Шпора: Шпоры по истории

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили

дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели

никакого отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени

роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что

говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и

призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

3. армия

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а

именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились

12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает

выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие

военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.

Причины оформления гос-ти у В сл-н:

1. усложнение эк жизни

2. отделение ремесла от с/х

3. выделение воен сословия

4. появление эк нерав-ва

Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород

приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и

объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я

единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:

1. варяги - хорошие воины

2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва

3. нейтральная фигура

17) Образование Древнерусского государства.

980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что

соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование

Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской

народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти.

Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный

предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и

тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны (

дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии

близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание,

решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко

не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные

землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие”

дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное

население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-

венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы:

челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в.

холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе.

Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику.

Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным

штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной,

холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты:

многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие

промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по

положению в гос-ве.

18) Соц-полит и эк развитие К.Р. в к 10 - нач. 12 вв

Почему этот период называют периодом расцвета?:

1. была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит

структура К.Р.

2. формируются эк связи в гос-ве

3. была создана законодат база г-ва

4. была упорядочена соц структура об-ва

5. была сформирована единая нац идея (христианство)

Полит структура:

КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится наследуемой,

привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу получает земли,

населенные кр-ми, т.е. начинают формироваться феод. Отн-я. Киевск князь явл

главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому принципу. При князе

существует боярская дума - это совещат орган, кот состоял в основном из

старшей дружины княза. Дружина состояла из 2 частей: Старшая дружина (более

опытные, кто за службу получал земли с правом наследования, впоследствии -

бояре), младшая дружина, жила при князе, и князь делился с ней доходами,

отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется институт местного княжения и на

местах сидят наместники князя.Формируется чин апп-т. Вместе с тем власть

князя была не так сильна, т.к. 1. Были усобицы за престол м/д родственниками

2. боярская дума имела право вето на решение князя.

3. старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою

дружину, ....

Законодат основой КР явл «РП», основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый.

Экономика КР:

1. Основу эк жизни КР сост с/х

2. КР активно занимается внешн торговлей

3. продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота,

рыбалка, собир-во, борт-во)

4. получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты,

т.к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-

торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен.

Соц структура:

В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я:

1. люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки)

2. люди (свободные жены городск или сельской общины)

3. черные люди (полностью зависимые, полузавис)

На этом этапе происходит крещение Руси....

19) Роль христианства в развитии Киевской Руси.

Оно имело огромное значение для всего русского общ-ва. Хр-во создало широкую

основу для объединения всех народов этого общ-ва. Хр-во постепенно начало

вытеснять языческие обряды и традиции. Настоящим культурным переворотом было

введение единой письменности. Принятию хр-ва сбособст-ло становление гор-ой

культуры в преим-но сельской стране. Под влиянием хр-ва развивалось храмное

стр-во, книжное дело, лит-ра, история и философия. На осн-ве хр-ва происх-ло

становление нового типа гос-ва в КР, кот-ая приобретала визуальную форму.

Установилась тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при

господстве первой. Значительная роль отводилась церкви в междунар-х делах,

отношениях с хр-ми гос-ми и церквями. Благодаря хр-ву КР была включена в

евро-й хр-ий мир. Однако принятие хр-ва в православном варианте имело свои

негативные последствия. Православие способствовало обособлению России от

западно-евр-их цив-й.

20) Особенности формирования великорусского этноса.

Смешение славян с финнами положило начало форм-ию русской народности. Сильные

отличия от киевских славян: 1)они жили в др-ой геогр-ой среде(лес), 2)другим

был образ жизни: климат-ие условия были тяжелее, чем в Киевской Руси. Пр-ли

изменения в ментальности, это нашло своё отражение, в первую очередь, в

языке, в восприятии окр-го мира. Православие сохранилось, но усилились

языческие традиции под влиянием финно-угор группы. На форм-ие русской

народности влияние оказал монгольский фактор(3 точки зрения): 1)М-т нашествие

принесло разорения, гибель людей, задержание развития России, но не повлияло

на жизнь и быт, на становление гос-ти. Россия, по-прежнему, развивалась по

евро-му пути развития. 2)М-т оказали большое влияние на общ-ую и гос-ую

орган-ию русских, на формир-ие и развитие Моск-го гос-ва. Моск-ое гос-во –

часть монгольского гос-ва. Именно монголы принесли на Русь крепостное право.

НО: 1. монгольский кодекс правления не распространился на террит-ию Руси, где

были свои законы. 2. М-т не устраняли русских князей и не создавали на Руси

своей династии. 3. Россия сохранила свою духовную основу – православие и

Золотая Орда не настаивала на смене веры. Русское гос-во начало стр-ся по

образу и подобию м-т. Угнетение русского народа привело к огрубению нравов.

Жестокость стала частью сознания русских людей. 3)Не было никакого м-т

нашествия, а была династическая борьба за власть. На этих террит-х было много

степных племён, кот-ые были вовлечены в эту гражд-ую войну. Становление гос-

ва в русских землях шло в соотв-ии с первой средневековой тенденцией в

Европе.

21) Причины возвышения Москвы.

Предпосылки объединения земель:

1. эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало

необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами

2. формирование на местах опыта управления и создания структур управления

3. мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов.

4. народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели

стабильности; за объединение выступала церковь

5. сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в

языке, лит-ре, обычаях, трдициях.

Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью,

первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы:

1. выгодное географич полож-е:

а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг

б. Удобные водные пути

в. Моск кн-во занимало центр полож-е

2. Умелая политика моск князей

а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель

б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я

в эти р-ны

в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО

г. введение института наследования престола от отца к сыну

3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья

кафедра была перенесена в М)

4. отсутствие сильных врагов

5. нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось

процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый

(1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в

полит, эконом, духовн аспектах, а именно:

1. за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км

2. благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли

3. были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники

(Тверь, Новгород, Рязань)

4. М становится центром русского православия

5. ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми

6. на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв

7. именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В

этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская

земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М

становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены

самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с

католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась

подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV

Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит

незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. власти

22) Соц. структура в 14-15 в.

В положении сословий появляется немало нового. Всё больше общинных, чёрных

земель переходили к князьям, боярам, иерархам церкви – путём захватов,

дарений, купли-продажи. Появляются помещики-владельцы земель, дарованных

князем своим дворцовым или военным слугам. Холопы составляют собств-ть своих

господ, кот-е могли их продать или купить. В 15 в. усиливаются недовольства

крестьян и холопов. Крестьяне протестуют против захвата их земель, против

увел-я барщины и оброка. Неоднородным было положение ремесленников, в городе

одни богатели, другие беднели. Купцы имели свои объединения или корпорации.

Звание купца передавалось по наследству. Торговцы и ремесленники жили на

посаде, где их селили князья и бояре («Посадские люди»). Они давали деньги на

строительство. На рубеже 15-16в. в городах появились приказчики, они ведали

строительством и ремонтом городских, проводили различные сборы.

23) «Реформация по-русски». Раскол церкви.

Усиливаются соц-ые конфликты, показывая, что общ-ая система в России

нуждается в глубоком реформ-ии. Однако реформ-е должно было быть начато в

дух-ой сфере, т.к. Россия продолжала оставаться религиозным обществом. В

середине 17в. в России начинается реформа культовой системы. Замысел реформы

состоит в устранении различий в богослужении между Русской Церковью и

остальными прав-ми церквями, во введении единой церковной службы по всей

России. Избранный на должность патриарх Никон созвал Поместный собор, где в

богослужительную практику и книгу были внесены необходимые изменения. Эти

изменения для православ-х верующих были несущ-ны, т.к. они не затрагивали

основ православия, а касались лишь грамматических и культурных новшеств.

Однако эти изм-ия вызвали опред-ые последствия. Росс-й общ-ый раскол

произошёл на почве старой и новой веры. Сторонники старой веры отстаивали

идею самобытности Рус-ой Прав-ой Церкви, её превосходство над другими

церквями. Официальная церковь победила. Рус-я Прав-ая Церковь сблизилась с

ост-м миром.

24) Россия при Иване IV Грозном. Установление самодержавия. Сущность опричнины.

Что бы обуздать народные волнения и восстановить работу расстроенного гос.

аппарата были нужны реформы, усиливающие центральную вл-ть. В продолжении п-ки

централизации был заинтересован весь господствующий класс, на кот. опирался

Иван Грозный. Началом укрепления самодержавной вл-ти стал новый титул царя (

1547 г. ). Постепенно складывалась система централизованного управления

страной. С этой целью была проведена серия реформ. Среди реформ важным событием

было принятие в 1550 г. нового Судебника. Судебник сохранял за крестьянами

право "Юрьева дня", упорядочил службу дворян и определил размеры их земельного

жалования. С 1549 г. начали созываться Земские соборы. Реформы оказались

полумерой. Они не сломили боярской аристократии, начались измены и заговоры

крупных феодалов => это послужило прологом к опричнине. Опричнина была

своеобразным личным уделом, подвластным только царю. Возникло особое опричное

войско. Опричнина сопровождалась жестоким разгромом боярской оппозиции.

Мстительность Ивана Грозного приводило к тому, что гибли ни в чем не повинные

люди. Опричники наводили ужас на страну. Так, поход опричников в Новгород (

1570 г. ) сопровождался невероятными жестокостями и кровопролитием, убийствами

тысяч простых горожан и кр-ян. Из рук бояр-княжат земли переходили опричникам,

подавляющее большинство кот. составляли дворяне - надежная опора царя.

Опричнина длилась формально 7 лет. * Стремления Ивана Грозного к укреплению

личной вл-ти привели к эк. разорению страны, поражению в Ливонской войне и

п-кому кризису.

25)Иван IV Грозный. Реформы.

В 1530 году он родился. 1538-1547 гг вошли в историю как период боярского

правления. В 1547 году И 4 исполнилось 16 лет и он желал венчаться на

престол. Женой стала Анастасия Роман-на Захарьина-Кошкина. Все время

правления И4 можно разделить на 2 периода: 1 - 1537-1565 - период

демократических преобразований, 2 - 1565-1584 гг - период опричннины.

1 период. В этот период были проведены следующие реформы:

· гос упр-я

· суд реф-ма

· церков реф-ма

· воен.

Все они были направлены на дальнейшее укрепление М г-ва. В этот период нач

формироваться основы сосл-предст мон-хии.

Далее при И4 расширяется система центр исполнит органов, приказов. Числ

приказов в это время возрастает до 30. Всышие гос долж-ти в этот период

занимались по знатности рода. В 1552 г была создана спец дворовая тетрадь,

куда было внесено 4000 знатных фамилий по знатности рода. Этот принцип

получил название местничества.

Судебная реформа:

В 1550 г при И4 вышел новый судебник, составленный на основе Суд-ка И3. Там

были отражены проблемы уголовно-проц права, сословная политика, система гос

устр-ва.

Сословная политика:

В соответствии с этим суд-ком были укреплены позиции дворянства. Отныне

дворяне не были подсудны суду наместника, судились только царем, дворяне не

могли превращаться в холопов, принимаются меры по ослаблению боярского

сословия (была отменена система кормлений, вместо кормов было введено ден

жалование), для ограничения произвола бояр во время суд процессов в судах был

введен институт целовальников. Это были выборные целовальники из дворян и

купцов. Были введены наказания за взяточничество. В отношении кр-н происходит

тенденция дальнейшего закрепощения (все кр-не были учтены и записаны в

писцовые книги, был подтвержден Юрьев день).

Церковная реформа:

Цели: 1.дальнейшее укрепление и централизация г-ва на идейной основе.

2. Ослабление экон интересов церкви

В Стоглаве был закреплен и унифицирован единый пантеон святых, были

выработаны единые каноны церк живописи. Для ослабления эк мощи ц-ви было

отмечено, что ц-вь должна была вернуть г-ву все земли, полученные в период

боярского правления. Ц-вь отныне должна была платить налоги г-ву. Было решено

при церквях открывать богодельни, приюты и книжн училища для обучения детей

грамоте. И4 также предпринимает попытку усиления роли г-ва в решении церк

вопросов, а именно: царь вмешивался во все вопросы церк обрядности,

окончательно утверждал митрополию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты