Реферат: Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизму

выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных кругов

черносошенного крестьянства.

Земские власти творили суд и расправу по делам второстепен­ной важности,

разверстывали по местным обществам налоги (подати) и собирали их. Кормленщики

оказались не у дел, а главное, лишались той части местных податей, которая

составляла их «кор­мленный окуп». Эти подати теперь поступали в царскую

казну, а позднее — в особые финансовые приказы и шли прежде всего на

обеспечение дворянского войска.

Судебная реформа была начата обновлением законодательного кодекса 1497 г.

Ставя основной целью укрепление центральной вла­сти, «Судебник» 1550 г., как

указывалось выше, только ограничил власть наместников, а губная и земская

реформы окончательно лик­видировали институт наместничества, заменив его

демократичес­кой системой местного самоуправления.

Новый законодательный кодекс усилил систему наказаний, вплоть до смертной

казни, за покушение на феодальную собствен­ность и за выступления против

власти, которые квалифицировались как «разбой лихих людей».

«Судебник» отменил некоторые податные льготы монастырям, что способствовало

пополнению царской казны.

Закабаление крестьян в правовом отношении дальше не пошло. Однако, подтвердив

«Юрьев день», «Судебник» увеличил плату «за пожилое» и установил для

увезенных крестьян плату «за повоз». Уход крестьянина от феодала с новой

системой выплат и расчета становился невозможным. Всякого крестьянина,

прожившего у фе­одала не менее пяти лет, «Судебник» объявлял «старожильцем»,

ко­торый терял право выхода от феодала.

В общем деле укрепления центральной системы управления важ­ной заботой

правительства Ивана IV была реорганизация военных сил. Здесь был проведен ряд

существенных преобразований, позво­ляющих суммировать их как военную

реформу.

1. В 1550 г. стал действовать «Приговор о воеводах», который ограничивал

местничество в войске. Отныне устанавливалось стро­гое единоначалие и

подчинение воевод друг другу по указанию го­сударя — «кто с кем послан, тот

тому и повинуется». Новый поря­док способствовал изживанию традиций

феодальной раздроблен­ности в армии. Ограничением местничества в военной

организа­ции вводилась система должностного подчинения, повышалась

дис­циплина и боеспособность полков. Однако полностью ликвидиро­вать

местничество (т.е. право на занятие должности по знатности и давности службы

у московских великих князей, а также по стар­шинству в роду) царь не решился.

В ограничении местничества в военной организации правитель­ство Ивана IV

пошло дальше, подведя под местнические счеты не­которую законную основу. В

1555 г. был составлен «Государев ро­дословец», где содержались сведения о

происхождении наиболее знатных княжеских и боярских фамилий, имевших право на

мест­ничество. В 1556 г. появился новый обширный документ — «Государев

разряд», включавший записи о службе князей, бояр и дворян (своеобразный

послужной список), начиная с 70-х гг. XV в. Эти два документа стали

оригинальным справочным документом, позволя­ющим царю и Боярской Думе

контролировать и, если надо, пресе­кать споры феодальной знати.

2. В 1556 г. одновременно с отменой кормлений вышло «Уложе­ние о службе», в

котором были точно определены нормы военной службы всех землевладельцев.

Согласно «Уложению» каждый фе­одал — вотчинник и помещик — должен был нести

военную служ­бу и выставлять в случае необходимости конных воинов в полном

вооружении из расчета: один воин с каждых 150 десятин земли.

Недостача воинов или вооружения каралась денежным штра­фом. Службу проходили

дети боярские и дворянские с 15 лет. Служба продолжалась до самой смерти или

увечья и переходила по наследству, т.е. «по отечеству». Уравнение в отношении

службы вотчинников и поме­щиков, одинаково выходящих на службы по формуле

«конно, люд­но и оружно», лишало привилегий боярство, которое по сути

пре­вращалось в служилых людей, обязанных царю военной службой за владение

землей.

Однако московское боярско-дворянское войско даже в обнов­ленном виде

продолжало оставаться вооруженным ополчением, которое не знало какого-либо

систематического обучения и кото­рое, вернувшись из военного похода,

разъезжалось по домам.

3. Одновременно с реформированием традиционной формой во­оруженных сил

страны, правительство «Избранной Рады» предпри­няло шаги к созданию более

регулярных частей, которые постоянно находились бы в распоряжении верховной

власти. В 1550 г. было ре­шено «испоместить» в Московском уезде «избранную

тысячу» слу­жилых людей. Был составлен список — «Тысячная книга», в кото­рую

вошло 1078 человек. Но осуществить испомещение (дать помес­тья в радиусе 60 —

70 верст от Москвы) дворян не удалось: вблизи Москвы не нашлось нужного

количества свободной земли.

4. Создать ядро дворянского ополчения, которое стало бы надеж­ной военной

опорой самодержавной власти и государства не уда­лось, но надо отдать должное

дальновидности правительства рефор­маторов. Параллельно с упорядочением

службы по «отечеству», осу­ществлялась новая форма прохождения военной службы

— «по при­бору», т.е. по специальному набору за денежное и земельное

жало­вание. Так служили казаки, городская стража, пушкари и стрельцы.

Стрелецкое войско было организовано в 1550 г. на основе со­зданных еще при

Василии III отрядов пищальников. Сначала в стре­лецкое войско было набрано

3000 человек; оно было сведено в от­дельные «приказы» по 500 человек. К концу

XVI в. стрелецкие вой­ска насчитывали 25000 человек.

Стрелецкое войско было постоянным: они не распускались меж­ду походами, как

дворянское ополчение. Однако стрелецкое войс­ко не было регулярным. Стрельцы

жили со своими семьями в стре­лецких слободах в Москве, в московском уезде, в

крупных городах страны. В свободное от несения караулов время стрельцы

занима­лись ремеслами и торговлей. Ведал ими Стрелецкий приказ. Уже в

середине XVI в. постоянное стрелецкое войско являлось мощной боевой силой

России.

К концу XVI в. общая численность русского войска достигла 100 тыс. человек,

не считая 2,5 тыс. наемных иностранцев.

Содержание и вооружение многочисленного войска требовало огромных средств, что в

свою очередь вызвало ряд преобразова­ний в налоговой системе. Налоговая

реформа включала ряд мер:

— заново описывались земли и устанавливалась единая обще­русская единица

(мера) налогового обложения земли — «большая соха». Ее размер зависел от

качества земли и социальной (сослов­ной) принадлежности ее владельца. В

сельской местности земель­ный налог — «по сохе» — платили черносотенные

крестьяне и духовенство. В городе в «соху» входило определенное количество

дворов. По расчету «сох» взимались повинности и выставлялись ратники.

— вводились новые налоги: «пищальный» — на содержание стре­лецкого войска,

«полонянечный» — на выкуп пленных.

Общий процесс централизации власти не мог не затронуть пра­вославную церковь,

поскольку она играла важную роль во всех сфе­рах жизни тогдашнего общества и

государства. Сама церковь еди­ного государства тоже нуждалась в более жесткой

централизации. Но для власти особое значение приобретало решение вопроса о

церковно-монастырском землевладении. Решение общих назревших проблем церкви и

государства составило суть церковной реформы.

Вопрос о церковно-монастырском землевладении стал предме­том специального

рассмотрения на заседаниях церковного собо­ра 1551 г., созванного по

инициативе Ивана IV. Его решения све­дены в 100 глав, поэтому он получил

название Стоглавого собора или Стоглава.

Правительство Ивана IV предполагало осуществить с согласия Собора ликвидацию

церковно-монастырского землевладения. Эти земли нужны были для наделения

поместьями служилых людей за военную службу, прежде всего дворян — опоры

централизованно­го государства. Однако иосифлянское большинство Собора во

гла­ве с митрополитом Макарием добилось принятия компромиссного решения:

1) было признано незыблемым право духовенства на владение недвижимой

собственностью;

2) монастырское землевладение несколько сократилось, т.к. ан­нулировались все

княжеско-боярские пожалования монастырям, сделанные после смерти Василия III

(1533 г.);

3) монастырям запрещалось без согласия царя покупать земли, заниматься

ростовщичеством как в натуральной, так и в денежной форме; потомкам удельных

князей запрещалось передавать монас­тырям земли «на помин души»;

4) духовные феодалы не могли впредь основывать новые «белые» слободы и дворы

в городах и должны были участвовать в сборе «полоняничных денег».

Решения Собора отразили перемены, связанные с централиза­цией государства.

Были унифицированы церковные обряды, был составлен общерусский список святых,

принят ряд мер по укреп­лению нравственности духовенства.

Таким образом, в результате реформ в стране была завершена перестройка

центральных органов власти, возникла единая приказ­ная система, отвечающая

потребностям политической централиза­ции Российского государства, расширились

функции служилой приказной бюрократии, сложилось широкое местное

самоуправ­ление, для среднего дворянства открывались перспективы военной и

служилой карьеры.

Однако, по мнению ряда историков, эти реформы носили в це­лом компромиссный

характер. С одной стороны, они усиливали государство путем достижения

согласия всех сословий, что вызы­вало нарастание пока еще скрытой оппозиции

со стороны земель­ной аристократии, с другой — усиливали самодержавную власть

царя. «Раздираемое противоречиями между разнородными соци­альными элементами,

из которых оно было составлено, правитель­ство компромисса не было прочным и

пало, как только перед Ива­ном Грозным встал вопрос о решительной борьбе с

боярством, — отмечает историк А. А. Зимин — Только в суровые годы опричнины

дворянству удалось нанести решительный удар по политическим прерогативам

боярства и приступить к окончательному закрепоще­нию крестьян».

Историография опричнины изобилует спорными и противоре­чивыми суждениями. Еще

бытует карамзинское представление, в котором опричнина рассматривается лишь

сквозь призму «царя-тирана» как бессмысленное порождение психически больного

мо­нарха. Эту точку зрения в целом разделял В.О.Ключевский.

Историк С.М.Соловьев подошел к этой проблеме иначе. Следуя своей концепции

исторического развития России как процесса по­степенной смены «родовых» начал

новыми «государственными», он считал, что правление Ивана Грозного — это

время окончатель­ной победы государственных начал, при этом опричнина была

пос­ледним решающим ударом по родовым отношениям, носителем которых выступало

боярство. И потому при всех жестостях дея­тельность царя была шагом вперед.

В советской историографии основное внимание уделялось лишь социально-

экономической сущности опричной политики.

Современные историки также по разному трактуют опрични­ну. Одни из них

считают ее не случайным и кратковременным эпи­зодом, а необходимым этапом

становления самодержавия, началь­ной формой аппарата его власти. Другие

историки видят в оприч­ной политике стремление царя форсировать

централизацию, укре­пить режим личной власти, но при отсутствии

соответствующих исторических предпосылок для решения этой задачи, ее

реализа­ция могла быть осуществлена на путях насилия и террора.

При этом как-то упускается из вида тот фон, на котором развора­чивалась

трагедия опричнины, а именно: наличие в стране сословно-представительных

учреждений и широкое местное самоуправление. Выше уже было отмечено, что

сословно-представительные учреж­дения не ограничивали власть царя, но они

оставались его опорой уже тем, что не пытались оппонировать его воле. Отделяя

земщину от опричнины царь должен был быть уверен, что она ему не изме­нит, не

станет открыто или скрыто на сторону боярства. Так и случи­лось. Земщина

терпела, несла свой тяжелый налоговый крест, защи­щалась от врагов и

вторжений, выполняла свой долг в Ливонской войне, роптала, приспосабливалась,

но не изменила царю и тем са­мым подтвердила историческую целесообразность

предшествующих деяний Ивана Грозного — курса на централизацию.

Едва ли можно согласиться с трактовкой Земских Соборов 1566 г. и 1580 г. как

формальной традицией начала царствования Ивана IV и видеть в них только

демонстрацию покорности, выражение чуть ли не раболепия со стороны Земщины.

Во-первых, Земские Собо­ры еще не стали традицией, она только начинали

вырабатывать свой политический ресурс. Во-вторых, царь-самодержец мог в

условиях разворачивающего антибоярского террора не считаться с мнени­ем

Собора. И тем не менее он их собрал. Земский Собор 1566 г. при­нял решение

продолжать Ливонскую войну не только потому, что этого якобы хотел царь, но

потому, что служилое дворянство не желало терять приобретенные в ходе войны

земли, потому, что торгово-купеческие верхи городов надеялись выйти со своими

товара­ми через Балтику на европейские рынки. Не учитывать их интере­сов в

решении Собора никак нельзя.

Более того, Собор 1566 г. в лице нескольких его участников по­смел, подать

челобитную царю, где высказался против опричной системы.

Наиболее емко определил смысл опричнины историк Р.Г.Скрынников, который

рассматривает ее как результат столкновения мо­гущественной феодальной

аристократии с поднимающейся самодержавной монархией, которая опиралась на

дворянство и верхуш­ку торгово-ремесленного посада, а именно на плечах этих

сословий тогда держалось все местное управление.

С опричнины начался исторический путь царизма к самодержав­ной, т.е.

неограниченной власти монарха. Начал этот путь Иван Гроз­ный, завершил Петр

I, который высоко ценил предшественника.

В исторической перспективе вторая половина правления Ивана IV — кровавой зигзаг

самодержавной монархии, но этот зигзаг не выражает сути того

государственно-политического и социального устройства, которое сложилось в

стране в 50-е гг. XVI в.[4]

3. Политические особенности земских соборов XVI — XVIII вв.

О политических возможностях сословно-представительной мо­нархии можно судить

по совокупности тех вопросов, которые ре­шались Земскими Соборами XIV—XVII

вв. и роли земских предста­вительных учреждений и системы земского

самоуправления в пре­одолении Смутного времени и его последствий.

На Земских Соборах рассматривались и решались вопросы вой­ны и мира:

Соборы 1566 г., 1580 г. — каждый по-своему предопределил продолжение и

окончание Ливонской войны;

Собор 1632 г. — 1634 г. одобрил намерение верховной власти вернуть смоленские

земли и он же поставил точку в завершении войны за Смоленск с Речью

Посполитою;

Собор 1642 г. высказался за снятие осады ту­рецкой крепости Азов донскими

казаками, удерживавшими ее в течение пяти лет, так как сил для войны с

Турцией у России не име­лось;

Собор 1653 г. согласился принять украинский народ в состав российской державы

и объявил войну Речи Посполитой.

На Земских Соборах принимались решения об обновлении за­конодательства. Это

сделали Соборы 1549 г. и 1649 г. Результатом первого из них стал «Судебник»

1550 г., а второго — обширный, об­новленный свод «Соборное уложение», по

которому страна жила до 1832 г.

На Земских Соборах решались финансовые проблемы государ­ства— 1616г., 1619г.,

1621 г., 1628г. На этих соборах земщина давала согласие на новые налоги и

повинности, на чрезвычайные денеж­ные сборы, тем самым способствовала

преодолению последствий Смутного времени, возводила прочный фундамент под

правление первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

И наконец, авторитет Земских Соборов особенно наглядно про­явился, когда

именно их согласием ставились на престол новые монархи после того, как со

смертью Федора Ивановича (1584 —1598 гг.) пресеклась на русском престоле

династия Рюриковичей.

Земский Собор 1598 г. проголосовал за «поставление на царство» Бориса Годунова;

Собор 1613г. утвердил новую династию — Романовых.

Решение Соборов было безусловным, оспорить его никому не было дано. Иначе бы

бояре не стали затевать самозванческую инт­ригу, чтобы именем якобы

«законного» наследника убрать с пре­стола не угодного им Бориса Годунова.

Политическая сила земского самоуправления стала очевидна в самые критические

моменты в истории Российского государства. Следует иметь в виду, что

преодоление смуты стало возможным, когда земщина осознала главную грозящую

опасность первой граж­данской войны в России — потерю государственности как

таковой. Ее начальная военная самоорганизация — это первое народное ополчение,

которое сделало первые шаги по пути национально-ос­вободительной борьбы против

поляков и шведов, не оставляя борь­бы против боярского правительства в Москве.

Завершило это пра­вое дело второе народное ополчение во главе с посадским

старо­стой Кузьмой Мининым. [5]

4. Особенности утверждения абсолютизма в России.

Классовая борьба крестьян и посадского населения в значитель­ной мере

обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII

в. начался переход к абсолютизму. Абсо­лютизм — неограниченная монархия, при

которой вся политичес­кая власть принадлежит одному лицу.

Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отми­ранием средневековых

представительных учреждений, которые в период сословно-представительной

монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли

церкви в управлении государством.

Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законо­дательно-

совещательного органа в совещательный при царе. Бояр­ство, напуганное

размахом классовой борьбы, уже не противопос­тавляло себя самодержавию, не

пыталось оказывать давление на монарха или оспоривать его решения. При

Алексее Михайловиче (1645— 1676 гг.) более половины состава Думы составили

дворяне. Царь предпочитал выбирать людей умных и даровитых, возвышать по

способностям, а не только по знатности рода. Так, его любимей­ший боярин,

начальник посольского приказа А.Л.Ордин-Нащокин происходил из бедной семьи

псковских служилых людей. На засе­даниях Боярской Думы царь зачастую

присутствовал сам, руково­дил совещаниями, заранее записывал на листочке

бумаги вопросы, о которых нужно было посоветоваться с боярами. Выслушав

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты