначать очень многое от

декаденствующего эстетства и символизма до импрессионизма и крайнего урбанизма

[26], но прежде всего это слово, видимо, должно было обозначать отказ от

прошлого и принципы новой эстетики. В 1913 году в периодической печати и в

обществе “футуризмом” начинают обозначать все новаторские течения не только в

литературе, но и в живописи.[27]

Сами футуристы начинают расценивать футуризм как нечто большее, чем просто

художественное новаторство. Уже эго–футуристы в своих манифестах, очень мутных

в отношении смысла, пытались представить футуризм как некую философию.

[28] (Как показывает Марков, источником философии эго–футуризма, помимо

гигантского самомнения и не менее гигантской самоуверенности, послужили

несколько популярных брошюр о литературе и философии.

[29]) В 1914 году Россию посетил Маринетти, в связи с этим большинство

русских футуристов поспешило заявить о независимости русского футуризма,

некоторые сделали это в крайне резкой форме. Ларионов призвал всех подлинных

футуристов забросать Маринетти тухлыми яйцами и облить кислым молоком,

поскольку Маринетти предал принципы футуризма, превратив его в религию с

кодексом догматов, тогда как футуризм есть вечное движение вперед.

[30](Ларионова никто не поддержал, “подлинными футуристами” оказались только

члены группы Ларионова— Гончарова, Илья и Кирилл Зданевичи, Ле–Дантю и др.,

впоследствии Ларионов и К° расписались в солидарности с Маринетти.

[31]) Хлебников расценил приветствие Маринетти как предательство первого

шага русского искусства по пути свободы и чести, придав конфликту характер

противостояния Азии и Европы, а себя и своих сторонников он назвал “людьми

воли”.[32] Наиболее четкое

определение футуризма в письме Большакова, Маяковского, Шершеневича в “Новь”—

“футуризм— общественное течение, рожденное большим городом,” поэтому, хотя

русский футуризм самостоятелен, некоторые параллели неизбежны.

[33] Данный эпизод показателен: 1) тем, что большинство деятелей авангарда

выступили от имени футуризма, хотя некоторые из них уже успели от футуризма

открестится— например, Ларионов и его группа, уже в 1913 году разрабатывающие

принципы лучизма[34], а затем

идеологию всечества.[35] 2)

попыткой охарактеризовать футуризм, отталкиваясь не только от особенностей

художественного метода. К 1914 году футуризм превратился в определенную

идеологию. Идеология футуризма была тесно связанна с художественными поисками,

идеология футуризма появилась на базе новой эстетики. Одни и те же принципы

формулировались представителями часто враждующих между собой группировок, в

художественном плане совершенно различных. Первый принцип новой эстетики— отказ

от прошлого, ненависть к прошлому, обращение к современности— отправная точка

всего нового искусства— декларировался почти во всех манифестах, статьях,

лекциях.[36] Новые художественные

методы получили теоретическое осмысление— современность давала новые темы новые

ощущения, новые чувства, о которых невозможно было говорить старыми средствами

[37]. В то же время современность понималась как переходный этап. Футуристы

противопоставляли себя современной буржуазной эстетике, которую они связывали с

прошлым. Антибуржуазный характер, как справедливо указывает Харджиев, прежде

всего сказался в принципе самоценного искусства, свободного от утилитарных

задач— характерны сами формулировки этого принципа: Д. Бурлюк— ”Живопись стала

преследовать лишь живописные задачи. <...> Жирные буржуа оставили

художника своим позорным влиянием”, аналогичные формулировки с определениями

“тупые буржуа” и “буржуазная спячка” в манифестах ”Ослиный хвост и Мишень” и

“Эго–футуризм”.[38] О

антибуржуазной направленности свидетельствует широкое обращение к примитиву,

народному искусству— в живописи обращение к принципам лубка, иконы, вывески; в

литературе — к фольклору и крестьянскому языку( Хлебников, Асеев). Также

практика эпатажа и скандалов, иногда доходивших до драк с публикой.

[39] Себя футуристы ассоциировали с будущим. Первоначально речь шла только

об искусстве будущего— о Зарницах Новой Грядущей Красоты Самоценного

(самовитого) слова( “Пощечина”) и т. п. , через некоторое время футуристы

заявили— “Мы новые люди новой жизни”(Садок судей II, сборник поэтов “Гилеи”) и

“Мы последние варвары мира старого и первые нового” (Доклад И. Зданевича).

Футуризм стал рассматриваться как способ преображения мира— Объединившиеся

поэты “Гилеи” и художники “Союза молодежи” говорили о изменении психики

человека посредством нового искусства— Розанова— “....мы ценим только, те

произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека”,

Крученых— “Искусство идет в авангарде психической эволюции”, Маяковский в

докладе “Достижения футуризма” рассматривал последний как ценный вклад в

историю человечества.[40] Уже в

30–е годы проживая в США Д. Бурлюк, доказывая революционность футуризма через

тезис о революции последнего в эстетике, писал, что “чистое искусство упражняет

психические способности потребителя, укрепляет их силы, подобно тому, как

гимнастика способна создать здоровое тело и прекрасные формы мускулатуры”.

[41] (Бобринская рассматривает идею психической эволюции как одну из главных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты