· была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая
воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии
солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск
службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с
высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в
семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.
· были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти просвещения:
Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер
Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил
начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда
допускались все сословия.
Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.
· в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида:
1. Классич гимназии ( для поступления в универ)
2. Реальные гимназии (для высш техн школ).
· программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало
возможность системы преемственности
· в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают
создаваться женские гимназии.
· женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей
Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это
было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:
· студ-ты могли создавать студ орг-ции
· получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
· в универы допускались все вольножелающие
· студ-там предоставлялось право на выбор ректора
· было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
· создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ А2:
1. способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р
2. способствовали началу формиров-я в Росс об-ве бурж свобод (свобода
слова, личности, орг-ций и т.п.)
3. способствовали формиров-ю гр самосозн-я
4. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.
Недостаток: они не ликвидировали систему абс мон-хии, не дали
возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в
интересах г-ва.
37) Политич и экономич картина мира на рубеже 19-20вв. Особенности развития
России.
1. В З-Е завершился парад буржуазных революций, к власти приходит
предпринимат сословие
2. устанавл новые демократич формы правления а)конституционная мон-хия
б) республиканская форма правления. Бывает двух видов: президентская,
парламентская.
3. Оформление полит партий и идеологий новых классов
4. расширяются полит свободы для осн категории населения
Экономич хар-ка:
1. В З-Е завершается переход пр-ва и капитала к индустриальному типу
развития
2. начало концентрации пр-ва и капитала, переход кап-ли в монополист
стадию
Последствия (+):
1. Создание возможности более централизованного упр-я
2. дает возможность усовершенствования техн базы
3. снижение затрат на произв-во - снижение себестоимости товара
4. возможность уменьшения конкуренции
(-): 1.Формирование фин-пром олигархии и фактич концентрация богатства в их
руках
2. трудности для развития мелкого и среднего предпр-ва
3. монополисты начинают диктовать цены
4. идет сращивание гос власти и верхушки монополистов, кот пытаются
осуществлять гос политику в своих интересах
3. Европа начинает переходить с основам рег рынка
4. начало б-бы за экономич сферы влияния и рынки сбыта К конуц 19 века
колонии занимали больше половины земного шара, в них проживало 35% населения
5. неравномерность эк развития стран ЗЕ.
Особенности развития России на рубеже 19-20:
В Р к этому периоду проживало 125.600.000 чел по переписи 1897г. Полит
структура: в стране продолжала сохраняться абс мон-хия, полностью
отсутсвовали полит права и свободы для всех сословий.
Эк хар-ка: Р продолжала оставаться приемущественно аграрной
страной, где сохранялись феод-креп пережитки. Однако в Р активно развиваются и
кап отн-я, особенно в пром-ти. К 80 гг в Р завершился пром переворот. Пром
пр-во в Р за 60-90 гг увеличилось в 7 раз. По темпам эк развития Р вышла на 5
место в мире. Так же идет тенденция концентрации пр-ва и образов-я монополий.
На душу нас-я нац доход в Р был в 4 раза меньше, чем в Великобр, низкой была
производ-ть труда. Особ-ти развития кап-ма в России: 1. На
западе сначала произошли бурж рев-ции, а потом пром переворот, а у нас наоборот
2. на западе кап отн-я сначала развивались в с/х, а потом в пром-ти, у
нас наоборот
3. на западе пром сектор развивался естественным путем независимо от г-
ва, а у нас наоборот. В Р начиная с П1 пром сектор развивался под опекой г-ва
4. высокая концентрация пр-ва и капитала, 50 монополий и 12 банков
контролировали 80% всех потоков Росс эк-ки
5. Россия не прошла этапа свободного накопления капитала. Здесь всегда
существовали трудности для развития мелкого и среднего предпринимат-ва
6. на западе пром переворот начинается с легкой пром-ти, а у нас с тяжелой
7. в Р осуществлялся интенсивный ввоз иностр кап-ла
Особ-ти формиров-я предпринимат и рабочего класса:
по переписи 1897 г в Р насчитывалось 1.500.000 предпринимат. Но было и мелкое
и среднее предпринимат-во. Мелкое и ср предприн-во в Р не успело экономически
окрепнуть, поэтому не сумело созреть политически к рев-ции.
Особенности формирования предпринимат-ва:
В Р формируется ядро рабочего класса, кот работал на крупн предприятиях. Они
составляли 1% от всех рабочих, успело быстро созреть и сформировало свою
полит партию, имела идеологию и четкую программу. В 1898 была создана РСДРП.
В 1903 на 2 съезде она приняла свою прогу. В 1902 существовала партия эсеров.
Большинство русских рабочих были полурабочие, полукр-не.
38) Причины поражения, итоги, уроки первой революции в России.
Причины революции:
1. полное полит бесправие основной массы населения
2. феод-креп пережитки тормозили развитие кап отношений
3. тяжелое эк положение осн слоев населения
4. усиление противоречий между системой гос управления и образованным
меньшинством
Повод: всемирный эк кризис 1900-1903 гг, р-я война.
Непосредственно 1рр началась 9.01.05 законч - 3.06.07
Этапы: 1) - 10.01 - 7.10.05, 2) - 7.10.05 - 12.05, 3) - 12.07 - 06.07
Цель: установление бурж-дем респ-ки.
Расстановка полит сил в 1 рр: в ходе 1рр четко обозначилось 3 полит лагеря:
1. Правительств лагерь. Его соц базу составляли: двор-во, крупн фин-пром
предприним-ли,. Его полит партии: союз русского народа (11.1905), русск монарх
партия (04.1905), союз михаила архангела (1907)
Осн программы:
1. любыми путями сохранить самодержавие
2. пытались проводить идею теории офиц народности
3. единая неделимая Р
4. сохр-е помещ землевлад-й. Были согласны признать рав-во
всех сословий перед законом, были готовы пойти на введение элемента соц
страхов-я рабочих.
2. Либеральный лагерь. А)консерваторы. Соц базу
составляло двор-во и помещики и крупн фин-пром предпринимат. Полит партии:
Союз 17.10.1905 (октябристы)
Положение программ (консерваторы):
1. установление в стране конст мон-хии
2. предлагали сохранить помещ землевлад, выдвигали идею создания единой Р
3. предост бурж свобод всем гр-нам.
Б) Радикалы. Соц база: средн предприним-во, интеллигенция, средн гор слои и
раб аристократия. Полит партия - кадеты.
Программа:
1. установление республик строя
2. возможность конст мон-хии при ответственном мин-ве
3. отмена выкупных платежей для кр-н
4. всеобщее избир право, провозглаш-е демокр свобод, культурное
самоопред-е народов, 8 час раб день, всеобщ беспл нач обуч-е
3. Социально-демокр лагерь. Рабочие, кр-не, маргинальные слои.
1 течение - умеренные соц-демократы - меньшевики.
Программа:
1. установление в стране бурж респ-ки
2. всеобщ избир право
3. провозглаш всех свобод, 8 час раб день, культ самоопр-е народов,
муниципализация земель (предполагала передачу половины земель в омсу, а омсу
должны были либо сдавать в аренду, либо продавать. Меньшевики считали, что Р
в теч
50-100 лет должна пройти полосу кап развития, а затем реализовать социалист
орг-цию.
Эсеры (1902). Программа:
1. осуществление труд р-ции с целью установления соц-ма
2. социализация всех земель, а именно передача земли без выкупа в
общинное пользов-е, а общины должны были разделить землю по уровнит-трудовому
принципу. Запрет купли-продажи земель
РСДРП(б). Программа:
1. программа минимума: установл бурж респ-ки, отмена всех выкупных
платежей, 8 час раб день, самоопред всех наций
2. программа максимума: установление диктатуры пролетариата, право
наций на самоопред-е, обществ собств-ть на средства произв-ва.
3 июня 1907 года конец р-ции. Почему?:
1. царь разогнал 2 госдуму до истечения срока полномочий
2. в соотв-вии с указом царя, а не реш-м госдумы, была изменена избир
система в госдуму.
39)Гос. Дума (1-4-я).
1 рус рев закончилась, но она не решила осн задач разв страны. Важ итогом рев
явл созд законад Гос. Думы. В Р началось формир парл-ой культуры и пар-их
традиций. Дума-разнородная по составу и политизированая, она будоражила общ
мнение и раздражала власти. Дума трудно приживалась. Из 4х составов два были
распущены досрочно. Через 72 дня после нач раб-ы 1 Гос. Думы (9 июля 1906)
депутаты, придя в Таврический дворец на заседание, нашли двери закрытыми.
Дума была распушена. В ноябре 1906г собр 2 Гос.дума. ее состав был радикален,
т.к. в выборах участв революц-е партии ( соц-дем-65 мест, народники-53,
кадеты-98). 2 дума просущ тоже надолго –102 дня. Столыпин потребовал
отстранить от участия в работе 55 соц-дем, 17- привлечь к суду, лишив
депутатов неприкос-новенности. Это был повод для наступлен на Думу. 3 июня
1907г издан указ о роспуске Думы. Измененил систему выборов. Это событие
вошло в историю под назв третьиюньского гос-го переворота. 3 Гос.дума
избиралась по новому законод закону: 1 засед-1 ноября 1907. В ее состав
вошли: октябристы-154, монархисты-147, кадеты-54, соц-дем-12. Дума была более
сонсервативна. Это устраивало прав-о и царя. В думу был представлен аграрный
законопроект на утвержд-е. Дума отработ 5 лет. После оконч рев рос парламент
активно заним законотворч деят-ю, создавая правовую базу для решения
назревших проблем об-ой жизни. Дума работала в 3х направлениях : осужд
законопроекты, утвержд госбюджет, осущ различные запросы в адрес прав-ва по
повод незакон действий властей. 15 ноября 1912г нач работу 4 гос.дума . по
партийному сост она не отл от 3, но по настроению она было опозиционной. В
думе сущ национал фракции. В 3 думе польское-2 место, мусульм группа-9,
польско-литовско- белорус –7. Эти фракции сохран в 4 думе . формир силы,
заинтерес в разв по пути демократ и в национ фракциях. Разрабат вопросы о
введении в Рос автономии нац-х рай-ов. Стан гражд общ, утвержд разделения
властей и паламентаризма поставили на повестку вопрос о переходе от системы,
в кот доминир рус народ, к демокр устройству при равноправии всех нар. такая
задача еще нигде в мире в то время не была решена- переход к демократии в
многонац общ-ве. Путь реформ был прерван. Началась 1 мир война. Дума прекрат
свою деят 1917г.
40) Столыпинская аграрная реформа.
Цели: 1. Создание опоры царской власти на селе
2. Не дать возможности кр-нам объединиться.
Суть: поворот аграрного сектора России на фермерский путь разв
Мероприятия: 1. Начинается выделение крест земель в хутора и отруба
2. Кр-нам выделяют земли на Урале (+средства на дорогу и первое время).
К 1916 году 22% кр хоз-в выделились из кр общины, 3 млн кр-н выехало за Урал.
41) I Мировая война. Отношение разл классов русск об-ва к в-не
Геополитическое положение России накануне в-ны:
1. завершилось создание огромной многонац империи
2. большая армия и флот и подчиненный ей промышленно-сырьевой потенциал
3. Россия стала мировой колониальной державой. Участвовала в
колониальном разделе мира. (Ср. Азия, Закавказье, Дальний Восток, Манчжурия,
Афганистан).
Т.о. в России завершился процесс создания имперского государства.
Причины войны:
1. сложное сочетание нац-х и империалист-х настроений Европейских гос-в
2. инертность мышления отсюда силовые методы как продолжение политики
мирного времени
3. экономич причины (милитаризм и др.)
4. глубокий кризис европейской цивилизации
Повод: убийство в Сараево эрц-герцога Франца Фердинанта 28.06.1914.
Война и общество: На первом этапе войны происходит консолидация
идеи в об-ве вокруг войны:
· прекращение забастовок
· в крупных городах (Москва, Питер) крупные патриотические манифестации.
· молебны в церквях о победе
· сбор урожая об-вом для ушедших на фронт и др.
Но уже примерно два года спустя война изменила психологию людей. Огромное
кол-во челов жертв неизбежно вызывало вопрос: во имя какой цели семьи теряют
отцов и сыновей? Мужик рассуждал так: зачем отдавать жизнь за какие-то
проливы, ведь земли-то они ему не прибавят. Поэтому длительное пребывание в
окопах, кровь, кишки повсюду, лишения, грязь вызывали чувства озлобления,
ненависти к тем, кто послал солдата на эту бойню....
42) Основные точки зрения по вопросам революции 1917г. в России.
1) маркс. : В 1917г. в России произошло 2 рев-ии: февральская буржуазно-дем-
ая, в итоге было смещено царское самодержавие и Россия превратилась в дем-ую
респ-ку. На этом этапе рабочий класс шёл в союзе со всем крестьянством. В
октябре произошла соц. рев-ия, кот-ая открыла эроху перехода от кап-ма к соц-
му, а затем и к коммунизму. Подобный подход основан на том, что действительно
в России пришла к власти партия большевиков во главе с Лениным, опиравшаяся
на идеи Маркса. Партия большевиков взяла власть, разработала программу
перехода от кап-ма к соц-му, попыталась её реализовать. Эта партия всей своей
деят-тью стимулировала мировой рев-ый процесс. Но идея строительства соц-ма
потерпела поражение. 2) гибкий подход: в этот период не было соц рев-ии, а
была дем-кая рев-ия, что в дальнейшем должно было привести к соц-му Но
большевики слишком форсировали рев-ые события. Если можно бы было исправить
все ошибки, то возможно было бы перейти к соц-му. 3) рев-ия 17: В России
переворот совершили большевики опиравшиеся на военную силу. Эта позиция
опирается на реальные факты: роль армии и флота была велика, однако
продержаться долго в такой стране на штыках было невозможно, а большевики
продержались 75 лет. 4) окт. рев-ия – это заговор, захват власти кучкой
большевиков, кот-ые навязали стране трагический путь развития. В усл-ях
нестабильности успех заговора не мог быть обеспечен. Большевики пришли к
власти и стабилизировали обстановку, словно заговора и не было. 5) Россия –
страна крестьянских бунтов, анархии, поэтому в ней произошла анархическая
рев-ия (рев-ия люмпенов), носившая только разрушительный характер и
отбросившая страну на много лет назад в развитии. Люмпены способны только
разрушать и неспособны создавать. А в России было создано устойчивое общество
и в идеологическом и в военном плане. Более того было создано общество и гос-
во, ставшее мировой державой.
43) Февральская революция в России. Причины, характер, ход, последствия.
Причины февральской рев-ции, хар-р и полит силы были аналогичны 1рр.
1. стране не хватало промтоваров, т.к. 86% ее прод-ции было воен прод-цией
2. транспортный кризис
3. 15,5 млн чел мобилизированных были сосредоточены в городах - острая
нехватка продуктов
4. финансовый кризис, инфляция вела к росту цен и снижению зарплаты.
5. с/х кризис
6. усугубился полит кризис. Осн полит лагеря были те же. Правительств
лагерь испытывал острый кризис.
· 1916г Россия потерпела поражение в 1 МВ.
· правит кризис проявился в министерской чехорде ( за 1916 год
сменилось 13 министров)
· дискредитация фамилии Г. Распутина
Либеральный лагерь: заметно левеет.
· октябристы пытаются склонить Н2 отречься от престола в пользу сына
Алексея при регентстве брата Н2 Михаила Алекс
· идея создания ответственного министерства
Либеральный лагерь не найдя отклика со стороны царя на свои предложения
склоняется на сторону доведения революции до конца.
Соц-дем лагерь: Здесь происходит консолидация сил
23.02.1917 - февральская революция
25.02.1917 - забастовка переросла во всеобщ стачку
27.02.1917 - Петроград был в руках вооставших. Начинают создаваться
революционные органы гос власти, а именно был сформирован вр комитет госдумы
и петроградский совет рабочих солдатских депутатов. В ночь со 2 на 3 марта Н2
отрекается от престола в пользу своего брата Михаила, но М отказывается от
престола до созыва Учредит собр-я
Итоги революции:
1. завершилась победой. В итоге этой рев-ции в стране установилось
двоевластие
2. Россия стала самым свободным демократич г-вом в мире (политич партии,
легализация всех печатных форм)
3. в России открывались альтернативные пути развития 1 альтернатива -