Доклад: История коми

возможности для количественного роста. Крупнотабунный выпас оленей имеет

существенный недостаток: при перегоне стад вытаптываются ягельники, а олений

мох - ягель растет очень медленно. В начале века ягельников в Большеземельской

тундре уже не хватало для выпаса оленьего поголовья, имеющегося у ненецких и

ижемских оленеводов. Коми оленеводы стали уходить со стадами за Урал, часть из

них переселилась в бассейн Оби и даже на Кольский полуостров. В целом

продуктивность сельского хозяйства по указанным причинам была низкой, и оно не

могло обеспечить полностью потребность в продуктах питания. Товарной продукции

земледелие и скотоводство почти не давало. Использование земельных ресурсов

ввиду полуэкстенсивной системы землепользования еще имело возможности для

качественного роста, но они были весьма ограниченными. Добывающие промыслы,

особенно пушная охота, на протяжении ряда столетий позволяли сбалансировать

крестьянский бюджет. Но в наиболее густозаселенных, издавна земледельческих

районах Коми края, уже к началу XIX века экономическая значимость промысловой

охоты резко упала. Существенное значение для внутрихозяйственного потребления

повсеместно сохраняла добыча боровой дичи в семейных ближних угодьях и сбор яиц

водоплавающей дичи. Как и охотничий промысел, рыболовство имело у коми давние

традиции и занимало важнейшее место среди внеземледельческих занятий. В той или

иной мере рыболовный промысел был распространен по всей территории расселения

коми. Но существенное товарное значение рыболовство имело только у северных

коми (печорцев и ижемцев), давая им ощутимый добавок к крестьянскому бюджету и

позволяя восполнять покупкой нехватку сельскохозяйственных продуктов.

Эффективность использования ресурсов животного мира достигала высшего

допустимого предела и даже превышала его. Об этом свидетельствует исчезновение

во второй половине XIX века на территории Коми края соболя и бобра, резкое

сокращение численности куниц, лосей и оленей, остановившийся прирост вылова

рыбы ценных пород, несмотря на попытки активизации лова. В то же время огромные

резервы минерально-сырьевых и лесных природных ресурсов использовались в рамках

традиционного коми хозяйства незначительно и практически не выходили из сферы

внутреннего потребления. Грибы, ягоды и кедровые орехи входили в той или иной

мере в рацион питания, но товарного значения почти не имели. Древесина издавна

и широко использовалась коми крестьянством для собственных нужд. Даже простое

перечисление предметов бытовой сферы и орудий труда (или их деталей),

изготовленных из дерева, займет немало места. Кроме того, для внутреннего

потребления из древесного сырья получали деготь и смолу, из бересты делали

многие предметы утвари. Но большая часть лесных ресурсов края в рамках

традиционного природопользования коми не использовалась. Еще менее эффективно

разрабатывались минеральные сырьевые ресурсы. Наиболее широко и издавна у коми

использовалась глина. Но гончарное производство и в начале XX века сохраняло

характер домашнего ремесла с примитивной техникой жгутового налепа и обжигом в

обычной русской печи. Кирпичи для печного дела также обычно изготавливали

каждый для себя, без обжига. В домостроении кирпич как материал у коми не

использовался. Непрерывающиеся традиции имела добыча брусяного камня для

изготовления точил и оселков. Брусяной камень разрабатывался открытым способом

в верхнем течении р. Выми и в бассейне верхней Вычегды. Богатые месторождения

качественного брусяного камня на р. Печоре с начала XIX века крестьяне стали

сдавать в аренду. Арендаторы платили договоренную сумму прямо в казначейство в

счет государственных податей крестьян, а те обязывались выработать определенное

количество брусяных изделий для себя. При таких условиях аренды печорские

месторождения брусяного камня были включены в традиционное природопользование

коми лишь номинально. На р. Ухте и р. Малица- ель (притоке верхней Вычегды)

местное население с давних пор организовало добычу и обработку доманика

(пропитанного нефтью глинистого сланца). После обработки доманик шел на

изготовление покрытия полов в церквях, крышек столов, подоконников и различных

мелких поделок. Другие минерально- сырьевые природные ресурсы в рамках

традиционного природопользования использовались незначительно. Верхнепечорские

охотники добывали свинцовую руду из месторождения на р. Илыч для получения

свинца на ружейные пули. На р. Пезмог (приток Вычегды) местные жители добывали

алебастр, который шел на штукатурку, а в районе Кажымского завода

использовалась для аналогичных целей белая глина, добываемая в прибрежных

обнажениях Сысолы. На нижней Вычегде местные крестьяне кустарным способом

добывали охристые краски. А на реках Ухта и Вымь коми жители этих мест собирали

в лукошки из еловой коры всплывающую на поверхность нефть для освещения и

смазывания тележных колес. Народное жилище. /© Н.Д.Конаков,опубл. в [1] с.248

/ Среди большого разнообразия жилых крестьянских построек Коми края середины

XIX-начала XX века, сохранившихся в населенных пунктах республики, лишь два

типа изб локализуются на территории с преобладающим коми населением. Первый из

них, выделенный впервые этнографом Л. Н. Жеребцовым (Л. Н. Жеребцов. Памятники

народного зодчества Коми АССР. Сыктывкар, 1961) и названный исследователем коми

народного жилища И. Н. Шургиным сысольским типом изб (Шургин И. Н. Народное

жилище коми, Архитектурное наследие. Вып. 37. М., 1988), преобладал в селах и

деревнях по Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Названный тип представлял

собой квадратное в плане сооружение, состоящее из двух равных по площадям

частей - жилой и хозяйственной. Обе половины тесно примыкают друг к другу, но

каждая имеет отдельное односкатное покрытие. Скат кровли жилой части дома

устраивался несколько круче, чем дворовый и своим верхним краем нависает над

местом соединения постройки, нижним же краем выходит на улицу. Жилая половина,

состоящая из двух самостоятельных изб-четырехстенков - зимней избы (вой керки)

и летней (лун керке), объединены главным входом через сени (посводз) и стоит на

высоком (до 2 метров) подклете. К задней части изб примыкает трехстенный сруб

крытого двухъярусного хозяйственного двора (стын), верхняя часть которого

(поветь) использовалась под сарай для сена и громоздкой хозяйственной утвари.

Нижний ярус (карта), соединенный с поветью узкой лестницей у одного из задних

внутренних углов подклета изб, используется, как скотный двор и состоит из 1-3

самостоятельных четырехстенков - хлевов для содержания коров и овец (гид),

поставленных вплотную к задней широкой стене двора. Внутренняя планировка жилищ

сысольского типа сохранила черты древних жилищ коми - полуземлянок, когда

основным источником освещения была дверь: печь, поднятая на деревянное

основание - опечку, стоит в глубине помещения и устьем обращена к входным

дверям из сеней. С боковой стороны печи нижний венец опечка - шире остальных:

выступающей своей частью он ограничивает лаз в подполье - голбец (гoбoч). Над

лазом устроена тесовая пристройка к печи - надглобец (гoбoч выв). Особенностью

изб сысольского типа является также особое окошко (пачч(р ошинь), освещавшее

пространство над голбцом. В более древних (черных) избах оно служило для выхода

дыма. От расположения печи зависело и расположение окон на лицевом фасаде

здания - они сильно смещены к крыльцу для освещения стола в переднем углу (ен

ув пельoс), находившегося по диагонали от печи. Дома подобного типа в

большинстве случаев расположены в селениях с рядовой планировкой. В застройке

они ориентированы по неизменному принципу: к реке, к главной деревенской дороге

всегда обращена та сторона их жилой половины, на которую выходят сени, т. е.

эта стена дома всегда играет роль лицевой. Вследствие того, что жилая и

хозяйственная половины дома каждая в отдельности покрыты на один скат, на

лицевую сторону строения приходится плоскость покрытия. Благодаря низкой кровле

из теса и небольшим, редко расположенным оконным проемам без наличников,

плоскость рубленой стены абсолютно доминирует во внешнем облике сысольского

жилища, создавая впечатление суровой монументальности. Второй тип дома,

названный И. Н. Шургиным вымским домом-комплексом, господствовал в середине

XIX- начале XX века по Средней Вычегде и Выми. В отличие от сысольского типа

дома передний фасад вымского дома - фронтальный, кровля над жилой частью и

хозяйственным двором, расположенным по одной оси за жильем, общая, двухскатная.

Стык кровли закрыт охлупнем, обеспечивая зажим верхних концов досок. Жилая

половина вымского дома так же, как и дома сысольского типа, состоит из зимней и

летней изб, разделенных сенями, однако их внутреннее пространство организовано

по-другому. Печь расположена не против входа, а рядом с ним и устьем обращена к

окнам лицевой стены избы. Передний угол диагональной печи выходит на внешний

угол дома - напротив входа в избу из сеней. Окна вымского дома, в отличие от

сысольского, смещены от центра дома к внешнему углу и расположены на одном

уровне - над лавками. Характерное для сысольских домов "паччöр ошинь"

отсутствует. Ремёсла и промыслы. /© Н.Д.Конаков,опубл. в [1] с.252 / Наиболее

массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие ремесла.

Даже простое перечисление жилых и хозяйственных построек, орудий труда или их

деталей, средств передвижения и домашней утвари, изготовляемых у коми из

древесины различных пород, произрастающих в крае, займет немало времени.

Деревообработка у коми традиционно считалась мужским делом. Практически каждый

взрослый коми крестьянин владел технологией и навыками работы по дереву и был

способен изготовить из него любой предмет, необходимый в личном хозяйстве.

Вплоть до середины XIX века в деревообработке у коми преобладали простейшие

технологические операции: рубка, обтесывание, долбление, сверление. Основными

рабочими инструментами были: топор (чер), тесло (керанчер), скобель (гогын),

долото (ожин), резец (кандрас) и нож (пурт). Начавшийся во второй половине

прошлого столетия процесс переориентации на производство товарной продукцией с

одновременно происходящей дифференциацией ремесел вызвал существенные изменения

в традиционной технологии обработки дерева, распространились у коми и новые

инструменты. Например, стали широко использоваться токарные станки по дереву,

пилы, рубанки; наряду с соединением конструктивных деталей с помощью деревянных

шпилек (нагелей) все чаще стали применять гвозди и т. п. Плотницкое и столярное

ремесла в конце XIX- начале XX века были наиболее развиты в близлежащей к г.

Усть-Сысольску (Сыктывкару) Вильгортской волости, в которой было около 200

плотников и столяров, работающих по "найму" или по "заказу". Коми столяры

изготавливали на продажу и по заказу рамы, грабли, салазки, сани, деревянные

части сохи и телеги, различную мебель. Хорошую репутацию у местного населения

имели изделия коми мебельщиков из сел Выльгорт, Зеленец, Аныб, Деревянск,

Мутный Материк, Захарвань, Брыкаланск, Сизябск. Столяры- мебельщики

изготавливали жесткие диваны и кресла, комоды, буфеты, кровати, стулья,

посудные шкафы, сундуки для одежды и др. Мебель коми мастеров отличалась

товарным видом, простой формой, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской.

Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках. В начале

века таких станков было у мастеров с. Выльгорт - два, по одному - в селах

Деревянск, Аныб, Корткерос, Летка и Кельчиюр. Выльгортские столяры регулярно

поставляли качественную мебель на усть-сысольские базары, и она украшала

интерьеры у многих горожан. В с. Ертом (Удорский район Республики Коми) в

начале этого века была открыта столярная мастерская для обучения мальчиков

этому ремеслу. В ней находились столярный станок и инструменты, приобретенные

Вологодским земством. Ежегодно в мастерской под руководством опытного мастера,

приглашенного из с. Айкино, обучались столярному делу 8-10 подростков, В

процессе обучения в мастерской выполнялись столярные работы по заказу местных

жителей и административных учреждений. Широкое распространение в быту у коми

имели изделия бочаров. Мастера бондарного дела из древесины различных пород

(ели, сосны, березы, ольхи, осины) изготавливали кружки и жбаны для воды и

кваса, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани и

другую домашнюю утварь. На р. Печоре, в районах развитого товарного

рыболовства, стойким и массовым спросом пользовались бочки для засола рыбы.

Наиболее ценную печорскую рыбу - семгу засаливали в бочках емкостью 18 пуд.,

высотой 1 аршин 1 вершок (75 см) и диаметром 1 аршин (71 см). Для остальной

рыбы бондари изготовляли "мезенки" - бочки емкостью 10 пудов и "баклажки",

вмещающие 5-6 пудов. В ижемских волостях, на средней Печоре крупнейшими

бондарными центрами были коми селения Щельяюр, где в год производилось на

продажу до 2 тыс. бочек и Краснобор - до 1 тыс. штук. Кроме того, значительное

количество деревянной тары для засола рыбы изготовляли бондари сел Ижма,

Брыкаланск к. д. Усть- Волосница на верхней Печоре. В начале XX века в Яренском

и Усть-Сысольском уездах Вологодской губернии работали по заказу и на рынок

более 900 столяров, плотников и бондарей. В Печорском уезде Архангельской

губернии их численность достигала 460 человек. Традиционным водным средством

передвижения у коми были лодки. Наряду с небольшими лодками- долбленками

изготавливались и более крупные лодки, сшитые из досок. Для объемных

грузоперевозок на территории края использовались плоскодонные ладьи-шняги,

крупные килевые лодки-карбасы, шитики, каюки. Для отправки объемных грузов на

большие расстояния на пристанях крупных рек изготавливали плоскодонные барки

длиной до 50 м и грузоподъемностью до 30 тыс. пудов. Крупным судостроительным

центром по изготовлению барок было с. Ношуль на р. Лузе, изготавливали их в с.

Койгородок на р. Сысола. Строили барки артели плотников численностью до 30

человек. Работали они по найму, какими-либо чертежами не пользовались,

полагаясь на профессиональную интуицию. Развитие в крае товарно-денежных

отношений и дифференциация ремесел стимулировали появление мастеров-лодочников,

работающих постоянно на заказ. Как правило, помимо того они были и неплохие

плотники либо столяры. Издавна коми крестьяне владели навыками смолокурения, и

каждое хозяйство собственными силами обеспечивало свои потребности в этом

продукте. Устроить смолокурную яму было несложно: в косогоре вырывали яму,

величину которой определяли по количеству заготовленного смолья, на дне ямы

делали углубление и укладывали слой еловой или пихтовой коры для стока смолы в

него. Смола, стекающая в углубление в центре ямы, по специально проложенной в

земле трубе стекала в подготовленную посуду. Смолье укладывали в яме на конус,

затем его обкладывали хворостом и закрывали сверху слоем дерна и землей. Для

поступления воздуха с разных сторон оставляли несколько отверстий, через них и

зажигали подземный костер. В конце XIX-начале XX века близ Усть-Сысольска в

Богоявленской волости возник центр производства смолы на продажу. Смолокурением

занималось в д. Парчег до 60 человек, д. Кряжской - до 15 чел. и Белозерской -

5 чел. Работали богоявленские смолокуры по традиционной технологии, получая от

20 до 60 пудов смолы на хозяйство в год. Эта смола продавалась на

усть-сысольском базаре или сдавалась оптом городским купцам. Некоторые

смолокуры развозили свою продукцию на лодках в селения по рекам Вычегде и

Сысоле. В ряде мест (в Пезмоге, Деревянске, Керчомъе на верхней Вычегде, в д.

Пашня на верхней Печоре) появились владельцы более совершенных печных

смолокурен. В смолокуренных печах смолье уже не соприкасалось непосредственно с

огнем, а только прокаливалось, поэтому смола не засорялась землей и сажей, была

лучшего качества. В Печорском уезде Архангельской губернии производство смолы

на продажу существенного значения не имело. В 1900 году в уезде было 12

маленьких смолокурен, на которых работало 14 человек, производящих продукции на

265 руб. Употреблялась смола преимущественно для смоления лодок, смоляной водой

(сир-ва) пропитывали для герметичности обувь. Дегтекурение у коми было развито

слабо. Колесный гужевой транспорт, исключая южные районы края, существенного

значения не имел. Нужду в дегте коми крестьяне удовлетворяли преимущественно на

ярмарках и базарах или же получали его в небольших количествах в ямных

дегтеварках (дьöгöодь виедан пач) сами. Товарное производство дегтя

было сосредоточено в южных волостях, преимущественно в Прилузье. В Ношульской и

Кочергинской волостях в конце XIX века было 6 дегтекуренных заводов с

производством не менее 1 тыс. руб. в год. Дегтекурение обеспечивало там

дополнительными приработками за заготовку бересты и дров значительную часть

населения. Березовую смолу для дегтекуренных заводов заготавливали как мужчины,

так и женщины Борисовской, Кочергинской, Уркинской, Шиловской волостей. В

Печорском уезде в 1900 году было всего 6 дегтярных заводов, на которых работало

7 человек, производивших продукции на 170 руб. Скорняжий промысел был

распространен в Коми крае повсеместно, но занимались выделкой овчин каждой

волости всего лишь по 2-3 человека. Больше всего скорняков было в пригородном

селе Выльгорте - 18 человек в начале века. Работали скорняки исключительно в

зимнее время. Дубление овчин практиковали лишь выльгортские мастера, остальные

скорняки выделывали только сыромятные. Технология дубления была самая простая:

овчина смачивалась со стороны мездры настоем ивовой коры, затем она

просушивалась. Крашением овчин занимался только один мастер в прилузском селе

Читаево. Выделывались овчины везде одним способом. Вначале их вымачивали в

реке, затем очищали ножом мездру, после чего их намазывали забродившим тестом

из ржаной муки. Намазанную овчину складывали вначале пополам вдоль, шерстью

вверх, а затем - поперек. После этого она сохла сутки и более, и ее начинали

мять, смочив перед этим немного молоком или водой. Когда овчина становилась

мягкой, ее отбеливали мелом с внутренней стороны. Так же выделывались волчьи и

собачьи шкуры. В Выльгорте выделывали и медвежьи шкуры, а также беличьи шкурки.

У ижемских коми существенное экономическое значение имело замшеделие.

Обработкой оленьих шкур и выделкой из них замши занимались в специально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты