Диссертация: Северо-западный международный транспортный коридор и железнодорожный транспорт

40 промывочно-пропарочных станций (ППС), где производится очистка цистерн от

остаточных нефтепродуктов. При очистке цистерн выполняют следующие операции:

пропарка внутренней полости паром, промывка горячей водой, продувка и

удаление остаточных газов из цистерны (дегазация). Все они сопровождаются

выделением загрязняющих веществ в окружающую среду, удельные значения

которых, по данным ВНИИЖТа, приведены в табл.6.

Табл. 6 Удельные выбросы загрязняющих веществ при очистке цистерн на ППС [38]

Тип обрабатываемой цистерныВыделяющиеся вещества, кг/ цистерна
БензолКсинолУглеводороды
Цистерны вместимостью 60 т из-под светлых нефтепро­дуктов (бензин, керосин, дизельное топливо)4,552,778,47
Цистерны вместимостью 60 т из-под темных нефтепродук­тов (мазут, нефть)--3,97

Сточные воды ППС (объемом от 60 до 500 м. куб.) загрязнены нефтепродуктами,

растворенными органическими кислотами, фенолами. Если в цистерне

осуществлялась перевозка этилированного бензина, стоки содержат, кроме того,

тетраэтилсвинец. Для обмывки используется оборотное водоснабжение, при

котором обмывочная вода после прохождения через очистные сооружения и

отделения от нефтепродуктов используется повторно.

Значительное загрязнение сточных вод наряду с ППС получается в пунктах

подготовки и обмывки грузовых и пассажирских вагонов. Ведется обмывка

внутренней и наружной поверхностей крытых грузовых вагонов и наружной обшивки

пассажирских вагонов. В состав загрязнений входят остатки перевозимых грузов,

минеральные и органические примеси, растворенные соли и др.

В них также присутствуют бактериальные загрязнения. Пункты в основном не

имеют оборотного водоснабжения, что резко увеличивает потребление водных

ресурсов и загрязнение природной среды.

Воздействие на экосистемы при строительстве железнодорожных линий. При

строительстве железных дорог оказывается сильное воздействие на естественные

экосистемы.

При проведении буровзрывных и отделочных работ происходит механическое и

химическое загрязнение среды. С открытых складов угля и строительных

материалов выветриваются твердые частицы, пыль и другие мелкодисперсные

вещества.

Укладка балласта при строительстве и реконструкции железнодорожных линий

является еще одним негативным аспектом воздействия на здоровье людей. В

качестве балласта сейчас используется смесь щебня и отходов асбестового

производства. Последние поставляются с обогатительных комбинатов, где

получают асбестовую пряжу из горной породы - серпентина. Ежегодно производят

более 3,8 млн. м. куб. балласта с содержанием асбеста, и примерно 50% путей

уложено с использованием асбестового балласта. По сравнению с обычным

щебеночным балластом, асбестовый балласт имеет более низкую стоимость, хорошо

уплотняется и имеет малый коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии. Это

препятствует проникновению воды внутрь насыпи.

Экологическая опасность применения асбестосодержащего балласта состоит в том,

что он при погрузке, транспортировке, хранении и укладке вызывает сильную

запыленность. Даже после его укладки в период эксплуатации дороги

поднимающаяся от движения поездов асбестовая пыль попадает внутрь вагонов и

распространяется на 50-100 м от колеи. Высокая степень содержания асбестовой

пыли на рабочих местах путевых рабочих, монтеров, машинистов

щебнеочистигельных и землеуборочных машин приводит к ряду профессиональных

заболеваний, таких как асбестов, хронический бронхит и трахеобронхит. Являясь

хорошим сорбентом, асбест накапливает в себе полициклические ароматические

углеводороды, усиливающие его канцерогенность. В результате это может

привести к возникновению злокачественных опухолей легких.

Строительство железных дорог связанно с изъятием земельных ресурсов под

постоянные и временные сооружения, коммуникации. Земли, находящиеся под

временными сооружениями, по завершении строительства должны подлежать

рекультивации, однако на практике она осуществляется менее чем с 50% земель.

Наряду с изъятием земель происходит уничтожение зеленых насаждений, в первую

очередь лесов. По статистическим данным, сооружение 1 км железных дорог

сопровождается вырубкой леса на площади от 3 до 20 га. После окончания

строительства требуется проводить лесонасаждение вдоль железнодорожных линий,

что является средством их защиты от неблагоприятных природных явлений

(метелей, заносов и т.п.) и техногенного загрязнения. В настоящее время

площади искусственных лесопосадок на железнодорожном транспорте России

составляют 200 тыс. га и столько же занято естественными лесами, однако

примерно 2/3 из них требуют восстановления и реконструкции.

Рассмотренные экологические последствия влияния железнодорожного транспорта

не являются исчерпывающими и могут иметь другие проявления в конкретных

ситуациях.

Большие дискуссии о воздействии железнодорожного транспорта на экологическую

ситуацию вызвало решение о строительстве высокоскоростной железнодорожной

магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург -Москва, принятое в 1991 году. Оппоненты

данного проекта высказали ряд серьезных замечаний экологического и

экономического характера, которые сводятся к следующему:

· строительство ВСМ должно быть увязано с государственной стратегией

развития железных дорог в России, отсутствующей в настоящее время;

· принятие к исполнению проекта произошло без рассмотрения имевшихся

альтернативных вариантов как географических (в обход Валдайского

национального парка и десяти заказников - Новгородский вариант), так и

технических (реконструкция Октябрьской железной дороги, после проведения

которой время в пути составит 3,5 - 4 ч, что дает проигрыш во времени по

сравнению с ВСМ лишь 1 ч);

· обоснование строительства ВСМ проведено в 1990 - 1991 годах из расчета

объемов перевозок 6,8 млн. пассажиров в год, в то время как в 1996 году этот

объем снизился до 2,1 млн. пассажиров, а прогнозные значения на 2005 год

составляют 3 млн. человек, то есть в ближайшей перспективе объемы перевозок

будут, как минимум, в два раза меньше расчетных значений и не обеспечат

окупаемости затрат на строительство;

· технико-экономическое обоснование строительства выполнено с

нарушениями природоохранного законодательства и экологических нормативов, что

приведет к отрицательным последствиям существования природных экосистем и

человека: пересечение водозаборного бассейна Иваньковского водохранилища

создаст угрозу питьевого водоснабжения Москвы, изъятие сельхозугодий и

вырубка лесов I группы ухудшит качество жизни людей и состояние

биогеоценозов, сократится численность популяций животных, будут разрушены

рекреационные зоны для населения регионов прохождения дороги и другим

последствиям. Осознавая экологическую опасность и экономическую

нецелесообразность проекта строительства ВСМ, российские экологические

организации выступают за отказ от его реализации [1,2,19,25,36,38,45].

3. Нормативно-правовые, тарифные, и таможенные проблемы функционирования

транспортных коридоров

Нормативно-правовые, тарифные, налоговые, таможенные акты, законы, условия их

действия должны быть привлекательными для всех участников транспортной

деятельности в зоне 9-го международного транспортного интермодального

коридора.

В худшем случае они должны быть нивелированными по отношению к аналогичным

национальным документам и условиям стран партнеров по 9-ому транспортному

коридору.

Эффективное функционирование 9-го и других транспортных коридоров требует

разработки комплекса Государственных законов, стимулирующих привлечение в

структуры коридора грузоотправителей, перевозчиков и всех других участников

транспортного процесса.

С этой целью необходимо проведение следующих мероприятий:

· Систематизация всех Государственных, ведомственных, региональных,

муниципальных, таможенных законов, актов, директивных указаний и других и их

критический анализ применительно к условиям функционирования транспортного

коридора.

· Создание на основе проведенного анализа законодательно-правовой и

нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей

согласование интересов транспортных предприятий с общественными интересами,

юридическое закрепление прав и обязанностей транспортных предприятий,

статуса предприятий транспорта общего пользования (общественных

перевозчиков). Такая база наряду с пересмотром действующих законодательных и

нормативных актов в области транспорта должна разрабатываться в соответствии

с законодательством РФ и на основе разрабатываемого Закона РФ “О транспорте”,

и принятого закона “О железнодорожном транспорте”. При разработке

законодательно-правовой и нормативной базы должны учитываться законы и акты

стран-партнеров по транспортным коридорам.

· Ускорение разработки и введение в действие законов “О прямых смешанных

(комбинированных) перевозках”, “О транспортно-экспедиционной деятельности в

Российской Федерации”.

· Решение вопросов, определяющих целесообразность присоединения к

международным соглашениям, конвенциям, регламентирующим работу транспорта в

межгосударственном сообщении, совершенствование Российского законодательства

и нормативной базы с учетом существующей международной практики.

· Создание правовой основы деятельности российских операторов и

экспедиторов смешанных перевозок, соответствующей правилам и нормам,

применяемым в мировой практике.

· Создание института уполномоченных федеральных операторов по

координации нескольких видов транспорта и несущих ответственность на всем

пути следования по 9-ому транспортному коридору.

В основе Государственной политики обустройства и функционирования

транспортного коридора должны быть следующие положения:

· поощрение свободной конкуренции на справедливой и благоприятной

коммерческой основе;

· протекционизм по отношению к постоянным грузовладельцам, перевозчикам,

грузополучателям и другим традиционным для данного коридора участникам

перевозочного процесса;

· нивелирование или обеспечение льготных налогов, сборов, таможенных

требований по отношению к возможным отклонениям или обходам избранных

коммуникаций коридора;

· защита интересов участников товаро-транспортного процесса по

транспортному коридору в части безопасности передвижения по нему, сохранности

груза, обеспечение транспортного сервиса;

· оказание необходимой помощи в ситуациях, когда участники движения по

транспортному коридору в ней нуждаются;

· защита свободы использования информации и логистических систем,

обслуживающих транспортный коридор;

· разработка комплекса мер по обучению организации мультимодальных

перевозок в транспортных коридорах;

· обеспечение маркетинговой, и в первую очередь, рекламной деятельности,

стимулирующей привлечение груза в транспортные коридоры;

· оказание содействия российским перевозчикам и мультимодальным

транспортным операторам за рубежом в их деятельности по привлечению груза;

· приведение в соответствие принципов построения тарифной системы

международной практике;

· разработка конкурентоспособных сквозных ставок на весь путь следования.

Для реализации положений транспортной политики, обеспечивающей стабильность

функционирования транспортного коридора, создать из постоянных участников

транспортного процесса в коридоре организацию, регулирующую взаимоотношения

грузоперевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, инфраструктуру и

обслуживающие предприятия, правовые и коммерческие отношения.

Деятельность созданной организации постоянных потребителей транспортного

коридора должна основываться на единых, справедливых, научно -обоснованных

принципах, удовлетворяющих всех участников транспортного процесса.

К числу этих принципов следует отнести следующие:

· Транспортная политика членов организации должна быть направлена на

сохранение и развитие открытых перевозок и обстановки свободной конкуренции

на справедливой и коммерческой основе во взаимных отношениях между

участниками транспортного процесса по коридору и их отношениями не членами

организации. Транспортная политика должна предотвращать любые доминирующие

положения любой коммерческой стороны.

· Участники транспортного процесса, члены организации, должны активно

противодействовать установлению режимов, ограничивающих доступ к грузам,

перевозимым участниками транспортного процесса, на основе свободной

конкуренции и коммерческих принципах.

· Роль государственных органов и местных администраций признается

участниками транспортного процесса как членами организации, так и не ее

членами, особенно в части обеспечения безопасности движения, установления

нормативных требований, экономических регламентов и действующих правовых

норм. Вмешательство государственных органов и местных администраций должно

быть минимальным, но достаточным в конкретной ситуации , совместимым с

сохранением справедливой конкуренции и коммерческих отношений [30,31,34,43].

Особое внимание при создании нормативно-правовой базы функционирования

транспортных коридоров необходимо обратить на директивные документы таможни и

условия взаимодействия органов таможни с участниками перевозочного процесса.

При этом могут быть предложены и реализованы отдельные практические

мероприятия, внедрение которых оказало бы благоприятное влияние на

деятельность 9-го транспортного коридора. Учитывая, что в зоне Северо-

Западного региона 9-ый транспортный коридор начинается по существу с порта

Санкт-Петербург, приведем отдельные предложения, реализация которых имела бы

самое привлекательное значение для деятельности коридора и повысила бы его

экономическую эффективность:

· Освободить от таможенных пошлин закупки портового оборудования и

запасных частей к нему, которые будут использоваться только в пределах

таможенной территории порта для погрузки-выгрузки внешнеторговых грузов.

· Установить для грузов, следующих через Санкт-Петербург пониженный

уровень таможенных пошлин по сравнению с пошлинами на груз, следующий

транзитом через иностранные порты. Пересмотреть приказ N 373 ГТК РФ в

отношении доставки грузов под таможенным контролем из морских портов России.

Это позволит переключить на Санкт-Петербург грузы, следующие в настоящее

время через Финляндию и порты Балтии (в 1995 - 14,5 млн.тонн генеральных и

навалочных грузов и около 40 тыс. контейнеров 20’-эквивалента).

Дополнительные поступления в бюджет за счет портовых сборов судов и роста

доходов порта Санкт-Петербург от стивидорных операций превысят потери от

снижения таможенных пошлин.

· Разрешить АО “Морской порт Санкт-Петербург” и уполномоченным

транспортным компаниям лизинг грузового автотранспорта за рубежом для

доставки контейнеров между Санкт-Петербургом и Москвой, а также между Санкт-

Петербургом и другими промышленными центрами России, без оплаты таможенных

пошлин, либо с их оплатой по льготным ставкам и не ранее, чем через 6 месяцев

после начала аренды.

· Установить, что МПС должно применять для отправителей и получателей

грузов через порт Санкт-Петербург тарифные ставки (с учетом всех видов

скидок) не выше тех, которые действуют при перевозке грузов через порты стран

Балтии и Финляндии.

· Министерству финансов освободить порт Санкт-Петербург от оплаты НДС за

выполняемые стивидорные операции не только по экспортным, но и по импортным

грузам так, как это принято в конкурирующих портах стан Балтии и Финляндии.

Министерству финансов также предоставить государственные гарантии российским

и иностранным инвесторам для завершения уже частично выполненных проектов

развития порта Санкт-Петербург: контейнерного терминала на IV районе;

специализированного терминала для экспорта целлюлозно-бумажных грузов;

терминала для рефрижераторных контейнеров, а также для организации бондовых

складов для металла на свободных территориях промзон и предприятий ВПК Санкт-

Петербурга.

· Регламентировать время таможенной очистки грузов на Балтийской (и

других) таможнях в порту, в том числе на процедуре ВТТ.

Перечисленные и аналогичные мероприятия имеют первостепенное значение для

привлечения участников транспортного коридора.

Развитию 9-го транспортного коридора и привлечению отечественных и

иностранных перевозчиков для транспортировки грузов по Российской тер-

ритории будут способствовать решения основных нормативно-правовых проблем,

охватывающих основные аспекты транспортно-перевозочного процесса.

Рассмотрим нормативно-правовые и другие организационные проблемы, влияющие в

наибольшей степени на эффективность функционирования 9-го транспортного

коридора. К ним в первую очередь относятся следующие: налоговые проблемы,

тарифно-ценовая политика, проблемы всевозможных постоянных сборов с разных

видов транспорта [21,34,35,39,43].

3.1.Совершенствование таможенных процедур

В своей деятельности Российская таможня твердо убеждена, что ее директивные и

инструктивные документы и практика работы строго направлены на защиту

экономических и финансовых интересов государства. При этом не всегда

учитывается, что сиюминутные финансовые достижения могут в конечном счете

оборачиваться для Государства крупными экономическими и социальными потерями.

В первую очередь это относится к формальным процедурам таможенной очистки

грузов, приводящим к значительным потерям транспортного времени. Это приводит

к нарушению основного современного принципа транспортировки грузов, который

заключается в доставке его потребителю “от двери до двери” в минимально

короткие сроки. Процедуры таможенных досмотров через несколько таможенных

постов, бюрократия оформления таможенных документов приводит к отторжению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты