Реферат: Югославский кризис

были членами коллективного органа управления страной – президиума СФРЮ.

Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного

– он не мог отделиться от Сербии. Косово долгие годы пыталось добиться

статуса республики, мечтая о создании единого албанского государства. Мечтая

о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения всех

земель, на которых проживают албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться

статуса республики. Там полагали, что это даст возможность ставить вопрос о

самоопределении и выходе из состава Югославии.

Последние 20 лет албанцы Косово отказываются участвовать в переписи

населения. Поэтому данные об их численности разнятся. По одним источникам, в

1981 г. население Автономного края Косово составляло 1584 тыс. человек, из

которых албанцев было 1227 тыс., или 77,4%, а сербов - 209 тыс., или 13,2%.

Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн. человек. Согласно

сегодняшним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае

около 917 тыс., или 66%. Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя

югославами, насчитывается 250 тыс. Мало кто знает, что в этой небольшой

провинции давно живут и 72 тыс. мусульман (в данном случае название

национальности), 21 тыс. турок, 97 тыс. цыган.

В СФРЮ националистическая деятельность в крае Косово началась сразу после

войны и не прекращалась ни на день. Подпольные организации внутри страны

поддерживались албанскими организациями во всем мире, такими как “Союз

косоваров” (Рим, Турция), “Призренская лига” (США, Турция, Австралия, Канада,

Франция, Бельгия, Германия).

В 1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено

чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской

власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые

выступления албанцев неоднократно повторялись.

Митинги и демонстрации выступали под лозунгами “Косово – республика”, “Косово

– косоварам”, “Мы — албанцы, а не югославы”. Усиление уличной борьбы

сопровождалось активизацией деятельности по превращению Косово в “этнически

чистый” край. Националисты использовали разные методы, вплоть до угроз

физического истребления сербов, черногорцев и миролюбивых албанцев.

Непрекращающийся процесс вытеснения из края жителей сербской и черногорской

национальностей стал важнейшим индикатором кризиса. По данным газет сербское

население сократилось к 1991 г. до 10%.

Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы борьбы: вводилось

военное положение и комендантский час; разрабатывались новые экономические

программы решения “проблем Косово”, которые включали в себя преодоление

замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление

материальной основы самоуправления; предпринимались политические попытки

формирования единства на классовой, а не национальной основе. Однако достичь

положительного результата не удалось.

Когда над Восточной Европой задул "ветер перемен", вызванный процессами

перестройки в СССР, Запад резко усилил поддержку всех антисоциалистических и

националистических сил, способных ослабить правящие коммунистические режимы.

Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских

настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус

этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума

Социалистической республики Сербия.

Безрезультатность поиска выхода из кризиса привела руководство Сербии к

убеждению, что только централизация власти и упразднение некоторых полномочий

сможет стабилизировать ситуацию. В Сербии развернулась компания за правовое,

территориальное и административное единство республики, за сокращение прав

автономных краев. Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы

Приштины, столицы края, в январе 1990 г. 40 тысяч албанцев. Гневные,

протестующие, готовые сражаться за свои права они представляли угрозу для

стабильности Сербии и даже Югославии. Это происходило в то время, когда

безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии

открыто говорить о независимости. Все происходило на фоне кризиса,

охватившего все сферы жизни и структуры власти. Введенные в край военные

подразделения и полицейские силой попытались удержать порядок в Косово. Это

повлекло столкновения и жертвы.

Принятая в 1990 г. конституция Сербии свела правовой статус края к

территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов

государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского

неповиновения: создавались параллельные структуры власти (подпольный

парламент и правительство), албанские учителя отказывались следовать новой

школьной программе и начали учить по албанской школьной программе в подполье.

В условиях подполья занимался и албанский университет. В результате весь край

разделился на два параллельных общества – албанское и сербское. Каждое имело

свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной

экономике, несомненно, доминировали албанцы, используя частные фирмы и

частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно

сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991 г. на фоне распада

Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимость и создали

Республику Косово. В мае 1992-го они провели выборы президента и парламента.

Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова.

Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово

сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы -

Косовскую республику.

Для Белграда проблема Косово стала особенно острой после распада федеративной

Югославии в 1991-1992 гг.

Летом 1991 г. Югославия начала разваливаться. Из нее вышли и провозгласили

независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе

Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и

Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и

присоединиться к Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила

признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они

начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить

единое югославское государство или создать единое сербское государство. В

этой войне Запад был против сербов. Война была жестокой и сопровождалась

зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около

300 тысяч человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после

Второй мировой войны. [9, 118]

В итоге боснийские сербы добились автономии, но не объединения с Сербией.

Сербы оказались разделенной нацией на своей исторической земле. И на этом

печальном для сербов фоне возникла реальная угроза потери Косово.

1.3. Радикализация сепаратистского движения в Косово

С 1992 г. обстановка в Косово все более накаляется. Антисербские митинги

разгоняются сербской полицией. Албанцы создают отряды Освободительной армии

Косово, которая начала партизанскую войну. Запад в этом конфликте выступает

явно на стороне албанских сепаратистов, которые беспрепятственно получали

оружие и деньги. Деньги добываются и посредством торговли наркотиками в

западных странах, но на эти "шалости" спецслужбы смотрели сквозь пальцы.

В 1997г на заседании союзного парламента СРЮ президентом был избран

Милошевич. В параллельных выборах в 1997г в Косово был выбран “президент”

Ибрагим Ругова (непризнанный), который отстаивал мирный путь приобретения

независимости. Косовары (косовские албанцы) могли выбрать до 40

парламентариев из 250 участников союзного парламента (Скупщина), но не

участвовали, т.к. после ликвидации автономии взяли курс на приобретение

независимости.

Одновременно с выборами албанцы готовились к серьезной борьбе за

независимость. Албанские сепаратисты за годы конфликта сумели построить целую

организационную систему, состоящую из политического и военного руководства;

специальных мобильных террористических групп; резервистов, которых

планировалось активизировать в случае вооруженного восстания; службы разведки

пропагандистского аппарата; медицинских служб; системы банков; складов с

боеприпасами и амуницией. У финансирования сепаратистского движение есть два

источника: ежемесячные 3% отчисления в специальный фонд всех работающих

этнических албанцев и поступления от албанской диаспоры за рубежом,

насчитывающей более 400 тысяч человек.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998

г., можно отметить три течения:

Первое – политическое, которое действует через Демократическую лигу Косово во

главе с Ибрагимом Руговой. Он выступает за получение независимости Косово

политическими средствами.

Второе – связано с деятельностью “правительства в подполье” и именем Буяра

Бухоши. Штаб квартира правительства находится недалеко от Бонна в Германии.

Бухоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся в эмиграции или на

работе за границей. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово

из-за границы.

Третье – экстремистское, действующее террористическими методами в рамках

Освободительной армии Косово. Цели экстремистского крыла сепаратистов

заключаются в следующем: вызвать путем провокаций войну в крае, расширить

”свободную территорию”, где действуют ОАК, добиться признания своей борьбы

как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии,

объединить территории Косово, Черногории, Македонии и другие земли,

населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель

Комитета защиты прав косовских албанцев Адем Демачи. Он получил мощную

поддержку своих планов со стороны Албании. Диссидент со стажем, проведший в

тюрьмах Югославии более 25 лет, он является самым непримиримым критиком

политики Ибрагима Руговы. [4]

К 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил

тенденцию усиления позиций радикалов, готовых к военным действиям. Постепенно

все более заметную роль начал играть премьер-министр непризнанной республики

Буяр Букоши, откровенно заявлявший, что выступает "за войну, а не за

переговоры, которые означают капитуляцию албанцев". Началась новая фаза

обострения конфликта.

Освободительная армия Косово, прошедшая подготовку в албанских лагерях,

спровоцировала начало новой фазы конфликта в начале 1998 г. - вооруженные

столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах Гостивар,

Куманово и Прилеп, убийства мирных жителей. Ответные меры сербской полиции

вызывали новые волны террора. Поток оружия и подготовленных на территории

Албании боевиков увеличивался, что свидетельствовало о подготовке

широкомасштабных военных действий. Столкновения вооруженных албанцев с

полицией уже напоминали военные действия. ОАК пыталась расширить зону

влияния, а правительственные армейские подразделения и полиция не только

пытались помешать им, но и активно уничтожали склады оружия, опорные пункты,

продвигаясь к границе с Албанией. К осени 1998 г. вооруженные формирования

албанцев почти полностью были оттеснены к границе.

Ситуация по сути напоминала полицейский режим, что неизбежно влечет за собой

репрессии и нарушение прав человека. Полиция арестовывала членов нелегальных

организаций, освобождала блокированные села, вводила свой контроль над

освобожденной территорией. Все это вызывало ожесточенное сопротивление, в

результате чего гибли мирные жители, разрушались села, нарастал поток

албанских беженцев.

2. Перерастание кризиса в “войну на Балканах”

Запад добился введения международных санкций против Белграда и фактически

поддержал албанских лидеров Косово, которые не скрывали своей твердой

решимости выйти из состава Югославии.

Упорно не замечая проблемы сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине,

международные организации (ООН, ОБСЕ, Контактная группа) проявляли интерес к

проблеме прав человека в Косово. Самую активную позицию заняло НАТО,

получившее в предшествующие годы в Боснии и Герцеговине карт-бланш на

самостоятельную миротворческую деятельность. Очевидным стало стремление

альянса изменить подход к участию НАТО в региональных конфликтах. НАТО готово

выступать не как инструмент реализации решений Совета Безопасности ООН, а как

самостоятельный фактор.

Западные средства массовой информации говорили о “движении за автономию

Косово” и многочисленные нарушения прав человека, но не о сепаратизме

косовских албанцев и террористических действиях ОАК. Укоренялась точка зрения

о виновности только Белграда и необходимости применения военной силы. Тем

более, что попытки разрешить кризис мирным путем через переговоры, челночную

дипломатию и даже угрозы применения санкций и воздушных ударов НАТО по Сербии

ни к чему не привели. Размещение сухопутных сил НАТО в Македонии на границе с

Сербией свидетельствовали о серьезности намерений.

Хронологически можно проследить, как нарастал кризис:

1998 год:

март 1998 — Совет Безопасности ООН принимает резолюцию об оружейном эмбарго в

отношении Союзной Республики Югославии;

апрель 1998 — Республика Сербия высказывается на референдуме против

международного посредничества в урегулировании косовского кризиса;

май 1998 — президент СРЮ Милошевич и Ругова договариваются о еженедельных

встречах делегаций;

июнь 1998 — косовские албанцы отказываются от диалога с Сербией (они будут

бойкотировать встречи еще 12 раз);

август 1998 — НАТО одобрило три варианта военного урегулирования косовского

кризиса;

23 сентября 1998 Совет Безопасности ООН принимает резолюцию, предписывающую

Белграду прекращение боевых действий, отвод спецподразделений из Косово.

Начало диалога с косовскими албанцами и обеспечение условий для возвращения

беженцев;

13 октября НАТО отдает приказ об ускорении подготовки операции на территории

Косово и дает Югославии 4 дня (ультиматум будет продлен до 27 октября) для

выполнения всех требований мирового сообщества. Милошевич подписал договор об

отводе сербских войск из Косово, размещение 2000 наблюдателей из ОБСЕ и

контроле авиации НАТО воздушного пространства Косово;

24 октября СБ ООН принимает резолюцию, предписывающую Белграду выполнить все

требования ООН;

30 октября НАТО начинает контрольные полеты над Косово;

13 ноября НАТО принимает решение о развертывании 1700 военных в Македонии с

целью оказания помощи, в случае необходимости наблюдателям ОБСЕ в Косово.

1999 год :

29 января Контактная группа выступает с жестким требованием к Белграду и

Приштине начать мирные переговоры не позднее 6 февраля. В качестве основы

предлагают 10 принципов, среди которых – уважение территориальной целостности

Сербии и Югославии и выделение краю Косово существенной автономии;

7-23 февраля переговоры в Рамбуйе между делегациями правительства Сербии и

косовских албанцев об урегулировании на мирной основе. На последнем этапе США

передают переговаривающимся сторонам дополнительные документы

(предусматривающие ввод войск НАТО). США, поддержанные всеми членами

Контактной группы, кроме России, требуют подписания всего пакета документов,

Весной 1999 г. Запад предложил заключить трехгодичное "промежуточное"

соглашение, по которому НАТО получало возможность ввести в Косово 30 тыс.

солдат для обеспечения демократических выборов, мира и безопасности. Сербии

разрешалось иметь в Косово лишь очень небольшие силы для охраны внешних

границ. Вместо сербской полиции НАТО должно было подготовить полицейские силы

из албанцев. Соглашение предусматривало избрание в Косово своего парламента и

президента. В конце срока действия соглашения планировалось проведение

международной конференции с целью рассмотрения долговременного статуса

Косово.

Сербов всячески понуждали подписать такое соглашение на конференции в

Рамбуйе. Однако они отказались, ибо этот план фактически и осуществлял

отделение Косово от Югославии под прикрытием НАТО при формальном сохранении

ее в составе Югославии в течение трех лет. Особое несогласие вызывал пункт о

допуске в Косово войск НАТО.

С 15 марта проходит второй раунд переговоров в Париже по урегулированию в

Косово. Переговоры закончились ничем, подписала документы только албанская

сторона.

Билл Клинтон заявил, что "НАТО предупредило Президента Милошевича о

необходимости отказаться от его непреклонной позиции и репрессий либо

столкнуться с военной акцией".

Сербы оказались перед выбором: либо согласиться с потерей Косово, либо

получить войну с НАТО. Они сделали свой выбор. Похоже, что сербы рассчитывали

и на международное право, и на мировое общественное мнение. Однако они не

учли тот факт, что общественное мнение было заранее настроено против сербов

посредством многолетней информационной кампании, в ходе которой

ответственность за все военные эксцессы на территории бывшей Югославии всегда

возлагалась, прежде всего, на сербов. На таком информационном фоне НАТО

решилось начать в Европе войну, вмешавшись во внутригосударственный конфликт.

23 марта Генеральный секретарь НАТО Х. Солана отдал приказ "приступить к

воздушным операциям в Союзной Республике Югославии". Солана объяснил действия

НАТО стремлением "остановить авторитарный режим и не допустить, чтобы в

Европе в конце ХХ века продолжались репрессии против народа". Война против

Сербии началась. Фактически Запад сделал то, в чем он обвинял сербов: обрушил

репрессии против народа, который защищал свою землю...

24 марта блок НАТО начал первую фазу союзнической операции “Союзническая

сила”, началась бомбардировка целей в Сербии и Черногории. Белград объявил о

разрыве дипломатических отношений с четырьмя ключевыми странами НАТО – США,

Великобританией, Германией и Францией;

16 апреля заявление Совета по внешней и оборонной политике России, в котором

бомбардировки Югославии расценивались как агрессия НАТО против суверенного

государства. В нем говориться о том, что “если Россия втянется в конфликт,

вероятна и самая опасная эскалация – на уровень глобального конфликта”. Это

был один из многочисленных документов осуждающих агрессию, принятых в России;

23 апреля исполняется месяц со дня начала операции “Союзническая сила”,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты