Доклад: История коми

построенных для этой цели помещениях - "замшевых избах". Первые упоминания о

них относятся к 70-м годам XVIII века В середине XIX века ижемцы, используя

опыт галичских замшеделов, существенно улучшили технологию замшевого

производства, стали привлекать наемных рабочих, ввели разделение труда по

операциям. Их продукция вышла на всероссийский рынок. Преобладающей формой

организации труда у замшеделов были артели. В начале XX века в Печорском уезде

Архангельской губернии было 62 замшевых завода, на которых трудилось 230

рабочих. Сумма произведенной ими продукции достигала 168 тыс. рублей в год.

Выделкой кож занимались на небольших частных заводах, в начале века в

Усть-Сысольском уезде таких предприятий было 15, в том числе 7 - в городе. Три

кожевенные мастерские в Усть-Сысольске и две в с. Визинга имели уже фабричный

характер и производили от 1 тыс. до 3 тыс. дубленых кож в год. Изготовлялся

только подошвенный и черный сапожный товар, кожа более ценных сортов поступала

в Коми край из других областей России, например из Вятки. Технология обработки

кож была простой: вымачивание, выдержка в известковозольном растворе, снятие

шерсти, дубление в настое ивовой коры и просушка. После этого подошвенный

материал уже шел в употребление, а черный сапожный окрашивался и пропитывался

дегтем. Сапожников, работающих на рынок, в Коми крае было немного. Основными

центрами сапожного ремесла были г. Усть-Сысольск, где в начале века было около

40 сапожников, и с. Выльгорт - до 30 человек. Производством домашних тканей

занимались повсеместно, но работали, как правило, на себя. Ткали везде на

самодельных станках. Небольшой центр по производству домашнего сукна имелся в

д. Аранец на Печоре, там этим кустарным ремеслом занималось 8-10 хозяйств,

каждое из которых производило в год на продажу не более чем по 30 аршин (около

20 м) выделанного сукна. В нижневычегодских и сысольских волостях Коми края

существенное распространение имело изготовление валяной обуви. Катанием обуви

занимались исключительно по заказу и из материала заказчика. Из-за недостатка

сырья для катания этот промысел был преимущественно отхожим. Уходили в Вятскую,

Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии или же в другие волости,

преимущественно северные, своих уездов. Кузнечно-слесарный промысел в крае был

развит мало, везде работали по заказу. Выльгортские кузнецы в небольших

количествах изготовляли для продажи на усть-сысольских базарах топоры, косы,

ухваты, кочерги, замки, петли и т.п. Инструменты кузнецов: меха, молоты, клещи

обычно были самодельными. Слесарные работы ограничивались преимущественно

починкой старых изделий, например пайкой самоваров. Одним из древнейших занятий

у коми, как и у других народов, было гончарство. У коми глиняную посуду для

собственного потребления делали в основном женщины. При производстве ее в

домашних условиях даже в начале XX века сохранялась архаическая

ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в жилых помещениях, в холодной

половине дома, или прямо на улице. Обжиг происходил в русской печи. На рынок

такая посуда не поступала. Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке, но

широкого распространения не имел. Это был круг легкого типа, относящийся к

северорусской системе гончарных кругов. С конца XIX века они стали употреблять

для обжига специальные печи, которые обычно сооружали 2-3 мастера на паях. В

печи обжигали за неделю до 300 гончарных изделий. Многие мастера-гончары

покрывали свои изделия зеленым глянцем или бесцветной глазурью.

Орнаментировалась посуда редко. Наибольшее развитие гончарное производство

имело в с. Выльгорт и с. Прокопьевка в Прилузье, где выделились мастера,

работающие только на рынок. Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги

для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные .сковородки

и плошки. В с. Важгорт изготовляли также глиняные чайники. Кое-где мастера

делали керамические светильники. Другие ремесла и промыслы в конце XIX-начале

XX века распространения в Коми крае не имели. Резьба и роспись по дереву. /©

В.П. Зеновская,опубл. в "Историко-культурном атласе Республики Коми", 1997г.

с.260/ Художественная обработка дерева на территории Коми края в конце XIX-

нач. XX века представлена несколькими видами: объемной и орнаментальной

резьбой, церковной скульптурой, кистевой и графической росписью. Каждый из

видов имеет различный масштаб распространенности и уровень художественно-

стилевого развития. Наибольшее развитие получила объемная резьба. Круг

вещественных памятников с этим типом декора разделяется на две группы: 1)

скульптурные изображения в архитектуре; 2) посуда и утварь. Скульптурной

резьбой украшались в основном концы охлупневого бревна и уключин на крыше.

Резьба была распространена своеобразными "гнездами" на Мезени, Вашке, на

верхней Вычегде. Одной из отличительных особенностей посуды и утвари является

художественная образность изделий. Синонимичность функционально-бытовых

предметов определялась глубинными пластами народного мировоззрения. Создавая

разнообразные ковши, блюда, солоницы, чашки, мастера средствами пластики

достигали высочайшей степени активности восприятия, позволяющей трактовать эти

изделия как произведения декоративной скульптуры. Например, солоница-утица,

которую дарили дочери в день свадьбы, являлась по сути, предметно воплощенным

образом легендарного священного предка, сотворившего мир. Орнаментальный декор

использовался в виде трехгранно-выемчатой и контурной резьбы. Украшались ножки

прялок, стояки швеек, веретена, шкатулки. Мотивы резьбы были несложные:

крестообразные фигуры, уголки, розетки. Но богатство композиционного видения

позволяло мастерам достичь интересных орнаментальных решений. В одних случаях

резные элементы организованы в горизонтальные полосы, в других они образуют

сплошную, как бы мерцающую мелкоузорную композицию. Графическая четкость и

мелкий масштаб мотивов придают этим композициям особое изящество. Территория

Коми края являлась составной частью огромного культурного пространства от

Великого Устюга до Урала, где в XVIII-XIX веках процветало искусство церковной

деревянной скульптуры. Немногие сохранившиеся произведения свидетельствуют о

высоком уровне художественного ваяния мастеров. Обработка дерева и бересты. /©

В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.262/ Дерево широко использовалось в повседневной

жизни народа коми. Мастера хорошо знали свойства различных древесных пород.

Деревообрабатывающий инструмент был довольно разнообразным и позволял выполнять

многочисленные операции. На вооружении мастеров были топоры, тесла, различные

виды скобелей, долота, сверла, резцы, уторники, стамески. Размеренный уклад

крестьянской жизни определял практическую целесообразность окружающего

предметного мира. Каждая вещь должна была быть не только прочной, удобной в

обращении, но и красивой. Из поколения в поколение оттачивалась традиционность

формы и выверялась органичность изобразительных приемов. Значительных успехов

коми мастера достигли в строительном ремесле. Они строили высокие просторные

избы со сложной внутренней планировкой и с примыкающим к ней хозяйственным

двором под одной двускатной крышей. Материально-практическая заданность формы

не нарушает монументальной красоты северного дома. Окрыленный охлупнем-оберегом

он воспринимается как великолепное сооружение, возвышающееся среди бескрайней

пармы. Из дерева делали сохи и бороны, вилы и грабли, ткацкие станки, прялки,

веретена, столярный и плотницкий инструмент. Многие крестьяне сами

изготавливали для своего дома мебель: столы, скамейки, стулья, кровати,

посудные полки простой формы, несколько массивную, почти без элементов декора.

Изделия мастеров, которые работали на заказ, отличались разнообразием и

изяществом. Эта мебель имела ровную, гладкую поверхность, спинки диванов,

филенки шкафов выстругивались из тонких пластинок, ножки столов, диванов, ручки

кресел вытачивались на самодельном токарном станке. Славились своим мастерством

мебельщики из сел Гам, Брыкаланск, Аныб, Деревянск, Выльгорт. Деревянной была

значительная часть посуды и утвари: долбленая, плетеная, сшивная и бондарная.

Долбленую посуду отличает конструктивная логичность формы, лаконичность

обработки. Она удобна и надежна в обиходе. Расписывались изделия редко.

Совершенная пластическая форма, красивая текстура древесины не нуждалась в

дополнительном декоре. В больших количествах вырабатывалась посуда на рынок.

Резанием посуды на продажу занимались в селах Зеленец, Выльгорт, Небдино,

Слободское. Широко использовались в крестьянском хозяйстве бондарные изделия:

разнообразные кадки, бочонки, подойники, жбаны. Работа бондаря была непростой,

требовала определенных навыков, особенно при сборке. Древесину отбирали

прямослойную, без свиливатости и сучков, для каждого изделия - определенной

породы. Было замечено исстари, что хранить молоко и сбивать масло лучше в

посуде из еловой древесины, а капуста, засоленная в осиновой кадушке, до самой

весны сохраняет белизну и ядреность. Лучшие бондари работали в селах Кельчиюр,

Щельяюр, Коквицы, Палевицы. Бондарный промысел был доходный, в год мастера

зарабатывали до 60 рублей (XIX-начало XX века). Немало домашней утвари делали

из дранки, ивовых и черемуховых веток, сосновых и еловых корней. Ивовые прутья

использовали для крупных вещей - корзин, чемоданов, тарантасов. Из дранки

делали корзины и шкатулки. Лучшим материалом для плетения считался сосновый

корень, гибкий, красивого глянцево-желтого цвета. Из него плели чашки, тарелки,

блюда, воронки для процеживания напитков. Плели в основном спиральным

плетением. Тщательность обработки определяла особую прочность плетеных изделий,

которые служили десятилетиями. Одним из самых любимых и используемых материалов

была береста. Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была

незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразную утварь и посуду,

рыболовные орудия, музыкальные инструменты, обувь. Начальным и важным моментом

работы была заготовка бересты, так как от добротности материала зависели

качество и долговечность изделий. Например, в туесах цельный внутренний слой

без малейших трещин и разрывов позволял добиться термостойкого эффекта.

Заготавливали бересту в определенное непродолжительное время активного

сокодвижения, подбирая деревья здоровые, гладкоствольные. Распилы на кругляки и

съемку бересты проводили в соответствии с размерами будущих изделий. Часть

вещей делали сразу. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении,

непосредственно перед работой запаривали в воде. Разнообразные коробы для

рукоделия, сыпучих продуктов, шкатулки, табакерки, солонки выполнялись по типу

туесов - двухслойных сосудов цилиндрической формы со вставными деревянным дном

и крышкой. Они украшались тиснением, наложением друг ма друга полосок бересты с

фестончатыми краями. Из берестяных лент шириной 1-3 см плели заплечные мешки

для сбора грибов и ягод - пестери, кузовки, корзины, дорожные солонки, ведра.

Роспись. /© В.Э. Шарапов,опубл. в [1] с.264/ Обобщающие исследования по

крестьянской росписи Севера, Урала и Прикамья, в частности, опыт

картографирования показывают, что наименее изученной в этом плане остается

территория Коми края за исключением бассейна р. Печора. В бассейне р. Вычегда к

крупным центрам по производству расписной деревянной утвари могут быть отнесены

села Дон, Керчомъя, Ниж. Вочь, Ручь и Вомын. Вычегодские мастера - плотники,

столяры и набойщики по тканям - покрывали росписью интерьеры изб, мебель,

ткацкие станы, льнотрепала, прялки и деревянную посуду. Роспись выполнялась в

свободно- кистевой технике с использованием контурных приемов нанесения

орнамента. Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски,

как правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, темно-синей) -

создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась черной, белой,

голубой, желтой и зеленой красками ярких оттенков. Стены и двери жилых

помещений, сундуки, дуги, туеса и деревянные ковши покрывались растительным

орнаментом (композиции из стилизованных изображений цветов, деревьев), а орудия

ткачества и прядения - геометрическим. Если роспись сочеталась с резьбой, то

элементы резного орнамента (многолучевая розетка, круг, косой крест,

треугольник и т. д.) оттенялись красками контрастных с фоном цветов. При

рассмотрении стиля удорской росписи особый интерес представляют расписные

прялки. Местные жители до настоящего времени различают два типа прялок: 1.

"Пирога козяль" или "Ладья козяль" - веслообразная прялка, близкая по форме и

стилю росписи карельским и поморским прялкам. 2. "Пиня козяль" - лопатообразная

прялка, обрамленная на вершине лопасти 3-7-фигурными главками. Расписывались

эти прялки в беглой штриховой манере по типу мезенских. Единичные образцы так

называемой "индивидуальной" росписи зафиксированы в Сыктывдинском районе - в

селах Слудка, Прокопьевка, Ипатово и в Сысольском районе - в с. Куратово.

Однако в данных случаях вряд ли можно говорить об оформлении устойчивой местной

традиции в композиции, стиле и технике росписи и, соответственно, о складывании

определенной школы мастеров; Расписные изделия коми мастеров почти не

встречаются за пределами рассматриваемых ареалов по ряду причин. Вероятно,

работы местных мастеров не могли конкурировать с изделиями крупных

северорусских промысловых центров по росписи и поэтому не вывозились для

продажи на ярмарки. По свидетельствам старожилов местные мастера расписывали

деревянную утварь только для родственников и односельчан. Как правило,

расписные орудия ткачества и прядения были обязательными атрибутами свадебной

обрядности. Так, например, в с. Керчомъя расписная прялка или трепало дарились

в следующих случаях: парнем девушке - будущей невесте - на посиделках; на

свадьбе крестным невесты "на счастье"; мужем молодой жене на первом году

совместной жизни. Естественно, что впоследствии такие вещи никогда не могли

быть переданы или проданы чужим людям и переходили только по наследству по

женской линии. По поверьям, бытующим в среде вычегодских коми и сегодня,

человека можно легко "испортить" или "сглазить" через вещь, изготовленную им

либо принадлежавшую ему. Следует так же отметить, что некоторые из

рассмотренных выше центров по росписи в традиционных представлениях коми

населения соседних регионов до настоящего времени считаются "колдовскими": на

Вычегде о жителях сел Дон и Керчомъя говорят - "еретники" (т. е. колдуны); на

Выми "еретническим" называют с. Кони; в Удорском районе в среде коми населения

бассейна р. Мезень считается, что "на Вашке живут одни коновалы" (в значении

"колдуны"). Бассейны рек Вашка и Вымь являются пограничными территориями,

заселенными иноэтничным населением. Для коми, проживающих в этих регионах, были

характерны тесные связи с русским населением Архангельской и Вологодской

губерний. Так, например, по данным Л. Н. Жеребцова, "...удорские коновалы,

набойщики, пимокаты ежегодно ходили на Пинегу, принося с собой свои умения и

обычаи. Пинежские мастера тоже не раз бывали на Вашке...". Как отмечает

исследователь, "этнические контакты нашли отражение и в смешанных браках".

Исследователи, занимающиеся изучением межэтнических контактов русского

населения на европейском Северо-Востоке, отмечают, что смешанные браки русских

с представителями финно-угорских народностей всячески поощрялись обеими

сторонами и, более того, считалось, что дети, произошедшие от таких браков,

обладают значительными магическими способностями. В искусствоведческой и

этнографической литературе неоднократно обращалось внимание на "связь северных

художественных центров с деятельностью мастеров-староверов". Эти наблюдения

находят некоторые подтверждения и в традициях художественной росписи по дереву

у коми. Так, например, в селе Керчомъя росписью занимались коми мастера -

выходцы из семей старообрядцев-беспоповцев спасовского толка (согласие "глухая

нетовщина"); на Удоре работали коми мастера старообрядцы- беспоповцы

спасовского толка и скрытники. Как показывают полевые разыскания во многих

селениях на р. Вашка, в домах зажиточных крестьян и купцов размещались тайные

кельи скрытников, которые не имели собственности и жили тем, что занимались на

заказ различными ремеслами: ткали, вязали, вышивали бисером, переписывали книги

и писали иконы. Рассмотренные материалы показывают, что оформление центров

самобытной росписи по дереву у коми происходит в ареалах совместного либо

пограничного проживания с русским населением (в частности, старообрядческим).

Именно в этих контактных зонах происходит рождение таких этнокультурных

феноменов, как удорская и вычегодская роспись по дереву. Очевидно, что в данном

случае "культурный билингвизм" способствовал не размытию, а напротив,

плодотворному развитию самобытной этнокультурной традиции. Ткачество, вышивка,

набойка. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.272/ До 30-х годов XX века

распространенным видом женского рукоделия у коми было ткачество. На ткацком

стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды,

половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные

полотенца. Материалом для тканья были лен и конопля. Не один десяток операций

совершали проворные женские руки, прежде чем из льняного снопа получались мотки

шелковистых нитей. Ткать начинали в марте, стараясь завершить работу к пасхе.

Мастерицы края владели несколькими видами техники тканья: закладной, браной,

многоремизной, что позволяло ткать белые, цветные и орнаментированные холсты.

Широкое распространение имела пестрядь - холст в клетку разных размеров и

цветовых сочетаний. Пестрядь использовалась главным образом для изготовления

повседневной одежды: мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды. Тонкие

и изящные по фактуре, в нарядную крупную клетку, пестряди шли на изготовление

полотенец. Каждую деревенскую избу украшали половики - домотканые пестрые

дорожки. Ткались они из разноцветного лоскута по льняной или хлопчато-бумажной

основе. У каждой мастерицы была своя излюбленная цветовая гамма, в рамках

которой она выстраивала декоративные композиции, подбирая сочетания и оттенки.

Ремизная техника позволяла вырабатывать фактурные ткани. Узоры ткани получались

благодаря переплетению нитей основы в виде кубиков, ромбиков, елочек, зигзагов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты