Реферат: Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизму

сове­ты, решения принимал самостоятельно, если согласия не находил. Но чаще

всего бояре соглашались с царем.

Правительство продолжительное время опиралось на поддерж­ку такого сословно-

представительного учреждения, как Земские Соборы, прибегая к помощи выборных

людей из дворянства и вер­хушки посадского общества, преимущественно в

тяжелые годы борьбы с внешними врагами и при внутренних затруднениях,

свя­занных со сбором денег на экстренные нужды. Земские соборы действовали

почти непрерывно в течение первых 10 лет царствова­ния Михаила Романова,

получив на некоторое время значение по­стоянного представительского

учреждения при правительстве. Со­бор, избравший на царство Михаила (1613г.),

заседал почти три года. Следующие Соборы были созваны в 1616, 1619 и 1621 гг.

После 1623 г. наступил длительный перерыв в деятельности Со­боров, связанных

с укреплением царской власти. Новый Собор был созван в связи с необходимостью

установить чрезвычайные денеж­ные сборы с населения, так как велась

подготовка к войне с Польшей. Этот Собор не расходился в течение трех лет

(1632 — 1634 гг.). В цар­ствование Михаила Федоровича Земские Соборы

собирались еще несколько раз.

Политический авторитет Земских Соборов, стоявший высоко в первой половине

XVII в., не был долговечным. Правительство в даль­нейшем неохотно прибегало к

созыву земских соборов, на которых выборные люди иногда выступали с критикой

правительственных мероприятий.

Последний Земской Собор собрался в 1653 г. для решения воп­роса о

воссоединении Украины. После этого правительство созы­вало только совещания

отдельных сословных групп (служилых лю­дей, торговых людей, гостей и пр.).

Однако утверждение «всей зем­ли» признавалось необходимым для избрания

государей. Поэтому собрание московских чинов в 1682 г. дважды заменяло собой

Земс­кий Собор — вначале при избрании на престол Петра, а затем при избрании

двух царей Петра и Ивана, которые должны были пра­вить совместно.

Земские Соборы, как органы сословного представительства, были упразднены

крепнущим абсолютизмом, подобно тому, как это имело место в странах Западной

Европы.

Но отказ самодержавной власти от поиска согласия с сослов­ным

представительством при решении кардинальных вопросов внутренней политики не

был безболезненным для власти. На ре­шение правительства Алексея Михайловича

о введении налога на соль, о взыскании недоимок за прошлые годы, на

сокращение жа­лования служилым людям «по прибору» и т.п. без «совета всея

зем­ли» народ ответил массовыми восстаниями (соляной бунт, хлеб­ный бунт,

медный бунт). Это была естественная реакция земщи­ны, привыкшей к тому, что с

ее мнением монархи считались. Для слома этой земской привычки пришлось

применять вооруженные силы и массовые расправы.

Церковная реформа и последовавший за ней раскол православ­ного общества,

учреждение Монастырского приказа, взявшего под контроль деятельность церкви,

поставили саму церковь в полную зависимость от государства, свели на нет ее

участие в решении го­сударственных вопросов.

Зато неуклонно возрастала роль приказов, что свидетельствова­ло об усложнении

государственного управления. В XVII в. их общее число доходило порой до 80.

Функции приказов чрезвычайно запутывались, даже переплетались между собой,

что порождало во­локиту в делах, способствовало взяточничеству дьяков и

подьячих.

Столь же неуклонно возрастала роль и численность бюрократи­ческого слоя в

управленческих структурах. Если в 1640 г. насчиты­валось 837 приказных людей,

то к концу столетия — почти 3 тыс. человек.

Менялась система местного управления. Все более сужалась роль выборных

(земских) старост, зато усиливалась роль назначаемых Москвою воевод. Страна

была поделена на уезды, которые в свою очередь делились на волости и станы.

Во главе каждой территори­альной единицы стояли воеводы, которые находясь на

«государе­вом жаловании», собирали налоги с населения, обирая его при этом.

«Время, следовавшее непосредственно за Смутой, — пишет ис­торик С.Г.Пушкарев,

— требовало сильной правительственной вла­сти на местах, и вот «воеводы»,

которые прежде были преимуще­ственно в пограничных областях «для береженья»

от неприятелей, в XVII в. являются во всех городах Московского государства,

на всем необъятном его пространстве, от Новгорода и Пскова до Якутска и

Нерчинска! Воеводы сосредоточивают в своих руках всю власть, военную и

гражданскую. Воеводы действуют по «наказам» (инст­рукциям) московских

приказов, которым они подчиняются. Лишь «губные» учреждения, с губными

старостами во главе сохраняют­ся, как особое, формально самостоятельное

ведомство. Земские учреждения в посадах и волостях также сохраняются, но они

в те­чение XVII в. все более теряют свою самостоятельность, все более

превращаются в подчиненные, вспомогательные и исполнительные органы

приказного воеводского управления. В период с половины XVI в. до половины

XVII в. «Московское государство может быть названо самодержавно-земским. С

половины XVII в. оно становит­ся самодержавно-бюрократическим»

(Богословский). В северных областях и в XVII в. сохраняется крестьянский

«мир» — волостной сход с его выборными органами, но сфера их компетенции все

бо­лее суживается. Волостной суд подчиняется надзору воеводы и ре­шает теперь

только мелкие дела. Правительство начинает вмеши­ваться и в хозяйственную

жизнь крестьян, ограничивая (или пыта­ясь ограничить) их право свободного

распоряжения их землями. На посадских и крестьянских мирах лежит коллективная

ответствен­ность за исправный сбор государственных податей, и главной

обя­занностью выборных крестьянских властей становится своевременный и

«бездоимочный» сбор этих податей, а главной заботой вое­вод становится

понуждение и наказание тех, кто своею «оплошкою и нерадением» допустит

недоборы и опоздания в платежах.

Таким образом, вторая половина XVII в. является временем упад­ка земского

начала и растущей бюрократизации и в центральном и местном управлении

Московского государства».

В XVII в. менялись принципы организации армии, ее личного со­става и функций.

Ее главной обязанностью становилась не только защита территории государства

от нападения извне, но и поддер­жание внутреннего порядка и повиновения

народных масс царю. Хотя боеспособность стрелецкого войска была сравнительно

невы­сокой, при Алексее Михайловиче численность стрельцов достигла 40 тысяч.

Но эта сила была не главной. Параллельно идет создание другого типа армии.

Уже при Михаиле Федоровиче создаются пер­вые полки нового строя — или

«иноземного строя» — солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские

(смешанного строя). Эти полки комплектовались за счет детей боярских

(рейтары) и раз­ного рода вольных «охочих» людей (солдаты и драгуны).

Обучение новых формирований вели наемные иностранные офицеры. Казна

обеспечивала эти полки вооружением, экипировкой и платила жа­лование. В XVII

в. полки нового строя создавались временно, на время войны, и распускались по

окончании военных действий. Толь­ко иностранные офицеры-наемники оставались

на службе и на жа­ловании московского правительства, жили они в немецкой

слободе под Москвой. Но уже к концу века солдатские полки стали

комп­лектоваться из числа «даточных людей», т.е. крестьян и посадских. Каждые

20 — 25 дворов давали одного мужчину на пожизненную службу в солдаты. Эта

система и легла в основу формирования ар­мии при Петре I (рекрутский набор).

К 1680 г. в русской армии насчитывались 41 солдатский полк (61288 человек) и

26 рейтарских и копейных полков (30472 чело­века). Численность боярского

ополчения снизилась до 27927 че­ловек, стрельцов оставалось около 20 тысяч.

Таким образом, за­рождающаяся регулярная армия приобретала все большее

значе­ние в поддержании и укреплении в России самодержавно-монар­хического

строя.

Соборное уложение 1649 г.— еще одно свидетельство о движе­нии к абсолютному, об

усилении центральной власти, о возраста­нии роли дворянства.

[6]

Утверждение абсолютизма

К первой четверти XVIII в. относится окончательное утвержде­ние и оформление

абсолютизма в России. Оно связано с радикаль­ными преобразованиями всей

политической системы государства, предпринятыми Петром I.

В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль

центральных учреждений: император — Сенат как исполнительно-распорядительный

орган — коллегии как общего­сударственные исполнительные органы, ведающие

наиболее важ­ными сферами государственного управления. Деятельность Сена­та и

коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными

инструкциями. В этой вертикале власти четко осу­ществлялся принцип

подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.

С началом Северной войны государственная машина оказыва­ется все менее и менее

способной выдерживать все увеличиваю­щийся груз проблем. Уездная администрация

оказывалась беспо­мощной в обеспечении выполнения населением уездов различно­го

рода повинностей (рекрутских, натуральных, отработочных), в сборе налогов.

[7]

Губернская реформа 1708— 1710 гг. изменила систему местных органов власти.

Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-

территориальных единиц были постав­лены лица, несущие государеву службу и

получающие за нее жало­вание — губернаторы, провинциальные комиссары, уездные

и во­лостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на

местах тот же — подчиненность снизу доверху.

Образованием губерний на­носился мощный удар по традиционной приказной

системе уп­равления. Появление губерний влекло за собой ликвидацию

тер­риториальных приказов. Ряд общероссийских приказов (Помест­ный, Земский,

Ратуша и др.) трансформировался в отделения Мос­ковской губернской

канцелярии, поскольку ранее властные полно­мочия этих приказов охватывали

главным образом густонаселен­ный Центр, который теперь оказывался в составе

внушительной по масштабам Московской губернии.

Совершенно очевидно, что реформа местного управления под­чинялась военной

необходимости. Преобразованное управление, прежде всего, нацеливалось на

всемерное удовлетворение военных потребностей. При определении губернских

бюджетов учитыва­лись важнейшие статьи общегосударственных расходов:

диплома­тия, армия, артиллерия, флот. Соответствующие расходы пропор­ционально

возлагались на ту или иную губернию. Кроме того, в феврале 1711 года было

решено разделить по губерниям полки. В каждом полку имелся свой губернский

комиссар, отвечавший за обмундирование, припасы, штатное наличие людей,

лошадей. В его ведении находилась полковая касса, в которую вливались

налого­вые поступления из губернии, к которой был приписан соответству­ющий

полк. Упомянутые выше губернские комиссары выступали в качестве низших

чиновников кригс-комиссариатской конторы. Возглавлявший последнюю

обер-штерн-кригс-комиссар обычно пребывал в действующей армии, но самый

институт кригс-комис-сариата существовал при Сенате. Обратим внимание на то,

что по­явилась кригс-комиссариатская контора весной 1711 года, когда был создан

и Сенат. С образованием Сената губернии были поставле­ны в подчинение

последнему, также как и важнейшие из оставших­ся приказов, ведавших

вооруженными силами, внешней политикой. Оформившаяся к 1711 году

военно-административная система, вне сомнения, способствовала достижению победы

в Северной войне.[8]

Если на первом этапе реформ довлела военная необходимость, то в последующем,

с конца 1717г. — начала 1718г., Петр I начина­ет ориентироваться на ряд

теоретических принципов, почерпну­тых из западноевропейской

рационалистической философии, юриспруденции, учения о государстве. Особое

распространение к началу XVIII в. получила «договорная теория» Гоббса,

основы­вавшая государство не на божественном начале, а на соглашении людей,

ради мира и гармонии в обществе передававших власть государству. Однако

подобная концепция возникновения государ­ства открывала широкое поле для

экспериментирования с самим государством, при этом цель любых преобразований

начинала ус­матриваться в совершенствовании государственного организма.

Государство воспринимается в качестве идеального общественно­го инструмента,

благодаря которому можно преобразовать и при­роду, и самого человека.

Петр I был знаком со многими идеями западноевропейских мыс­лителей,

касающихся организации государства. Не случайно же, что царь счел необходимым

издать на русском языке так понравившу­юся ему книгу Пуффендорфа «О должности

гражданина и челове­ка». Особое внимание Петра I привлекал опыт Швеции, ее

государ­ственные институты. Можно полагать, что Швеция представляла для Петра

I своего рода государство-образец.

Петр I был убежден в том, что слаженность, действенность ра­боты

государственного механизма зависят от тщательной разработ­ки

регламентирующего документа, которым бы определялись и об­щие функции

учреждения, режим его работы, обязанности конк­ретного чиновника, порядок

делопроизводства. Не приходится по­этому удивляться тому, что Петр I с такими

упорством и настойчи­востью, не считаясь со временем, составлял, не один раз

их перепи­сывая, как раз регламенты, стремясь к детальной регламентации

деятельности отдельного учреждения, каждого конкретного чинов­ника. Более

того, по инициативе Петра I был подготовлен «Гене­ральный регламент»,

заключавший в себе наиболее общие прин­ципы и правила работы всех учреждений

и чиновников. Заметим, что тогда в Европе аналогов данному документу не было.

В Швеции подобный документ был создан только по прошествии 50 лет.

В 1722 г. был разработан Регламент Адмиралтейской коллегии, который включал

также регламенты не менее 56 отдельных долж­ностей. Следует обратить внимание

на то, что Петр I дал распоря­жение применять его в деятельности созданных

коллегий. Важно отметить, что, в представлении царя-реформатора, государство

ста­новилось вариантом армейской организации. Государственное уч­реждение

рассматривалось наподобие воинской части, регламент соотносился с военным

уставом, а чиновника приравнивали к во­еннослужащему. В 1716 году нормы

Воинского устава распоряже­нием Петра I были признаны основополагающими

применительно ко всем гражданским учреждениям.

Конечно, нужно учитывать, что преобразовательная деятель­ность Петра I протекала

в условиях войны. Как замечал В.О.Клю­чевский, «Петр почти не знал мира: весь

свой век он воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с

Персией. С осени 1689 г., когда кончилось правление царевны Софьи, из 35 лет

его царствования только один 1724-й год прошел вполне мирно. Да из

других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев ». Но дело не только в

этом. Для Петра I армия представляла желанную модель устройства общества,

наиболее совершенный общественный ин­ститут. Важно понять ментальность того

времени, когда грань во­енной и гражданской службы вовсе не выглядела

непроницаемой. Гражданская служба вполне могла быть возложена на военного

че­ловека. Особенно активно привлекались к выполнению функций государственного

управления гвардейцы. На сержанта Преобра­женского полка Украинцева была

возложена даже организация строительства металлургического завода на Урале.

Воинские чины получали преимущество в сравнении с прочими в знаменитой Табели о

рангах, утвержденной 24 января 1722 г. Пол­ное название данного документа

выглядит так: «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных,

которые в котором клас­се чины: и которые в одном классе, те имеют по

старшинству вре­мени вступления в чин между собою, однако ж, воинские выше

про­чих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был». Табель о рангах

закрепляла рационализацию административной службы, уста­навливая новое чиновное

деление, в основе которого лежал прин­цип служебной выслуги, годности. В

приложенном к Табели пояс­нении отмечалось, что знатность сама по себе без

службы, ничего не значит, не создавая человеку никакого положения. Людям

знат­ного рода никакого ранга не дается, пока они государю и отечеству заслуг

не покажут. Все это означало разрыв с предшествующей тра­дицией управления.

[9]

Табель о рангах[10]

ВоинскиеСтатские
СухопутныеГвардияАртиллерийскиеМорские
1. Генерал - фельдмаршалГенерал-адмиралКанцлер
2. Генералы от кавалерии, инфантерии и штатгальтерГенерал - фельдцейгмейстерАдмиралы прочих флаговДействительные тайные советники
3. Генерал – лейтенантыГенерал – лейтенантВице-адмиралГенерал-прокурор
4. Генерал - майорыПолковникГенерал-майор, генерал-майор от фортификацииШаутбенахтыПрезиденты коллегий, тайные советники, обер-прокурор
5. Бригадиры; оберштеркригскомиссар, генерал - провиантмейстерПодполковникиПолковники от артиллерииКапитаны-командоры, капитан над портом, обер-сарваер, интендантВице-президенты коллегий, обер-вальдмейстер, генерал-полицмейстер, почтдиректор, директор от строениев, архиатер
6. Полковники-казначеи, генералы-адьютанты, генералы-квартирмейстеры, обер-провиантмейстерМайорыПодполковники от артиллерии, полковники-инженерыКапитаны первого ранга, сарваер корабельный, прокурорПрокуроры в коллегиях, тайные советники, обер секретарь Сената, советники в коллегиях
7. Подполковники, генерал-аудиторы, провиантмейстеры-вагенмейстерыКапитаныМайоры, подполковники-инженерыКапитаны второго рангаВице-президенты в надворныз судах, обер-секретари Иностранной коллегии и адмиралтейства
8. Майоры-оберквартирмейстеры, цалмейстерКапитан-лейтенантыМайор-инженерКапитаны третьего ранга. Корабельные мастераПрезидент в Магистрате в Резиденции, обер-комиссары, асессоры в коллегиях, обер-секретари в прочих коллегиях, обер-бергмейстер, надворный советник
9. Капитаны, обер-провиантмейстер, генерал-штабквартемистр, обер-аудиторы, полевые почтместерыЛейтенантыКапитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры, комиссары у пороховых и селитренных заводовКапитаны-лейтенанты, галерные мастераТитулярный советник, полицмейстер в Резиденции, бургомистры от Магистрата, профессоры при Академиях, докторы при всяких факультетах, переводчик и протоколист Сенатские
10. Капитан-лейтенантыУнтер-лейтенантыЛейтенанты, лейтенанты инженерские, аудитор, обер-вагенмейстер, капитаны над мастеровыми людьмиЛейтенантыСекретари прочих коллегий, бургомистры от Магистрата в губерниях, переводчик и протоколисты в Воинской, иностранной коллегии и Адмиралтейства, бергмейстер
11. ------Секретари корабельные--
12. ЛейтенантыФендрикиУнтер-лейтенанты, лейтенанты инженерские, вагенмейстеры, штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерскиеУнтер-лейтенанты, шхиперы первого рангаСекретари в надворных судах и канцеляриях в губерниях, ратманы в Резиденции
13. Унтер-лейтенанты--Штык-юнкеры, унтер-лейтенанты инженерские--Секретари в провинциях, механикус, коллежские: переводчики, протоколисты
14. Фендрики, штаб-фуриеры--Инженерские фендрикиКомиссары корабельные, шхиперы второго ранга, констапелиКомиссары при Коллегиях, архивариус, регистратор и бухгалтеры при коллегиях, почтмейстеры в Москве и в прочих городах

В реальной жизни созданная ад­министративная система страдала многими

слабостями. В стране определенно не имелось достаточного числа опытных

квалифици­рованных кадров, способных усвоить камералистские принципы.

Отсутствовало стабильное финансирование государственного ап­парата, чиновники

годами могли не видеть своего небольшого жа­лования, предпочитая «кормиться

от дел». Петр I уповал на репрес­сии, строжайшие наказания, полагая, что

недостаток разума его подданных должен компенсироваться страхом. В указе от

11 мая 1721 г. президенту Камер-коллегии Дмитрию Михайловичу Голи­цыну Петр I

отмечал: «...сами знаете, хотя что добро и надобно, а новое дело, то наши

люди без принуждения не сделают». Чиновни­ков коллегий за однодневный прогул

лишали месячного жалования, а каждый час преждевременного ухода из коллегии

оборачивался потерей недельного жалования.

Ориентируясь на иностранные образцы в своей реформаторс­кой деятельности,

Петр I стремился к приспособлению иностран­ных институтов к русскому обычаю,

который для царя означал су­ществование неограниченной верховной власти,

отсутствие сословно-представительного органа, развитого самоуправления в

городах, в сельской местности. Петр I стремился воспроизвести в российс­ких

условиях только шведский институт коллегий. Характерно, что в конце 1718г.

Сенат при рассмотрении вопроса об использовании в России шведской системы

местного управления принял решение о неприемлемости таковой для России.

Церковная реформа завершила процесс огосударствления рели­гии, превратив

церковную организацию в часть государственного аппарата. Синод, как высший

орган церковной организации, совре­менники Петра I уже воспринимали как 13-ю

коллегию.

Петр I при всей своей страсти к составлению регламентов тем не менее не

задавался целью точного определения характера своей власти императора, своих

обязанностей. Думается, Петр I призна­вал единственно возможной для России

самодержавную форму правления. Токарь Петра А.К.Нартов слышал однажды, как

царь беседовал с Я.Брюсом и А.Остерманом: «Говорят чужестранцы, что я

повелеваю рабами, как невольниками. Я повелеваю подданными, повинующимися

моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству.

Английская вольность здесь не у места, как к стене горох. Надлежит знать

народ, как оным управлять». В Воинс­ком уставе 1716г. заявлялось, что «его

величество есть самовласт­ный монарх, который никому на свете о своих делах

ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко

хрис­тианский государь, по своей воле и благомнению управлять». С

ана­логичной констатацией мы встречаемся и в Духовном регламенте: «Монархов

власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает».

Принимая титул Отца Отечества, Императора и Великого, Петр I сказал: «Благодать

Божия через двадцать лет венчает тяжкие труды и утверждает благополучие

государства. Надеясь на мир, не подлежит ослабевать в воинском деле. Надлежит

трудиться о пользе прибытке общем. отчего облегчен будет народ».

[11]

В 1721 году в связи с триумфальным окончанием Северной вой­ны и заключением

закреплявшего победу Ништадтского мирного договора в сентябре в столице

начались грандиозные празднества, завершившиеся в октябре церемонией принятия

Петром I титула Петра Великого, отца отечества и императора всероссийского.

Все сенаторы, адресуя царю свою просьбу принять этот титул, ссыла­лись на то,

что «обыкновенно у римского Сената за знатные дела императоров их такие

титулы публично им в дар приношены».

Титулование Петра I императором всероссийским, провозглаше­ние Российского

государства империей стали проявлением суще­ственных сдвигов, отражением

нового положения страны в систе­ме европейских государств, ее прочного

вхождения в круг европей­ских держав. Характерно, что дипломатическая служба

приобрела новые организационные формы. Периодические посольства,

на­правлявшиеся в Англию, Францию, Голландию, Австрию, сменили постоянные

дипломатические представительства в ведущих запад­ноевропейских странах,

послы которых, в свою очередь, получили аккредитацию при царском дворе в

Петербурге. Впрочем, следует учитывать, что при жизни Петра Великого

императорский титул за ним был признан Венецией, Пруссией, Голландией,

Швецией, Да­нией. Однако это не меняет того, что мощь России заставляла

счи­таться с ней при решении всех значимых вопросов в Европе.

Петр назвал себя Первым, что было новым, необычным в рос­сийской истории. Ведь

ранее русские монархи не «нумеровали» себя, признавая именование «по отчеству»,

что должно было под­черкивать верность традиции, заветам старины. Называя себя

Пер­вым, Петр тем самым показывал, что преобразование России при нем носит

решительный и бесповоротный характер.[12]

Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в

политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не

только внешним выраже­нием, но и подтверждением утвердившегося в России

абсолютиз­ма: «...его величество есть самовластный монарх, который никому на

свыше о своих делах ответу дать не должен, но и силу и власть имеет свои

государству и земель, яко христианский государь, по своей воле и благомнению

управлять», — так гласил 20-й артикул Воинского устава.

[13]

5. Заключение

Эволюция российской государственности от сословно-представительной монархии к

абсолютизму была исторически неизбежна и оправдана. Это естественное

историческое развитие страны, переход от феодализма к буржуазным отношениям.

Окончательное утвержде­ние и оформление абсолютизма в России относится к

первой четверти XVIII в. На протяжении всего рассмотренного периода огромное

значение на развитие России оказали русские самодержцы-реформаторы Иван IV и

Петр I. Они провели, каждый в свое время, радикаль­ные преобразования всей

политической системы России, выводя ее на все более высокий уровень.

Будем надеяться, что Россия еще подтвердит свое право называться сильнейшей

страной в мире, с которой будут считаться все ближние и дальние государства.

6. Список используемой литературы:

1. «История отечества. Учебное пособие для студентов заочного отделения»

Под общей редакцией М. В. Зотовой. М, Издательство МГУП, 2000 г.

2. И. Ю. Заорская, М. В. Зотова «Становление и подъем российской державы

XV – XVIII вв.(Позиции, комментарии, документы). Учебное пособие.» М,

Издательство МГАП «Мир книги», 1994 г.

3. М. В. Зотова «Энциклопедический словарь. Хронология российской истории

(IX – XIX). Выпуск 1» М. Издательство МГУП «Мир книги», 1998 г.

1. [1] «История отечества.

Учебное пособие для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В.

Зотовой. М, Издательство МГУП, 2000 г. с. 57

2. И. Ю. Заорская, М. В.

Зотова «Становление и подъем российской державы XV – XVIII вв.(Позиции,

комментарии, документы). Учебное пособие.» М, Издательство МГАП «Мир книги»,

1994 г. с. 54

[3] «История отечества. Учебное пособие для

студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 56-60

[4] «История отечества. Учебное пособие для

студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 60-69

[5] «История отечества. Учебное пособие для

студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 69-70

[6] «История отечества. Учебное пособие для

студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 71-74

[7] «История отечества. Учебное пособие для

студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 88

[8] «История отечества. Учебное пособие для

студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 88-89

[9] «История отечества. Учебное пособие

для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 89-91

[10] М. В. Зотова «Энциклопедический

словарь. Хронология российской истории (IX – XIX). Выпуск 1» М. Издательство

МГУП «Мир книги», 1998 г. с.134-137

[11] М. В. Зотова «Энциклопедический

словарь. Хронология российской истории (IX – XIX). Выпуск 1» М. Издательство

МГУП «Мир книги», 1998 г. с.132

[12] «История отечества. Учебное пособие

для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 92-93

[13] «История отечества. Учебное пособие

для студентов заочного отделения» Под общей редакцией М. В. Зотовой. М,

Издательство МГУП, 2000 г.с. 75

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты