Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков
специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их
владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.
Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался
преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка,
более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих,
нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины
украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили
«порты» — длинные штаны.
Верхняя одежда простого люда -- длинное, облегающее одеяние, свита. Знать
носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и
серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца,
цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические
раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих
камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла.
Городская обувь, особенно там, где имелись деревянные мостовые, была из кожи.
Лапти — «лыченицы» являлись крестьянской обувью. И это, конечно, было не
единственным отличием в быту сельского населения. Ритмы жизни здесь более
подчинялись ритмам сельскохозяйственного цикла и в большей мере зависели от
природы. Отсюда и большая приверженность к языческим представлениям,
стремление «умолить» не только Бога, а и на всякий случай всякую «нечисть»,
пращуров и т. д. Однако часто случалось так, что ни тяжелый труд, ни истовое
моление, ни языческое «волхвование» не помогали. Неурожай и голод —
неразлучные спутники жизни. Ресурсы крестьянского двора были скудные, и в
голод люди ели липовый лист, березовую кору, мякину. Летописное известие
1127 г. повествует об ужасном неурожае, который заставлял родителей отдавать
детей проезжим купцам, — купцы спасали их от голодной смерти, продавая... в
чужие страны.
В сравнении с городом жизнь и быт деревни были беднее и скромнее.
Спутниками тогдашней жизни были эпидемии, не обходившие ни город, ни
деревню. В 1093 г. в Киеве от неизвестной болезни умерло 7 тысяч человек. В
1158 г. мор обрушился на Новгород так, что не успевали убирать с улиц и из
дворов умерших.
Настоящим бичом были пожары. Известия о больших и малых пожарах заполняют
летописи. В огне гибли люди и имущество. В итоге жизнь казалась
переменчивой, зыбкой даже в представлении людей богатых — сегодня живы,
завтра мертвы. Эта неустойчивость побуждала всех искать в повседневности
начал прочных: не только покровительство Бога, заслуженного радетельной и
благочестивой жизнью, а и князя, боярина, сильного человека. Отношения
выстраивались иерар-хично и побуждали вести себя в соответствии с иерархией.
С другой стороны, эта же жизнь приучала к бережливости, даже к скупости. Быт
был строго выстроен, выверен и функционален, причем функциональность эта
базировалась на опыте предков и со временем приобретала консервативные черты.
Вот почему перемены в быту не просто казались нежелательными, но и
осуждались.
90
Го! 1. В чем особенность и самобытность культуры Древней Руси?
2. Назовите наиболее выдающиеся памятники: а) литературы, б) живописи, в)
прикладного искусства, г) архитектуры. Докажите высокий уровень
развития культуры Древней Руси.
3. Что такое народная культура? Проследите взаимосвязь народной и «высокой»
культур. 4. Сравнивая начальный (IX— X вв.) и конечный (XII—XIII вв.) периоды
Древнерусского государства, ответьте на вопросы: а) выросло ли количество
городов и численность населения в них? б) насколько повысился за это время
уровень их благоустройства? в) как широко была распространена грамотность?
5. Какую роль в распространении и развитии культуры играла Русская
православная церковь?
2
ТЕМА1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА
ПЛАН
Т1- Происхождение славян.
1. Античные источники.
2. Византийские историки VI в.
3. Древнерусские источники.
2. Расселение славян.
3. Занятия восточных славян.
1. Земледелие.
2. Другие виды деятельности.
4. Общественное устройство.
1. «Военная демократия».
2. Переход от родовой общины к земледельческой.
3. Племенные княжения.
5. Религия восточных славян.
[.Верования.
2. Боги.
3. Жрецы.
4. Уровень развития.
6. Выводы.
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение
которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных
свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах.
Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных,
византийских и арабских авторов.
1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в.
н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским
племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов,
которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в
венедах древних славян, сохранявших еще свое этническое единство и занимавших
приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и
Полесья.
2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, так
как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит
современных ему славян — венедов, склавинов и актов — к одному
корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI—VIIIвв.
Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций,
вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и
взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры,
бал-ты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы,
византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства —
восточной, западной и южной — участвовали представители всех групп,
зафиксированных Иорданом.
3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в
«Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он
пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно
библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским
столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их
«рассеиванию» по всему миру.) Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял
нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с
прародины.
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы
в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.
2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
- поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и
прозвавшиеся;
— древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
- северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам
Десна, Сула и Северский Донец;
— дреговичи — между Припятью и Западной Двиной;
— полочане — в бассейне р. Полоты;
— кривичи —- в верховьях Волги и Днепра;
- радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов»
(поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами — Радимом,
который «пришел и сел» нар. Соже (приток Днепра), и Вятко — на р. Оке;
— ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р.Волхов;
— бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) — в верховьях Буга;
— белые хорваты — в Прикарпатье;
— уличи и тиверцы — между Днестром и Дунаем. Археологические
данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.
7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ (XII—XIII ВВ.)
ПЛАН
1. Предпосылки.
1. Формирование местных княжеских династий.
2. Укрепление местного боярства.
3. Развитие ремесла и торговли.
4. Изменение положения и роли Киева.
5. Духовные предпосылки.
2. Начало периода раздробленности и его общая характеристика.
1. Начало разделения.
2. Восстановление единства в начале XII в. и его причины: Половецкая
опасность. — Личные качества Владимира Мономаха и его поли! тика, — Мстислав
Великий.
3. Характер новых государственных образований. , 1
3. Владимиро-Суздальская земля.
1. Природные условия и колонизация.
2. Приобретение независимости.
3. Политическое развитие: Перенесение центра во Владимир. — Укрепла! ние
княжеской власти. — Основные особенности правления Андрея Ът
голюбского. — Переворот 1174 г. и новые усобицы.—ВсеволЛ Большое Гнездо
(1176—1212).
4. Новгородская земля.
1. Природные условия.
2. Социально-экономические особенности.
3. Политическая система: Высший орган власти и характер политичв! ского
строя. -— Структура управления. — Итоги развития НовгороЯ ской земли.
5. Галицко-Волынекая земля.
1. Природные условия.
2. Социально-экономические особенности.
3. Политическое развитие: Начало независимости.—Ярослав Владимирович
(1152—1187). —Объединение княжеств.
6. Выводы.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ
Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов.
В отечественной историографии разделение относительно единой Древней Руси на п
Яд самостоятельных государств долгое время объясняли развитием феодальных
отношений, укреплением феодальных вотчин и утверждением натурального
хозяйства, которое, препятствуя установлению экономических связей, и приводило
к политической обособленности. Отмечалось и влияние классовой борьбы,
требовавшей совершенствования и укрепления аппарата власти на местах. Это
якобы также подталкивало к «боярскому сепаратизму» и отделению земель, так как
местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского
князя. Однако такая трактовка причин раздробленности, основанная на
формационном подходе, представляется односторонней и, главное, не находит
своего подтверждения в источниках.
1. Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового
владения Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводило к
оседанию князей на определенных территориях (будущих уделах). Князь теперь
думал не о получении более престижного и доходного стола, а
закреплении за собой собственного владения. (Данная тенденция юридически была
закреплена решением Любечского съезда князей в 1097 г.) Этому же
способствовало нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и расширить
свои владения, порой за счет соседей.
2. Укрепление местного боярства. Происходит складывание боярских
региональных группировок, вызванное, в свою очередь, как успехами земледелия
(распространение пашенного земледелия, появление трехполья увеличивало
производство избыточного продукта, боярские вотчины превращались в важный
источник дохода), так и ростом численности дружины и ее страсти к богатству. В
былые времена дружина мечтала о походах и добыче, ныне вместе с князем она
«оседала» на земле, становясь или его опорой, или, наоборот, стремясь
подчинить его своей воле. Но в любом случае боярство и местного князя
объединяла тяга к самостоятельности, желание выйти из-под опеки киевского
князя, прекратить выплату в его адрес полюдья со своих территорий.
3. Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов,
которые превращались в центры отдельных территорий. Кроме того, они играли
роль своеобразных «коллективных замков» для местного боярства. В них
сосредоточивалась и местная княжеская администрация. Городское население
начинало тяготиться необходм мостью вьгалаты дани и защиты интересов далекого
ему киевского кшш зя. В то же время защиту от набегов кочевников и соседей
необходимую свободным общинникам города и села, обеспечивал! уже местные
княжеские дружины.
4. Изменилось положение и роль самого Киева. С потерей значе^ ния
торгового пути «из варяг в греки» в XII в. ослабевала экономиче! екая основа
единства, сокращалось поступление торговых пошлин, чта подрывало экономическое
могущество киевского князя. Главным ис! точником богатств становилась земля, в
ее поисках дружины со своими князьями и устремлялись на окраины. Кроме того,
киевскую землю по! кидало и трудовое население, спасавшееся от постоянных
междоусо! биц, вызванных борьбой за киевский «стол», а также набегов половцем
Естественно, этот «исход» ослаблял позиции киевских князей, полу! чавших все
меньше и меньше налогов, недосчитывавшихся «воев». .1
5. Духовной предпосылкой разделения стало развитие авторитар-1 ного
идеала, укреплявшего власть местных князей. Население отдель! ных земель хотело
обрести собственного князя, оказаться «под рукой»! так как оно наделяло его
сверхъестественными силами, видело в нем гаранта безопасности и благоденствия
данной территории.
2. НАЧАЛО ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Начало разделения. Центробежные тенденции в Древней РусЯ стали
проявляться еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенна
. нарастая, вылились в конце XI в. в княжеские междоусобицы. Стремле! ние
князей, с одной стороны, их преодолеть, а с другой—закрепиться в) своих
землях привело после Любечского съезда к установлению новогв принципа
организации власти и превращению Русской земли из владея ния рода Рюриковичей
в совокупность самостоятельных «отчин», на! следственных владений отдельных
ветвей княжеского дома.
2. Однако в начале XII в. разделение страны было приостановлен! под
воздействием ряда причин:
• Внешняя половецкая опасность требовала объединения усвЯ лий различных земель;
• Личные качества Владимира Мономаха (1113—1125) и его
а Л тивная деятельность на киевском престоле. Он пользовался огромным
авторитетом, как благодаря своей родственной связи с византийским императором
Константином Мономахом, чьим внуком по материнской линии он являлся, так и
организации успешных походов против полоЛ цев. Став великим князем в 60 лет,
Владимир поражал современников
широкой образованностью, литературными талантами и особенно своим
«смердолюбием». Гибкий, волевой правитель, прибегая то к силе, то к мирным
переговорам, сумел восстановить единство Древней Руси.
• Его сыну Мстиславу Великому (1125—1132) удалось
продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после смерти
великого князя киевского «раздрашася вся Русская земля», начинается цепная
реакция разделения, приведшая к появлению на месте единой Руси ряда практически
независимых государств-княжеств.
3. Характер новых государственных образований. Возникло около 15
независимых государств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское,
Ростово-Суздалъское, Смоленское, Галицкое, Влади-миро-Волынское, Полоцкое,
Туровское и другие княжества, а также Новгородская земля),
продолжавших дробиться дальше, но целостность Русской земли в определенной
степени сохранилась. Связи между русскими землями поддерживались благодаря
общей вере, языку, действию общих законов, зафиксированных Пространной Правдой.
В народном сознании не исчезала идея единства, особенно ярко проявлявшаяся во
времена междоусобиц и других бедствий, выпадавших на долю Русской земли.
Сформировалось двойственное самосознание, при котором русские люди считали
своей Отчизной и Русскую землю, и одновременно Рязанское, Полоцкое или
Ростово-Суздальское княжество. Правда, региональная составляющая в таком
самосознании постепенно усиливалась, что способствовало углублению
раздробленности.
Некоторые историки считают, что произошел не полный распад Древнерусского
государства, а его трансформация в федерацию княжеств во главе с великим
князем киевским. Но его власть была скорее номинальной, чем реальной, а за
сам киевский стол начинается борьба наиболее могущественных князей отдельных
земель, приводящая к опустошению Киевской земли и потери ею былого значения.
Уже через некоторое время стол великого князя киевского потерял свою
привлекательность для местных князей, сосредоточившихся на расширении
собственных владений.
3. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
1. Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси,
расположенной в бассейне Оки и верхнем течении Волги, вызывает особенный
интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского
государства. Значительную часть ее территории занимали леса, почвы были
подзолистые, малоплодородные, за исключением так называемых ополий, огромных
полян на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля-3 ал веского и Суздаля, с
относительно мощным черноземным слоем. Здесь развивалось пашенное земледелие,
появились монастырские и боярские вотчины.
На северо-востоке, который сравнительно поздно подвергся сла| вянской
колонизации (с X в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суз! даль)
появлялись новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль! Залесский, Галич. Под
1147 г. летопись впервые упомянула Москв)Д Переселенцы с юга и северо-запада
Руси — земледельцы и ремеслея ники — приносили с собой не только передовые
приемы хозяйствовя ния, но и географические названия. Торговые пути
простирались чере! Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на
восток я юго-восток.
2. Приобретение независимости, Ростово-Суздальская земля вь! шла из под
власти Киева в 30-х годах XII в. при младшем сыне ВладимЛ ра Мономаха Юрии,
получившем прозвище Долгорукий за стремления править в Киеве и вмешиваться в
дела соседних княжеств. Центр своеЯ земли он перенес из Ростова в Суздаль и,
опираясь на поддержку боям ства и союз с Галицким княжеством, после нескольких
неудач все же «сел на киевский стол» в 1155 г.
3. Политическое развитие. Однако его правление оказалось на долгим, в
1157г. он умер (по одной из версий был отравлен киевлянами недовольными его
правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты.
• Перенесение центра во Владимир. Власть на северо-востоке па
решла к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому (1157—1174),
который еще при жизни отца без его ведома покинул предназначенные ему Вышгород
на юге Руси и вернулся в милую его сердцу СуздалЯ скую землю. (При этом князь
взял с собой считавшуюся чудотворно! икону Божией Матери, повелев
поставить ее во Владимире-на-Клязш ме. Со временем эта икона Владимирской
Божией Матери стала одно! из главных святынь Русской земли.) Он перенес
столицу во Владимия до того считавшийся «пригородом» старых городов.
• Укрепление княжеской власти. Перенос столицы был вызв
стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния ™ рого
ростово-суздальского боярства. Владимир же не имел слоэ шейся боярской
группировки и собственного веча, ограничивавш власть князя.
Проявлением новых тенденций стало и превращение дружинни; из советников и
соратников князя в его подданных, получавших за ев службу земельные
владения. Однако верховная собственность на зЯ лю сохранялась за
князем, который ею полностью распоряжался. Тя складывалась связь власти и
собственности, присущая восточной иш вилизации. В то же время реальная
власть-собственность князя сочети лась с традиционными представлениями
земледельцев о том, чя «земля Божия» принадлежит на деле тому, кто ее
обрабатывает. ЭШ представления только усиливали власть князя —
наместника Бога щ земле, а следовательно, и его права на землю. Кроме
того, он воспри
^ался как защитник земли от социальных и природных бедствий, иноземцев,
заступник перед Господом, а со временем, как символ единства всех русских
земель.
• Главная цель —развитие собственного княжества.
Отличительной чертой правления Андрея Боголюбского стало и то, что после
захвата и разорения Киева в 1169г. владимиро-суздальским войском и
союзными половцами он туда не переехал, а остался во Владимире, продолжая
политику укрепления собственного княжества. Ради этой цели князь попытался,
правда неудачно, учредить собственную митрополичью кафедру, равную Киевской,
чтобы возвысить Владимир и превратить его в независимый от Киева не только
политический, но и религиозный центр. О стремлении князя превратить Владимир в
новый центр русских земель свидетельствует и возведение Успенского собора,
строительство «Золотых ворот» — величественных сооружений «столичного» уровня.
Андрею удалось несколько расширить княжество, которому платили дань даже
волжские булгары.
• Переворот 1174 г. и новые усобицы. Стремление к
самовластию, не отвечавшее представлениям людей того времени о правителе,
репрессии против некоторых бояр и ряд военных неудач привели к тому, что
приближенные Андрея организовали заговор и в 1174 г. убили князя в его замке
Боголюбове. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения.
После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили
престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его
сводных младших братьев — Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы
победу одержали братья.
• Всеволод Большое Гнездо (1176—1212), сменивший рано
умершего брата Михалко, проводил более взвешенную политику, чем Андрей, что и
позволило значительно укрепить Владимирское княжество и власть самого князя. Он
расширил свои владения, усилил дружину, подчинил своему влиянию Новгород и
Рязань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию. В итоге в
Северо-Восточной Руси укрепилась власть великого князя, утвердилось первенство
Владимиро-Суздальского княжества среди других русских земель.
Но центробежные процессы развивались и после смерти Всеволода вновь начались
междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к
власти пришел его сын Юрий (1218—1238), ставший последним
правителем независимого Влади-Миро-Суздальского княжества и погибший в
трагическую годину монгольского нашествия.
4. НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
1. Природные условия. Владения Новгорода простирались от Финского залива
до Урала и от Северного Ледовитого океана до верхо-вьев Волги.
Географическое положение, суровые природные условия, ной структуры и
политической организации Северо-Западной земли. Так, бедные почвы и холодный
климат были причиной того, что новгородцы периодически испытывали недостаток
хлеба. Это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской
земле, откуда, в основном, и поставлялось зерно.
2. Социально-экономические особенности. В то же время удобное
географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр,
поставлявший европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла.
Торговлю организовывало купечество, но саму продукцию оно получало из боярских
промысловых сел.
Бояре контролировали и высоко развитое ремесленное производство. Новгородское
боярство происходило не из верхов княжеской дружины, как в других русских
землях, а из местной племенной знати и сформировалось как наследственная
аристократия в докняжеский период. Оказав помощь Ярославу Мудрому в его борьбе
за киевский престол, новгородское боярство получило ряд привилегий, что еще
более укрепило его позиции и позволило постепенно где захватить, а где скупить
общинные земли. Кроме того, в Новгороде так и не появилась своя собственная
княжеская династия. Новгород, чьи князья в IX в. подчинили Киев, оставался
доменом — наследственным владением киевских князей, которые
посылали туда своих наместников, чаще всего — старших сыновей.
3. Политическая система.
• Высший орган власти и характер политической строя. В городе
даже в эпоху господства Киева не затухала деятельность народного собрания —
веча. После изгнания в /755 г. князя Всеволода Мстиславича
новгородцы добились полной независимости, а вече фактически превратилось в
высший орган власти.
У историков нет единого мнения как о сущности политического строя Новгорода, так
и о составе веча. Долгое время считалось, что на вече были представлены все
свободные мужи, что давало основание характеризовать политический
строй Новгорода как демократическую республику. Одно время преобладала точка
зрения, что вече являлось собранием 300 представителей боярских родов,
избираемых местными собраниями (на ;<уличансквх» и «кончаиских» вечах), что
позволяло сделать вывод об «аристократическом характере этой республики». В
советской исторической науке получила распространение точка зрения,
воспринятая у историков XIX в., о «Новгородской боярской эеспублике»,
управлявшейся аристократией через «несознательное» демократическое, (ече.
Действительно, Совет господ, состоявший из верхушки боярства, тщательно
подготавливал вечевые собрания и, подкупая голоса «мо-юдших людей»,
предопределял итоги выборов и исход голосования по (ажнейшим вопросам. Вот
почему высшие должностные лица Новго-юда избирались из этого узкого круга
«лучших людей». Таким обра-
, А Г----------- ^~,циил1-1> демократическим
органом, по своей сути выражало интересы верхов города и являлось основой
аристократической системы правления.
Если же учесть, что в Новгороде немалая роль принадлежала и княжеской власти,
то можно сделать вывод о смешанном характере его политической системы,
состоявшей из демократических, аристократических и монархических
элементов. По сути же Новгородская земля оставалась монархией с
ограниченной княжеской властью. Несмотря на утвердившиеся вечевые и
олигархические институты власти, новгородцы, даже после изгнания Всеволода,
продолжали приглашать князей (чаще всего из Суздальской земли). Князь
являлся не только верховным военачальником и высшей судебной
инстанцией. Важно, что дань народов Новгородской земли «Господину Великому
Новгороду» не могла быть направлена вечу, ее адресатом (хотя и формальным)
оставался князь, который считался также символом единства
Новгородской земли и связующим звеном с Русью.
С ним заключался договор — «ряд», ограничивавший круг полномочий князя
служебными функциями — военными, полицейскими, судебными. Он не имел права
вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную
собственность в новгородских волостях, сменять должностных лиц, вершить
расправу без суда, а в случае нарушения соглашения — изгонялся из Новгорода.
Сохранение элементов княжеской власти вызывалось тем, что в Средние века было
невозможно «чистое» республиканское государственное устройство, поскольку
люди были убеждены в божественном происхождении высшей власти, исходившей от
монарха. На Руси, в том числе и в Новгороде (хотя и со своими особенностями),
утвердились представления о сверхъестественном характере княжеской власти и
личности князя, способного оберечь свою землю от разного рода бедствий.
Кроме того, имело значение желание новгородцев сохранить экономические и
политические связи с «низовыми» землями, использовать их военный потенциал в
борьбе с внешними врагами. Важно было наличие общей духовной основы —
православия и церковной организации, сохранявшей общерусское единство.
• Структура управления. Вече избирало посадника, который
происходил из наиболее знатных бояр, выполнял функции главы исполнительной
власти и возглавлял вместе с князем новгородское войско.
Выборной была должность тысяцкого. Он ведал сбором налогов, руководил
городским ополчением новгородцев, а также контролировал торговлю.
На вече избирался также и владыка — глава новгородской церкви. Им был
епископ (потом архиепископ), обладавший некоторыми светскими полномочиями:
судебными, финансовыми, внешнеполитическими. Председательствуя на заседаниях
Совета господ и благословляя открытие вечевых собраний, он тем самым как бы
выполнял функции главы государства.
• История Новгородской земли характеризуется острой социаль-ной и
политической борьбой, осложнявшейся вмешательством внещ-j них сил. В 1478 г.
она была окончательно присоединена к Московскому] государству.
5. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ
1. Природные условия. Галицко-Волынское княжество, находясь на западных и
юго-западных границах Руси, в междуречье Южного Бу-га и Днестра, обладало
исключительно благоприятными условиями для развития земледелия, ремесел и
торговли. Его границы подходили к предгорьям Карпат и Дунаю, что открывало
широкие возможности для налаживания торговых отношений с Польшей, Венгрией,
Болгарией и Византией.
2. Социально-экономические особенности. Плодородные черно-земы Волыни издавна
привлекали сюдаземледельческое население Ру си. В итоге здесь достаточно рано
сформировалось крупное частное землевладение и мощная боярская прослойка,
стремившаяся к незави-симости как от Киева, так и от собственных князей.
Развитие ремесел и торговли повлекло за собой рост городов — Галича,
Владимира-Bo лынского, Перемышля, Дорогобужа, Теребовля, Луцка, Холма и др.
Го родские слои также принимали активное участие в политической жизни земли.
3. Политическое развитие.
• Начало независимости. После смерти Ярослава: Мудрого горо-да
Юго-Западной Руси обычно отдавались в управление младшим сьн новьям и
князьям-изгоям. Например, пятому сыну Ярос-лава — Игорю — достался в
княжение Владимир-Волынский, позже его правнукам Васильку и Володарю
Ростиславичам были выделены Теребовль и Перемышль. Сын Игоря Давид начал
претендовать на эти города. И даже решения Любечского съезда его не
остановили. При скрытой поддержке Святополка Киевского он захватил Василька
Tepe-бовльского и ослепил его. Однако после Витичевского съезда (1100)
Волынское княжество было отобрано у Давида Игоревича и передано в руки
Мономашичей, а Галиция осталась у Василька и Володаря. Их no-томки, став уже
полностью независимыми правителями, пытались общ единить юго-западные
земли в единое княжество, опираясь при этом н поддержку Юрия Долгорукого, тогда
как волынские князья ориентира вались на союз с Киевом.
46
* Ярослав Владимирович (1152—1187). Наивысшего могущества
Галичское княжество достигло при сыне Владимира Володареви-ча —
Ярославе Осмомысле (т. е. «восьмимысленный»), получившем это прозвище за
мудрость и образованность. Ему удалось в 1159 г. овладеть Киевом. Но даже он
при столкновении с местным всемогущим боярством вынужден был пойти на ряд
уступок, а после его смерти в Галиции началась долгая смута, осложненная
вмешательством Венгрии и Польши.
• Объединение княжеств. В 1199 г. волынский князь, правнук Мстислава
Великого Роман Мстиславич захватил Галич, объединил Владимиро-Волынское и
Галицкое княжества в мощное Галицко-Волынское княжество. Опираясь на горожан и
мелких землевладельцев, он жестоко расправился с недовольным его политикой
боярством, осуществлял походы на Литву, поляков и половцев, ненадолго подчинил
себе Киев. В его владениях нашел себе убежище византийский император Алексей
III Ангел, изгнанный крестоносцами из Константинополя.
Политику отца после его гибели в 1205 г. и новой боярской смуты продолжил Даниил
Романович. Княжество было раздроблено на уделы. Лишь в 1221 г.,
обвенчавшись с дочерью новгородского князя Мстислава Удалого, Даниил смог
вернуть свою отчину — Волынское княжество, а в 1234 г. овладеть и галицким
престолом. Князь во главе своей дружины принял участие в трагической для
русского войска битве с монголами на р. Калке (1223). В 1239г., взяв
Киев, он объединил Южную и Юго-Западную Русь, но их дальнейшее развитие было
прервано монгольским нашествием. После смерти Даниила Романовича в 1264 г.
княжество было поделено между братьями, а в XIV в. его земли вошли в состав
Польши, Литвы и Венгрии.