Шпора: История России

художественные фор­мы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного

переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый

аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура

Руси окрашена в иные, бо­лее мягкие и светлые тона. Связано это с

особенностями куль­турного развития.

Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену

мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла

изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие

жизни.

Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая,

вобравшая и сплавившая в единое це­лое культурные традиции разнообразных

племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего

языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на

культуру низов, жизненный уклад ко­торых мало изменился с принятием

христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь

воспроизво­дились.

Древнерусское искусство является частью средневекового христианского

искусства. К какому бы жанру и виду этого ис­кусства мы ни обратились, везде

увидим двойственное вос­приятие мира, известный дуализм земного и небесного,

божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь

отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться

праведным благочестивым по­ведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе

не меша­ет средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным,

поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре

преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.

Мир средневековым художником и его современником вос­принимался совсем не

так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует

еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов

вы­ражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писа­тели.

К примеру, иерархичность и единство мира небесного и ми­ра земного побуждали

к иному выражению окружающего про­странства. Икона и мозаика лишены знакомой

нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способ­ны

были познать законы пространственного восприятия. Ис­ходным оказывался иной

принцип, диктовавший другие худо­жественные принципы и приемы выражения: если

мир духов­ный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало

потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному

восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству

духа.

Древнерусское искусство, как всякое средневековое искус­ство, глубоко

символично. Символизм был одним из главных средств решения главнейшей задачи

средневековой культу­ры — достижения духовного единства, соединения

божест­венного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы,

каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла.

Само искусство было зна­ком, символом, выражением высшего и священного.

Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников ис­кусства, такая

непонятная нам и такая естественная для их ав­торов.

Письменность и просвещение. Принятие христианства спо­собствовало

распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что

православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало

бла­гоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной

литературой Русь восприняла и первый литера­турный язык — церковнославянский.

Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты —

уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в

Новгороде перевали­ло за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их

разнооб­разие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко

распространена среди различных слоев посадского на­селения, включая не только

мужчин, но и женщин. В руки ар­хеологов попали даже ученические «тетради»

новгородских школьников.

Почти каждый год новгородские археологические экспеди­ции заканчиваются

уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв.,

несколько лет назад бы­ло найдено... любовное послание, самое древнее в нашей

исто­рии. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не

приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему

ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе,

я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских

глаз и пришел...»

О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному

источнику, как граффити — надписи, нацара­панные на стенах церквей.

Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось

в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.

«Книжность», как большую добродетель, поощряли и про­славляли. «Велика ведь

бывает польза от учения книжно­го!» — восклицал летописец. Источники называют

имена та-

ких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо,

однако, заметить, что само отноше­ние к книге в религиозной культуре было

отлично от привыч­ного нам. Книга предназначалась для душеспасительного

чте­ния; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было от­ношение к книге

древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук

и чтением молитвы.

Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература

Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт

представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно

жития свя­тых и исторические сочинения.

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская ли­тература. В начале XII

в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный

свод. Ее созда­телем большинство историков считают монаха Нестора, для

которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило

свое развитие и местное летописание — нов­городское, владимиро-суздальское,

галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые

житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Фе­одосию

Печерскому.

Феодосии — один из самых известных подвижников Древ­ней Руси, игумен Киево-

Печерской обители. Он открыто обли­чал всякое отступление от благочестивого

поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах

нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна

древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его

любимым чтением.

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни

будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее

жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни,

повест­вуя о взаимоотношениях внутри общества.

Любимы были читателями разнообразные поучения и на­ставления, среди которых

особенно интересно «Поучение Вла­димира Мономаха», появившееся около 1117 г.

Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве»,

повествующее о неудачном походе нов-город-северского князя Игоря Святославича

на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя

Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое

значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны

«вступить в стремя за Русскую землю».

Зодчество. Культовый характер искусства определил при­оритет направлений и

жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало

зодчество.

Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных

миниатюр, археологические раскопки по­зволили отчасти воссоздать его облик.

Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами.

У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.

В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Визан­тии. Это и понятно:

именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и

строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки.

Древ­няя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом

церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и

купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.

К таким постройкам следует отнести знаменитый Софий­ский собор в Киеве,

увенчанный 13 куполами. Величествен­ный храм, в котором было все — и мощь, и

торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.

Очень скоро древнерусская архитектура приобрела само­бытные и неповторимые

черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился

Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух

центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского

государства; сошлись и различные эстети­ческие представления: праздничности и

гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и

ла­коничность северной Софии Новгородской.

Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом.

Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в

чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это

способ­ствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность,

приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы

развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня.

Успенский собор

во Владимире

Храм Покрова Богородицы наНерли, Реконструкция

Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всево­лоде Большое Гнездо

во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная

конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом

не­больших арок — аркатурным поясом, пилястры и полуколон­ны придают зданию

особую торжественность. На Владимир­ской земле стоит и другая жемчужина

древнерусской архитек­туры, поражающая своей удивительной простотой и

гармонией пропорций,— церковь Покрова на Нерли.

Древние зодчие точно учитывали и окружающее простран­ство, и вкусы,

потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира,

рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым,

призван­ным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода

Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой.

На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам

владимирский князь.

Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало

изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала

монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским

влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими

мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фре­ски и станковой

живописи.

Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две

композиции, в центре которых изо­бражение всесильного и торжествующего

Христа, подавляю­щего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы

Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получи­ло название

«Нерушимая стена*.

Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Визан­тии. Среди них были

великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской

Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее

много­вековой истории. Однако очень скоро происходит становление

самостоятельной древнерусской иконописной школы со свои­ми традициями и

художественными особенностями. К древне­русской школе многие искусствоведы

относят Спас Неруко­творный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой

задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асим­метричностью лица.

Столь же выразителен облик иконы «Ан­гел Златые Власы*.

Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы

декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием

материалов и высочайшей тех­никой — сканью, зернью, эмалью. Украшения,

выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, со­зданные

из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера

создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки

между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эма­лью —

непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удиви-

Серебряный браслет с магическими изображениями. XII — начало XIII в.

тельно и другое. Раскопки показали, что немало предметов де­коративного и

прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели

ценить красоту обиходной вещи, а главное — стремились к этой красоте.

Культура низов. Едва ли приходится говорить о единстве средневековой

культуры. Сословная неоднородность, свойст­венная феодальному обществу,

делала и культуру неоднород­ной. Выделялась культура элитарных, образованных

слоев, к которым можно причислить часть духовенства и светских феодалов,

горожан. Исследователи европейского средневе­ковья такую культуру называют

«высокой». Несомненно, что Киевская и удельная Русь давали немало образцов

подобной «высокой» культуры.

«Высокая» культура пронизана христианскими ценностя­ми. В этом смысле ей

противоположна культура «низов». Эта народная культура причудливо сохранила и

соединила эле­менты христианские и языческие; в ней ощущаются и настро­ения

оппозиции церкви и государству, и воспоминания о родо­вых порядках,

этнической самобытности. Культ духовности и аскетизма христианской культуры

соседствовал с бурными проявлениями культуры народной.

Особенно это проявлялось в представлениях скоморохов, ис­токи творчества

которых покоятся во временах былинных.

Древняя Русь — Русь простого земледельца и горожанина, труженика и защитника

— предстает перед нами в устном на­родном творчестве. Фольклор сохранил нам

пускай и сильно измененные последующими наслоениями памятники культу­ры

далекого прошлого. Особенно ощутимо оно в былинах — эпических сказаниях

Древней Руси.

К киевской эпохе исследователи относят такие былины, как «Добрыня и змей»,

«Алеша и Тугарин», и др. Героический былинный эпос был своеобразным средством

ритуально-симво­лического осмысления народом своего прошлого и настоящего. В

былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступни­ках-богатырях мечтал

народ, какими идеалами и представле­ниями он жил.

Между «высокой» культурой и культурой народной не было неодолимой стены —

одно питало другое: героический былин­ный эпос послужил источником

вдохновения автора «Сло­ва о полку Игореве». Народная психология, образность,

пред­ставления и стереотипы — все это ощутимо во многих древнерусских

литературных произведениях, в изобразительном искусстве — это питательная

среда для культурного разви­тия.

Конечно, в этом взаимодействии далеко не все нам понятно. Хотя бы потому, что

народная культура в своем проявлении преимущественно бесписьменная, устная.

Трудно даже пред­ставить, сколько утрачено, а сколько искажено. И все же

спе­циалисты справедливо видят в народной культуре элемент ос­новополагающий.

Здесь в первую очередь стоит вспомнить, что народ — создатель и хранитель

языка, основы любой культу­ры.

Быт. Одна из самых трудных исторических проблем — это история

повседневности. Здесь исследователям прошлого не­мало помогает изучение

быта. Быт — это не только дома и об­становка, пища и одежда, а и будничная

жизнь людей, в ко­торой находят свои конкретные проявления общественные

от­ношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту — за

исключением моментов переломных — почти от­сутствует событийная сторона. Но

зато быт — это живая река истории, проявление ее неизменности.

Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые

одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с

этнической, религиозной, ис­торической и культурной общностью населения Руси,

будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социаль­ной

принадлежностью, характером трудовой деятельности, об­разом жизни, природными

и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил

жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложи­ло свой

отпечаток и на быт.

Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах

крупных, таких, как Киев.

Столица Древней Руси поражала своими размерами совре­менников. Уже в XI в. ее

называли «соперником Константино­поля». Высота валов «города Ярослава»

достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными

про­ездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных,

сильно укрепленных районах — забота о внешней и внутренней безопасности была

неотъемлемой стороной тог­дашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт

вы­страивался в соответствии с представлением о том, что достой-

но князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дру­жинники, толпилась

многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх

владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных

по­строек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали

2—3 этажей.

Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем

князя удельного, обычно оказывались цент­ром управления княжеством и

обширными княжескими вот­чинами. Сюда стекались дани и подати, здесь

наказывали и су­дили.

Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управ­ление, пиры. Пиры были

одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные

функции: скреп­ляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и

дру­жинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.

Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали

активное участие в хозяйстве и в воспи­тании детей. Право и обычай не делали

резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова

управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.

Большинство простых киевлян жило на Подоле — город­ском посаде близ речки

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты