Диплом: Театр Южного Урала 1861-1917 гг.

Писемского, А. К. Толстого. У него были превосходные сценические данные:

звучный с прононсом голос, яркий выразительный жест и тонкая мимика.

Рассказов покорял оренбургскую публику исполнением роли Апполона

Мурзавецкого, самоуверенного, скользящего по поверхности чувств

легкомысленного жуира, и Хлестакова, которого он играл блестяще.

В 1891 году, спустя 15 лет, Рассказов вновь появляется на оренбургской сцене,

играя Льва Гурыча Синичкина в классическом водевиле Ленского. "Он оживил

сцену своим появлением и дал нам случай сравнить с ним новых исполнителей. Он

может служить для молодежи примером того, как в игру надо вкладывать всю

душу, а не читать только роли", – писал "Оренбургский листок" 13 февраля 1894

г.

Оренбург был колыбелью многих актеров, ставших впоследствии гордостью русской

сцены. Здесь выступала в начале своей актерской карьеры великая русская

актриса Пелагея Антоновна Стрепетова. В своих "Воспоминаниях и письмах"

Стрепетова отмечает, что в 1869 году Рассказов снял Самарский театр, где и

начались ее первые выступления. Из Самары труппа выехала в Оренбург. Здесь в

1875 и в 1876 годах Стрепетова играла преимущественно в пьесах Островского и

Писемского. Наиболее ярко ее дарование проявилось в "Горькой судьбине" в роли

Лизаветы. Много позже, когда Стрепетова играла в Москве, Лизавета стала ее

коронной ролью.

Другой ролью, которой Стрепетова покоряла зрителей, была роль Катерины в

"Грозе". Эти образы были ей близки, дороги и созвучны по мироощущению.

Стрепетова была актрисой одной роли – ее волновала трагическая судьба русской

женщины.

Особенность Стрепетовой как актрисы состояла в том, что она не играла в

обычном понимании этого слова, а отдавала всю страсть, весь свой недюжинный

темперамент исполнению роли. Она играла не роль, а то, что волновало ее как

женщину, как человека. Катерина и Лизавета выражали то, что испытала

Стрепетова в своей личной жизни. Вот почему эта гениальная актриса достигала

такого раскрытия образа, которое целиком захватывало зрителя.

А. Н. Островский любил и ценил Стрепетову. Но и он отмечает, что Пелагея

Антоновна не хотела, а подчас и не умела выходить за пределы своей темы –

трагической судьбы русской женщины.

М. И. Велизарий в своей книге "Путь провинциальной актрисы" рассказывает о

работе Стрепетовой в Александринском театре: "Впервые я увидела ее в роли

Кручининой в "Без вины виноватые". Я знала, что Стрепетова на Александринской

сцене недавно после многих лет работы в провинции. Говорили, что она горбата,

некрасива. Но когда я ее увидела в первый раз, я поняла, что слухи о ее

некрасивости преувеличены.

На сцене двигалась немного сгорбленная, но не горбатая женщина небольшого

роста, с прекрасными, умными и страдальческими глазами. Заговорила. Красивый

звук – немного странная певучесть тона. Но не пафос, а что-то своеобразное.

Так говорят простые русские женщины. Ничего поражающего. жду. И вот

Стрепетова, взглянув на карточку, которую ей дает легкомысленная подруга,

узнает любимого человека, отца ее ребенка; он женится на ее подруге. У нее

вырывается какой-то глухой крик:

– А-а-а!

Но не "из себя", как вскрикивают обычно актрисы, показывая испуг, изумление,

отчаяние, а "в себя".

С этого момента вы уже под властью ее темперамента. Конец акта, когда она

выгоняет обманувшего ее любовника и бежит к своему умирающему ребенку, идет в

таком бурном темпе, что зал разражается громом рукоплесканий. И дальше вы уже

не замечаете ее внешности: вы целиком под ее обаянием"

[10].

На сцене Оренбургского театра начал свою творческую жизнь и другой

представитель русского реалистического искусства – Модест Иванович Писарев.

Еще будучи студентом Московского университета, Писарев сблизился с

театралами, которые группировались вокруг Островского. После нескольких лет

игры на любительской сцене в Москве Писарев уезжает в провинцию, где пробует

свои силы в ряде ответственных ролей, добиваясь общего признания. Вместе со

своей женой Пелагеей Стрепетовой Писарев служит в труппе Рассказова, где

выступает преимущественно в пьесах Островского: "Не так живи, как хочется" и

"Свои люди, сочтемся". Особенно удавалась ему роль Арбенина в лермонтовском

"Маскараде". В пьесе Писемского "Горькая судьбина" Писарев мастерски исполнял

роль Анания.

После Оренбурга Модест Иванович выступал в Москве в Народном театре, а затем в

Пушкинском театре у А. А. Борзенко. "Уже одно то, что руководителем этого

театра был приглашен такой просвещенный и принципиальный человек, как Модест

Иванович Писарев, достаточно красноречиво рекомендовало само дело"

[11].

В 1885 г. Писарев перешел на сцену Александринского театра. Он резко

отличался от других одним своим видом. "В нем ничего не было от "актера".

Рампа, привычка всегда быть на глазах у публики, – никак не отразилась на

нем. Его скорее можно было принять за ученого, привыкшего к кабинетной

работе. Печать глубокой думы лежала на его лице. Он всегда точно

отсутствовал, всецело уходя в свои мысли.

Его умное, доброе лицо, задумчивые глаза, вся манера держать себя говорили о

том, что тут имеешь дело с человеком содержательным, культурным, серьезным.

Благожелательностью и уравновешенностью веяло от него.

Он был очень сценичен. Высокий лоб, правильные, крупные черты лица, светлые

большие глаза, мощная статная фигура, – все это как нельзя кстати подходило к

его коронной роли Несчастливцева, прославившей Писарева на всю Россию"

[12].

В труппе Рассказова ведущее положение занимал герой-любовник П. М. Свободин.

Актер большой эмоциональности, Свободин уже после первого выступления в

"Гамлете" завладел оренбургской публикой. Также он захватил зрителей в

Тартюфе, Чацком, Отелло.

Даже в труппе Рассказова, богатой дарованиями, Свободин выделялся огромным

темпераментом и высокой культурой. Его выступления в театре и на концертах

сопровождались шумным успехом. Свободин презирал местную знать. Демонстрируя

свое неуважение к "партеру", Свободин часто искажал тексты ролей. Однажды,

читая монолог Гамлета, он, подойдя к рампе, громко вопрашал: "Бить или не

бить?" Присутствовавший в зале оренбургский полицмейстер, усмотрев в этом

"признаки нарушения общественного спокойствия", арестовал Свободина.

Фельетонист "Оренбургского листка", аппелируя к читателям, писал: "Г-н

Свободин отныне не свободен". Друзья вызволили Свободина из-под ареста, и он

вынужден был навсегда покинуть Оренбург.

Позже Свободин служил в крупнейших театрах провинции, а в конце 80-х годов

поступил на сцену Михайловского театра в Петербурге.

Представителем романтического направления был В. М. Петипа – один из

талантливейших отпрысков знаменитой семьи Петипа. Виктор Мариусович прибыл в

Оренбург совсем юным актером. И здесь, что называется, нашел себя: именно в

Оренбурге он создал лучший на русской сцене образ герцога Рейштадского в

драме Ростана "Орленок". "Г-н Петипа изображает сына Наполеона исторически

верно, с блеском несомненного таланта, – писал рецензент "Оренбургской

газеты". – Артисту заслуженно поднесли венки и ценные подарки, его наградили

громом рукоплесканий и оваций. Желаем юному артисту дальнейших успехов – из

орленка стать орлом русской сцены". Виктор Петипа, работая впоследствии в

Харькове в труппе Н. Н. Синельникова, вписал не одну блестящую страницу в

историю русского периферийного театра.

В расцвете творческих сил работал в Оренбурге М. М. Тарханов. В телеграмме,

опубликованной в журнале "Театр и искусство", отмечалось, что на роли комиков и

простаков в театр приглашен Тарханов[13]

. В течение одного сезона Михаил Михайлович переиграл огромное количество ролей,

выступая буквально в каждом спектакле. Актер огромного сценического обаяния,

Тарханов, несмотря на спешку в работе, умел находить яркое, типичное,

комическое в каждом образе. Причем, что бы ни играл Михаил Михайлович, он

никогда не впадал в шарж, не гнался за дешевым успехом, за аплодисментами.

Местные газеты в рецензиях отмечали, что Тарханову – ученику щепкинской школы –

предстоит "большое будущее".

После Оренбурга Михаил Михайлович работал в Харькове, в Киеве, Орле,

участвовал в гастрольных поездках братьев Адельгейм, М. Дальского, П.

Орленева, М. Петипа. Старую провинцию Тарханов исколесил вдоль и поперек,

сыграв свыше 800 ролей.

В своей статье "Как я стал актером" Тарханов с особой теплотой вспоминает о

своей работе с М. М. Петипа: "Большой, разнообразный комедийный репертуар был

отличительной особенностью его театра. После театра трагедии, каким был в

сущности театр Дальского, работа у Петипа вошла в мою творческую биографию

как новый для меня и совершенно необходимый этап.

У Петипа я научился владеть диалогом, у него же я впервые со всей силой

познал чувство творческого контакта с партнером. Этим, я думаю, следует

объяснить тот факт, что, работая у Петипа, я добился первых серьезных

успехов.

В "Тартюфе" я играл Оргона, имел партнером Петипа. Надо ли говорить, как я был

счастлив, получив от него высокую похвалу в виде надписи на фотографии:

"Лучшему Оргону, с которым я играл"[14].

Кроме этих мастеров в Оренбурге играли такие актеры, как П. К Дьяконов, Е. А.

Волгина-Покровская, З. Н. Донская, К. Э. Пузинский,

А. П. Двинский, Шателен, Малевская-Гофман, Лаврова-Брянская,

Матрозова,Чарусская, Е. Горская, Микулин, Малевский, Степанов, Звездич, А. М.

Мичурин.

В последние годы перед Октябрьской революцией в театре работали А. Н. Андреев

и З. Н. Зорич, впоследствии заслуженные артисты РСФСР; Е. О. Любимов-Ланский,

впоследствии художественный руководитель театра имени Моссовета, народный

артист РСФСР; Н. А. Светловидов, впоследствии ведущий артист Московского

Малого театра, народный артист РСФСР.

2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге

В 80-е годы прошлого столетия Оренбург приобрел славу театрального города.

Если кто-либо из крупных московских актеров собирался в провинцию, Оренбург

автоматически включался в маршрут гастрольного турне.

Известный трагик М. Т. Иванов-Козельский играл в Оренбурге Гамлета и Отелло,

местные зрители видели В. Н. Андреева-Бурлака в роли Счастливцева («Лес»

Островского) и слушали в его исполнении «Записки сумасшедшего» Гоголя. На

здешней сцене актриса Московского Малого театра Е. К. Лешковская играла

Глафиру в «Волках и овцах».

Ф. Н. Горев включал в свой гастрольный репертуар «Женитьбу» Гоголя и «Короля

Лира» Шекспира. До сих пор старожилы города хранят рассказы о том, как играла

В. Ф. Комиссаржевская Варю в «Дикарке» Островского и Соловьева.

М. Т. Иванов-Козельский, которого многие считали "наследником Мочалова",

выступал в Оренбурге в 1885 году. Актер огромного дарования, признанный

"шекспирист", Козельский проникновенно исполнял Гамлета. В Оренбурге он

выступал в пьесах "От судьбы не уйдешь", "В семье преступника" и в

шекспировской трагедии. Рецензия, помещенная в местной газете, коротко, но

выразительно отражает настроение зрительного зала: "Иванов-Козельский обнаружил

несомненные дарования. Реализм в драматических местах был так велик, что

некоторые из наших дам падали в обморок, за что нельзя не попенять на артиста"

[15].

Как свидетельствует постоянная спутница его гастролей Мария Велизарий,

Козельский был небольшого роста с некрасивым и маловыразительным лицом. Вся

сила его очарования была в голосе. Слезы, звучавшие в голосе Козельского,

были так правдивы и так трогали самую разнообразную публику, что целое

поколение актеров подражало ему в очень многих деталях.

"Козельский был оригинальный Гамлет, Гамлет-философ. Никакой неврастении, как

у других Гамлетов, у него не было.

Если сравнивать двух исполнителей Гамлета – Дальского и Козельского, то у

Дальского внешний рисунок был сделан гораздо интереснее. Но, благодаря

изумительному голосу Иванова-Козельского, публика забывала его неэффективную

внешность. В самом тоне его Гамлета была изумительная простота.

Особенное впечатление производила сцена встречи Гамлета с тенью отца в первом

акте. Здесь в голосе Козельского было так много любви. Лицо его было лицом

человека, близкого к умопомешательству. Да, он способен был сойти с ума по

дорогому, так бесчеловечно убитому отцу. И его фраза : "Вот он уходит. ушел."

звучала таким горем, таким отчаянием, как будто вместе с этим дорогим образом

исчезло все для бедного Гамлета"[16].

В 1885 году приезжал в Оренбург на гастроли В. Н. Андреев-Бурлак блеснул

коронной ролью Аркашки в "Лесе" Островского и затем по традиции на одном из

спектаклей прочел "Записки сумасшедшего".

Народный артист СССР Ю. М. Юрьев рассказывает о встрече А. Н. Островского с

Андреевым-Бурлаком:

"Особой популярностью пользовался "Лес" Островского, главным образом

благодаря участию в нем известного комика В. Н. Андреева-Бурлака и М. И.

Писарева, прославившихся в ролях Аркашки и Несчастливцева. А между тем, когда

Андреев-Бурлак вздумал продебютировать в Малом театре в своей коронной роли

Аркашки, – он не был принят: препятствием к тому послужило якобы несоблюдение

Андреевым-Бурлаком текста Островского.

Его бывший партнер по пьесе, постоянно игравший с ним Несчастливцева, –

Модест Иванович Писарев рассказывал как-то нам, актерам Александринского

театра, что когда Островский, много наслышанный о талантливом исполнении роли

Аркашки Андреевым-Бурлаком, пошел посмотреть его в этой роли, то по окончании

спектакля он возымел желание с ним познакомиться. Пройдя к нему в уборную,

Александр Николаевич горячо благодарил его за доставленное удовольствие и, со

свойственной ему манерой спотыкаться на согласных, добавил:

– З-замечательно. эт-то з-замечательно. Только знаете что?.

Я эт-того н-никогда н-не писал. Но з-замечательно. эт-то в образе.

з-замечательно!

И тут же дал Андрееву-Бурлаку разрешение ввести в текст роли Аркашки некоторые

фразы, т.е., иначе говоря, "отсебятины" артиста, которыми в настоящее время

пользуются многие исполнители этой роли"[17]

.

Выступала в Оренбурге и В. Ф. Комиссаржевская, гениальная "актриса жизни",

как метко назвал ее П. Д. Боборыкин. Первое выступление состоялось 20 августа

1891 года, второе – весной 1903 года.

Впервые как актриса драматического театра Вера Федоровна выступала в 1893

году в Новочеркасске в труппе Н. Н. Синельникова. За два года до этого Вера

Федоровна вместе со свои отцом, знаменитым тенором, бывшим артистом

императорских театров Ф. П. Комиссаржевским, приезжала в Оренбург. Здесь она

выступала в концерте на сцене городского театра. Вера Федоровна исполняла

арию няни из оперы "Евгений Онегин" и арию Зибеля из оперы "Фауст". Рецензент

местной газеты писал, что В. Ф. Комиссаржевская "фразировкой, страстностью и

изяществом исполнения напоминала своего отца в молодости".

Весной 1903 года Комиссаржевская вновь приезжает в Оренбург, но уже в

качестве драматической актрисы. "Гастроли г-жи Комиссаржевской в городском

театре, – писал "Оренбургский листок", – ограничились всего тремя

спектаклями, привлекшими массу публики; были проданы даже места в оркестре.

Шли "Дикарка" Островского, "Вопрос" Суворина и "Волшебная сказка" Потапенко.

Даровитая артистка очаровала оренбургскую публику талантливой и нервной

игрой, нежностью дикции, теплотой и поэтической передачей текста, искренним

увлечением сценическими положениями. Мы благодарим случай, давший возможность

оренбуржцам "наяву" увидеть это чудо, о котором они столько наслышаны из

текущей прессы".

В начале мая 1905 года "Оренбургский листок" сообщал: "Мы можем поделиться с

нашей театральной публикой интересным фактом: 13, 14 и15 мая в Оренбургском

городском театре состоится три гастрольных спектакля артистов Московского

Малого императорского театра при участии Елены Константиновны Лешковской.

Приезд артистов первого русского театра – событие безусловно выдающееся".

Через день газета отмечала: "К появившемуся объявлению о предстоящих

спектаклях артистов Малого театра с участием г-жи Лешковской публика

отнеслась очень внимательно. Несмотря на сравнительно отдаленное время

приезда ожидаемых гостей и открытие летнего театра, билеты раскупаются с боя

и почти уже распроданы". В Оренбурге Е. К. Лешковская выступала в пьесах

"Волки и овцы", "Сильные и слабые" и "Мисс Гобс".

Заключение

Театр в России всегда был народным достоянием,

непреходящей ценностью. И сегодня он ищет собственные пути в выборе репертуара,

решении постановки спектаклей. Зрители отвечают ему сопереживанием,

благодарностью и громом аплодисментов.

Недавнее триумфальное выступление в Нью-Йорке труппы Г. Волчек говорит о том,

что театр в России не только не сдает своих позиций, но наоборот – находится

в авангарде мирового театрального искусства.

Не потерял своего значения и провинциальный театр. Несмотря на сегодняшнее

тяжелейшее в экономическом и духовном смысле время, он не пустует. А это

значит, что есть повод для оптимизма: Россия возродится и будет процветать.

Литература

1. Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938.

2. Зобов Ю. С., Футорянский Л. И. Родной истории страницы. К 250-летию

Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области. – Оренбург, 1994.

3. Из прошлого Оренбургского края / Под ред. А. Борисова. – Чкалов: Изд-

во "Чкаловская коммуна", 1939.

4. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское

книжное издательство, 1996.

5. История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989.

6. История Урала в период капитализма. Том 1. Пермь, Кн. изд-во, 1976.

7. Любовь и Восток. – М., 1994.

8. Незнамов М. Старейший русский театр на Урале / Под общ. ред. Ю.

Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. – 130 с.

9. Оренбург. Путеводитель-справочник. – Челябинск: Южно-Улальское книжное

издательство, 1977.

10. Оренбургскому краю – 250 лет. Материалы юбилейной научной конференции,

посвященной 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию Оренбургской области.

– Оренбург, 1994.

11. О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948.

12. Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947.

13. П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. – М.:

Искусство,1959.

14. Правдухина Е. Театр в Оренбурге. Чкаловский областной драматический театр

им. А. М. Горького. 100 лет. – Чкаловское книжное издательство, 1957.

15. Советский энциклопедический словарь. – М., 1986.

16. Театральная энциклопедия. – М., 1978.

17. Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. – 192 с.

18. Энгельс Ф. О России. М., 1923.

19. Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство, 1938.

20. Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное издательство,

1951.

[1] О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948. С. 467.

[2] Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. С. 18.

[3] Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.:

Государственное музыкальное издательство, 1951.

[4] Энгельс Ф. О России. М., 1923. С. 33.

[5] История Оренбуржья. – Оренбург, 1996. С. 114.

[6] Правдухина Е. Театр в Оренбурге.

Чкаловский областной драматический театр им. А. М. Горького. – Чкаловское

книжное издательство, 1957. С. 14.

[7] Там же.

[8]Незнамов М. Старейший русский театр на

Урале / Под общ. ред. Ю. Юзовского – Чкаловское издательство, 1948. С. 23.

[9] Островский А. Н. О театре. М.: Искусство, 1947. С. 62.

[10] Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 40.

[11] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 73.

[12] Там же.

[13] Театр и искусство, № 5, 1911. С. 6.

[14] Театр, № 10, 1938. С. 14-15.

[15] Незнамов М. Старейший русский театр

на Урале. – Чкаловское издательство, 1948. С. 34.

[16] Велизарий М. Путь провинциальной актрисы. М.: Искусство, 1938. С. 37.

[17] Юрьев Ю. М. Записки. М.: Искусство. С. 89.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты