Шпора: Шпоры

надежду на освобождение. Режим в лагерях был смягчен, разрешены свидания с

родными. В 1955 г. возвратились домой всего около 10 тыс. чел. И несколько

тысяч были реабилитированы посмертно.

Однако система Гулака еще сохранялась. В ряде лагерей вспыхнули восстания

заключенных, жестоко подавленные с применением танков. Было много жертв.

Хрущев хотел радикально решить вопрос о ликвидации Гулага, освободить всех

невинно осужденных. Хрущев предложил включить в отчетный доклад к ХХ съезду

КПСС раздел о критике культа личности. Но предложение не прошло.

Свой известный доклад О преодолении культа личности и его последствий Н.С.

Хрущев прочитал на закрытом заседании съезда 25 февраля. В СССР доклад был

опубликован лишь в 1989 г. С особой ненавистью и ожесточением говорил Хрущев

о Сталине. Он объявил его прямым и главным виновником поражения на фронтах в

начальный период войны.

Хрущев возложил на Сталина ответственность за поражения Красной Армии в 1941-

1942 гг. и оккупацию огромных территорий. Он привел данные о массовых

необоснованных репрессиях военных кадров. В докладе была нарисована страшная

картина массовых необоснованных арестов людей, в том числе крупных партийных

и государственных деятелей. В докладе приводились многочисленные факты пыток

и истязаний, которым подвергались арестованные. Но всей правды о сталинских

репрессиях Хрущев не сказал, т.к. и сам в них участвовал.

Сталин был виновен и в развале с/х, допустил серьезные просчеты во внешней

политике, нарушил внутрипартийную демократию, установил режим личной власти.

Таким образом, Хрущев критиковал Сталина, но не систему; он не мог порвать с

коммунистической идеологией, он продолжал оставаться убежденным коммунистом.

Впоследствии критика Сталина была смягчена. Но, несмотря на это, в стране

активно шел процесс реабилитации политических заключенных, разрушение

всесильного некогда Гулага. Пересматривались материалы судебных процессов

1936-1938 гг. Был упрощен порядок реабилитации.

Смелым шагом Хрущева была реабилитация и возвращение на прежние места

проживания народов, депортированных Сталиным во время ВОВ: чеченцев, ингушей,

кабардинцев, карачаевцев, калмыков. Однако он не довел дело до конца: не были

восстановлены автономные республики крымских татар и немцев Поволжья. При

восстановлении автономий перекраивались их границы, что создавало основу для

будущих конфликтов.

В 1957 г. была попытка отстранить Хрущева от власти и развернуть страну назад.

Но Хрущев одержал победу и продолжил курс демократизации страны.

Под давлением Хрущева ХХII съезд КПСС принял решение о выносе тела Сталина из

Мавзолея и захоронении его на Красной площади.

Впервые Хрущев поставил вопрос о том, что к инакомыслящим в партии не должны

применяться репрессивные меры. Однако идеологическая основа тоталитарного

строя практически не была поколеблена. Хрущев оставался сторонником

авторитарной власти.

53. Эконом. И соц. Политика Хрущева.

Время правления Хрущева стало переломным в развитии социальной сферы страны.

Достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное

повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом нэпа. 1.

Широко развернулось жилищное строительство. За 1956-1960 гг. новоселье

справляют почти четверть населения страны (54 млн. человек). При этом семьи

все чаще получают не комнаты, а, хотя и малогабаритные, но отдельные

квартиры.

Городской жилищный фонд увеличился на 80%, что позволило в короткие сроки

сильно продвинуться в решении жилищной проблемы. Правда, преодолеть жилищный

кризис не удалось из-за переезда в города миллионов крестьян. 2. Введены

паспорта и пенсионное обеспечение для крестьян, что уровняло их в правах с

другими трудящимися. Пенсии были увеличены вдвое. 3. Регулярно повышается

зарплата, в т.ч. низкооплачиваемым категориям работников, занятым в

просвещении, здравоохранении и т.д. Значительно выросли доходы населения и

потребление населением промышленных и продовольственных товаров. Прекращается

выпуск обязательных облигаций госзаймов, практиковавшийся при Сталине, кот.

составляли не менее месячной зарплаты работника. 4. Реформаторские веяния

затронули также высшую и среднюю школу. Отменяются все виды платы за

обучение.

Рост потребностей в специалистах стимулировал увеличение числа вузов прежде

всего в области знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями

науки и производства. При этом на первый план вышло вечернее и заочное

образование для людей, занятых на производстве. В 1959 г. 39% рабочих и 21%

колхозников имели среднее (иногда даже высшее) образование, тогда как в 1939

г. такое образование имело лишь 4,3% занятых физическим трудом. В 1957 г.

были введены новые правила приема в вузы: преимущества при поступлении

получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из

Советской Армии.

Несмотря на положительные моменты в связи с этим снизился уровень подготовки

поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний. Еще

более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в

1958 г. Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение,

основанное на соединении обучения в школе с производственным трудом. Срок

обучения увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости

получали свидетельство о специальности. Однако профподготовка зачастую носила

формальный характер (у школ нет материальной базы, а предприятия-шефы редко

были заинтересованы в труде школьников). Лишь небольшой процент выпускников

работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась

общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х годов

политехническая часть школьной реформы была отменена. 5. В 1956 - 1960 гг.

завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах на

6-часовой рабочий день. Введена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными. И

хотя мизерных зарплат зачастую не хватало на жизнь, а миллионы семей

продолжали ютиться в коммуналках, все же государство что-то давало не только

одним избранным, но и простым людям, в том числе крестьянам.

54. Эконом. Реформы 1965 г., суть и результаты.

В 1965 г. начались эк-ие реформы, подготовленные еще при Хрущеве. Одна из них

была направлена на подъем сельскохозяйственного пр-ва путем использования эк-

х рычагов. Были серьезно повышены закупочные цены, понижен план обязательных

поставок гос-ву, за сдачу сверхплановой продукции устанавливались надбавки к

цене, намечалось усилить электрификацию аграрного сектора, расширялась

колхозная демократия.

В сфере управления промышленностью восстанавливался отраслевой принцип

(министерства взамен совнархозов), расширялась самостоятельность предприятий,

они переводились на хозрасчет, сокращалось кол-во плановых показателей,

спускаемых сверху, повышался научный уровень, ориентация на качественные

показатели.

На какое-то время реформы дали импульс развитию экономики.1966-1970 годы были

самыми благоприятными при Брежневе. Нац-ый доход в 1970 г. по сравнению с

1965 г. вырос на 41%, выработка электроэнергии - на 54%, продукция

машиностроения и металлообработки - на 74%, среднегодовой валовой объем с/х

продукции - на 21%.

Среднемесячная з/п рабочих и служащих увеличилась на 26%, оплата труда

колхозников - на 42%. Быстрыми темпами развивалось жилищное строительство.

Однако не все было безоблачно: продолжался курс на экстенсивное развитие

экономики. За пятилетку было построено 1800 новых предприятий, т.е. ежедневно

вводился в строй один завод или фабрика. Капиталовложения в новое стр-во

заметно опереживали вложения в обновление устаревшего оборудования. Развитие

маш-я отставало от потребностей народного хоз-ва, велик был расход металла на

единицу продукции, низкое кач-во. Отставала от потребностей общества легкая

промышленность, нехватка товаров народного потребления.

Итак, к концу пятилетки реформы начали буксовать. Причины их неудач: соц.

система, реформы не вышли за ее рамки: сохранились гос. собственность на

средства пр-ва, централизованное планирование и распределение ресурсов. Кроме

того, продолжалось партийное командование экономикой. Трудовые права

коллективов не расширялись, трудящиеся не были задействованы в реализации

реформ. Консервативная позиция Брежнева в немалой степени способствовала

провалу реформ.

ХХIV съезд КПСС (1971 г.) обосновал новый курс. Были намечены конкретные

меры: 1. развитие опережающими темпами маш-я для обеспечения ПТП 2. на этой

базе - резкий скачок в производительности труда (до 40%) 3. ускорение темпов

роста легкой промышленности 4. жесткая экономия сырья, материалов,

электроэнергии 5. повышение кач-ва продукции 6. совершенствование

планирования и управления экономикой 7. укрепление дисциплин: гос-ой,

плановой, финансовой, технологической, трудовой.

Но эти мероприятия не могли вписаться в административно-командную систему

социализма. Нарастал кризис.

Итоги эк-го развития страны к концу правления Брежнева: несмотря на

объявленный курс на интенсификацию экономика продолжала развиваться

экстенсивно. Вяло шел НТП. Народное хоз-во было невосприимчиво к техническим

нововведениям. Еще более усугубилась запущенность маш-я: примерно треть всех

машин нуждалась в замене или существенной модернизации.

Много денег тратилось на военные расходы (40% от нац. дохода и 25% от

ВВП(утверждал А.Д. Сахаров) ). низкий уровень жизни, нищета

пенсионеров и инвалидов, недостаточное финансирование науки и культуры,

сократилась доля расходов на здравоохранение.

Трудности в аграрном секторе.недостаток продовольствия, стали

импортировать. Уравниловка в з/п. Дефицит товаров народного

потребления. отложенный спрос.вклады в сберкассы.

Причины всего этого: антирыночный характер экономики, где производитель не

является хозяином, не заинтересован в результатах. Планирование.

56. По каким направлениям развернулась экономическая реформа в годы

перестройки , провозглашенной М.С. Горбачевым? Сразу следует отметить, что ко

времени М.С. Горбачева к власти, фактически, все сферы жизни СССР нуждались в

коренном реформировании, а экономике, которая находилась в кризисном

состоянии, это реформирование было просто необходимо.

Необходимость реформ осознавалась значительной, наиболее активной частью

общества, но при этом будущее мыслилось исключительно в рамках утвердившейся

системы, но при ее улучшении, ускорении развития. Попытка реформировать

страну, не выходя за рамки социалистического выбора, получила название

перестройка , которая неразрывно связывается с именем М.С. Горбачева,

ставшего в 1985 г.

Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Экономические реформы были призваны придать советской экономике новый

импульс, сохранив в руках правящего класса все рычаги власти. Летом 1988 г.

19 Всесоюзная конференция КПСС определила основные направления преобразований

общества. Был взят курс на радикальные реформы, но при этом сохранялись все

устои социализма: общественная собственность на средства производства,

плановый характер экономики, руководящая и направляющая роль КПСС.

Среди законодательных актов в области экономики наиболее существенными были:

Закон СССР О бригадном подряде 1986 г., О государственном предприятии 1987 г.

и О кооперации в СССР . Все они оказались несовершенными и практически

неработающими в условиях ведомственного диктата. Особенно это касалось закона

о кооперации, который отвечал условиям рыночной экономики. В 1989 г. был

принят закон об аренде и арендных отношениях в СССР.

Однако реальные сдвиги в развитии экономической реформы произошли лишь в 1990

г., когда появились законы о малом предприятии, АО, совместных предприятиях и

коммерческих банках. В результате стало быстро расти количество

негосударственных предприятий. Несмотря на сохранение высоких налогов на

прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для развития

коммерческих структур. До конца 1991 г. так и не был решен вопрос о земле,

которая реально принадлежала местным Советам и колхозам, препятствующих

развитию фермерских хозяйств, что было одной из причин падения с\х

производства.

Главная цель экономической реформы - сделать экономику восприимчивой к

постоянно изменяющимся и развивающимся потребностям общества, способной

эффективно внедрять достижения НТП и реагировать на любые проявления

творческой инициативы.

Предполагалось осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозрасчет

и самофинансирование; перестроить организационные структуры управления в

центре развития кооперативного движения, разнообразных форм движения аренды и

подряда.

Ставилась задача финансового оздоровления хозяйства, что требовало реформы

ценообразования, наведения порядка в бюджете, в финансово-кредитной системы и

деятельности банков. При этом следует отметить, что единой, до конца

продуманной программы экономических преобразований принято не было. Основой

ускорения, залогом успешной реализации пятилетнего плана являлась творческая

активность масс, поворот к качественным показателям работы, повышение

производительности труда и экономии материальных ресурсов.

Экономические преобразования, попытка перевода промышленности на рыночные

отношения привели к спаду производства (в 1990 - на 2%, в 1991 г. падение ВВП

от 6% до 10%, а по отдельным отраслям - на 20 - 25%), падению жизненного

уровня основных масс, развитию инфляционных тенденций. Но несмотря на все

негативные тенденции, происходившие во время проведения реформ и после этого,

эти экономические реформы имели немалое значение для перехода к современным

рыночным отношениям и оказались наиболее существенным шагом для полного

отказа от социалистического развития страны.

59. Каковы, на ваш взгляд, причины распада СССР в 1991 г.? Уже с середины 80-

х гг. Структурный кризис в СССР охватил все сферы: экономическую, социально-

политическую, духовную, власть и управление. Уже не было сомнений, что

господствующая политическая система (власть КПСС) не могли обеспечить не

только общественный прогресс, но и вообще стабильность. СССР к началу 90-х

гг. стоял на пороге глобальных перемен, и этот процесс был фактически не

обратимым.

Перестройка , провозглашенная М. Горбачевым, дала значительный импульс

развертыванию реформаторской деятельности, и, без сомнения, во многом

ускорила переход в другую стадию общественного развития, т.е. переход от

социалистической модели развития к капиталистической. Важнейшими достижениями

перестройки являлись демократические процессы, развитие гласности и т.д.

На мой взгляд, к причинам распада СССР можно отнести: отсутствие обратных

связей в промышленности и сельском хозяйстве; утрата общегосударственных

ценностей; нерациональное использование материальных ресурсов; развал СЭВ;

растерянность широких масс населения - все это стало благодатной почвой для

действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого

государства.

Принятие закона об общественных объединениях легализовало многопартийность и

стимулировало процесс формирования политических партий. В марте 1991 г.

началась официальная регистрация партийных партий.

1991 г. принес новое обострение в обстановке страны, усиление центробежных

тенденций в рамках СССР. Нарастание противоречий между республиками,

стремление к суверенитету и независимости наблюдалось с середины 80-х гг.

Обострились межнациональные взаимоотношения.

Важное значение в разрядке межнациональной напряженности имело разграничение

функций центра и республик. Республики все чаще стали игнорировать решения

центра. Несмотря на принятие таких демократических актов, как Закон СССР О

разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации и др. Все больше

республик выражало желание о своем выходе из состава СССР. Новые условия

требовали определения новых норм взаимоотношений между союзными республиками.

В 1991 г. была попытка руководства заменить договор 1922 г. на новый союзный

Договор. Но они не увенчались успехом, т.к. вопреки Закону из состава СССР

вышли Латвия, Литва, Эстония. Украина также отказывалась подписывать союзный

договор Чтобы сорвать подписание этого Договора часть высшего партийно-

государственного руководства попыталась захватить власть (августовский путч

1991 г.). После поражения путча во многих крупных городах прошли массовые

манифестации против КПСС, что фактически полностью приостановило ее

деятельность.

Итак, в обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР.

В декабре 1991 г. представители 3-х республик (России, Украины, Белоруссии)

подписали соглашение о содружестве независимых государств /СНГ/. Оно было

подписано в Минске Б. Ельциным, Л. Кравчуком, С. Шушкевичем.

Весной 1989 - летом 1990 гг. стало очевидным, что реформы в рамках

существующей системы буксуют, не дают эффекта. Уровень жизни падал: товарный

дефицит, талоны на важные продукты, что являлось ярким показателем состояния

страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты