Реферат: Екатерина II и упрочение российского самодержавия

признакам было видно, что произошёл не отъезд, а бегство; значит, надо было

предполагать что-нибудь дурное. Старые вельможи, которые окружали Петра,

предлагают поехать в Петербург, разыскать и образумить Екатерину. Пётр

согласился; старики поехали в Петербург, но там, конечно, присоединились к

Екатерине. Пётр в ожидании сведений о происходившем в Петербурге ходил и

сидел на берегу моря, на берегу и обедал. Он слушал советы придворных и не

знал, что делать: ехать в Кронштадт или направиться в Ревель к войскам, там

собранным. Между тем прибыл с моря офицер, привезший из Петербурга фейерверк,

который предполагалось сжечь по случаю именин Петра. Он рассказал, что слышал

шум и выстрелы, и больше ничего не мог сообщить. Но уже и этой вести было

достаточно, чтобы понять, что произошло в Петербурге. Петру со всех сторон

советовали что-нибудь делать, но он не мог не на что решиться, и только когда

день уже склонился к вечеру, решил ехать в Кронштадт. Но Кронштадт уже был

захвачен Талызиным, и потому, когда Пётр туда явился, его не приняли.

Оказалось, что гавань заперта и оттуда кричали, что никого нельзя пускать.

Пётр показывается на палубе в белом мундире и с корабля объявляет, что

приехал сам император. В ответ ему слышится, что императора нет, а есть

императрица Екатерина, и что если он не уедет, то будут стрелять. Начали

плакать дамы, сопровождавшие Петра; сам Пётр находился почти в обмороке.

Вместо того чтобы спасаться в Ревель, он стал ждать в Ораниенбауме Екатерину.

Утром 29-ого она вернулась в Петергоф с войсками и послала свой авангард в

Ораниенбаум. Войска сразу окружили дворец, и Пётр оказался в плену. Всё было

кончено. Екатерина прислала вельмож переговорить с Петром и снабдила их

текстом отречения от престола, которое Пётр и принял в редакции,

продиктованной Екатериной, после чего был отвезён в Ропшу. А Екатерина

вернулась в Петербург, чтобы оформить дело, оправдать свой поступок в

обстоятельном манифесте и успокоить свою столицу. Манифест был опубликован

лишь спустя несколько дней, 6 июля. В манифесте Екатерина не поскупилась на

краски, в результате чего он был изъят из обращения в 1797г. Император Павел

приказал вырвать его из всех официальных сборников; а когда Сперанский

печатал Полное собрание законов, то манифест этот в нём помещён не был. В

манифесте было сказано, что политика Петра была не православна и не

национальна, и доказывалось это очень пространно. И вот, как раз в те дни,

когда манифест был опубликован и Петербург читал его, пришло известие о

смерти Петра. Произошло это так. В Ропше Петра поместили в одной

комнате, запретив выпускать его не только в сад, но и на террасу. Дворец

был окружен гвардейским караулом. Приставники обращались с узником грубо;

но главный наблюдатель Алексей Орлов был с ним ласков, занимал его, играл с

ним в карты, давал ему деньги. С самого приезда в Ропшу Петру

нездоровилось. Вечером 6 июля, когда был подписан манифест, Екатерина

получила от А. Орлова записку, написанную испуганной и едва ли трезвой

рукой. Можно было понять лишь одно. В тот день Петр за столом заспорил с

одним из собеседников; Орлов и другие бросились их разнимать, но сделали

это так неловко, что хилый узник оказался мертвым. "Не успели мы

разнять, а его уже и не стало; сами не помним, что делали".

Екатерина объявила, что бывший император скончался в результате

геморроидальной колики. Приказано было ему устроить пристойные похороны, но

без оказания царских почестей. Внезапность кончины Петра III нашла своё

истинное объяснение уже после смерти императрицы Екатерины, когда её сын

Павел Петрович случайно отыскал в её бумагах то самое письмо от Алексея

Орлова к Екатерине из Ропши. В подлиннике это письмо не сохранилось, так как

Павел его сжёг. Его содержание известно по копии Ф. Ростопчина, вряд ли

точной, представляющей собой скорее пересказ на память интересного документа.

Император Павел имел возможность убедиться, что ответственность за этот

несчастный случай совсем не лежит на памяти Екатерины.

Так началось самодержавие Екатерины II. Не все, кто хотел её власти, думали о

её самодержавии. Был возможен и другой исход переворота – воцарение Павла и

регентство его матери. Но Екатерина была провозглашена императрицей в

Казанском соборе ранее, чем вопрос о её регентстве мог быть поднят

сторонниками этой комбинации.

ВРЕМЯ ЕКАТЕРИНЫ II(1762 – 1796)

Обстановка воцарения.

Новый переворот был совершён, как и прежние, гвардейскими дворянскими

полками. Он направлен против императора, заявившего очень резко свои

национальные симпатии и странности по детски капризного характера. В таких

обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего со

вступлением на престол Елизаветы. И в 1741 г. переворот был совершён силами

дворянской гвардии против не национального правительства Анны, полного

случайностей и произвола нерусских временщиков. Переворот 1741 г. имел

следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение

государственного положения дворянства. Таких же следствий можно было ожидать

от переворота 1762 г., и действительно, время показало, что политика

Екатерины была национальной и благоприятной для дворянства.

Но переворот 1741 г. поставил во главе государства Елизавету, женщину умную,

но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь

к своему отцу и некоторую гуманность. Поэтому правительство Елизаветы

отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого.

Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам

Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную

и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую

и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к

старым образцам, но и вело государство вперёд по собственной программе. В

этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была

система в управлении, поэтому случайные лица, фавориты, меньше влияли на ход

государственных дел, чем при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень

заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и

злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее

особенности её правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды

императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали

обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли

перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике.

Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в., усвоила

и даже высказывала открыто её принципы, но не могла провести их в жизнь по их

непригодности в условиях России, вследствие противодействия окружавшей её

среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между

либеральным направлением Екатерины и результатами её практической

деятельности, которая следовала историческим русским традициям. Вот почему

иногда обвиняли Екатерину в несоответствии её слов и дел.

Ещё не будучи императрицей, Екатерина сформулировала для себя несколько

задач, которые должен ставить перед собой любой правитель государства: «Если

государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает

ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого.

Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? - полезно ли?

Пять предметов:

1) Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2) Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать

общество и заставить его соблюдать законы.

3) Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4) Нужно способствовать расцвету государства и сделать его

изобильным.

5) Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим

уважение соседям.

Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим

Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые

искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни».

Первое время правления.

Первые годы правления Екатерины были для неё трудным временем. Сама она не

знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец

времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож

она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался её доверием.

Панин был послом в Швеции при Елизавете, ей же был назначен воспитателем

великого князя Павла и оставлен в этой должности Екатериной. При Екатерине,

хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами

России. Екатерина пользовалась советами Бестужева, возвращённого ею из

ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не её люди: ни верить им,

ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и

поручала им ведение тех или иных дел. Она оказывала им внешние знаки

расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему

Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на неё сверху

вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а её сыну. Расточая им

улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не

с ними хотела бы она править. Для неё надёжнее и приятнее были те лица,

которые возвели её на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота. Но

она понимала, что они пока не имели не знаний, ни способностей к управлению.

Это была гвардейская молодёжь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина

осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во

главе дел нельзя. Получается, что тех, кого можно было бы немедленно ввести в

правительственную среду, Екатерина не вводит, потому что им не доверяет. Тех

же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они ещё не готовы. Вот

причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та

или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность

отдельных лиц. Для того, чтобы организовать плотную правительственную среду,

нужно было время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надёжных людей, не могла ни на кого

опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они

видели и то, что Екатерина вообще переживала трудные минуты. Придворная среда

относилась к ней с некоторой требовательностью. Люди, как возвышенные

Екатериной, так и, имевшие силу ранее, осаждали её своими мнениями и

просьбами, потому что видели её слабость и одиночество, думали, что она

обязана им престолом.

Свободное обращение придворной среды было очень тяжело для Екатерины. Но

изменить она ничего не могла, так как не имела верных друзей, боялась за свою

власть и чувствовала, что сохранить её она сможет только, если двор и

подданные будут любить её. Для этого Екатерина использовала все средства. У

Екатерины, действительно, были причины опасаться за свою власть. В первые дни

правления Екатерины среди армейских офицеров, собранных на коронацию в

Москве, шли разговоры об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле.

Некоторые считали, что они имеют больше прав на престол, чем Екатерина. Все

эти толки не выросли заговор, но тревожили императрицу. Значительно позднее,

В 1764 году был раскрыт заговор, против императрицы, в пользу Иоанна

Антоновича. Император Иоанн ещё со времени Елизаветы содержался в

Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович и его товарищ Ушаков сговорились

освободить его и от его имени совершить переворот. Они не знали, что бывший

император в заключении сошёл с ума. Ушаков утонул, но Мирович не отказался от

своих планов и смог возмутить часть гарнизона крепости. Однако при первом

движении солдат, согласно инструкции, надсмотрщики Иоанна закололи его.

Мирович добровольно сдался в руки коменданта, и был казнён. Его казнь страшно

подействовала на народ, который отвык от казней при Елизавете. Екатерина

видела признаки брожения и недовольства в народе. Люди не верили в смерть

Петра III, говорили с неодобрением о близости Григория Орлова к императрице.

В первые годы правления власть Екатерины была не очень надёжной. Особенно

неприятно было для неё услышать осуждение со стороны духовенства. Ростовский

митрополит Арсений поднял вопрос об отделении церковных земель в такой

неприемлемой для светской власти и Екатерины форме, что она решила расстричь

и арестовать его.

При таких условиях Екатерина не могла сразу разработать и представить

определённую программу правительственной деятельности. Екатерине предстоял

тяжёлый труд. Ей надо было сладить с окружающей средой, присмотреться к

делам, выбрать помощников и лучше узнать способности окружающих её лиц.

Екатерине очень помогли её природные способности, наблюдательность,

практичность, широкое образование и отвлечённое философское мышление. Первые

годы своего царствования Екатерина знакомилась с Россией, с положением дел,

подбирала советников и укрепляла своё положение на престоле.

Императрица была недовольна положением дел, какое она застала, вступая на

престол. Главная забота правительства – финансы – были далеко не в блестящем

состоянии. Сенат не знал точной цифры доходов и расходов, большими были

военные расходы, военные не получали жалования. Беспорядки финансового

управления вносили путаницу в и так плохие дела. Разбираясь с этими делами,

Екатерина получила представление о Сенате и с иронией относилась к его

деятельности. По мнению Екатерины, Сенат и все другие правительственные

учреждения перестали выполнять ту функцию, которая была им присвоена с самого

начала. Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил любую

самостоятельность подчинённых ему учреждений. Екатерина в своём манифесте 6

июля 1762 г., в котором она объясняла причины переворота, хотела, чтобы

«каждое государственное место имело свои законы и приделы». Поэтому Екатерина

постаралась устранить неправильности в положении Сената и в его деятельности.

При Екатерине Сенат стал центральным административно-судебным учреждением, а

не законодательным, как раньше. Екатерина сделала это постепенно, очень

осторожно. Она сначала разделила Сенат на 6 департаментов, придала каждому из

них специальный характер. Связь между императрицей и Сенатом осуществлялась

генерал-прокурором А. А. Вяземским. Екатерина дала ему инструкцию не поощрять

законодательную деятельность Сената. Екатерина проводила все свои важнейшие

мероприятия без участия Сената. В результате произошла перемена в центральном

управлении: Сенат потерял большую часть своих полномочий, усилилась

единоличная власть, стоявшая во главе отдельных ведомств. Все эти изменения

были произведены спокойно и без шума.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления,

Екатерина одновременно, с помощью Сената усердно занималась делами. Екатерина

искала средства поправить финансовое положение, решала текущие дела

управления, присматривалась к положению сословий, занималась проблемой

составления законодательного кодекса. Во всём этом не было определённой

системы, Екатерина просто занималась самыми неотложными делами.

Распространился слух об освобождении крестьян от помещиков, в результате в

стране начались крестьянские волнения. Они достигли таких больших размеров,

что помещики стали применять против крестьян пушки и просить от них защиты.

Екатерина предприняла ряд мер для установления порядка, в частности заявила:

«Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях нерушимо сохранять, а

крестьян в должном им повиновении содержать». Екатерина окончательно

закрепостила крестьян. Она запретила учить мужиков грамоте, и несколько

человек, изобличенных в просветительской деятельности среди крестьян, были

заключены в Шлиссельбургскую крепость. До Екатерины крестьян нельзя было

продать отдельно от земли. Запрещена была продажа членов одной семьи в

розницу. Екатерина сама продавала крестьян и разрешила продавать их, как

угодно: детей от матери, отца от семьи, жену от мужа. В газетах появились

объявления: «Продаётся пожилых лет девка, умеющая шить, мыть и гладить. Там

же продаются беговые дрожжи». Крестьянин стал называться в эпоху Екатерины

рабом. Его судьей был дворянин, его владелец. Жаловаться на истязания

помещика мужик не имел права. Дворяне могли продавать крестьян в рекруты и

ссылать их в Сибирь без суда, засекать розгами до смерти и разлучать семьи.

«Конечно, раб, не персона - говорила Екатерина. - Но все-таки его надо и

скотом признавать, а со скотами надо обращаться человеколюбиво».

Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра Третьего о дворянстве, когда

дворяне покидали службу - Екатерина приостановив её действие в 1763году,

учредила комиссию для её пересмотра. Но эта комиссия не справилась с

возложенными на неё задачами, и дело затянулось до 1785 года. Изучая

положение дел, Екатерина увидела необходимость создать законодательный

кодекс. Уложение царя Алексея устарело. Пётр Великий пытался составить новый

кодекс, но безуспешно: созданные им законодательные комиссии ничего не

выработали. Почти все приемники Петра I ставили перед собой задачу

составления кодекса. При императрице Анне, в 1730 г., при Елизавете, в 1761

Г., собирались даже депутаты от сословий для участия в законодательных

работах. Но это было нелёгким делом, и оно не удавалось. Екатерина II

серьёзно остановилась на мысли объединить русское законодательство в стройную

систему.

Но Екатерина не только знакомилась с положением дел, она хотела познакомиться

и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству. В 1763 году

ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 году – в Остзейский край, в 1767 году

проехала по Волге до Симбирска. Русский историк Соловьёв писал: «После Петра

Великого Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия

по России с правительственными целями».

И так прошли первые пять лет правления Екатерины. Она привыкла к обстановке,

присмотрелась к делам, подобрала нужный ей круг помощников. Положение её

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты