Диплом: Театр Южного Урала 1861-1917 гг.

Диплом: Театр Южного Урала 1861-1917 гг.

Отзыв

на выпускную квалификационную работу студентки 5 курса Оренбургского

государственного университета (научного руководителя) на тему : "Театр Южного

Урала 1861–1917".

Автор (Удьярова Е. В.) сумела на базе основной имеющейся литературы осветить

вопрос о становлении театра не только в творческом плане, но и истории его

помещения (приспособления манежа, соответствующей перестройки и т.д.). Вместе

с тем Удьярова Е. В. коснулась вопроса об артистах местного театра и

выступлении на его сцене известных актеров России, затронула также вопрос о

театральной публике и ее влиянии на репертуар театра.

В целом работа удовлетворяет основным требованиям квалификационной работы, а

ее автор заслуживает положительной оценки.

17 мая 1999 г.

Профессор _______________________________ (Футорянский Л. И.)

Министерство общего и профессионального образования

Оренбургский государственный педагогический университет

Кафедра истории России XX в. и права

Выпускная квалификационная работа

на тему:

"Театр Южного Урала 1861 – 1917 гг."

Работу выполнила:

студентка V курса

Удьярова Е. В.

Научный руководитель:

к. и. н., профессор

Футорянский Л. И.

Оренбург – 1999

П Л А Н

Введение.......................................................................3

1. Театры Южного Урала.........................................................5

1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на Урале.................... 5

1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе........................ 9

2. Театр в Оренбурге..........................................................12

2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии................................12

2.2 Оренбургский театр на пороге нового века.................................23

2.3 Мастера оренбургской сцены................................................28

2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге..........................................37

Заключение....................................................................42

Литература....................................................................43

Введение

"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр?

Затем, что он освежает нашу душу. мощными и разнообразными впечатлениями. и

открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В.

Г. Белинский. Если в русском театре первой половины XIX века

господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия

он начал отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране,

обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги

в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного

переустройства.

Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и

петербургский Александринский (1832). Но театральная жизнь, конечно, не

ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в

провинции – в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале.

Среди наиболее известных и старейших – театры Перми, Уфы, Оренбурга.

Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено много

интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.

В работах "История Урала с древнейших времен до 1861 г." и "История Урала в

период капитализма" – всестороннее описание края: археология, природные

ресурсы, экономика, политика, культура.

В "Истории Оренбуржья" можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна

эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с

деятельностью многих известных личностей.

Незнамов М. "Старейший русский театр на Урале". Используя архивные документы,

выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно описывает историю

возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения, многообразие

репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих "звезд".

В 1956 году Оренбургскому драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой

замечательной дате посвящен юбилейный сборник "Чкаловский областной

драматический театр им. А. М. Горького. 100 лет." Статья Е. Правдухиной

"Театр в Оренбурге" рассказывает о нелегком, но славном пути театра, о его

прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его

подмостках.

Нашей работе во многом помогли мемуары знаменитых актеров (Велизарий М. И.,

Юрьев Ю. М) и рассказы о них (О Ф. И. Шаляпине, П. А. Стрепетовой, К. С.

Станиславском). Для уточнения деталей очень полезны были справочники и

энциклопедии.

1. Театры Южного Урала

1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на Урале

Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные

представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были "Шайка

разбойников" и "Царь Максимилиан".

В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов

– Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров,

носивших любительский характер, выступали представители крепостной

интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с

театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем

долгое время женские роли исполнялись мужчинами.

В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали драматический

кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть

"комедийным сараем". В этом театре ставили пьесу Капниста "Ябеда", оперу

Верстовского "Аскольдова могила", оперу Матинского "Гостиный двор". В 20-х

годах XIX в. существовал театр в административном центре строгановской

вотчины в с. Ильинском.

В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И. Мельникова, впоследствии

известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Театральные

труппы выезжали на гастроли и в губернский город.

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А.

Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В

Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в

наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же

театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского

"Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик" ("Сомнабула"), бессмертной

комедией Гоголя "Ревизор". Но большую часть репертуара по традиции того

времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого

качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские

города – Пермь и Ирбит.

В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального

здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на 800 мест

открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное

театральное здание в Перми.

В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили в 1856 году (труппа

провинциального антрепренера Б. И. Соловьева).

После отмены крепостного права в России быстро развивается провинциальный

театр, у которого в это время появляется новый, демократический зритель. Но

Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная труппа,

включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург, Ирбит. В

репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако

подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.

Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра. Было решено

построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор

пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей.

В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание

построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.

В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля

русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых

взглядов, талантливого режиссера и актера. Он подобрал труппу с большим

старанием. В нее вошли В. Н. Давыдов, З. А. Рунич, И. П. Уманец-Райская,

старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М. И. Бабиков и

др.

Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского зрителя,

так как показал ему образцы настоящего театрального искусства. В следующем,

1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный

коллектив, с которым гастролировал по городам края.

К середине 90-х годов Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные

периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым

провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы (театр содержался

за счет городской думы).

В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен

новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы, в том числе

Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Шаляпин.

В Оренбурге систематически выступали профессиональные драматические и оперные

труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр.

В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских городах – Челябинске,

Кургане, Троицке – появляются театральные труппы (как правило, небольшие и

далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драматическими

спектаклями.

Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов.

Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н. Андреев-Бурлак,

М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, А.

П. Ленский.

Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах

устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в

театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном

"верхи" или, в лучшем случае, представители средних слоев. Между тем

передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении

большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во

второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с

возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле,

Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в др. местах). Эти театры,

отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у

интеллигенции, но и у рабочего зрителя.

1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе

Имя великого певца Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории русской

музыкальной культуры. Целиком обязанный ей своими художественными

достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному театру небывалую славу

далеко за пределами Родины.

Искусство Шаляпина теснейшим образом связано с традициями всего передового

русского театра. Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской

драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое искусство

нашей страны. Именно поэтому создатель Московского Художественного театра К. С.

Станиславский с убежденностью говорил, что Шаляпин – один из учителей не только

оперного, но и драматического актера. "Я свою систему писал с Шаляпина", –

утверждал он[1].

Уфа – город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его артистическая

карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности:

отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в

Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее.

Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора

попытать счастья, и он отправился обратно в Казань.

Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной группы С. Я.

Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс – 6 рублей и билет второго

класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться труппа. "Был

сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не было. Чувствовал

я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе, и куда ехал!

Служить великому искусству, черт возьми!"[2]

Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь на

работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов

хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: "Нет, этого мальчика надо

оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный."

Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все делал с

огромным воодушевлением – чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать

декорации.

Поселился молодой певец в Уфе "у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате,

окно которой выходило прямо на тротуар. На мои 20 рублей жалованья в месяц это

была жизнь достаточно роскошная"[3].

Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары "Певец

из Палермо". Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел

небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко "Галька".

Дела антрепризы С. Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти каждый день

труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды выступить в

драматической роли – сыграть Держиморду в "Ревизоре". Вскоре артисты

разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих скитаниях он

добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина "чудодейственным".

2. Театр в Оренбурге

2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии

Основанный в 1743 г., Оренбург к началу XIX в. стал "столицей степей",

крупным торговым центром, меновым двором, через который проходил весь торг

России с Средней Азией.

Население города было пестрым. Здесь жили русские, киргизы, башкиры, татары,

казахи, французы и итальянцы, остатки пленных 1812 года. Оренбург был богат

хлебом, сырьем, дешевой рабочей силой, но беден культурой. Здесь не было ни

театра, ни циркового балагана. Только в 30-х годах прошлого столетия В. И.

Даль, знаменитый русский лексикограф, пытался создать в Оренбурге

краеведческий музей.

К началу реформы 1861 г. разрыв в уровне промыш­ленного развития России и

передовых стран Запада оказался большим, а Крымская война 1853— 1856 гг.

показала промышленную отсталость России. "Поражение во время Крымской войны, –

писал Энгельс, – показали необходимость быстрого промышленного развития для

России"[4].

Под влиянием интенсивной колонизации в пореформенный период происходят

значительные изменения в численности и социальной структуре населения, в

экономической и духовной жизни Оренбургского края

[5].

В Оренбурге, как и в ряде других городов, возникли различные культурные

учреждения, в том числе и общество содействия народному образованию.

Деятельное участие в работе общества принимали Ал. Жемчужников, соавтор А. К.

Толстого по созданию образа Козьмы Пруткова, поэт А. Плещеев, видный

сотрудник пограничной комиссии, в доме которого прозвучал голос любителей

русского театра.

Любительские спектакли начались во второй половине 50-х годов. В своих трудах

Оренбургская ученая комиссия отмечает, что вначале любители играли в столовой

дворянского собрания и только "с постепенным развитием дела перешли в зало,

но занимали его лишь в те дни, когда не бывало танцовальных вечеров".

Репертуар любителей не выходил за рамки русского и французского водевиля. Тем

не менее, спектакли привлекали внимание не только тех, кто посещал дворянское

собрание, но и более широких кругов населения. Однако ограниченность

сценической площадки сковывала любителей, лишала их возможности ставить

классику.

В рукописном фонде Государственного театрального музея имени А. Бахрушина

хранится любопытный документ. Видный провинциальный антрепренер Б. К.

Соловьев в мае 1856 г. писал артисту Малого театра Прову Михайловичу

Садовскому: «Добрый друг, Пров Михайлович, бог наказует еще за грехи мои

меня, в Самаре проработал зиму даром, директор растратил деньги и бежал.

Труппа у меня зело слабенькая — семь актеров и пять актрис, из коих вместе

персон пять порядочных, а остальные так себе».

Не рискнув без средств выехать со слабой труппой в какой-либо иной

«театральный» город, Б. К. Соловьев решил попытать счастья в Оренбурге, где в

то время играли лишь местные любители.

Свое прощение «дозволить давать спектакли» в городе, а также выдать труппе на

время 300 рублей серебром Соловьев направил в канцелярию Оренбургского

генерал-губернатора еще летом 1855 года. Приезд актерам был разрешен, но в

денежной субсидии канцелярия отказала.

Так, на свой страх и риск, Соловьев осенью 1856 года открыл первый в истории

города театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге

профессионального театра.

Достоверность этой даты подтверждается еще одним документом, который, кроме

того, указывает годы последующих антреприз. «Лучшие труппы драматических

артистов подвизались на Оренбургской сцене без всяких субсидий от города, в то

время, когда театральное дело находилось в руках опытных и солидных антреприз.

Таковы антрепризы Соловьева, державшего два сезона с 1856-1858 гг.,

Глазенаппа-Берга с 1858-1860 гг.. Иванова — с 1861-1862 г., Иванова-Бельского—с

1866-1867 г., Бельского — с 1867-1870 и дирекции, учрежденной

генерал-губернатором — 1871-1872 гг., а также Рассказова (который, однако,

получил субсидию). Во время этих антреприз городское общество на подмостках

своего театра имело удовольствие видеть артистов, по справедливости

пользовавшихся и пользующихся доныне вполне заслуженной известностью не только

в провинции, но и на частных сценах обеих столиц», – пишет «Журнал Оренбургской

городской думы» 17 февраля 1883 г[6].

Сведений о репертуаре труппы Соловьева не сохранилось. Известно только, что в

1856 году им были поставлены водевили: «Двое за шестерых», «Отец, каких мало»

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты