СССР стала очевидной. Требовались новые подходы во всей внешнеполитической
деятельности нашей страны.
42. Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и
политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и
сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении
коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка
партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”,
предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании
зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества
— от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных
чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано
с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным
секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых
являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала
КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-
экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру
управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок
добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно
Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий
не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По
мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической
реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические
методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это,
Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур.
Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон
жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на
XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в
СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось
четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование
новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных
депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в
СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был
избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте
1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые
имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в
стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли
КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали
возникать различные партии и общественные движения.
43. Новый внешнеполитический курс страны в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980—1990-х
гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его
формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного
оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и
взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического
выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал
отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и
новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот
от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде
вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел
конец “холодной войне”. Эти перемены нашли свое отражение в организации
советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева
и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в
Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были
ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности.
Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы
урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в
области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся
визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной
Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана
— событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута
договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в
Афганистан. В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической
жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы,
придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического
лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и
Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок —
НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о
выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в
которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение
Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных
соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый
внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации
разного рода последствий “холодной войны” и установления нормальных
межгосударственных отношений.
44. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Образование и
развитие суверенной Российской Федерации
Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от
всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни.
Большинство союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете,
включив в них специальные разделы о верховенстве республиканских законов над
союзными. Результатом процесса суверенизации республик стало заметное
перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на
Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о
государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней
органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной и
общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались РФ в
ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о решимости России
Создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза
ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В
нем приняли участие девять республик (отказались участвовать три
прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей
голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки
подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров
представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под
Москвой). По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были
получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в
координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г., в канун подписания
договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства
страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному
положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом
в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги,
манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и
организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации.
Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в
Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ
Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это государственный переворот или
отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй?
На этот вопрос нет единого мнения. Августовские события ускорили распад
Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом
руководители Белоруссии —С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин,
Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось
еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в
связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.
45. Изменения в политической системе России в первой половине 1990-х гг.
Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н.
.Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации
о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на
деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все
более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет
КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма,
потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в
России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой
государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному
изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР,
действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение
российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК
КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая,
государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет,
реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так,
осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не
постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось
соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к
ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством.
Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить
деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных
пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин
объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось
президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии
президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции
президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал
все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения
ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21
сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о
роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12
декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения
выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет
Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента
закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю
Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.
46. Экономическое развитие страны. Начало реформ
Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло
проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство
во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным
обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому
времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены
выросли в 8—11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15— 20%. На
полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни
продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и
военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия
выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической
реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию
цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного
регулирования, свободу торговли и приватизацию — продажу большей части
государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой
терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики,
должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий
и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь
стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако
оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их
росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство
населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной
массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г.
выпуск наличных денег
увеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного
равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было
установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы
бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим
непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная
напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному
курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет.
Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных
деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику
реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных
депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время
(декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал
В. С. Черномырдин.
47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.
Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные
вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В
прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и
занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности:
собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После
распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной
власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы
политических преобразований. Поэтому основой российской государственности
стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры,
действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной
важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было
укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили
себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу
за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии
республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на
выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов
Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили
независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными
претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ
проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные
вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный
Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство
России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г.
подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о
разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти
субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в
конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики,
но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения
— Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской
государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо
устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно
препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и
выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили
принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально
деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства.
Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое
государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и
единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не
закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается
и сегодня.
48. Духовная и культурная жизнь российского общества, наука и образование в
первой половине 1990-х гг.
В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в
тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере
духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля,
подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами
духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное
творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные
объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые
театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные
таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место
раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и
других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И.
Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и
многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши
представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство
культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление
в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все
очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой
частью экономической и социально-политической жизни российского общества.
Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на
“массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками
коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической
“литературы”, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и
телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно
сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался
слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной
части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования,
духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло
повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры.
Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их
деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто
коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений
культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в
иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры,
высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности
переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-
техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и
образования. Произошли изменения в системе высшей и средней
общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации,
появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи,
колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В
то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и
образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате
завоеванных позиций.
49. Россия и СНГ. Россия в мировом сообществе
После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою
внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности:
1) ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными,
независимыми странами и 2) дальнее зарубежье — остальные государства мира. В
отношениях с государствами ближнего зарубежья в 1992 г. российское
руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению
интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием существования
специфических российских интересов и необходимости их защиты. Предстояло
решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества
Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, и т.
д. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения,
проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов
России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Осрбо остро стоит
проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода
российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности
в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе
Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и
некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа
России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она
рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми
возможными правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев
посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите
границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В последнее время во
взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к
интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан,
Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и
Казахстаном. В “большой” внешней политике для России было важно утвердиться в
качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус
ядерной державы, добиться экономической поддержки Западом проводимых в стране
реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с
крупнейшими государствами мира. Среди дипломатических достижений можно
назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда;
заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем;
налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление
тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях
России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую
на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что
“Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных
противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В
то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла
контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии,
где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из
его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США
оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного
противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов
мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.