Шпора: История России

Шпора: История России

3

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ПЛАН

1. Предпосылки.

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. — Про­мыслы и

внешняя торговля. — Соседская община.

2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений.—

Межплеменные союзы.

3. Духовные предпосылки.

4. Внешнеполитические предпосылки: — Роль торговых путей. — Влия­ние

Византийской империи. — Хазарский каганат.

2. Основные этапы складывания Древнерусского государства.

1. Первый этап (VIII — середина IX в.)

2. Второй этап (2-я половина IX — середина X в.): Возникновение ядра

во­сточнославянского государства. — Объединение восточнославянских племен.

З.Третий этап: Правление Ольги и княжение Святослава.—Правление Владимира

Святого (980—1015). Принятие христианства. — Замена -Владимиром племенных

князей своими сыновьями.

3. Основные признаки Древнерусского государства к концу X в.

4. Особенности образования государства восточных славян.

5. Выводы.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаи­модействия целого

комплекса как внутренних, так и внешних факторов. 1.

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те

изме­нения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII — ГХ вв.

Так, развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостеп­ном районе

Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточ­ного продукта, что

создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки

(происходило отделение воен­но-управленческого труда от производительного).

На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий

земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали

играть промыслы, а возникновение избы­точного продукта стало

результатом развития обмена и внешней тор­говли.

В районе распространения пашенного земледелия в условиях, когда

отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, началась

эволюция родовой общины, которая стала трансформиро­ваться в

земледельческую, или соседскую (территориальную). Такая община, как и

раньше, в основном состояла из родственников, но в от­личие от родовой общины,

пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в

пользовании отдельных неболь­ших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это

создавало некото­рые условия для имущественной дифференциации, но социального

расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого

труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских

поселений VII—IX вв. обнаружили поч­ти одинаковые семейные жилища-полуземлянки

с одним и тем же на­бором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира

сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего

родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных

племенных союзов.

2. Социально-политические предпосылки.

Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные

столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и

дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в качестве

арбитра при различного рода спорах.

• Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию

межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем.

Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую

он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых

собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов

соплеменников.

3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений

славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу

племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему

урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило

отчуждение от сво­бодных общинников. Таким образом, военные успехи, выполнение

сложных управленческих функций отдаляли князя от привычного для общинников

круга дел и забот. Эти процессы выливались в создание укрепленного

межплеменного центра — резиденции князя и дружины. Он наделялся

сверхъестественными силами и способностями, в нем на­чинали видеть залог

благополучия всего племени, а его личность отож­дествляли с племенным

тотемом. Все это приводило к сакрализации — обожествлению княжеской власти,

создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным

отношениям.

4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосыл­кам следует

отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи —

хазары и норманны.

• С одной стороны, их стремление взять под контроль торго­вые пути,

связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складыва­ние княжеско-дружинных

группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю. Полученные со своих

соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь,

пушнину, местная знать ме­няла на продукты престижного потребления и серебро у

иностранных купцов, которым продавала пленных. Все более обогащаясь, она

изоли­ровалась от рядовых общинников и подчиняла себе племенные струк­туры. Со

временем местная знать, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет

осуществлять контроль за торговыми пу­тями и самой торговлей, что приведет к

консолидации ранее разрознен­ных племенных княжений, расположенных вдоль этих

путей.

• С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивили­зациями

приводило к заимствованию некоторых общественно-поли­тических форм их жизни.

Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время

считалась Византийская импе­рия.

• Не случайно также, что долгое время великие князья на Руси назы­вались по

примеру мощного государственного образования Хазарско­го каганата —

хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в низовьях

Волги Хазарского каганата защищало восточ­ных славян от набегов кочевников,

которые в предшествующие эпохи (гунны в ГУ—-V вв., авары в VII в.) тормозили их

развитие, мешали мир­ному труду и, в итоге, появлению «зародыша»

государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании

государ­ства отдавался внутренним социально-экономическим процессам;

некоторые современ­ные историки считают, что решающую роль сыграли внешние

факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так

и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости

восточнославянского общества мог­ло привести к тому историческому прорыву,

который произошел в славянском мире в IX—X вв.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII

середина IXв.) происходило вызревание предпосылок, склады­вание межплеменных

союзов и их центров, которые упоминаются у во­сточных авторов. К IX в. восходит

появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя

дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как

возмещение за военные и управленческие услуги.

2. На втором этапе (вторая половина IXсередина Хв.) процесс

складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству

внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ со­общает о набегах

воинственных обитателей Северной Европы, выну­дивших ильменских словен,

кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары

собирали дань с полян, северян, ра­димичей и вятичей.

Возникновение ядра восточнославянского государства. Дан­ные Повести

временных лет. Норманнская теория. Летописец от­мечает (под 862 г.),

что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула

распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в

летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати,

между которой шла «борьба пре-стижей».) В этих условиях, не желая отдавать

первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша

велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володеть

нами» ре­шили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их кня­зю —

Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в

Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ла­доге), Синеус — в Белоозере,

Трувор — в Изборске. Через два года по­сле смерти братьев Рюрик стал править

единолично. В 882 г. его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив

правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После

это­го он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей

власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образова­ние Русского

государства,

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Эти

летопис­ные данные легли в основу так называемой «норманнской теории»,

разработанной в XVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники

приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь».

Крайние норманисты делали вы­вод об извечной отсталости славян, якобы не

способных к самостоятельному историче­скому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с

раз­ных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной

Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее якобы в VI в.) уже

сложилось и использо­вались лишь как наемная военная сила. Летописные

сведения о мирном «призвании варя­гов» он считал поздней вставкой, дописанной

под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления

Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, — производное от реки Рось

(правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма; и

антинорманизма, пришли к следующим выводам:

— Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения

на княжение свидетельствует о том, что эта форма вл*-сти была уже известна

славянам.

- Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашеным в Новгород на

роль арбитра и, может быть, защитника от «замор­ских варягов» (свеев),

захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего

местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или

насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно,

что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования

Древнерусского

государства.

- Норманнская дружина, не обремененная местными традиция­ми., активнее

использует элемент насилия для сбора дани и объедине­ния славянских племенных

союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания

государства. Одновременно происхо­дит консолидация местной княжеско-дружинной

верхушки, ее интег­рация с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя вое­дино путь «из

варяг в греки», подвел экономическую базу под склады­вающееся государство.

- Этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись от­носит его

к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это соби­рательное имя (от

финского ruotsi — гребцы), под которым скрывалась не этническая, а

этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов,

занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя.

Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не

связанного с какой-ли­бо этнической группой, среди восточных славян, чья

племенная вер­хушка сливалась с пришлым элементом, а также — быстрая

ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославян­ские языческие

культы и не державшихся за своих богов.

Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления

Олега (879912) в его руках сосредоточилась власть над

территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация

племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в

праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на

мощь славяно-норманнских дружин и «во-ев» (вооруженных свободных общинников),

совершает в 907 г. успеш­ный поход на Византию. В результате был подписан

выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на

территории империи. Новые уступки Русь получила по соглашению от 911г.

Игорь (912945) стремился сохранить единство

межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных

ко­чевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Визан­тию,

нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в

944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в

древлянской земле Игорь был убит за требо­вание дани сверх обычной.

3. Третий, завершающий этап складывания государства начинает­ся с реформ

княгини Ольги (945964).

Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила

фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где

«сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на

местах. Политика сына Ольги Святослава (964972),

став­шего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править

в 964 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на

Дунай (970—971), требовала мобилизации зна­чительных сил. Это несколько

задержало внутреннее устроение Рус­ской земли.

• Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления

Владимира Святого (9801015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же

она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского

перио­да было распространено многоженство.

Он хитростью победил своего братаЯрополка в борьбе за киевский стол.Его

первые шаги не обещали каких-либо качественных измене­ний. Так, в 981 г.,

продолжив политику расширения территории меж­племенной федерации, он

присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую,

Туровскую) земли.

Пытался онукрепить кязыческую веру, а вместе с ней княжескую

власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с

Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что

изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху —

ввел в 988 г. христианство, уста­новив обязательное отчисление

десятой части полюдья в пользу право­славной церкви. Единобожная

(монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно

связанная со светской вла­стью, позволила вытеснить местные языческие культы и

заложила ду­ховную основу для складывающейся единой русской народности и

Древнерусского государства.

• Следующим решительным шагом, завершающим создание госу­дарства, стала

замена Владимиром племенных князей своими сыновъ~ ями,

призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем

самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление

власти дало ему возможность органи­зовать население всей страны для создания

мощных оборонительнь: рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен,

крив чей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют были

начал восприниматься народным сознанием уже не как воин — защит­ник, а как

глава государства, организующий охрану его рубежей.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В.

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и на­местников князя.

3. Система данничества.

4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий пле­менной.

5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализа­ции княжеской власти.

5

§ ю. Культура Древней Руси

Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры —

мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское

мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была

выразить языком образов и символов средневековая культура. К моменту принятия

христианства Русью христианская куль­тура насчитывала не один век своего

существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей

Древней Руси.

Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII

вв., когда традиции античности и хрис­тианства соединялись с духовной жизнью

народа Древней Ру­си. Благодаря Византии Русь получила возможность

познако­миться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять

зрелую технику церковного зодчества, иконописа-ния. Однако само восприятие

восточного христианства и его образного художественного языка произошло

творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древ­няя

Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились

особенности национального самосознания.

Обращение к русскому искусству XII—ХШ вв. позволило исследователям культуры

говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты