Шпора: Ответы на экзаменационные билеты 11-го класса

СССР стала очевидной. Требовались новые подходы во всей внешнеполитической

деятельности нашей страны.

42. Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы

К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и

политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и

сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении

коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка

партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”,

предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании

зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества

— от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных

чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано

с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным

секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых

являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала

КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-

экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру

управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок

добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно

Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий

не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По

мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической

реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические

методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это,

Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур.

Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон

жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на

XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в

СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось

четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование

новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных

депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в

СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был

избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте

1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые

имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в

стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли

КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали

возникать различные партии и общественные движения.

43. Новый внешнеполитический курс страны в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980—1990-х

гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его

формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного

оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и

взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического

выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал

отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и

новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот

от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде

вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел

конец “холодной войне”. Эти перемены нашли свое отражение в организации

советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева

и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в

Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были

ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности.

Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы

урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в

области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся

визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной

Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана

— событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута

договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в

Афганистан. В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической

жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы,

придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического

лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и

Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок —

НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о

выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в

которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение

Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных

соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый

внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации

разного рода последствий “холодной войны” и установления нормальных

межгосударственных отношений.

44. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Образование и

развитие суверенной Российской Федерации

Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от

всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни.

Большинство союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете,

включив в них специальные разделы о верховенстве республиканских законов над

союзными. Результатом процесса суверенизации республик стало заметное

перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на

Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о

государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней

органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной и

общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались РФ в

ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о решимости России

Создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза

ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В

нем приняли участие девять республик (отказались участвовать три

прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей

голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки

подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров

представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под

Москвой). По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были

получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в

координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г., в канун подписания

договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства

страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному

положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом

в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги,

манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и

организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации.

Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в

Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ

Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это государственный переворот или

отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй?

На этот вопрос нет единого мнения. Августовские события ускорили распад

Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом

руководители Белоруссии —С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин,

Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых

Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось

еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в

связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.

45. Изменения в политической системе России в первой половине 1990-х гг.

Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н.

.Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации

о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на

деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все

более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет

КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма,

потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в

России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой

государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному

изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР,

действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение

российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК

КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая,

государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет,

реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так,

осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не

постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось

соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к

ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством.

Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить

деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных

пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин

объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось

президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии

президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции

президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал

все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения

ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21

сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о

роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12

декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения

выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет

Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента

закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю

Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.

46. Экономическое развитие страны. Начало реформ

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло

проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство

во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным

обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому

времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены

выросли в 8—11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15— 20%. На

полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни

продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и

военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия

выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической

реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию

цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного

регулирования, свободу торговли и приватизацию — продажу большей части

государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой

терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики,

должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий

и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь

стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако

оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их

росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство

населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной

массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г.

выпуск наличных денег

увеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного

равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было

установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы

бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим

непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная

напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному

курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет.

Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных

деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику

реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных

депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время

(декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал

В. С. Черномырдин.

47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.

Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные

вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В

прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и

занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности:

собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После

распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной

власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы

политических преобразований. Поэтому основой российской государственности

стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры,

действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной

важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было

укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили

себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу

за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии

республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на

выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов

Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили

независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными

претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ

проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные

вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный

Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство

России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г.

подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о

разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти

субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в

конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики,

но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения

— Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской

государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо

устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно

препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и

выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили

принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально

деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства.

Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое

государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и

единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не

закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается

и сегодня.

48. Духовная и культурная жизнь российского общества, наука и образование в

первой половине 1990-х гг.

В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в

тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере

духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля,

подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами

духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное

творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные

объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые

театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные

таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место

раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и

других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И.

Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и

многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши

представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство

культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление

в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все

очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой

частью экономической и социально-политической жизни российского общества.

Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на

“массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками

коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической

“литературы”, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и

телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно

сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался

слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной

части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования,

духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло

повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры.

Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их

деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто

коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений

культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в

иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры,

высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности

переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-

техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и

образования. Произошли изменения в системе высшей и средней

общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации,

появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи,

колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В

то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и

образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате

завоеванных позиций.

49. Россия и СНГ. Россия в мировом сообществе

После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою

внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности:

1) ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными,

независимыми странами и 2) дальнее зарубежье — остальные государства мира. В

отношениях с государствами ближнего зарубежья в 1992 г. российское

руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению

интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием существования

специфических российских интересов и необходимости их защиты. Предстояло

решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества

Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, и т.

д. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения,

проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов

России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Осрбо остро стоит

проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода

российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности

в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе

Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и

некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа

России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она

рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми

возможными правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев

посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите

границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В последнее время во

взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к

интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан,

Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и

Казахстаном. В “большой” внешней политике для России было важно утвердиться в

качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус

ядерной державы, добиться экономической поддержки Западом проводимых в стране

реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с

крупнейшими государствами мира. Среди дипломатических достижений можно

назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда;

заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений

(ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем;

налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление

тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях

России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую

на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что

“Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных

противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В

то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла

контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии,

где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из

его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США

оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного

противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов

мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты