Шпора: Шпоры по истории

Шпора: Шпоры по истории

1)Предмет и задачи курса в системе эк образования.

Совр. Концепции высшего обр-я в России предусм. Его гуманизацию и

гуманитаризацию. Перед вузами стоит задача общекультурного и патриотич.

Воспитания. В современной сист. обр-я необх. Уделять внимание гуманитарным

наукам. Социогуманитарная подготовка студентов осущ-ся за счет подбора

гуманитарных дисциплин, дающих общ. Представления об общ-ве, месте в нем

индивида (науки: философия, социология, культурология, социология, история,

политология) Знание всех этих наук должны опираться на историческую

подготовку, историч материал, иначе они стан-ся беспредметными. Любой

грамотн. Чел-к должен знать ист-ю своего отечества, те более экономист.

Изучение истории дает возможность получения системных знаний об общ.

Принципах и ос-тях ист. Развития России в контексте мировой цивилизации.

Знание исторического опыта своей страны необходимо для выбора ориентиров и

путей развития в настоящее время

2) Сущность исторического знания.

Под историч. Знанием понимается совокупность представлений общ-ва и его соц.

Групп в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего чел-ва. Осмысление

историч. Опыта-необх. усл-е для поиска соц. и нравств. ориентиров в совр.

Жизни. Задачи курса: *изуч-е осн. тенденций мирового разв-я,

*осмысление опыта становления циваилизаций, *поиск путей и альтернатив общ.

Прогресса, *изучение прошлого для познания настоящего и предсказания будущ.

Основной целью предлагаемого курса явл. Формирование полного представления об

ист. пути России, показ становления и развития страны, являющейся цивилизац

неоднородным обществом, а также выявление воздействия на Россию

цивилизионноформирующих центров (Восток и Запад) « Уважение к минувшему – вот

черта отличия образованности от дикости.» А.С.Пушкин. Для того, чтобы познать

настоящее надо познать историю. Предметом изуч-я И. явл. Чел-к как единств

творец и носитель И. *И-повествование, *И-событие, *И-процесс развития,

*И-обозначение жизни общ-ва, законов общего разв-я., *И-прошлое, *И-наука,

изучающая прошлое История- ничто иное как деятельность преследующего

свои цели чел-ка. Историч. Сознание вкл. 4 уровня: *низший(на осн. накопления

непоср. Жизн. Опыта, чел-к наблюдает события своей жизни, стан-ся их

участником.), *2-й ур-нь (под вл. Худ. лит-ры, кино, радио, театра, живописи и

т. д.), *3-й ур-нь(на основе собственно историч. Знаний), *высший ур-нь (форм-е

историч созн-я на осн. осмысления прошлого, выявления тенденций историч.

разв-я) И-элемент обществ. Сознания. И-ю нужно изучать системно. Формирование

историч. Знания для сохр-я историч. Памяти народа. Знание И обесп. Духовное

единство донного народа, их нац. Самосознания (культура, традиции).

3) Концепции исторического развития в историографии.

Нестор: «Повесть временных лет.

Субъективистская методология: историч. Процесс объяснялся действием великих

людей(правителей, полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев, Ключевский.

Карамзин говорил, что власть- самое главное для развития гос-ва. Соловьев:

«История Р-и есть история страны, кот-я колонизируется», С вел хронологию «от

царя до царя»

Ключевск. Уделял внимание развитию Р-и в контексте мировой истории, но

большую роль он отводил не власти, а народу.

Два осн. подхода к изуч. Истории – цивилизац. и формац.

Формац. Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл.

Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с

отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недостатки, эта теория была

единственно приемлимой т. зрения в истор. Науке СССР

Цивилизац. подход (*школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель *Тойнби, Шпенглер,

*Данилевский, Леонтьев, сорокин)-осн. структурной единицей историч. Процесса

явл. Цивилизация.

Цивилизац. и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки.

4) Понятие цивилизации.

Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством

всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц.,

политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир,

народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом

разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы

истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц.

Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц

-сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты

соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к

этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того

или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип

цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.)

Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я,

*взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив

развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип,

*прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»

5) природные сообщества.

К этому типу разв отн народы, жив в рамках прир годового цикла, жив в

гармонии и единстве с прир. Важн категорией общ-го сознания явл представление

о времени и цели сущ чел общества. Важность ее определ уже тем, что истор

есть только там, где есть время. Эти народы сущ вне истор времени. Отсутств

понятие пр, буд, нет идей о необход изменения правил. Для них сущ лишь время

текущее и время мифическое, в кот живут боги и души умерших предков. Эти

народы адаптир к окруж среде, видят свою цель, смысл сущ-я: сохранен хрупкого

равновесия м/у чел и пр, т.е. тчательно сохраняют сложив традиции, приемы

труда, обычаи. Вся жизнь общ подчин пр циклу (сезон охоты, сбор плодов). Они

ведут кочевой или полукочевой полуосед обр жизни. Господ община. Гос-ва у них

нет ,но без власти нельзя и властные отнош осущ вожди, т.к. процессы надо

регулировать _координ перекочевок, разреш внутр конфликтов). Здесь нет разв

–это замкнут круг в единстве с пр – сущность данного общ-ва. Самое строж табу

на измен. Жизнь полностью завис от пр от изм пр условий. Разорвать этот замкн

круг можно только извне: пр катоклизмы или встреча с людьми др цив-ий.

Всреднем живут 35-37 лет, в их организме нет фермента для переработки совр

продуктом, т.е. на «рельсы» др цив-ии их перевести невозможно. Ценность в

том, что когда чел-во вплотную подошло и столкнулось с эк проблемами, то опыт

этих народов возрос в цене.

6) феномен востока.

Дан тип развития сущ в рамках категорий времени. Вост тип разв возник в глуб

древности. Он сущ в рамках истор времени, но представление о врем имеет свои

особенности: время земное и небесное текут одновременно. Неб силы рассм как

часть живой пр, они влияют на чел-ка и наст, и пр и буд сущ одноврем, т.к. на

вост душа считается бессмертной. Хар-ой чертой вост цивилиз явл

традиционализм. Обществ жизнь вост цив построена на принципах коллективизма.

Личностное начало не развито. Личн интересы подчин общим:общинным, гос-ым.

Коллектив общин определял и контролир все стороны жизнедеят. Это общ-во где

нет рыночн эк-ки, оно не рассматривается, но есть богатые и бедные, а

собственников нет, т.к тип гос-ва диспотия, т.е. ограничен, безконтрольн

власть. Гос-во здесь предстает как сила,стоящая над чел. Оно рег всемногообр

чел отнош. Глава гос-ва (фараон,халиф) обл всей полнотой законад и судебн

власти). В таком общ-ве развитие идет циклами. Его истор путь выглядит в виде

пружины где каждый виток –один цикл: как только власть ослабевает идут

конфликты- соц взрыв- упадок власти и ослабл гос-ва – соц катастрофа:бунт

народа, нашествие иноземцев. При таком развитии общ-во имело богатую дух

жизнь, высокоразвит науку, культуру.

7) античный тип об-ва и гос-ва.

Тип прогрес развития связан с пост измен жизни чел-ка. Больш изм происходят в

жизни одног поколения. Она так резко меняет свое содержание, что быт старшего

покел быстро устарев и отвергается молодыми. Возникает проблема отцов и

детей. Прошлое восприним как материал изучения уроков и новое поколение не

ориентируется на эти уроки. Этот тип разв начал возникать на берегах

Средиземного моря. В ант цив нпервый план входят частно-собственич отн,

проявл господство частного товарного произ-ва, оно ориентир на рынок. Именно

здесь появилась демократия-республ форма правления, впервые возникла и была

обоснована в др Греции-этот фактор один из гл, кот отличал ЕВр от Азии.

Диспотия превращ людей в неорган толпу. Все кто не счит с греками варварами

не заслуживают чел звания. Хар-но, что греко-латинск цив впервые поставила и

решила : нужны хорошие законы. Они должны оранять граждан и соблюдаться как

гражданами так и правителями. Правовое гос-во как теория и практика сущ уже

античности. В антич мире заложены основы гражд общ-ва- право каждого участв в

управлении признания его личных достоинств, прав, свободы. Гос-во не

вмешивалось в частную жизнь. Дем-ия носила огранич хар-ер (рабы, иностр гражд

искл из сфер деят-ти). Антич мир был светским, потому что развитие науки

привело к появлению атеизма. У этой цив не сложилось мощной дух основы.

10)стан совр евр цив.

В эк-ки евр стран нач процесс формир нового уклада. Одновр шел процесс

первонач накоплен капит, источник кот стали внутренняя межд торговля,

ограбление колоний, экспуат крестьянства, мелких гор и сельск ремесленников.

Товарно-денеж отнош в 15-17вв перераст в рыночн систему хоз-ва. Они проникли

во все сферы эк-ки, а с развит морского судоходства и вел геогр открытиями

создают базу для формир мир рынка. Произ изн в соц структуре общ-ва. Соц

перелом феод общ стали рушится. Нач формир нов общ обостр отнш между соц

группами, классами. Утвержд особая ценность разума, прогресса науки и

техники. В экон сфере происх становл кап отнош. В комплексе факторов

приведших к нач переменам в евр общ и способств нов типу цив развития, важную

роль страны два явления в ее культуре: ренесанс и реформация. Реформ разруш

представлен о дух власти церкви, о ее роли между богом и чел. Главное

новшество сост из утвержд что между чел и богом возн только непосред личные

отнош.

12) модернизац обществ вост типа.

В 19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что вост

впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба, и вост

страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин Япония,

кот не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь частной

предприн деят, защищен юридически, что спос прон развит страны. 1889г в Я

прин конституц от имени императора. Я стала конституц монархией, в ней обр

парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз, идет процесс

проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего цив разв как

происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В развер после 2 мир

войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в т сохр свои

фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир войны

продолжился процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой путь

мод-ии: сущ 3 пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов прогрессивн

типа разв в полном объеме с сохр или приспособл к собств условиям. Успех мод

во многом зависел от того, что именно после 2 мир войны было заметно обновл

з т разв 2. Внедрение организ-технолог элементов индустриал общества,

рыночных отнош при сохр общ системы 3. Превносятся организ-техн структуры без

рынка и демократии. Созд индустр научн базы, созд высококвал кадры. Этот вар

относ прем к соц. На 1-й план выдвиг тезнократы. Произв ради произв. Нет

саморазв обществ, нужен регулятор-гос-во. Несмотря на то что эл зап типа

проникли в эл вост типа, общ-ва вост типа начин быть менее зависимы от зап.

Наметился процесс обратного проникновен:прогрессивный может быть не только

индивид, но и коллектив. Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап

меркантильную жизнь. Т.о идет поиск материала для новации.

13) проблемы ед мир цив.

Цив-я-это опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами. Представление

об истории как всеобщем процессе имеет широкое распростр. Считается, что

такой подход предполаг выделение явлений фактов, кот стан всеобщими. Совр

взгляд дает веские аргументы в подтверждение этого понимания. рынок,

правовое, демокр гос-во, гражд общ-во. Разн страны стрем освоить эти

механизмы, втягиваясь в рын отнош, внедряя эл-ты демократии. На базе этих

мнений появилось утверждение, что складыв единая мир цив, т.е. цив-ми

считаются страны, кот развиваются, скадыв по зап типу разв-я. Сов экономист

Кондратьев говорил и цикличности разв-я об-ва. Значит, цив-это опред ступень

разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит аргументы. Н.т прогресс ведет к

сотрудничеству, создает систему информац, связи тр-та, торговли, об угрозе

ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о террорист угрозе. Все это

дает основание утверждать идею об един чел цив-и. Аргументы в пользу един мир

цив-ии веские, но говорить об един цив-ии преждевременно. Это скорее всего

мечты. Само об-во неоднородно, его истор невозможно понять. Ее надо знать,

понять и правильно оценить. Истор свид-т, что жизнь многообразно. Разв истор

идет по пути усложнения, увелич, многообраз. Важно понять, что сущ не только

европ зап взгляд на истор, но и др совершенно. В 1992г проходило празднование

500-летия открыт Америки Колумбом под знаком вступлении народов открытого

континента в общеистор жизнь. Однако для истр масс коренного нас Амер это

время восприним как катастрофа крушения их собствен мира. исто-ии опыт гов,

что нельзя перевести об-ва одного типа разв в др-ой, новый. Личность можно.

Она через 2-3 поколения адаптируется в новой среде. Но сообщества людей

–нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США. Это гос-во преврат в высокоразв

витрину зап мира. Но индейцы, корен жители- чужие на этом празднике жизни.

Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш изменения. Тойнби писал, что «тезис

о единстве цив-ий чвл ложной концепцией». Запад доминирует в эконом и полит-х

планах, но он не смог лишить народы своих исконных собствен-ей.

14) совр дискуссии о месте Р в мир ист проц.

Среди известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано ее

истор судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в себя

традиции зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед и

кочевого миров Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема

истрор Р в контексте мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии.

Среди совр историков в ходе полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь.

Одни отстаивали общеевроп путь ее развития, а др-особый, самобытный, кот

привел к сложению уник цив. Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор

судьбу загадкой. Многие великие писатели и философы прощлого и нашего

столетия (как Достоевский, ссСоловьев, Бердяев) видели особый божественный

путь Р и как место приложения Божьей воли, а рус народ – как избранный богом.

Идея особой миссии рус народа в защите и сохранении христ-го мира

зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава Мудрого. Свящ история

распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем кот был Израиль, и

эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот должен рус народ.

А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено между “старым” и

“новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в марксистской идеологии

проблему особого пути развития уникальной цив не рассматривали. В конц 20в

полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос уровень. В наст время в об-ве

возраст потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей

родины, в освещении осн этапов становл и разв, как одного из крупн гос-в

средневек и совр мира.

15) вост славяне в древности.

История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от

Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом

обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от

з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с.

занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места.

Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ

влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э.

славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн

отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община

соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины,

облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл

неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род

власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени

стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс

разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс

складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в

индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его

сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли

силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой

славянской семьи.

16) Проблемы происх древнерусской госуд-ти.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и

не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали

на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался

чин-бюр апп-т

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты