Писемского, А. К. Толстого. У него были превосходные сценические данные:
звучный с прононсом голос, яркий выразительный жест и тонкая мимика.
Рассказов покорял оренбургскую публику исполнением роли Апполона
Мурзавецкого, самоуверенного, скользящего по поверхности чувств
легкомысленного жуира, и Хлестакова, которого он играл блестяще.
В 1891 году, спустя 15 лет, Рассказов вновь появляется на оренбургской сцене,
играя Льва Гурыча Синичкина в классическом водевиле Ленского. "Он оживил
сцену своим появлением и дал нам случай сравнить с ним новых исполнителей. Он
может служить для молодежи примером того, как в игру надо вкладывать всю
душу, а не читать только роли", – писал "Оренбургский листок" 13 февраля 1894
г.
Оренбург был колыбелью многих актеров, ставших впоследствии гордостью русской
сцены. Здесь выступала в начале своей актерской карьеры великая русская
актриса Пелагея Антоновна Стрепетова. В своих "Воспоминаниях и письмах"
Стрепетова отмечает, что в 1869 году Рассказов снял Самарский театр, где и
начались ее первые выступления. Из Самары труппа выехала в Оренбург. Здесь в
1875 и в 1876 годах Стрепетова играла преимущественно в пьесах Островского и
Писемского. Наиболее ярко ее дарование проявилось в "Горькой судьбине" в роли
Лизаветы. Много позже, когда Стрепетова играла в Москве, Лизавета стала ее
коронной ролью.
Другой ролью, которой Стрепетова покоряла зрителей, была роль Катерины в
"Грозе". Эти образы были ей близки, дороги и созвучны по мироощущению.
Стрепетова была актрисой одной роли – ее волновала трагическая судьба русской
женщины.
Особенность Стрепетовой как актрисы состояла в том, что она не играла в
обычном понимании этого слова, а отдавала всю страсть, весь свой недюжинный
темперамент исполнению роли. Она играла не роль, а то, что волновало ее как
женщину, как человека. Катерина и Лизавета выражали то, что испытала
Стрепетова в своей личной жизни. Вот почему эта гениальная актриса достигала
такого раскрытия образа, которое целиком захватывало зрителя.
А. Н. Островский любил и ценил Стрепетову. Но и он отмечает, что Пелагея
Антоновна не хотела, а подчас и не умела выходить за пределы своей темы –
трагической судьбы русской женщины.
М. И. Велизарий в своей книге "Путь провинциальной актрисы" рассказывает о
работе Стрепетовой в Александринском театре: "Впервые я увидела ее в роли
Кручининой в "Без вины виноватые". Я знала, что Стрепетова на Александринской
сцене недавно после многих лет работы в провинции. Говорили, что она горбата,
некрасива. Но когда я ее увидела в первый раз, я поняла, что слухи о ее
некрасивости преувеличены.
На сцене двигалась немного сгорбленная, но не горбатая женщина небольшого
роста, с прекрасными, умными и страдальческими глазами. Заговорила. Красивый
звук – немного странная певучесть тона. Но не пафос, а что-то своеобразное.
Так говорят простые русские женщины. Ничего поражающего. жду. И вот
Стрепетова, взглянув на карточку, которую ей дает легкомысленная подруга,
узнает любимого человека, отца ее ребенка; он женится на ее подруге. У нее
вырывается какой-то глухой крик:
– А-а-а!
Но не "из себя", как вскрикивают обычно актрисы, показывая испуг, изумление,
отчаяние, а "в себя".
С этого момента вы уже под властью ее темперамента. Конец акта, когда она
выгоняет обманувшего ее любовника и бежит к своему умирающему ребенку, идет в
таком бурном темпе, что зал разражается громом рукоплесканий. И дальше вы уже
не замечаете ее внешности: вы целиком под ее обаянием"
[10].
На сцене Оренбургского театра начал свою творческую жизнь и другой
представитель русского реалистического искусства – Модест Иванович Писарев.
Еще будучи студентом Московского университета, Писарев сблизился с
театралами, которые группировались вокруг Островского. После нескольких лет
игры на любительской сцене в Москве Писарев уезжает в провинцию, где пробует
свои силы в ряде ответственных ролей, добиваясь общего признания. Вместе со
своей женой Пелагеей Стрепетовой Писарев служит в труппе Рассказова, где
выступает преимущественно в пьесах Островского: "Не так живи, как хочется" и
"Свои люди, сочтемся". Особенно удавалась ему роль Арбенина в лермонтовском
"Маскараде". В пьесе Писемского "Горькая судьбина" Писарев мастерски исполнял
роль Анания.
После Оренбурга Модест Иванович выступал в Москве в Народном театре, а затем в
Пушкинском театре у А. А. Борзенко. "Уже одно то, что руководителем этого
театра был приглашен такой просвещенный и принципиальный человек, как Модест
Иванович Писарев, достаточно красноречиво рекомендовало само дело"
[11].
В 1885 г. Писарев перешел на сцену Александринского театра. Он резко
отличался от других одним своим видом. "В нем ничего не было от "актера".
Рампа, привычка всегда быть на глазах у публики, – никак не отразилась на
нем. Его скорее можно было принять за ученого, привыкшего к кабинетной
работе. Печать глубокой думы лежала на его лице. Он всегда точно
отсутствовал, всецело уходя в свои мысли.
Его умное, доброе лицо, задумчивые глаза, вся манера держать себя говорили о
том, что тут имеешь дело с человеком содержательным, культурным, серьезным.
Благожелательностью и уравновешенностью веяло от него.
Он был очень сценичен. Высокий лоб, правильные, крупные черты лица, светлые
большие глаза, мощная статная фигура, – все это как нельзя кстати подходило к
его коронной роли Несчастливцева, прославившей Писарева на всю Россию"
[12].
В труппе Рассказова ведущее положение занимал герой-любовник П. М. Свободин.
Актер большой эмоциональности, Свободин уже после первого выступления в
"Гамлете" завладел оренбургской публикой. Также он захватил зрителей в
Тартюфе, Чацком, Отелло.
Даже в труппе Рассказова, богатой дарованиями, Свободин выделялся огромным
темпераментом и высокой культурой. Его выступления в театре и на концертах
сопровождались шумным успехом. Свободин презирал местную знать. Демонстрируя
свое неуважение к "партеру", Свободин часто искажал тексты ролей. Однажды,
читая монолог Гамлета, он, подойдя к рампе, громко вопрашал: "Бить или не
бить?" Присутствовавший в зале оренбургский полицмейстер, усмотрев в этом
"признаки нарушения общественного спокойствия", арестовал Свободина.
Фельетонист "Оренбургского листка", аппелируя к читателям, писал: "Г-н
Свободин отныне не свободен". Друзья вызволили Свободина из-под ареста, и он
вынужден был навсегда покинуть Оренбург.
Позже Свободин служил в крупнейших театрах провинции, а в конце 80-х годов
поступил на сцену Михайловского театра в Петербурге.
Представителем романтического направления был В. М. Петипа – один из
талантливейших отпрысков знаменитой семьи Петипа. Виктор Мариусович прибыл в
Оренбург совсем юным актером. И здесь, что называется, нашел себя: именно в
Оренбурге он создал лучший на русской сцене образ герцога Рейштадского в
драме Ростана "Орленок". "Г-н Петипа изображает сына Наполеона исторически
верно, с блеском несомненного таланта, – писал рецензент "Оренбургской
газеты". – Артисту заслуженно поднесли венки и ценные подарки, его наградили
громом рукоплесканий и оваций. Желаем юному артисту дальнейших успехов – из
орленка стать орлом русской сцены". Виктор Петипа, работая впоследствии в
Харькове в труппе Н. Н. Синельникова, вписал не одну блестящую страницу в
историю русского периферийного театра.
В расцвете творческих сил работал в Оренбурге М. М. Тарханов. В телеграмме,
опубликованной в журнале "Театр и искусство", отмечалось, что на роли комиков и
простаков в театр приглашен Тарханов[13]
. В течение одного сезона Михаил Михайлович переиграл огромное количество ролей,
выступая буквально в каждом спектакле. Актер огромного сценического обаяния,
Тарханов, несмотря на спешку в работе, умел находить яркое, типичное,
комическое в каждом образе. Причем, что бы ни играл Михаил Михайлович, он
никогда не впадал в шарж, не гнался за дешевым успехом, за аплодисментами.
Местные газеты в рецензиях отмечали, что Тарханову – ученику щепкинской школы –
предстоит "большое будущее".
После Оренбурга Михаил Михайлович работал в Харькове, в Киеве, Орле,
участвовал в гастрольных поездках братьев Адельгейм, М. Дальского, П.
Орленева, М. Петипа. Старую провинцию Тарханов исколесил вдоль и поперек,
сыграв свыше 800 ролей.
В своей статье "Как я стал актером" Тарханов с особой теплотой вспоминает о
своей работе с М. М. Петипа: "Большой, разнообразный комедийный репертуар был
отличительной особенностью его театра. После театра трагедии, каким был в
сущности театр Дальского, работа у Петипа вошла в мою творческую биографию
как новый для меня и совершенно необходимый этап.
У Петипа я научился владеть диалогом, у него же я впервые со всей силой
познал чувство творческого контакта с партнером. Этим, я думаю, следует
объяснить тот факт, что, работая у Петипа, я добился первых серьезных
успехов.
В "Тартюфе" я играл Оргона, имел партнером Петипа. Надо ли говорить, как я был
счастлив, получив от него высокую похвалу в виде надписи на фотографии:
"Лучшему Оргону, с которым я играл"[14].
Кроме этих мастеров в Оренбурге играли такие актеры, как П. К Дьяконов, Е. А.
Волгина-Покровская, З. Н. Донская, К. Э. Пузинский,
А. П. Двинский, Шателен, Малевская-Гофман, Лаврова-Брянская,
Матрозова,Чарусская, Е. Горская, Микулин, Малевский, Степанов, Звездич, А. М.
Мичурин.
В последние годы перед Октябрьской революцией в театре работали А. Н. Андреев
и З. Н. Зорич, впоследствии заслуженные артисты РСФСР; Е. О. Любимов-Ланский,
впоследствии художественный руководитель театра имени Моссовета, народный
артист РСФСР; Н. А. Светловидов, впоследствии ведущий артист Московского
Малого театра, народный артист РСФСР.
2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге
В 80-е годы прошлого столетия Оренбург приобрел славу театрального города.
Если кто-либо из крупных московских актеров собирался в провинцию, Оренбург
автоматически включался в маршрут гастрольного турне.
Известный трагик М. Т. Иванов-Козельский играл в Оренбурге Гамлета и Отелло,
местные зрители видели В. Н. Андреева-Бурлака в роли Счастливцева («Лес»
Островского) и слушали в его исполнении «Записки сумасшедшего» Гоголя. На
здешней сцене актриса Московского Малого театра Е. К. Лешковская играла
Глафиру в «Волках и овцах».
Ф. Н. Горев включал в свой гастрольный репертуар «Женитьбу» Гоголя и «Короля
Лира» Шекспира. До сих пор старожилы города хранят рассказы о том, как играла
В. Ф. Комиссаржевская Варю в «Дикарке» Островского и Соловьева.
М. Т. Иванов-Козельский, которого многие считали "наследником Мочалова",
выступал в Оренбурге в 1885 году. Актер огромного дарования, признанный
"шекспирист", Козельский проникновенно исполнял Гамлета. В Оренбурге он
выступал в пьесах "От судьбы не уйдешь", "В семье преступника" и в
шекспировской трагедии. Рецензия, помещенная в местной газете, коротко, но
выразительно отражает настроение зрительного зала: "Иванов-Козельский обнаружил
несомненные дарования. Реализм в драматических местах был так велик, что
некоторые из наших дам падали в обморок, за что нельзя не попенять на артиста"
[15].
Как свидетельствует постоянная спутница его гастролей Мария Велизарий,
Козельский был небольшого роста с некрасивым и маловыразительным лицом. Вся
сила его очарования была в голосе. Слезы, звучавшие в голосе Козельского,
были так правдивы и так трогали самую разнообразную публику, что целое
поколение актеров подражало ему в очень многих деталях.
"Козельский был оригинальный Гамлет, Гамлет-философ. Никакой неврастении, как
у других Гамлетов, у него не было.
Если сравнивать двух исполнителей Гамлета – Дальского и Козельского, то у
Дальского внешний рисунок был сделан гораздо интереснее. Но, благодаря
изумительному голосу Иванова-Козельского, публика забывала его неэффективную
внешность. В самом тоне его Гамлета была изумительная простота.
Особенное впечатление производила сцена встречи Гамлета с тенью отца в первом
акте. Здесь в голосе Козельского было так много любви. Лицо его было лицом
человека, близкого к умопомешательству. Да, он способен был сойти с ума по
дорогому, так бесчеловечно убитому отцу. И его фраза : "Вот он уходит. ушел."
звучала таким горем, таким отчаянием, как будто вместе с этим дорогим образом
исчезло все для бедного Гамлета"[16].
В 1885 году приезжал в Оренбург на гастроли В. Н. Андреев-Бурлак блеснул
коронной ролью Аркашки в "Лесе" Островского и затем по традиции на одном из
спектаклей прочел "Записки сумасшедшего".
Народный артист СССР Ю. М. Юрьев рассказывает о встрече А. Н. Островского с
Андреевым-Бурлаком:
"Особой популярностью пользовался "Лес" Островского, главным образом
благодаря участию в нем известного комика В. Н. Андреева-Бурлака и М. И.
Писарева, прославившихся в ролях Аркашки и Несчастливцева. А между тем, когда
Андреев-Бурлак вздумал продебютировать в Малом театре в своей коронной роли
Аркашки, – он не был принят: препятствием к тому послужило якобы несоблюдение
Андреевым-Бурлаком текста Островского.
Его бывший партнер по пьесе, постоянно игравший с ним Несчастливцева, –
Модест Иванович Писарев рассказывал как-то нам, актерам Александринского
театра, что когда Островский, много наслышанный о талантливом исполнении роли
Аркашки Андреевым-Бурлаком, пошел посмотреть его в этой роли, то по окончании
спектакля он возымел желание с ним познакомиться. Пройдя к нему в уборную,
Александр Николаевич горячо благодарил его за доставленное удовольствие и, со
свойственной ему манерой спотыкаться на согласных, добавил:
– З-замечательно. эт-то з-замечательно. Только знаете что?.
Я эт-того н-никогда н-не писал. Но з-замечательно. эт-то в образе.
з-замечательно!
И тут же дал Андрееву-Бурлаку разрешение ввести в текст роли Аркашки некоторые
фразы, т.е., иначе говоря, "отсебятины" артиста, которыми в настоящее время
пользуются многие исполнители этой роли"[17]
.
Выступала в Оренбурге и В. Ф. Комиссаржевская, гениальная "актриса жизни",
как метко назвал ее П. Д. Боборыкин. Первое выступление состоялось 20 августа
1891 года, второе – весной 1903 года.
Впервые как актриса драматического театра Вера Федоровна выступала в 1893
году в Новочеркасске в труппе Н. Н. Синельникова. За два года до этого Вера
Федоровна вместе со свои отцом, знаменитым тенором, бывшим артистом
императорских театров Ф. П. Комиссаржевским, приезжала в Оренбург. Здесь она
выступала в концерте на сцене городского театра. Вера Федоровна исполняла
арию няни из оперы "Евгений Онегин" и арию Зибеля из оперы "Фауст". Рецензент
местной газеты писал, что В. Ф. Комиссаржевская "фразировкой, страстностью и
изяществом исполнения напоминала своего отца в молодости".
Весной 1903 года Комиссаржевская вновь приезжает в Оренбург, но уже в
качестве драматической актрисы. "Гастроли г-жи Комиссаржевской в городском
театре, – писал "Оренбургский листок", – ограничились всего тремя
спектаклями, привлекшими массу публики; были проданы даже места в оркестре.
Шли "Дикарка" Островского, "Вопрос" Суворина и "Волшебная сказка" Потапенко.
Даровитая артистка очаровала оренбургскую публику талантливой и нервной
игрой, нежностью дикции, теплотой и поэтической передачей текста, искренним
увлечением сценическими положениями. Мы благодарим случай, давший возможность
оренбуржцам "наяву" увидеть это чудо, о котором они столько наслышаны из
текущей прессы".
В начале мая 1905 года "Оренбургский листок" сообщал: "Мы можем поделиться с
нашей театральной публикой интересным фактом: 13, 14 и15 мая в Оренбургском
городском театре состоится три гастрольных спектакля артистов Московского
Малого императорского театра при участии Елены Константиновны Лешковской.
Приезд артистов первого русского театра – событие безусловно выдающееся".
Через день газета отмечала: "К появившемуся объявлению о предстоящих
спектаклях артистов Малого театра с участием г-жи Лешковской публика
отнеслась очень внимательно. Несмотря на сравнительно отдаленное время
приезда ожидаемых гостей и открытие летнего театра, билеты раскупаются с боя
и почти уже распроданы". В Оренбурге Е. К. Лешковская выступала в пьесах
"Волки и овцы", "Сильные и слабые" и "Мисс Гобс".
Заключение
Театр в России всегда был народным достоянием,непреходящей ценностью. И сегодня он ищет собственные пути в выборе репертуара,
решении постановки спектаклей. Зрители отвечают ему сопереживанием,
благодарностью и громом аплодисментов.
Недавнее триумфальное выступление в Нью-Йорке труппы Г. Волчек говорит о том,
что театр в России не только не сдает своих позиций, но наоборот – находится
в авангарде мирового театрального искусства.
Не потерял своего значения и провинциальный театр. Несмотря на сегодняшнее
тяжелейшее в экономическом и духовном смысле время, он не пустует. А это
значит, что есть повод для оптимизма: Россия возродится и будет процветать.
Литература
1. Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938.
2. Зобов Ю. С., Футорянский Л. И. Родной истории страницы. К 250-летию
Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области. – Оренбург, 1994.
3. Из прошлого Оренбургского края / Под ред. А. Борисова. – Чкалов: Изд-
во "Чкаловская коммуна", 1939.
4. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское
книжное издательство, 1996.
5. История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989.
6. История Урала в период капитализма. Том 1. Пермь, Кн. изд-во, 1976.
7. Любовь и Восток. – М., 1994.
8. Незнамов М. Старейший русский театр на Урале / Под общ. ред. Ю.
Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. – 130 с.
9. Оренбург. Путеводитель-справочник. – Челябинск: Южно-Улальское книжное
издательство, 1977.
10. Оренбургскому краю – 250 лет. Материалы юбилейной научной конференции,
посвященной 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области.
– Оренбург, 1994.
11. О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948.
12. Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947.
13. П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. – М.:
Искусство,1959.
14. Правдухина Е. Театр в Оренбурге. Чкаловский областной драматический театр
им. А. М. Горького. 100 лет. – Чкаловское книжное издательство, 1957.
15. Советский энциклопедический словарь. – М., 1986.
16. Театральная энциклопедия. – М., 1978.
17. Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. – 192 с.
18. Энгельс Ф. О России. М., 1923.
19. Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство, 1938.
20. Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное издательство,
1951.
[1] О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948. С. 467.
[2] Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. С. 18.
[3] Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.:
Государственное музыкальное издательство, 1951.
[4] Энгельс Ф. О России. М., 1923. С. 33.
[5] История Оренбуржья. – Оренбург, 1996. С. 114.
[6] Правдухина Е. Театр в Оренбурге.
Чкаловский областной драматический театр им. А. М. Горького. – Чкаловское
книжное издательство, 1957. С. 14.
[7] Там же.
[8]Незнамов М. Старейший русский театр на
Урале / Под общ. ред. Ю. Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. С. 23.
[9] Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947. С. 62.
[10] Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 40.
[11] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 73.
[12] Там же.
[13] Театр и искусство, № 5, 1911. С. 6.
[14] Театр, № 10, 1938. С. 14-15.
[15] Незнамов М. Старейший русский театр
на Урале. – Чкаловское издательство, 1948. С. 34.
[16] Велизарий М. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 37.
[17] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 89.