Шпора: Шпоры по истории
1)Предмет и задачи курса в системе эк образования.
Совр. Концепции высшего обр-я в России предусм. Его гуманизацию и
гуманитаризацию. Перед вузами стоит задача общекультурного и патриотич.
Воспитания. В современной сист. обр-я необх. Уделять внимание гуманитарным
наукам. Социогуманитарная подготовка студентов осущ-ся за счет подбора
гуманитарных дисциплин, дающих общ. Представления об общ-ве, месте в нем
индивида (науки: философия, социология, культурология, социология, история,
политология) Знание всех этих наук должны опираться на историческую
подготовку, историч материал, иначе они стан-ся беспредметными. Любой
грамотн. Чел-к должен знать ист-ю своего отечества, те более экономист.
Изучение истории дает возможность получения системных знаний об общ.
Принципах и ос-тях ист. Развития России в контексте мировой цивилизации.
Знание исторического опыта своей страны необходимо для выбора ориентиров и
путей развития в настоящее время
2) Сущность исторического знания.
Под историч. Знанием понимается совокупность представлений общ-ва и его соц.
Групп в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего чел-ва. Осмысление
историч. Опыта-необх. усл-е для поиска соц. и нравств. ориентиров в совр.
Жизни. Задачи курса: *изуч-е осн. тенденций мирового разв-я,
*осмысление опыта становления циваилизаций, *поиск путей и альтернатив общ.
Прогресса, *изучение прошлого для познания настоящего и предсказания будущ.
Основной целью предлагаемого курса явл. Формирование полного представления об
ист. пути России, показ становления и развития страны, являющейся цивилизац
неоднородным обществом, а также выявление воздействия на Россию
цивилизионноформирующих центров (Восток и Запад) « Уважение к минувшему – вот
черта отличия образованности от дикости.» А.С.Пушкин. Для того, чтобы познать
настоящее надо познать историю. Предметом изуч-я И. явл. Чел-к как единств
творец и носитель И. *И-повествование, *И-событие, *И-процесс развития,
*И-обозначение жизни общ-ва, законов общего разв-я., *И-прошлое, *И-наука,
изучающая прошлое История- ничто иное как деятельность преследующего
свои цели чел-ка. Историч. Сознание вкл. 4 уровня: *низший(на осн. накопления
непоср. Жизн. Опыта, чел-к наблюдает события своей жизни, стан-ся их
участником.), *2-й ур-нь (под вл. Худ. лит-ры, кино, радио, театра, живописи и
т. д.), *3-й ур-нь(на основе собственно историч. Знаний), *высший ур-нь (форм-е
историч созн-я на осн. осмысления прошлого, выявления тенденций историч.
разв-я) И-элемент обществ. Сознания. И-ю нужно изучать системно. Формирование
историч. Знания для сохр-я историч. Памяти народа. Знание И обесп. Духовное
единство донного народа, их нац. Самосознания (культура, традиции).
3) Концепции исторического развития в историографии.
Нестор: «Повесть временных лет.
Субъективистская методология: историч. Процесс объяснялся действием великих
людей(правителей, полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев, Ключевский.
Карамзин говорил, что власть- самое главное для развития гос-ва. Соловьев:
«История Р-и есть история страны, кот-я колонизируется», С вел хронологию «от
царя до царя»
Ключевск. Уделял внимание развитию Р-и в контексте мировой истории, но
большую роль он отводил не власти, а народу.
Два осн. подхода к изуч. Истории – цивилизац. и формац.
Формац. Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл.
Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с
отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недостатки, эта теория была
единственно приемлимой т. зрения в истор. Науке СССР
Цивилизац. подход (*школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель *Тойнби, Шпенглер,
*Данилевский, Леонтьев, сорокин)-осн. структурной единицей историч. Процесса
явл. Цивилизация.
Цивилизац. и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки.
4) Понятие цивилизации.
Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством
всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц.,
политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир,
народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом
разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы
истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц.
Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц
-сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты
соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к
этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того
или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип
цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.)
Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я,
*взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив
развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип,
*прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»
5) природные сообщества.
К этому типу разв отн народы, жив в рамках прир годового цикла, жив в
гармонии и единстве с прир. Важн категорией общ-го сознания явл представление
о времени и цели сущ чел общества. Важность ее определ уже тем, что истор
есть только там, где есть время. Эти народы сущ вне истор времени. Отсутств
понятие пр, буд, нет идей о необход изменения правил. Для них сущ лишь время
текущее и время мифическое, в кот живут боги и души умерших предков. Эти
народы адаптир к окруж среде, видят свою цель, смысл сущ-я: сохранен хрупкого
равновесия м/у чел и пр, т.е. тчательно сохраняют сложив традиции, приемы
труда, обычаи. Вся жизнь общ подчин пр циклу (сезон охоты, сбор плодов). Они
ведут кочевой или полукочевой полуосед обр жизни. Господ община. Гос-ва у них
нет ,но без власти нельзя и властные отнош осущ вожди, т.к. процессы надо
регулировать _координ перекочевок, разреш внутр конфликтов). Здесь нет разв
–это замкнут круг в единстве с пр – сущность данного общ-ва. Самое строж табу
на измен. Жизнь полностью завис от пр от изм пр условий. Разорвать этот замкн
круг можно только извне: пр катоклизмы или встреча с людьми др цив-ий.
Всреднем живут 35-37 лет, в их организме нет фермента для переработки совр
продуктом, т.е. на «рельсы» др цив-ии их перевести невозможно. Ценность в
том, что когда чел-во вплотную подошло и столкнулось с эк проблемами, то опыт
этих народов возрос в цене.
6) феномен востока.
Дан тип развития сущ в рамках категорий времени. Вост тип разв возник в глуб
древности. Он сущ в рамках истор времени, но представление о врем имеет свои
особенности: время земное и небесное текут одновременно. Неб силы рассм как
часть живой пр, они влияют на чел-ка и наст, и пр и буд сущ одноврем, т.к. на
вост душа считается бессмертной. Хар-ой чертой вост цивилиз явл
традиционализм. Обществ жизнь вост цив построена на принципах коллективизма.
Личностное начало не развито. Личн интересы подчин общим:общинным, гос-ым.
Коллектив общин определял и контролир все стороны жизнедеят. Это общ-во где
нет рыночн эк-ки, оно не рассматривается, но есть богатые и бедные, а
собственников нет, т.к тип гос-ва диспотия, т.е. ограничен, безконтрольн
власть. Гос-во здесь предстает как сила,стоящая над чел. Оно рег всемногообр
чел отнош. Глава гос-ва (фараон,халиф) обл всей полнотой законад и судебн
власти). В таком общ-ве развитие идет циклами. Его истор путь выглядит в виде
пружины где каждый виток –один цикл: как только власть ослабевает идут
конфликты- соц взрыв- упадок власти и ослабл гос-ва – соц катастрофа:бунт
народа, нашествие иноземцев. При таком развитии общ-во имело богатую дух
жизнь, высокоразвит науку, культуру.
7) античный тип об-ва и гос-ва.
Тип прогрес развития связан с пост измен жизни чел-ка. Больш изм происходят в
жизни одног поколения. Она так резко меняет свое содержание, что быт старшего
покел быстро устарев и отвергается молодыми. Возникает проблема отцов и
детей. Прошлое восприним как материал изучения уроков и новое поколение не
ориентируется на эти уроки. Этот тип разв начал возникать на берегах
Средиземного моря. В ант цив нпервый план входят частно-собственич отн,
проявл господство частного товарного произ-ва, оно ориентир на рынок. Именно
здесь появилась демократия-республ форма правления, впервые возникла и была
обоснована в др Греции-этот фактор один из гл, кот отличал ЕВр от Азии.
Диспотия превращ людей в неорган толпу. Все кто не счит с греками варварами
не заслуживают чел звания. Хар-но, что греко-латинск цив впервые поставила и
решила : нужны хорошие законы. Они должны оранять граждан и соблюдаться как
гражданами так и правителями. Правовое гос-во как теория и практика сущ уже
античности. В антич мире заложены основы гражд общ-ва- право каждого участв в
управлении признания его личных достоинств, прав, свободы. Гос-во не
вмешивалось в частную жизнь. Дем-ия носила огранич хар-ер (рабы, иностр гражд
искл из сфер деят-ти). Антич мир был светским, потому что развитие науки
привело к появлению атеизма. У этой цив не сложилось мощной дух основы.
10)стан совр евр цив.
В эк-ки евр стран нач процесс формир нового уклада. Одновр шел процесс
первонач накоплен капит, источник кот стали внутренняя межд торговля,
ограбление колоний, экспуат крестьянства, мелких гор и сельск ремесленников.
Товарно-денеж отнош в 15-17вв перераст в рыночн систему хоз-ва. Они проникли
во все сферы эк-ки, а с развит морского судоходства и вел геогр открытиями
создают базу для формир мир рынка. Произ изн в соц структуре общ-ва. Соц
перелом феод общ стали рушится. Нач формир нов общ обостр отнш между соц
группами, классами. Утвержд особая ценность разума, прогресса науки и
техники. В экон сфере происх становл кап отнош. В комплексе факторов
приведших к нач переменам в евр общ и способств нов типу цив развития, важную
роль страны два явления в ее культуре: ренесанс и реформация. Реформ разруш
представлен о дух власти церкви, о ее роли между богом и чел. Главное
новшество сост из утвержд что между чел и богом возн только непосред личные
отнош.
12) модернизац обществ вост типа.
В 19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что вост
впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба, и вост
страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин Япония,
кот не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь частной
предприн деят, защищен юридически, что спос прон развит страны. 1889г в Я
прин конституц от имени императора. Я стала конституц монархией, в ней обр
парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз, идет процесс
проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего цив разв как
происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В развер после 2 мир
войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в т сохр свои
фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир войны
продолжился процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой путь
мод-ии: сущ 3 пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов прогрессивн
типа разв в полном объеме с сохр или приспособл к собств условиям. Успех мод
во многом зависел от того, что именно после 2 мир войны было заметно обновл
з т разв 2. Внедрение организ-технолог элементов индустриал общества,
рыночных отнош при сохр общ системы 3. Превносятся организ-техн структуры без
рынка и демократии. Созд индустр научн базы, созд высококвал кадры. Этот вар
относ прем к соц. На 1-й план выдвиг тезнократы. Произв ради произв. Нет
саморазв обществ, нужен регулятор-гос-во. Несмотря на то что эл зап типа
проникли в эл вост типа, общ-ва вост типа начин быть менее зависимы от зап.
Наметился процесс обратного проникновен:прогрессивный может быть не только
индивид, но и коллектив. Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап
меркантильную жизнь. Т.о идет поиск материала для новации.
13) проблемы ед мир цив.
Цив-я-это опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами. Представление
об истории как всеобщем процессе имеет широкое распростр. Считается, что
такой подход предполаг выделение явлений фактов, кот стан всеобщими. Совр
взгляд дает веские аргументы в подтверждение этого понимания. рынок,
правовое, демокр гос-во, гражд общ-во. Разн страны стрем освоить эти
механизмы, втягиваясь в рын отнош, внедряя эл-ты демократии. На базе этих
мнений появилось утверждение, что складыв единая мир цив, т.е. цив-ми
считаются страны, кот развиваются, скадыв по зап типу разв-я. Сов экономист
Кондратьев говорил и цикличности разв-я об-ва. Значит, цив-это опред ступень
разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит аргументы. Н.т прогресс ведет к
сотрудничеству, создает систему информац, связи тр-та, торговли, об угрозе
ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о террорист угрозе. Все это
дает основание утверждать идею об един чел цив-и. Аргументы в пользу един мир
цив-ии веские, но говорить об един цив-ии преждевременно. Это скорее всего
мечты. Само об-во неоднородно, его истор невозможно понять. Ее надо знать,
понять и правильно оценить. Истор свид-т, что жизнь многообразно. Разв истор
идет по пути усложнения, увелич, многообраз. Важно понять, что сущ не только
европ зап взгляд на истор, но и др совершенно. В 1992г проходило празднование
500-летия открыт Америки Колумбом под знаком вступлении народов открытого
континента в общеистор жизнь. Однако для истр масс коренного нас Амер это
время восприним как катастрофа крушения их собствен мира. исто-ии опыт гов,
что нельзя перевести об-ва одного типа разв в др-ой, новый. Личность можно.
Она через 2-3 поколения адаптируется в новой среде. Но сообщества людей
–нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США. Это гос-во преврат в высокоразв
витрину зап мира. Но индейцы, корен жители- чужие на этом празднике жизни.
Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш изменения. Тойнби писал, что «тезис
о единстве цив-ий чвл ложной концепцией». Запад доминирует в эконом и полит-х
планах, но он не смог лишить народы своих исконных собствен-ей.
14) совр дискуссии о месте Р в мир ист проц.
Среди известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано ее
истор судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в себя
традиции зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед и
кочевого миров Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема
истрор Р в контексте мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии.
Среди совр историков в ходе полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь.
Одни отстаивали общеевроп путь ее развития, а др-особый, самобытный, кот
привел к сложению уник цив. Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор
судьбу загадкой. Многие великие писатели и философы прощлого и нашего
столетия (как Достоевский, ссСоловьев, Бердяев) видели особый божественный
путь Р и как место приложения Божьей воли, а рус народ – как избранный богом.
Идея особой миссии рус народа в защите и сохранении христ-го мира
зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава Мудрого. Свящ история
распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем кот был Израиль, и
эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот должен рус народ.
А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено между “старым” и
“новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в марксистской идеологии
проблему особого пути развития уникальной цив не рассматривали. В конц 20в
полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос уровень. В наст время в об-ве
возраст потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей
родины, в освещении осн этапов становл и разв, как одного из крупн гос-в
средневек и совр мира.
15) вост славяне в древности.
История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от
Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом
обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от
з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с.
занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места.
Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ
влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э.
славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн
отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община
соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины,
облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл
неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род
власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени
стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс
разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс
складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в
индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его
сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли
силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой
славянской семьи.
16) Проблемы происх древнерусской госуд-ти.
По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:
1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)
2. Антинорманская
3. Теория о призвании варягов
Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.
Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и
не были способны сформировать гос-ва
2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.
Доводы
1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали
на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.
2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался
чин-бюр апп-т