Реферат: Двуречье в период господства Аккада и Ура

хозяйственной отчётности Гудеа, который был патеси Лагаша и современником

гутейского владычества.

В своих надписях Гудеа утверждает, что он стремился защитить слабых, сирот и

вдов от посягательства сильных. Во время народных праздников, сопровождавших

главнейшие этапы сооружения храма бога Нингирсу, предоставлялась защита

долж­никам от посягательств ростовщиков, облегчалась судьба подсудимых и даже

рабы могли пользоваться некоторой свободой и не должны были в это время

подвергаться наказанию. В одной из надписей Гудеа содержится намёк на

социальные сдвиги, ко­торые произошли в это время в Шумере. В тексте на

статуе Гудеа говорится: «Когда Нингирсу на свой город благой взор бросил,

Гудеа благим пастырем в стране (т. е. в Шумере) выбрал, из среды 216 000

мужей его мощь выставил» и т. д. Если, действительно, во время Гудеа число

полноправных граждан Шумера достигало примерно 216 тыс. человек, то из этого

следует, что в отдельных шумерских городах-государствах того времени

полноправных граждан стало значительно больше. Как уже упоминалось, в надписи

одного из предшественников Урукагины указывалось, что число «мужей» в городе

Лагаше в то время равнялось толь­ко 3600.

Вообще не следует рассматривать 60 лет владычества гутеев над Двуречьем как

время полного упадка Шумера. В условиях гутейского господства Гудеа смог

развить крупное строительство, для которого он, по его утверждению, привлекал

одних муж­чин, возможно — рабов. Строительный материал добывался из Элама,

Ливана, Маганаи Мелукхи(т. е., возможно, из Аравии). При Гудеа начался

расцвет шумерской литературы и искусства. Возможно, конечно, что Гудеа

создавал благополучие Лагаша за счёт других частей Двуречья и этим, так же

как и своей социальной по­литикой, вызывал недовольство крупной

рабовладельческой знати прочих городов Шумера.

Видимо, в течение всего периода своего господства в Двуречье гутеям

приходи­лось сталкиваться с мятежами и восстаниями в подвластных городах. В

конце концов гутеи были разбиты в войне с Уруком, а затем, в 2132 г. до н.

э., гегемония над Двуре­чьем перешла к Уру. В Уре в это время, согласно

царским спискам, пра­вила третья его династия.

Двуречье в период гегемонии Ура (2132—2024 гг. до н. э.)

В течение более чем столетнего правления III династии Ура Двуречье

представляло собой сильное рабовладельческое го­сударство. Основоположник

династии — Урнамму и его сын Шульги называли себя «царями Шумера и Аккада»,

подчёркивая этим объединение юга и севера страны. Могу­щество объединённого

государства ощущалось на западе — в Сирии, на северо-западе — в Малой Азии и

на востоке — в Эламе. Уже Урнамму похваляется, что он «направил свои стопы от

Нижнего к Верхнему морю», т. е. от Персидского залива к Средиземному морю.

Шульги (2114—2066) во второй половине своего царство­вания закрепил власть

Ура над окру­жающими Двуречье областями. Его походы и важнейшие мероприятия

внутренней политики отражены в названиях отдельных годов его царствования.

Так, название 16-го года его царствования гласило: «Год, ког­да горожане Ура

были взяты в каче­стве лучников». Речь идёт, по-видимому, о важной военной

реформе, сво­дившейся к тому, чтобы использовать достижения военного

искусства Акка­ да и заменить неповоротливые фалан­ги тяжеловооружённой

пехоты Шумера подвижной пехотой, вооружённой луками. Вероятно, Шульги ввёл и

новый способ обеспечения постоян­ной армии царя, предоставив отдель­ным

бойцам или же группам их зе­мельные наделы.

Реорганизованное войско Шуль­ги одерживало победы в горных райо­нах Элама. На

севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего

царствования Шуль­ги принял титул «царя четырёх стран света». Подобно

Нарамсину он доби­вался своего полного обожествления. В царских списках,

составленных писцами несколько позднее, Шульги и его сын Бурсин прямо названы

«богами». Седьмой или десятый месяц в календарях различных городов был назван

в честь царя Шульги. Враждебные политические силы были подавлены царской

властью. Наследственные патеси были заменены чиновниками, носившими лишь

титул патеси. От каждой из областей своей державы царь получал определённую

додать.

Однако Шульги и его преемникам нелегко было удержать власть над обшир­ным

государством. Для покорения некоторых восточных областей потребовались

многократные походы. Большие опасности грозили государству Шульги и с запада.

В степях на западе появились многочисленные аморейские племена, говорившие на

одном из семитических языков. Аморейские племена осели в ряде районов Сирии,

захватив в конце концов власть над ними. Вторжение грозило теперь государству

Шумера и Аккада. Ряд мелких государств в Месопотамии, по-видимому, во вторую

половину правления царей III династии Ура уже был захвачен амореями.

Вторжение амореев в Двуречье было чревато тем большей опасностью, что в

стра­не имелось немало аморейских рабов. Походы царей III династии Ура на

запад, очевидно, были обусловлены главным образом стремлением обуздать

беспокойные амо­рейские племена. Попытки вторжения этих племён на территорию

государства Шу­мера и Аккада стали настолько опасными к концу III династии

Ура, что царь Шусин, преемник Бурсина, вынужден был в 4-м году своего

правления воздвигнуть линию укреплений против них.

Развитие сельскохозяйственной и ирригационной техники, усиленная обработка

высоких полей, развитие металлургии, расцвет ремесла способствовали

укреплению экономической мощи крупных рабовладельцев. Социальная

дифференциация, усилившаяся во время династии Аккада и несколько

замедлившаяся в десятилетия гутейского владычества, стала теперь вновь

усиливаться. Среди народных масс Шумера и Аккада начинают появляться не

только люди, оторванные от средств производства, но и люди, потерявшие личную

свободу, т. е. рабы-должники. Вместе с захваченными на войне и купленными

рабами они представляли низший слой шумерского общества. Рабы-должники, как и

прочие рабы, использовались на всех тех работах, которые требо­вались в

рабовладельческом хозяйстве Шумера конца III тысячелетия до н. э. Но,

Вероятно, рабов-должников, как соплеменников, нельзя было, подобно скоту,

при­носить в жертву.

Подпись: Клинописный годовой отчет об использовании рабочей силыРеферат: Двуречье в период господства Аккада и Ура

Об использовании рабского труда говорят многочисленные документы хозяй­ственной

отчётности царско-храмовых хозяйств времени III династии Ура. Эти до­кументы

являются одним из самых ценных исторических источников всей рабовла­дельческой

эпохи. Таких документов времени III династии Ура, написанных на гли­няных

табличках, доило до нас громадное количество из архивов городов Лагаша, Уммы,

Ниппура и его пригорода Пузриш-Дагана (современный Дрехем). В по­следнее время

стали известны таблички из архивов ещё двух городов — Ура и Адаба. Число

табличек превышает в настоящее время уже несколько сот тысяч. Документы

хозяйственной отчётности III династии Ура относятся к самым раз­личным сторонам

большого царско-храмового хозяйства. Тексты касаются земледе­лия, скотоводства,

судоходства, кораблестроения, столярных, гончарных, кузнечных, ткацких

мастерских, мельниц, складов, где хранились дерево, металл, шерсть и т. д.

Многие тексты посвящены использованию рабочей силы на сельскохозяйст­венных и

прочих работах.

Большой интерес представляют таблички, которые посвящены операциям с рабочей

силой, особенно таблички с годовыми отчётами надзирателей над пар­тиями

работников царско-храмового хозяйства об использовании рабочей силы,

находившейся в их распоряжении.

Наряду с работниками, трудившимися в хозяйстве весь год, имелись и времен­ные

наёмные работники Постоянные работники часто не получали определённого урока,

наёмным ню людям всегда указывался урок. Работавшие круглый год получали, как

свидетельствуют документы, ежедневное кормление, а наёмные — нату­ральную

плату, в два-три раза превышавшую «зерно кормления», выдаваемое первым. Среди

постоянных работников были мужчины, женщины и дети, а среди наемных — только

одни мужчины.

На основании годовых отчётных сводок надзирателей со всей точностью

уста­навливается, что основная масса работников царско-храмового хозяйства

трудилась в нем в течение всего года. В таком случае они, разумеется, должны

были быть людьми, оторванными от средств производства. Поскольку же эти

работники в сводках про­тивопоставляются наёмным людям, то они могут быть

определены только как рабы, хотя тексты именуют их просто «молодцами» (гуруш)

и лишь женщин — «рабы­нями» (гим).

Специфической особенностью рабовладельческого хозяйства, как его нам ри­суют

документы царско-храмового хозяйства III династии Ура, было наличие ра­бов-

должников. В архивах царско-храмового хозяйства имеется много документов,

фиксировавших ростовщические сделки. Сохранились частноправовые документы,

свидетельствующие о продаже долж­никами членов своей семьи и самих себя в

рабство.

Среди массы рабов царско-хра­мового хозяйства III династии Ура были

квалифицированные и неквали­фицированные работники. Так, сре­ди рабынь были

работницы, имевшие определённую специальность,— пря­дильщицы и ткачихи. Но в

случае нехватки рабочей силы эти рабыни могли использоваться на самых

раз­нообразных работах, начиная с убор­ки урожая, ирригационных работ и

кончая тяжёлым бурлацким трудом, Рабы-ремесленники трудились в особых

мастерских, и их надзира­тели также составляли подробные отчёты об

использовании имевшейся у них рабочей силы. До нас дошёл, например, отчёт

надзирателя сто­лярной мастерской, где работало 32 раба.

Реферат: Двуречье в период господства Аккада и Ура

Изучение документов хозяйствен­ной отчётности позволяет сделать вывод, что

труд в сельском хозяй­стве и в ремесле был организован примерно одинаково.

Рабы работали непрерывно, не имея дней отдыха. Рабыни не допускались к работе

лишь в течение нескольких дней месяца, когда женщины, по тогдашним

воззрениям, считались нечистыми. При такой напряженной и часто непосильной

работе организм рабов чрезвычайно быстро изнашивался, и поэтому смертность

среди них была очень вы­сока. Так, в одном из царско-храмовых хозяйств в

течение года примерно из 170 ра­бынь умерло больше 50, а одна партия рабов в

44 человека только в течение пяти месяцев лишилась 14 человек.

План города Ура

Храмовое хозяйство уже лишено было даже номинальной связи с сельскими

общинами, окружавшими то или иное храмовое хозяйство. Эти хозяйства стали

те­перь царско-храмовыми, т. е. находились в неограниченном распоряжении

царя, являвшегося выразителем интересов крупных рабовладельцев. Поэтому

общинники, работавшие в царско-храмовом хозяйстве Ура, были лишь наемными

людьми, они не имели больше никакой связи с хозяйством, в котором им

приходилось временно работать. В основном труд подёнщиков применялся во время

сбора урожая. На основании одного документа можно утверждать, что для царско-

храмовых хозяйств десяти городов Шумера и Аккада требовалась во время жатвы

примерно 21 тысяча подёнщиков.

Наряду с царско-храмовым хозяйством продолжали развиваться и

частновла­дельческие хозяйства. Правда, документов этих хозяйств до нас дошло

намного меньше, чем документов царско-храмового хозяйства, но на основании их

всё же можно установить, что и в частном хозяйстве наряду с рабским трудом

применялся труд подёнщиков. Об укреплении частнособственнических отношений

говорят и дошедшие до нас судебные документы и шумерские законы, которые,

правда, были составлены в последующее время, но в конечном счёте восходят к

законодательной деятельности царей III династии Ура. В настоящее время найден

сборник законов, непосредственно восходящий ко времени Урнамму — первого царя

III династии Ура, но этот сборник законов ещё не изучен.

Документы говорят, что в это время развиваются обмен и торговля. До нас дошли

тексты, являвшиеся как бы страницами из счетоводных книг тамкаров, которые

вели торговлю по поручению царя и знати, но вместе с тем, разумеется,

обогащались и сами. Цены выражались в серебре, которое являлось теперь

обще­принятым мерилом стоимости товаров. Единая система мер и весов,

введённая династией Аккада, продолжала существовать и при III династии Ура;

теперь эти меры назывались «царскими».

Мощь державы III династии Ура начала катастрофически ослабевать во второй

половине XXI в. до н. э. Постоянная армия несла потери в результате

непрерывных воин, а ополчение теряло своих бойцов, превращавшихся вследствие

алчности крупных рабовладельцев в жалких подёнщиков и подневольных рабов-

должников. По­этому борьба на востоке — против Элама и одновременно на западе

— против амо­рейских племен, захвативших к тому времени область среднего

течения Евфрата и Тигра, стала непосильной для преемников Шульги. Правда,

Ибисин (2049—2024), последний царь III династии Ура, в начале своего

царствования одержал на востоке победу над горными племенами, но очень скоро

он должен был перейти к обороне. Аккад был наводнён амореями; попытка же

Ибисина отсрочить падение Шумера возведением стен вокруг главных городов —

Ншшура и Ура — не имела успеха, так как начались восстания в самом Шумере.

В 2024 г. до н. э. государство III династии Ура было разгромлено. Ослабленное

внутренними смутами, оно не могло сдержать натиск эламитов и амореев. Ур был

разрушен, а царь Ибисин был уведён в горы Элама. Гибели Ура была посвящена

«песня плача», составленная в первые века II тысячелетия до н. э. ещё на

шумерском языке, хотя и на юге страны этот древний язык стал уже отмирать,

уступая место семитическому языку Аккада.

Вавилон

Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени – Двуречье, тогда

почти еще изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II

тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и

Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные

изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена

систем громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом

многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации.

Страна распалась, подобно Египту древнего царства, на множество мелких

государств, в которых, как это имело место и в Египте, все более развиваются

рабовладельческие хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают

несколько иной характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. Произошло новое объединение почти все

долины Двуречья вокруг города ВАВИЛОНА ( так называемое

“Старо-Вавилонское царство” в отличие от “ Ново-Вавилонского царства”,

сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе

необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины

Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В

течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался

важнейшим экономическим им культурным центром не только Двуречья, но и всего

древнего мира. Этим и объясняется, что позже все древнее Двуречье часто

называли Вавилонией.

Возникновение Старо-Вавилонского царства

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада

сменили два самостоятельных цар­ства на севере и юге Двуречья, основанные

вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно

смешавшись с местным населением, в про­тивоположность эламитам, вернувшимся

после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в

Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от

Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей

в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и

поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в

Ниппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого

царя династии Исина, Липитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е.

се­мита, он был тем не менее написан на шумерском языке и составлен, судя по

введе­нию, с учётом в первую очередь интересов населения городов Ниппура, Ура

и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось

различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы

царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между

аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что,

надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, по-видимому, вылилось

в конце концов в открытое восстание. Торжество победителей не было

длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при

котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время

восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её

господ­ства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся 9

статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял,

например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от

произвола приёмных родителей. Имеются основания для утверждения, что закон в

то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О

сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот

факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и

момент злой воли со сто­роны лица, нанёсшего ущерб.

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья.

Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-

западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на

северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты