Реферат: Двуречье в период господства Аккада и Ура

областях были проведены многочисленные архео­логические исследования,

результаты которых пролили яркий свет на историю в культуру Передней Азии

начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому, что

был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства Билаламы

(начало XX в. до н. э.). В противоположность законам Исина и Ларсы законы

Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на языке первых

семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним областях. Всего от

законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания.

Так, первые две статьи посвящены определению цен на различные товары, причём

цены в первой статье выражены в серебре, а во второй — в зерне. Ряд статей

рассма­тривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить

собствен­ность так называемых мушкену (неполноправных свободных) и

определить их место в обществе. Статьи, касающиеся заёмных сделок,

свидетельствуют о значительном развитии ростовщичества. Как и в прочих

древневосточных законах, большое место занимают статьи, связанные о решением

различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем, по своим установкам не слишком

отличаются от дошедших до нас я рассмотренных выше правовых памятников

Двуречья. Здесь, как и в Исине и Ларсе, кража или укрывательство раба

карались не казнью, а лить штрафом, взимаемым с виновного. При таких условиях

крупные рабовладель­цы вполне могли рисковать, похищая рабов у мелких

рабовладельцев. В законодатель­стве Эшнунны начало сглаживаться различие

между полноправными гражданами (предположительно аморейскими завоевателями) и

мушкену («подчинёнными», «покор­ными»; как мы увидим, есть различные

объяснения этого термина). Телесные повреж­дения и по отношению к

полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом.

Правда, на юге — ив Исине, и в Ларсе — термин «подчинён­ный» постепенно

исчез, а в Эшнунне, хотя он и сохранился, но почти потерял своё

первоначальное значение. Сближение в правовом положении между завоевателями и

«подчиненными» (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания

Эш­нунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским

насе­лением.

Государство Эшнунна, подобно своему западному соседу — царству Мари, при­няло

участие в той ожесточённой борьбе государств Двуречья между собой, которая в

конце концов привела к созданию мощной и обширной, хотя и весьма

недолговеч­ной, державы вавилонского царя Хаммурапи.

Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города

«Б`абили» (Вавилон) означает «Врата бога». Вавилон, как самостоятельное

государство, сравнительно поздно выступил на арену истории, поэтому в списке

царских династий, составленном писцами династии Исина, не упоминается ни одна

вавилонская династия. Поздневавилонская жреческая легенда упоминает Ва­вилон,

рассказывая о том, что боги наказали Саргона, царя Аккада, за зло,

причинён­ное Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим

представите­лем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога

Вавилона. Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть

значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как

Умма, Киш, Сиппар.

Около 1895 г. до н. э. вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить

северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство,

столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно

столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э. Исин,

ослабленный отпадением Вавилона, потерял прежнее значение, а Ларса незадолго

до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами. На севере наступил

период временного усиления Асси­рии, поставившей в зависимость от себя

некоторые области Аккада, в частности об­ласти городов Мари и Эшнунны.

Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792—

1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье,

Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского

царя Шамшиадада I.

Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин,

исполь­зовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в

Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения.

Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший

название «Хаммурапи — изобилие», он пытался примирить население завоёванных

областей со своей властью. Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи

стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада I и его

союзников — степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих

северных границ и начал завоевание пограничных областей.

После смерти Шамшиадада Хаммурапи содействовал изгнанию его сына из Мари. С

помощью Хаммурапи снопа на престол своих отцов сел представитель старого

царского дома Мари — Зимрилим. Наступил новый расцвет государства Мари,

которое успешно отражало набеги степных племён и вторжения войск царства

Эшнунны. Торговые связи Мари доходили до далёкого Крита. Хаммурапи,

помогавший Зимрилиму завоевать престол, стал его союзником. Они называли друг

друга «братьями». Зимрилим имел своих постоянных представителей при дворе

вавилонского царя, но последний в письмах часто обращался непосредственно и к

самому Зимрилиму и к его сановникам. В своей внешней политике оба царя обычно

выступали согласованно.

Положение Хаммурапи, завоевавшего на юге Псин и Урук, опиравшегося на севере

на союз с Мари, было чрезвычайно выгодным. Уже тогда (около 15—16-го года

своего царствования) он был одним из самых могущественных правителей

Двуречья.

Но вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обостри­лись,

и это временно поставило вавилонского царя в трудное положение.

В результате отпадения южных областей и отторжения северной пограничной

полосы для Хаммурапи создалась тяжёлая политическая обстановка. Накопив силы

для решающего удара, он в 30-м году своего царствования начал победоносное

наступ­ление на своих врагов. Хаммурапи победил своих северных врагов во

главе с Эшнунной и разбил войско Элама, пытавшегося прийти им на помощь. В

следующем, 31-м году своего правления (1762 г. до н.э.)он обрушился на своего

основного противника— Римсина, захватив его столицу Ларсу; возможно, что

Римсин при этом бежал в Элам.

Усиление могущества вавилонского паря вызвало сильную тревогу за участь

соб­ственного царства у его союзника Зимрилима, и он во время войны уклонился

от оказания помощи Хаммурапи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгся в

царство Зимрилима. В 33-м году своего правления он подчинил себе царство Мари

и союзные с ним области. Зимрилим не пожелал примириться с подчинённым

поло­жением, но тогда его постигла ещё более жестокая кара. В 35-м году

своего цар­ствования Хаммурапи разгромил Мари, разрушил пышный дворец

Зимрилима и стены города. В последующие годы вавилонский царь подчинил себе

область вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи

стал хозяином торговых путей на восток, север и запад, Он подчинил своему

влиянию

на востоке значительные области Элама. В документах того времени неоднократно

упо­минаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые

нахо­дились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в

орбиту вави­лонской торговли.

В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города,

на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе

воздей­ствие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине.

Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках

вступила в отно­шения с ещё более далёкой страной — с Египтом.

Общественно-экономические отношения в Вавилонии в XVIII в. до н. э.

В начале II тысячелетия до н. э. в Двуречье продолжали со­вершенствоваться

орудия производства, обогащался трудовой опыт людей, улучшались навыки труда.

Развивалась и совершенствовалась иррига­ционная сеть. Пожалуй, ещё более,

нежели в Египте, необходимость сложного вычис­ления периодов половодья

Евфрата и Тигра создавала предпосылки для развития вавилонской астрономии.

Ирригационные работы требовали и углубления некоторых математических знаний,

например, в области исчисления объёма землекопных работ и количества рабочей

силы. Техника использования ирригационной сети достигла в это время уже

большого совершенства: для орошения высоких полей, до которых не доходила

вода в период подъёма реки, были теперь созданы более усовершенствованные

водоподъёмные сооружения. Усовершенствовалась также и земледельческая

тех­ника в собственном смысле этого слова. Надо полагать, что около этого

времени полу­чил распространение плуг с воронкой, в которую засыпалось зерно

для посева, хотя есть данные о том, что он был известен уже при III династии

Ура. Лошадь, хотя и не получила ещё широкого применения, но была уже известна

в числе домашних животных.

В отношении применения металла Двуречье являлось наиболее передовой стра­ной

того времени. Здесь уже в начале II тысячелетия до н. а. прочно установился

брон­зовый век. Время от времени появляется даже железо. Всё более широкое

примене­ние металла усиливало действенность орудий труда в сельском

хозяйстве, ко­торое продолжало играть первенствую­щую роль в экономике

страны.

Наряду с сельскохозяйственной техникой продолжали развиваться и орудия

различных ремёсел, совершен­ствовались и приёмы ремесленников. В законах

Хаммурапи перечисляются представители десяти различных отрас­лей ремесла,

среди которых были на­званы кирпичники, ткачи, кузнецы, плот­ники,

судостроители, домостроители и другие, но этим далеко не исчерпывает­ся

список известных тогда многочисленных ремёсел. Создавались предпосылки для

развития знаний в области химии. До нас дошли небольшие фрагменты

вавилонского труда по химии, в которых даны, например, указания, как

изготовлять поддельные драгоценные камни, имитацию меди, серебра и т. д.

Развивались в этот период торговля и обмен. Правда, и теперь ещё торговцы —

тамкары продолжали юридически оставаться на положении торговых агентов царя, но

их значение к началу II тысячелетия до н. э. возросло, они имели теперь своих

помощников, которые вели розничную торговлю и сопровождали караваны.

Про­должало развиваться денежное хозяйство. Теперь мерилом цен стало только

серебро, и на основании дошедших до нас документов можно установить соотношение

цен на рынках Вавилонии в начале II тысячелетия до н. э. Не только

ремесленники, но и сельскохозяйственные работники, нанимавшиеся на длительный

срок, получали свою заработную плату серебром. Впрочем, некоторые категории

сельскохозяйствен­ных работников, как, например, пахари и пастухи, по-прежнему

получали плату зер­ном или вообще натурой. О большом количестве серебра в

торговом обороте свиде­тельствует сравнительно невысокий процент за ссуду —

20%. Хотя законами Хам­мурапи были установлены и по отношению к ссудам зерном

те же 20%, но это поста­новление закона по отношению к ссудам такого рода не

выполнялось: если за ссуду серебром взимались законные 20%, то за ссуду зерном

взималось на практике 331/3%. Столь высокий процент для

зерновой ссуды обусловлен резким колебанием цен на зерно в различные периоды

сельскохозяйственного года.

Значение ссуд и процентов в хозяйственной жизни Вави­лонии нашло своё отражение

не только в деловых докумен­тах начала II тысячелетия дон. э., но и в школьной

литера­туре, восходящей к тому времени; В серии табличек с характерным

заголовком Харра-хубуллу, т. е. «процентный заём», для учебных целей

были собраны шумерские правовые термины, в частности, касавшиеся ссуды и займа,

с их аккадским пере­водом, как, например, «долговое обязательство», «процентный

заём», «беспроцентный заём», «дар» и т. д. Об исчислении долговых процентов

трактовали специальные задачи в дошедшей до нас математической литературе.

В частноправовых документах того времени мы находим многочисленные

сви­детельства ростовщических сделок. Сохранились документы, восходящие к

жрицам-затворницам местного храма бога Солнца — Шамаша в городе Сиппаре. Эти

дохри­стианские «монахини» через своих родственников — отцов и братьев —

производили скупку земель, сдавали в аренду свою землю, давали деньги 8 рост,

покупали рабов и т. д. В древнем городе Кише были ростовщики, дававшие взаймы

серебром в зерном под залог полей и созревавшей жатвы, скупавшие дома,

закрома, сады, по­ля и т. д.

Но самые видные представители ростовщического капитала нам известны в городах

Уруке и Ларсе, на юге Шумера. В Уруке была найдена часть архива двух братьев-

ростовщиков, скупивших в течение каких-нибудь 20 лет буквально за гроши более

40 домов и участков. В документах, найденных при раскопках в Ларсе, мы видим

новый тип работорговца, отличавшегося от работорговцев предшествовав­ших

периодов тем, что он не на чужбине, а у себя, в своём родном городе, скупал

рабов — своих же собственных сограждан. Два работорговца, о которых упоминают

документы, путём ростовщических операций превращали своих сограждан в рабов-

должников и передавали их в наём на работу тем, кому требовалась рабочая

сила, преимущественно богатым ремесленникам, имевшим собственные мастерские.

Эти документы вместе с тем устанавливают факт безраздельного господства

рабо­владельческой знати в Ларсе во время правления Римсина. Так,

вышеупомянутые ра­боторговцы, сдавая в наём своих рабов-должников,

оговаривали своё право на полное возмещение стоимости раба не только в случае

бегства его в неизвестном направле­нии, но и в случае бегства его в хозяйство

царя, храма или знатного человека. Оче­видно, в то время крупные

рабовладельцы располагали такой силой, что могли без­наказанно принимать в

своё хозяйство беглых рабов.

В это время катастрофически учащается продажа родителями детей. Создалась

даже пословица: «Сильный человек живёт руками своими, а сла­бый — ценой своих

детей».

Развитие обмена, денежного хозяйства и ростовщичества должно было усилить

процесс расслоения сельских общин. Об этом свидетельствуют жалобы

представителей общин. Об этом свидетельствуют жалобы представителей общин на

своих старейшин; во главе общин наряду с советом из знат­нейших общинников

теперь стояло уже не выборное должностное лицо, а царский чиновник, который,

разумеется, нисколько не защищал рядовых членов общины от посягательств со

стороны сильных мира сего.

В пределах самих общин отдельные зажиточные общинники становились все более

самостоятельными. Каких-либо прав контроля общины над имуществом отдель­ных

его членов, очевидно, уже не существовало, поскольку земли могли сдаваться в

аренду, передаваться в наследство и продаваться без каких-либо видимых

ограниче­ний со стороны общины. В дошедших до нас источниках нет указаний на

существова­ние общинного выпаса скота.

Конечно, нельзя говорить о полном разрушении сельской общины к этому

вре­мени, но, несомненно, все вышеприведённые данные указывают на далеко

зашедший процесс разложения общинного строя. Этот строй не мог оказать

представителям сельских общин действенной помощи против угнетения со стороны

крупных рабовла­дельцев.

Уровень жизни вавилонян ещё мало отличался от уровня жизни в шумерский

период. Правда, более зажиточные дома строились иногда в два этажа, с

деревянной галереей на столбах вокруг внутреннего дворика; но большинство

жилищ и теперь пред­ставляли совсем маленькие сооружения из сырцового

кирпича, с плоскими крышами, с глухими стенами (комнаты освещались только

сквозь дверные проёмы со двора); в богатых домах ещё в III тысячелетии стали

появляться кровати, табуреты, столики, но даже в семье мелкого рабовладельца

нередко была только одна кровать; не только рабы, но и младшие члены

семейства спали на цыновках или на полу. Деревянная дверь считалась ценным

движимым имуществом и вывозилась при продаже дома.

Богатство заключалось в металлической посуде, в запасах ячменя и пшеницы;

редкие богачи запасали серебряные слитки. Большинство населения жило в

крайней нищете, голод был постоянным гостем в семье вавилонянина; семьи были

малочис­ленны, так как болезни и недоедание косили детей. Условия труда

немногим улуч­шились с шумерского времени; правда, как кажется, стало больше

различных водоподъёмных сооружений, но и это были, по-видимому, примитивные

устройства, требовавшие каторжного по своей тяжести труда.

К сожалению, историк не располагает пока какими-либо источниками, ко­торые

свидетельствовали бы о сопротивлении народных масс порабощению их круп­ными

рабовладельцами. Однако косвенным доказательством наличия подобного

сопро­тивления со стороны народа можно считать попытки несколько ограничить

ростов­щичество и приостановить процесс закабаления свободных, что и

отразилось в законо­дательстве Хаммурапи. Вавилонские цари вынуждены были

пытаться несколько сдер­живать развитие ростовщичества и долгового рабства,

так как дальнейшее его развитие вело к уменьшению численности населения,

облагаемого налогом и к уменьшению численности ополчения, которое состояло из

свободных земледельцев. В конечном итоге развитие долгового рабства неизбежно

ослабляло власть самих вавилонских царей, а также могущество

рабовладельческого государства в целом.

Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее

право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III

династии Ура. Необходи­мость создания нового свода законов для своего

государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о

законах которого упоминают документы его преемников.

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить

общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были

явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал

Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он

приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты