Диплом: Театр Южного Урала 1861-1917 гг.
Отзыв
на выпускную квалификационную работу студентки 5 курса Оренбургского
государственного университета (научного руководителя) на тему : "Театр Южного
Урала 1861–1917".
Автор (Удьярова Е. В.) сумела на базе основной имеющейся литературы осветить
вопрос о становлении театра не только в творческом плане, но и истории его
помещения (приспособления манежа, соответствующей перестройки и т.д.). Вместе
с тем Удьярова Е. В. коснулась вопроса об артистах местного театра и
выступлении на его сцене известных актеров России, затронула также вопрос о
театральной публике и ее влиянии на репертуар театра.
В целом работа удовлетворяет основным требованиям квалификационной работы, а
ее автор заслуживает положительной оценки.
17 мая 1999 г.
Профессор _______________________________ (Футорянский Л. И.)
Министерство общего и профессионального образования
Оренбургский государственный педагогический университет
Кафедра истории России XX в. и права
Выпускная квалификационная работа
на тему:
"Театр Южного Урала 1861 – 1917 гг."
Работу выполнила:
студентка V курса
Удьярова Е. В.
Научный руководитель:
к. и. н., профессор
Футорянский Л. И.
Оренбург – 1999
П Л А Н
Введение.......................................................................3
1. Театры Южного Урала.........................................................5
1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на Урале.................... 5
1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе........................ 9
2. Театр в Оренбурге..........................................................12
2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии................................12
2.2 Оренбургский театр на пороге нового века.................................23
2.3 Мастера оренбургской сцены................................................28
2.4 Театральные "звезды" в Оренбурге..........................................37
Заключение....................................................................42
Литература....................................................................43
Введение
"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр?Затем, что он освежает нашу душу. мощными и разнообразными впечатлениями. и
открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В.
Г. Белинский. Если в русском театре первой половины XIX века
господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия
он начал отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране,
обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги
в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного
переустройства.
Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и
петербургский Александринский (1832). Но театральная жизнь, конечно, не
ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в
провинции – в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале.
Среди наиболее известных и старейших – театры Перми, Уфы, Оренбурга.
Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено много
интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.
В работах "История Урала с древнейших времен до 1861 г." и "История Урала в
период капитализма" – всестороннее описание края: археология, природные
ресурсы, экономика, политика, культура.
В "Истории Оренбуржья" можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна
эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с
деятельностью многих известных личностей.
Незнамов М. "Старейший русский театр на Урале". Используя архивные документы,
выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно описывает историю
возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения, многообразие
репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих "звезд".
В 1956 году Оренбургскому драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой
замечательной дате посвящен юбилейный сборник "Чкаловский областной
драматический театр им. А. М. Горького. 100 лет." Статья Е. Правдухиной
"Театр в Оренбурге" рассказывает о нелегком, но славном пути театра, о его
прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его
подмостках.
Нашей работе во многом помогли мемуары знаменитых актеров (Велизарий М. И.,
Юрьев Ю. М) и рассказы о них (О Ф. И. Шаляпине, П. А. Стрепетовой, К. С.
Станиславском). Для уточнения деталей очень полезны были справочники и
энциклопедии.
1. Театры Южного Урала
1.1 Зарождение и развитие театрального искусства на УралеУже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные
представления – народные драмы. Наиболее популярными из них были "Шайка
разбойников" и "Царь Максимилиан".
В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов
– Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров,
носивших любительский характер, выступали представители крепостной
интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с
театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем
долгое время женские роли исполнялись мужчинами.
В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали драматический
кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть
"комедийным сараем". В этом театре ставили пьесу Капниста "Ябеда", оперу
Верстовского "Аскольдова могила", оперу Матинского "Гостиный двор". В 20-х
годах XIX в. существовал театр в административном центре строгановской
вотчины в с. Ильинском.
В 1850 г. по инициативе крепостного художника А. И. Мельникова, впоследствии
известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Театральные
труппы выезжали на гастроли и в губернский город.
Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А.
Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В
Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в
наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же
театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского
"Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик" ("Сомнабула"), бессмертной
комедией Гоголя "Ревизор". Но большую часть репертуара по традиции того
времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого
качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские
города – Пермь и Ирбит.
В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального
здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на 800 мест
открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное
театральное здание в Перми.
В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили в 1856 году (труппа
провинциального антрепренера Б. И. Соловьева).
После отмены крепостного права в России быстро развивается провинциальный
театр, у которого в это время появляется новый, демократический зритель. Но
Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная труппа,
включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург, Ирбит. В
репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако
подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.
Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра. Было решено
построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор
пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей.
В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание
построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.
В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля
русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых
взглядов, талантливого режиссера и актера. Он подобрал труппу с большим
старанием. В нее вошли В. Н. Давыдов, З. А. Рунич, И. П. Уманец-Райская,
старейшая уральская актриса Е. А. Иванова, Л. В. Михайлов, М. И. Бабиков и
др.
Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского зрителя,
так как показал ему образцы настоящего театрального искусства. В следующем,
1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный
коллектив, с которым гастролировал по городам края.
К середине 90-х годов Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные
периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым
провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы (театр содержался
за счет городской думы).
В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен
новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы, в том числе
Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Шаляпин.
В Оренбурге систематически выступали профессиональные драматические и оперные
труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр.
В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских городах – Челябинске,
Кургане, Троицке – появляются театральные труппы (как правило, небольшие и
далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драматическими
спектаклями.
Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов.
Во второй половине XIX в. здесь побывали Д. М. Леонова, В. Н. Андреев-Бурлак,
М. Т. Иванов-Козельский, К. А. Варламов, Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, А.
П. Ленский.
Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах
устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в
театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном
"верхи" или, в лучшем случае, представители средних слоев. Между тем
передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении
большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во
второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с
возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле,
Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в др. местах). Эти театры,
отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у
интеллигенции, но и у рабочего зрителя.
1.2 Начало артистической карьеры Ф. И. Шаляпина в Уфе
Имя великого певца Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории русской
музыкальной культуры. Целиком обязанный ей своими художественными
достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному театру небывалую славу
далеко за пределами Родины.
Искусство Шаляпина теснейшим образом связано с традициями всего передового
русского театра. Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской
драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое искусство
нашей страны. Именно поэтому создатель Московского Художественного театра К. С.
Станиславский с убежденностью говорил, что Шаляпин – один из учителей не только
оперного, но и драматического актера. "Я свою систему писал с Шаляпина", –
утверждал он[1].
Уфа – город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его артистическая
карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности:
отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в
Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее.
Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора
попытать счастья, и он отправился обратно в Казань.
Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной группы С. Я.
Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс – 6 рублей и билет второго
класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться труппа. "Был
сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не было. Чувствовал
я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе, и куда ехал!
Служить великому искусству, черт возьми!"[2]
Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь на
работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов
хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: "Нет, этого мальчика надо
оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный."
Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все делал с
огромным воодушевлением – чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать
декорации.
Поселился молодой певец в Уфе "у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате,
окно которой выходило прямо на тротуар. На мои 20 рублей жалованья в месяц это
была жизнь достаточно роскошная"[3].
Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары "Певец
из Палермо". Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел
небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко "Галька".
Дела антрепризы С. Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти каждый день
труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды выступить в
драматической роли – сыграть Держиморду в "Ревизоре". Вскоре артисты
разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих скитаниях он
добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина "чудодейственным".
2. Театр в Оренбурге
2.1 Театральная жизнь Оренбурга в XIX столетии
Основанный в 1743 г., Оренбург к началу XIX в. стал "столицей степей",
крупным торговым центром, меновым двором, через который проходил весь торг
России с Средней Азией.
Население города было пестрым. Здесь жили русские, киргизы, башкиры, татары,
казахи, французы и итальянцы, остатки пленных 1812 года. Оренбург был богат
хлебом, сырьем, дешевой рабочей силой, но беден культурой. Здесь не было ни
театра, ни циркового балагана. Только в 30-х годах прошлого столетия В. И.
Даль, знаменитый русский лексикограф, пытался создать в Оренбурге
краеведческий музей.
К началу реформы 1861 г. разрыв в уровне промышленного развития России и
передовых стран Запада оказался большим, а Крымская война 1853— 1856 гг.
показала промышленную отсталость России. "Поражение во время Крымской войны, –
писал Энгельс, – показали необходимость быстрого промышленного развития для
России"[4].
Под влиянием интенсивной колонизации в пореформенный период происходят
значительные изменения в численности и социальной структуре населения, в
экономической и духовной жизни Оренбургского края
[5].
В Оренбурге, как и в ряде других городов, возникли различные культурные
учреждения, в том числе и общество содействия народному образованию.
Деятельное участие в работе общества принимали Ал. Жемчужников, соавтор А. К.
Толстого по созданию образа Козьмы Пруткова, поэт А. Плещеев, видный
сотрудник пограничной комиссии, в доме которого прозвучал голос любителей
русского театра.
Любительские спектакли начались во второй половине 50-х годов. В своих трудах
Оренбургская ученая комиссия отмечает, что вначале любители играли в столовой
дворянского собрания и только "с постепенным развитием дела перешли в зало,
но занимали его лишь в те дни, когда не бывало танцовальных вечеров".
Репертуар любителей не выходил за рамки русского и французского водевиля. Тем
не менее, спектакли привлекали внимание не только тех, кто посещал дворянское
собрание, но и более широких кругов населения. Однако ограниченность
сценической площадки сковывала любителей, лишала их возможности ставить
классику.
В рукописном фонде Государственного театрального музея имени А. Бахрушина
хранится любопытный документ. Видный провинциальный антрепренер Б. К.
Соловьев в мае 1856 г. писал артисту Малого театра Прову Михайловичу
Садовскому: «Добрый друг, Пров Михайлович, бог наказует еще за грехи мои
меня, в Самаре проработал зиму даром, директор растратил деньги и бежал.
Труппа у меня зело слабенькая — семь актеров и пять актрис, из коих вместе
персон пять порядочных, а остальные так себе».
Не рискнув без средств выехать со слабой труппой в какой-либо иной
«театральный» город, Б. К. Соловьев решил попытать счастья в Оренбурге, где в
то время играли лишь местные любители.
Свое прощение «дозволить давать спектакли» в городе, а также выдать труппе на
время 300 рублей серебром Соловьев направил в канцелярию Оренбургского
генерал-губернатора еще летом 1855 года. Приезд актерам был разрешен, но в
денежной субсидии канцелярия отказала.
Так, на свой страх и риск, Соловьев осенью 1856 года открыл первый в истории
города театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге
профессионального театра.
Достоверность этой даты подтверждается еще одним документом, который, кроме
того, указывает годы последующих антреприз. «Лучшие труппы драматических
артистов подвизались на Оренбургской сцене без всяких субсидий от города, в то
время, когда театральное дело находилось в руках опытных и солидных антреприз.
Таковы антрепризы Соловьева, державшего два сезона с 1856-1858 гг.,
Глазенаппа-Берга с 1858-1860 гг.. Иванова — с 1861-1862 г., Иванова-Бельского—с
1866-1867 г., Бельского — с 1867-1870 и дирекции, учрежденной
генерал-губернатором — 1871-1872 гг., а также Рассказова (который, однако,
получил субсидию). Во время этих антреприз городское общество на подмостках
своего театра имело удовольствие видеть артистов, по справедливости
пользовавшихся и пользующихся доныне вполне заслуженной известностью не только
в провинции, но и на частных сценах обеих столиц», – пишет «Журнал Оренбургской
городской думы» 17 февраля 1883 г[6].
Сведений о репертуаре труппы Соловьева не сохранилось. Известно только, что в
1856 году им были поставлены водевили: «Двое за шестерых», «Отец, каких мало»